На афише – одна из жемчужин экспозиции, работа Ильи Репина «На солнце». Репинский эскиз расстрела демонстрации, где изображен человек с поднятыми ввысь руками подле убитого юноши, — тоже мотив из «Детей солнца».
И вот уже перед нами не царь, а отец. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Балашов был признан невменяемым и направлен в лечебницу для душевнобольных. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Он покончил жизнь самоубийством, прыгнув в лестничный пролет. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Несмотря на печальную участь многих натурщиков Репина, большинство специалистов не видят в творчестве выдающегося художника ничего мистического. Репин вспоминал, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников, А. Куприн. Репин всегда охотно рисовал и писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей.
В обаянии творческой личности, в необоримости духа творчества и заложено бессмертие. Пушкин на картине, сначала юный и восторженный, становился постепенно более сосредоточенным. Только напоминает, может быть, чертами лица, но не характером образа. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Одета она в куртку, через плечо перекинут ремень. Потом совместный портрет Репин отставил и написал одну Андрееву. На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Рискованность этого занятия придавала задор молодежи, а Репина увлекла настолько, что он написал картину, сделал множество эскизов-вариантов (один из них – на стене столовой).
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Прикрепленная слева табличка оповещала о том, что Пенаты являются дачей Н. Б. Нордман. – Безусловно, такие шедевры, как «Девочка с персиками» Серова или, например, «Боярыня Морозова» Сурикова, «Богатыри» Васнецова, не должны покидать основной экспозиции. Во всей его фигуре, нарядной и элегантной, появились нотки трагизма.
Судьба творца, сама психология художественного творчества всегда занимали его. Инеотъемлемой частью женских портретов разных эпох. Это и «На солнце» Репина и «Объяснение» Маковского и «Птицелов» Перова и «Березовая роща» Куинджи. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Мы смотрим на рисунок, сделанный в 1906 году.
Один из портретов был помещен на обложке книги Воспоминания, статьи и письма из заграницы И. Е. Репина (СПб., 1901), вышедшей под редакцией Нордман. Произведение выполнено в светлых, нежных тонах. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Этот мужчина слыл в городе колдуном. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Ее вскоре сменили резные ворота с калиткой. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Однако этот успех художника дорого стоил его натурщику. Произведение «На солнце» относится именно к этому периоду жизни живописца.
Пенаты оказались на территории СССР. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Через 2 года многие из них стали жертвами первой революции. Случилось все это в год столетия со дня рождения И. Е. Репина.
«Жертв» репинской кисти настолько много, что это действительно ужасает. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Уже к осени первое озерцо наполнилось водой. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Реальное присутствие хозяина усадьбы переживают и работники музея.
Ставились лица, характеры, экспрессии — композиция обыкновенно у меня не вытанцовывалась В этой «Черноморской вольнице» я более всего работал над композицией и гармонией Оказалось — это еще мало кому чувствительно никому не требуется — относится к технике дела, технике доброго старого времени: теперь уже иначе глядят иначе работают. Так генерал-губернатор Москвы и министр Плеве погибли от рук террористов. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Работал весь день, не замечая времени. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Зимою больше времени проводили в городе. Рассматриваем картины вместе с Натальей Летниковой. Завещательница подробно расписала правила посещения будущего музея в целях его сбережения от порчи и пожара. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Так французы назвали зонтик от солнца. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Это настроение во многом отражало время, когда создавалось полотно.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас. Наиболее сырые места углубили, превратив таким образом в живописные пруды.
Считалось, что он поселился на даче г-жи Нордман. Слышали ли вы когда-нибудь о том, что существует картина Репина «Приплыли». Так в конце жизни Репин завершил триптих об излюбленных запорожцах. Картина была готова в 1880 году, а в 1881-м Писемского не стало. Все заняты.
Стасов присылает ему все, что он просит. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Дом пророс новыми стенами, а сохраненные вещи заняли привычные места. Скульптурный портрет, выполненный Репиным в Петербурге в 1902 году, был отлит в бронзе и перевезен в Пенаты. Появление на выставке каждого из этих произведений становилось событием.
В среду 18 августа Стасова снова позвали в Пенаты – познакомиться с А. М. Горьким, поселившимся недавно в Куоккале (Репин уже встречался с ним в 1899 году и даже писал портрет Нордман также присутствовала тогда в академической мастерской). Не можем лишать посетителей возможности увидеть их. Они встретились в июне 1915 года и Репин сразу оценил талант поэта.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. До конца своих дней вела уединенный образ жизни. Берег Волги.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. На ближнем плане картины кипит жизнь.
В марте 1900 года в Ниве опубликованы первые главы. В это время имя художника знала уже вся Россия. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Помещения имели не только боковой, но и верхний свет. Наши выставочные площади не позволяют показать все произведения, которые хотелось бы.
Ярким примером тому служит портрет Мусоргского. Лицо женщины напоминает лицо «Жены трудовика» на этюде, находящемся в Русском музее». В июне 1944 года война ушла из Куоккалы. Воспоминания Куприна относятся к 1905 году. Новая пьеса Горького произвела и на Репина очень большое впечатление.
Творческое отношение он ценил и мог распознать в любом виде человеческой деятельности. В 1906 году был отстроен второй этаж дома. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. «Портрет писателя Алексея Писемского» является одной из лучших работ Репина.
Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони. Познакомившись с Репиным, Наталия Борисовна не упускала случая запечатлеть его. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Пенаты – это легкое, будто летящее, слово, заимствованное у древних римлян, давно уже вошло в русский язык как обозначение родного дома – места, где человеку хорошо, где его ждут и где он никогда не будет чужим (у древних пенатами назывались боги, хранящие дом). В этом нет мистики.
В Париже купили новый фотоаппарат Кодак. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Она знала шесть языков и могла бы переводить.
Может быть, набросок остался, а Андрееву Репин начал писать на новом холсте. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, что хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Потянув за ручку, можно было пододвинуть к себе любое блюдо. Исторических материалов хватало.
Считалось, что совместный портрет Репин не закончил. Примечательно, что полотно написано Репиным левой рукой. Освещение получилось прекрасное. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Почти три десятилетия назад Репин стал известен широкой публике, увидевшей его картину Бурлаки на Волге. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Она не позировала, а работала, готовя рукопись следующей книги – романа Крест материнства. Лицо ее раскраснелось от жары, губы чуть тронула улыбка, а в глазах лучится радость.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Нордман проявляла пластины и печатала контактным способом. Сгорели и дом Юрия и все беседки в парке.
Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. В столетнюю годовщину Н. В. Гоголя он написал трагическое полотно изобразив писателя сжигающим второй том Мертвых душ (Самосожжение Гоголя, 1909). Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в Пенаты. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Желание было самое похвальное. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Картины и рисунки Репина, предметы обстановки и личные вещи провели в надежных подвалах старинного здания Академии на Васильевском острове все военные годы и всю блокаду. Но то был лишь конец повести., давшим современникам то, чего им недоставало и в чем они нуждались. Однако нелепую смерть русского хирурга Пирогова скептики так и не смогли объяснить. Остроумно и просто решена была задача осушения.
Казалось, она спит. В мае 1900 года хозяева Пенатов уехали в Париж. Усадьбу решено было восстановить. Причем это ощущение оставалось даже тогда, когда мастерская была абсолютно пустой.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Волнорезы были гладкими и ровными и при первых заморозках там катались на коньках. В жизни Нордман было достаточно метаний в поисках приложения сил. Преподавание в Академии художеств также занимало много времени. Здесь должны были присутствовать все, кто восставал против тирании, начиная с декабристов и кончая революционерами двадцатого века. В доме Ильи Ефимовича жила его дочь, Вера Ильинична.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Он изрезал картину так, что ту пришлось долго реставрировать. Одна из самых знаменитых картин Репина «Иван Грозный и его сын Иван», которую со временем все стали называть просто «Иван Грозный убивает своего сына», с начала своего создания приносила натурщикам только несчастья. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Этюд получился превосходный.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Там появились две удобные мастерские, ориентированные на юг и на север, зимняя и летняя. А в 1913 году иконописец Балашов пришел на выставку с ножом. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием.
По словам Чуковского, любимым блюдом Репина оставался картофель с подсолнечным маслом. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Репин учился снимать.
Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти. Какова его судьба сейчас — неизвестно. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Дата окончания работы – 1919 год.
На одной из картин он изобразил Нордман, сидящую в мастерской за письменным столом. В конце июня 1914-го она умерла от туберкулеза в Швейцарии, в деревне Орселино, недалеко от Локарно (теперь на стене кладбища стараниями Э. А. Фальц-Файна установлена мемориальная доска). Лицо Нордман можно разглядеть на бронзовом бюсте, стоящем в глубине комнаты.
Едва Репин закончил работу, Тютчев серьезно заболел и вскоре умер. Набросок этот показывает мастерового в жилетке с лицом мстительным и озлобленным. Использованная посуда складывалась в нижние выдвижные ящики.
Впрочем, никто и не знал тогда, что покупка сделана Репиным. На картине видны только спина женщины и мастерски выписанная спинка кресла. Создается ощущение умиротворения и спокойствия. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Ему хотелось глубины и наполненности.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Среди них и русский поэт Федор Тютчев. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Он смотрится как прямая иллюстрация к пьесе «Дети солнца», — это слесарь Егор, в котором писатель олицетворяет грозную, карающую народную силу.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В июне 1962 года состоялось открытие возрожденной репинской усадьбы. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Вскоре это очень помогло ему в работе над картиной Торжественное заседание Государственного совета (1901-1903). Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Пятый факт. Есть фотография, она относится к лету 1905 года. На самом деле все было проще. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. По свидетельству А. Замошкина, видевшего этот этюд, «он написан смело, живописно, лицо хорошо вылеплено.
Делами усадьбы занялась Российская Академия художеств, ставшая правопреемницей Императорской Академии художеств, которой когда-то были завещаны Пенаты. Репин был членом международного жюри по живописи на Всемирной выставке. Работа над государственным заказом (картина писалась в Мариинском дворце, где заседал Государственный совет) задерживала окончательный переезд Репина в загородный дом. Как и прежде, в Пенаты приходят почитатели великого художника. В то время Куоккала была финской территорией. Во времена Репина камни укрепляли цементом. Одно время занялась лепкой в училище барона Штиглица.
Первый факт. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». Закатное солнце, осветившее лицо поэта, усилило это впечатление. Заоснову взяли китайскую версиюIX века дон. Действительно не прежний: прежде я ставил типы, экспрессии, а самая картина выходила — ладно а если гармонии не было, ее и сам я уже не смел требовать от картины своей, а зритель развлечен был другим.
После написания своего портрета Репиным, 70-летний Пирогов отправился в стоматологический кабинет, где ему занесли инфекцию, от которой хирург впоследствии и скончался. Нордман готовила к публикации в журнале Нива повесть Беглянка и читала Репину только что написанное. Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию.
Но неверно говорить, что внимания заслуживают только данные работы. В эту минуту в комнату вошел Христос. Не доносчик ли. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Спустя 10 дней Мусоргский скончался.
Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Картина всем нравилась, но Репину – меньше всего. Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Однако это никак не сказалось на качестве его работ.
Именно такие настроения были продиктованы уже новым временем. Это очень интересное замечание. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
И, наконец, еще один этюд назван Репиным «Женщина-трудовик». К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Кроме того, незавидная судьба постигла и персонажей картины Репина «Торжественное заседание Государственного совета». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
На картине изображена его дочь Надежда. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Изучив на коллективном снимке повадки, жесты и положение моделей, Репин усаживал их соответственно для написания этюда, а затем фотографировал. Но самое любопытное, что в центре этой нелепой картины Стасов предлагал поместить Великого Льва и Репин с ним восторженно согласился. Там он и скончался. Часто и в Пенатах собирались чисто литературные среды.
На самом рисунке подпись печатными буквами — «Трудовик». Возможно, ведь великий художник творил много жанровых полотен. В Пенаты был перевезен и бюст Л. Н. Толстого, вылепленный Репиным в 1891 году в Ясной Поляне и очень нравившийся писателю. Судьба же решила иначе. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Она занималась врачебным делом, однако в возрасте 30 лет тяжело заболела и переехала к отцу в его усадьбу. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Наконец в 1908 году художник решился показать на выставке новую работу.
В Пенатах стояли два дома. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Так что Серов совершенно не выдаваем, – поясняет Маргарита Чижмак. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
За окном летний день. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Вегетарианство в Пенатах было то строгим, то избирательным и лишь в 1918 году, когда стало очень трудно с продуктами, пришлось перейти на смешанное питание. Для этого над домом возвели стеклянные крыши и потолки.
Репин считал сам эту картину красивой. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. Однако вегетарианство было уже довольно распространено в России. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Он идет прямо к матери. Задумав изобразить Пушкина к столетию со дня его рождения, он написал большое полотно, декоративное и эффектное.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Именно здесь Илья Ефимович и провел последние годы жизни.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Убийство свершилось. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Спутнице Репина был отпущен всего 51 год жизни. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Тогда стало известно, что репинского дома больше нет. Но открытый здесь музей уже через год пришлось эвакуировать.
Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Так ли это – судить зрителям. Горький и М. Ф. Андреева позируют Репину, который сидит у мольберта, а на холсте — угольный подготовительный рисунок: Мария Федоровна, а рядом с ней, чуть ниже, — Горький. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Кстати, сына Мясоедова звали, как и царевича, Иваном.
Картины вызывали самые разноречивые отклики, но никого не оставляли равнодушным. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Но и дома героине предстояло пережить отчуждение, непонимание окружающих их косые взгляды и слышимое за спиной слово эта (так и назвала она впоследствии переиздание повести отдельной книжкой, а чуть позже напечатала ее снова, назвав К идеалам). Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
А картина, на которой запечатлена больная пианистка Луиза де Мерси-Аржанто, так и называется «На смертном одре». На сегодняшний день картина «На солнце» находится в собрании Третьяковской галереи. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта.