Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. 26 августа 1990 года состоялось открытие дома-музея Ильи Ефимовича Репина в селе Ширяево. В настоящее время музей является филиалом Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, профессором которой Репин являлся.
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» хранит в себе коллекцию около 600 произведений знаменитых художественных мастеров. Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым. Нордман, завещала «Пенаты» Репину в пожизненное владение, а после смерти художника – в собственность Академии художеств для организации музея. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.
Программа представляет картину И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» из собрания Русского музея. Одним из таких мест является музей Репина «Пенаты», который наверняка заинтересует поклонников живописи известного художника. Посещение дома-музея Репина — только с экскурсией.
В музее хранится 1099 экспонатов, в том числе 309 живописных работ (включая более сотни подлинных произведений самого Репина), 217 рисунков, 579 мемориальных предметов. Парк является неотъемлемой частью музея-усадьбы Ильи Репина Пенаты. Юнеско музей Репина внес в списки всемирного наследия.
Здесь находится Музей-усадьба художника И. Е. Репина. Фонды музея включают в себя кроме репинских оригиналов работы известных художников репинского окружения таких как В. Серов, В. Маковский, П. Верещагин, М. Пимоненко, И. Пелевин. Жена художника, Нордман Н. Б., завещала после смерти Репина имение Императорской Академии художеств для того, чтобы в нем в дальнейшем был обустроен музей.
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Музей Репина – это уникальный комплекс, который достаточно популярен не только в России, но и за границей. Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты – популярный музей и парк в пригороде Санкт-Петербурга (Репино). Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940году, но во время ВОВ здание сгорело дотла.
Сотрудники музея Академии художеств СССР застали дом Репина в страшнейшем беспорядке: все было брошено, ценнейший архив художника валялся на полу вместе сеголичными вещами и оставшимися произведениями. После советско-финской войны территории Репино вновь отошла к СССР и здесь был организован мемориальный дом-музей Репина. За несколько месяцев до открытия музея выяснилось, что у дальних свойственников Репина находится часть мебели из петербургской квартиры художника, семейные альбомы фотографий и ряд других предметов. Музей-усадьба И. Е. Репина "Здравнево" расположена в 16-ти километрах к северу от Витебска на месте усадьбы Здравнёво, принадлежавшей художнику.
Фотографировать внутри дома-музея Репина запрещено видеосъемка также не допускается. Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940 году, но во время ВОВ здание сгорело дотла. Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга.
Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. После этого холст претерпел еще ряд изменений. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника.
Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов». Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Мусоргского, В. И. В ней по средам собирались гости. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А.
Васильева из Государственной Третьяковской галереи. Илья Репин очень точно описывает жизнь в Ширяево, не упуская ни одной мелочи. Мусоргского. Гинцбургом. Карельский перешеек стал ареной военных действий. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева».
Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных. Чехова, И. А. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Она провела поиск среди самых старых жителей села Ширяево. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Застрявшие в ней отдельные обыватели, большею частью разная мелкота, не шли в счет по сравнению с тем окружением, в котором создались и выросли Пенаты». В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов.
Для тех времен это было прямо-таки революционно. За ним гости могли общаться без помощи прислуги. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день).
Та комната из которой сейчас посетители осматривают прихожую, была малой столовой, где хозяева обедали во все дни, кроме среды. Перед каждым стоял полный прибор. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Директор музея В. А.
Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Он не мог ездить на родину.
Сеченовым, Н. И. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др.
Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений. В целом экскурсия удалась. Боткиным, И. М. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314.
Самопомощь— это девиз репинского дома. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Многие посетители становились моделями для художественных работ. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен.
В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Многие исследователи и историки пытались отыскать дом в селе Ширяево (бывший Ширяев буерак), где жил Репин. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. В парке строились деревянные домики и беседки. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. B этом особая атмосфера музея И. Е.
Особняк построен по проекту самого Репина, вот таким образом особое внимание уделено естественному освещению, при котором он писал свои картины. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки».
В результате военных действий в 1944 он выгорел дотла. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера.
Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926).
К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. По его воспоминаниям установлено, как размещались в избе художники.
И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).
На лавке у двери спал Репин, подкладывая цветную восточную ткань, привезенную для этюдов. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Картины со стен столовой художник часто менял, некоторые продавал, дарил, а на их месте появлялись новые. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Серову.
Всё это подлинные вещи конца XVIII века. В 1930 году художника не стало. Дочь художника переехала в Хельсинки. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Также в гостиной всегда стоял рояль. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств.
По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие.
Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Репина. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Художник переживал это с трудом.
В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. На противоположной стене находится портрет Б. М.
Сурикова. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Павловым, В. М. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. Менделеева, А. Г. Внешний вид её не менялся с момента постройки.
Куликов, И. И. По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Здесь в доме Алексеевых в 1870 году Илье Репину исполнилось двадцать шесть лет. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения.
Это дочери Репина. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Владелицей рояля оказалась ученица композитора. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды.
От дома остались только фундамент и остовы печей. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Музей-усадьба И. Е. Оставил большое эпистолярное наследие. Кустодиева, написанный И. С.
Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Сурикова, В. В. Толстого, М. П.
С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Так художник стал гражданином Финляндии. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов.
Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Их и не восстанавливали. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов.
На лавке у двери спал Репин, подкладывая цветную восточную ткань, привезенную для этюдов. Сварог. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели.
В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках). В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина.
В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Содержание История усадьбы И. Е. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Особых высот в живописи достиг Л. И. Кустодиев, И. В. Бунина, Н. С.
«О, музыка. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман).
Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Здесь проходили обеды по средам. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Гусев рассказывает о периоде протяженностью в пятьдесят лет, отделяющем эпоху блистательного расцвета графики в первой половине XIX века от времени ее бурного возрождения в начале XX века.
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Бродский, В. С. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты.
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Она жила в имении до 1939 года. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню).
Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Первое ее издание вышло только в 1937 году.
На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Бехтеревым. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта.
портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты». Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Владелицей рояля оказалась ученица композитора.
Здесь хорошо работалось летом. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Кони, Д. И.
В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Музей представлял собой маленький бревенчатый домик в три окна, обращенных к Волге. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б.
Среди учеников И. Е. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»). Из окна сбоку хорошо видна Волга.
Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы.
Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). За мольбертом он проводил большую часть дня. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д.
Стасова, А. К. Это портрет работы Ф. Малявина изображающий его соученицу по Академии художеств А. И. Тхоржевскую-Петрову. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ).
Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. 26 августа 1990 года состоялось открытие дома-музея Ильи Ефимовича Репина в селе Ширяево. Здесь художник написал много портретов. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. — Скоро тут останутся одни комары».
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине.
Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени. Репин был тогда в зените славы.
В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо.
Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Куинджи, Б. М. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады».
Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках., ). В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Однако музею не суждено было долго просуществовать.
Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Васильева "Барки на Волге" (1870). С 1918 – в вынужденной эмиграции в Финляндии.
Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Места за столом определялись по жребию. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Публика была самая разнообразная: сидельцы, приказчики, дворники, кухарки, горничные, фермеры и пр., от 10 лет до 60-летних. В 1922 году— входные ворота усадьбы были Репиным переделаны, но основа рисунка осталась та же. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца.
Рубинштейна, В. В. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина.
Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Толстого начал временами вегетарианствовать. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. В дом мы попадаем через прихожую.
Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Все они "показывали на домик по Советской улице". В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный.
Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»).
В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. По его воспоминаниям установлено, как размещались в избе художники.
Лескова, Л. Н. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Центральным местом экспозиции усадьбы является мемориальная часть избы, сени и комната. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек.
Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи.
Кабинет художника, его гостиная и необычная столовая — предмет гордости хозяина. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома.
Проводились такие встречи традиционно по средам. Около стола Васильева – папка и альбомчик для рисунков, копия альбома И. Е. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Вращающийся центральный круглый элемент стола с ручкой не требовал присутствия посторонней обслуги, гости могли обслужить себя сами, без помощи прислуги и даже без помощи соседа.
Сам Репин не придавал особого значения издевательским статьям в желтой прессе, а к затеям своей жены относился иронически. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе.
Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Неужели сложно предложить бахилы. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского).
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Кроме того, один из художников (Ю. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Прислуживание считалось недопустимым.
Репину всегда была близка запорожская тема. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Репино, Приморское шоссе, д. 411.
Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). В. Ф. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает».
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия.
В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Репин дружил и с учеными. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Музей был основан в предвоенном 1940 году.
Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Печь в столовой видна на многих фотографиях. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). И какие только гости не сидели за этим столом. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Андреевой в Куоккале. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Но постепенно был восстановлен и в 1962 году музей снова открыт. Здесь всегда стоял рояль.
В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Их накопилось тысячи, несколько книжных шкафов, как правило, никому не показывались и служили материалом для дальнейшей работы. За столетие его стены и постройки обветшали, многие балки и бревна прогнили. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина.
Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была.
Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок.
Фёдор Васильев устроился напротив, в переднем углу избы. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К.
Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Первый номер становился председателем круглого стола. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках.
Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий.
В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Молас.
Принимал участие в выставках общества Мир искусства. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н.
У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Открытки XIX – начала ХХ веков дают представление о Самаре, Ставрополе и Волге в Самарской губернии в то время, когда их увидели петербургские путешественники. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н.
Ге и других. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е.
Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Куликовым. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Мусоргского.
В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Глазунов, виолончелисты А. В. Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений. Великий русский художник и рисовальщик эпохи демократического реализма.
Пироговым, И. П. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов».
В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Скалона.
Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Из гостиной дверь ведёт в столовую. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914).
Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Репину помогали его ученики. Из окна сбоку хорошо видна Волга.
Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. На улицах перед музеем звучат русские народные песни, выступают солисты и хоры играют на гармони и флейте (Василий Репин был флейтист), танцуют. Менделеева и других). На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки).
какое хорошее слово вы написали я ваш. ». Андреева, Д. И. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году.
Скрябина и С. В. Сама картина в Русском музее. Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Отличалась простотой своего убранства. нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н.
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». А на расписных деревянных воротах усадьбы Репин изобразил римских богов-хранителей домашнего очага – пенатов. Многие были его моделями. Репину было тогда 76 лет. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей.
Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин.
Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. Дом открыт в сторону парка. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Илья Репин очень точно описывает жизнь в Ширяево, не упуская ни одной мелочи. Писатели зачитывали свои новые произведения.
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Он был голубой и поднимался по средам над домом.
Многие из этих вещей изображены на картинах. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Началась Великая Отечественная война. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н.
Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Дорожное зеркало, обтянутое крокодиловой кожей, французские флакончики для духов контрастируют с предметами крестьянского быта – чугунами, утюгами. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Известно, что в угловой была спальня Нордман, затем Надежды Ильиничны, средняя служила малой столовой, а в первой комнате жила прислуга. Помогал в этом Леви.
«Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). 1835 год».
Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. «Теперь это пустыня», — писал Репин. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Репина и Ф. А.
В трудные 20-е годы в парке был огород. В комнатах смотрительницы включали магнитофон и по тексту тыкали указкой то в одну, то в другую сторону. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Стасова, В. И. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П.
Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Круг общения Репина заметно сузился.
Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин. Поленов, А. И. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». У окна стоит старый деревянный сундук.
Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник.
Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Швейцара здесь не было. Все они составляют своеобразную этнографическую выставку. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет.
Стасов писал: «. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Многое изменилось после революции. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино.
В углу самодельные трости и заступ. По соседству с гостиной находится и столовая. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор.
B 1870 году передняя часть избы Алексеевых делилась на две части перегородкой, которая была восстановлена во время реставрации. Фёдор Васильев устроился напротив, в переднем углу избы. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»).