Куинджи, Б. М. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Помогал в этом Леви. Поленов, А. И. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил.
Особых высот в живописи достиг Л. И. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Многие были его моделями. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках.
Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Бунина, Н. С. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Лескова, Л. Н.
На противоположной стене находится портрет Б. М. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Места за столом определялись по жребию. Кустодиева, написанный И. С.
23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Она жила в имении до 1939 года. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года.
Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Здесь проходили обеды по средам. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н.
В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. Здесь художник написал много портретов. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников.
Ни перед кем не запиралась большая комната, всегда битком набитая и поражавшая лекторов необычным вниманием. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам.
Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов.
Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Их и не восстанавливали. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Проводились такие встречи традиционно по средам. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара.
Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь).
Здесь хорошо работалось летом. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д.
Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. Чехова, И. А. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Вода в ней отличного качества, проверено лично. Перед каждым стоял полный прибор.
В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. до своей кончины в 1930г. Так художник стал гражданином Финляндии. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др.
Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон.
Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки).
Стасова, В. И. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты.
Многие посетители становились моделями для художественных работ. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Среди учеников И. Е. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским».
Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Сеченовым, Н. И. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки».
В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек.
Скрябина и С. В. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Но если для него основную роль играли гигиенические аспекты, хорошее здоровье, то для Нордман на первом плане стояли этические и социальные мотивы.
«Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Прислуживание считалось недопустимым. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте.
Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью.
Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный».
В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Ге и других. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей.
В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита.
В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Мусоргского, В. И. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году.
Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала».
Это дочери Репина. Боткиным, И. М. Многое изменилось после революции. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
И какие только гости не сидели за этим столом. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать.
Скалона. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников.
В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Самопомощь— это девиз репинского дома. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». «О, музыка.
Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»).
В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина).
В возрождённых после войны «Пенатах» можно видеть личные вещи художника, его картины и рисунки, произведения сына – Юрия и работы других русских живописцев. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине).
Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. По соседству с гостиной находится и столовая. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения.
Дом открыт в сторону парка. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах.
Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
В углу самодельные трости и заступ. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха.
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт».
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Внешний вид её не менялся с момента постройки. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Земля, на которой разместилась усадьба, несколько раз переходила от России к Финляндии и обратно. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Он был голубой и поднимался по средам над домом.
В связи с тем, что хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством, в музее сохранились некоторые рецепты тех блюд, что подавались за знаменитым круглым столом. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Репин дружил и с учеными. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина.
Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Андреевой в Куоккале. Сама картина в Русском музее. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П.
К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Толстого, М. П. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Здесь всегда стоял рояль. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок.
Стасова, А. К. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Он покорно переносил эту тяготу и час и второй, но стоило войти ко мне в комнату какому-нибудь живописному гостю, стоило мне зажечь керосиновую висячую лампу, которая по-новому освещала присутствующих, — и Репин с тоскою оглядывался, нет ли где карандаша или пера.
Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии. Молас. В целом экскурсия удалась. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики.
Репину было тогда 76 лет. Отличалась простотой своего убранства. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Сурикова. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки).
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств.
Мусоргского. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Менделеева, А. Г.
Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Картины со стен столовой художник часто менял, некоторые продавал, дарил, а на их месте появлялись новые. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка.
Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. В трудные 20-е годы в парке был огород. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Глазунов, виолончелисты А. В. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина.
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках.
Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Музей открыт в 1962г. На репинских «средах» часто выступали известные актеры.
1835 год». Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии).
Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Куликов, И. И. Ранее на месте этой мастерской находился большой открытый балкон, на котором в 1903 году Репиным был написан автопортрет с Наталией Нордман. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми.
Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). В ней по средам собирались гости. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов.
Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Рубинштейна, В. В. Мусоргского., ).
Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Сварог. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве.
Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Многие из этих вещей изображены на картинах. Круг общения Репина заметно сузился.
Площадь украшали причудливые корни деревьев, покрытые смолой, они были особенно эффектны зимой на фоне снега. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины.
Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Дочь художника переехала в Хельсинки. В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний.
Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Бродский, В. С. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н.
Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Бехтеревым. — Скоро тут останутся одни комары». В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
Кони, Д. И. Толстого начал временами вегетарианствовать. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. В начале прошлого века сюда стремились друзья и поклонники таланта знаменитого живописца Ильи Ефимовича Репина, чтобы с ним повидаться или заказать портрет. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Репин познакомился с Горьким в 1899 году и их дружба особенно укрепилась после того, как в 1904 году Горький поселился с известной актрисой М. Ф. После этого холст претерпел еще ряд изменений. Павловым, В. М. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И.
Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина.
У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически).
В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы.
Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена.
Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Пироговым, И. П.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Репино, Приморское шоссе, д. 411. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет.
В музее на стенах этих комнат размещены большие фотографии основных произведений художника. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. Он не мог ездить на родину. Для тех времен это было прямо-таки революционно.
Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. У окна стоит старый деревянный сундук. Сурикова, В. В. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина.
Репину всегда была близка запорожская тема. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н.
Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Их автор — скульптор Илья Гинцбург.
Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Всего в «пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики. Из гостиной дверь ведёт в столовую. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни.
В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Андреева, Д. И. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году.
В 1930 году художника не стало. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский.
Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский.
Писатели зачитывали свои новые произведения. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Репину помогали его ученики. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. Также в гостиной всегда стоял рояль.
В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. «Теперь это пустыня», — писал Репин.
Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А.
Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился).
Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены.
Куликовым. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак».
Гинцбургом. Серову. Музей-усадьба И. Е.
Первое ее издание вышло только в 1937 году. Швейцара здесь не было. В парке строились деревянные домики и беседки. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года.
Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Первый номер становился председателем круглого стола. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Художник переживал это с трудом. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». В. Ф. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Менделеева и других).
С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Наталья Нордман в 1908 году составила завещание в пользу супруга, пожелав, дабы после его смерти в усадьбе был организован музей. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина.
Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Здесь организовываются культурно-массовые мероприятия, ведутся исследовательские работы, проводятся интересные экскурсии, знакомящие посетителей с жизнью и деятельностью одного из величайших русских художников. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). В дом мы попадаем через прихожую.
На втором этаже расположились комнаты с большими окнами из-за чего они становятся еще светлее и уютнее. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Неужели сложно предложить бахилы. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей.
И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом.
Кустодиев, И. В. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага.