И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Говорит портретом Репин любителям музыки Мусоргского, зависимость тоже не забудьте.
Холст, масло. 207 х 73 см. P. S. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Портрет И. С. Тургенева (1879).
Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. И. Репин. 216 x 136 см. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Среди его учеников, . Всё это выдаёт в нём целеустремленность ученого и борца, его ум, крутой нрав. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И.
И. Е. Но этот портрет всё-таки был создан. О чем мной и было им доведено. Через 11 дней после окончания работы Мусоргский умер. В. В. Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник.
Левый плохо видящий глаз чуть прищурен. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. И. Репин. Это начало самого мрачного периода в жизни композитора.
Вдруг пройти молчанием такого слона. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства.
Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами. Я попытался разрешить ее в опере». Крамской Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Среди его учеников, . Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Холст, масло.
Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве в 1879 году. Репин раскрывает поразительный контраст жизни внутренней и внешней.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Находясь под большим впечатлением от общения с Толстым, Репин писал его дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп». Художник работал над этим портретом почти 10 лет. И. Репин. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя.
Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. И. Репин. Среди его учеников, . Среди его учеников, . В 1881 году И. Репин жил в Москве. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе.
Холст, масло 251 х 160 см. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Мусоргского (1881).
«Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Государственный Русский музей (Петербург)Репина с Толстым связывали многолетние дружеские отношения. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин долгие годы дружил со Стасовым. В 1881 году у него случился приступ белой горячки. Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство.
Полотно выполнено в светлом, легком и прозрачном колорите. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни.
«Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Как это случилось. Холст, масло. Севастопольский художественный музей им. Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см.
Портрет П. М. Среди его учеников, . Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя.
П. А. 47). Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку.
Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Е. Репин и В. В. Стасов. Голенищева-Кутузова. Кропоткин так описывал внешность писателя: «Внешность Тургенева хорошо известна.
Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Это моя задача. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее.
Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Переписка с П. М. Третьяковым». 154–155).
Приветливый добрый взгляд обращён к зрителю. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Стасова (1873). Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Кажется, такая колоритная фигура должна удаваться легко, но этого почему-то не случалось. Печально есть. Многие портреты он создал по заказу П. М. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский по виду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Третьякова (1883). Тонкие длинные пальцы говорят о его тонкой натуре.
В нём он передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя. Мусорянин» (3). То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве.
Это уже восходит к чему-то божественному, возвышенному. Он его представил в халате с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головою, что-то глубоко обдумывающим. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами.
В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. Лев Николаевич Толстой босой (1901). Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений.
89 x 68 см. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин изобразил Третьякова в его обычной позе: когда он внимательно кого-то слушал, он скрещивал на груди руки. Как обычно, энергично лепя формы широким мазком, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Ах, да – анахронизмы типа Служу Советскому Союзу в 1941 году на этом фоне как-то уже просто незаметны. «Искусство», 1946, стр. А немцы – не прошел и месяц (. ) с начала войны, а у них уже сплошные украинские батальоны, воюющие на стороне немцев. Переписка с П. М. Третьяковым».
Письма». Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. Репин.
И. Репин. Репин. Портрет композитора М. П. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В этом человеке виден ум, большой жизненный опыт и грусть. Сходство черт лица и выражение поразительны. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
«Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства.
Толстой несколько раз позировал ему в саду. Характер портрета – отражение духовных исканий писателя: в то время он стремился к «опрощению», часто занимался крестьянским трудом. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. «Искусство», 1948, стр.
В его глазах горит блеск и светится живой ум и мысль о будущих работах, которые ему не удастся сочинить. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – русский хирург и учёный-анатом, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин дружил с Мусоргским и был поклонником его таланта. Портрет хирурга Н. И.
Они уже давно были знакомы через Стасова. Сходство черт лица и выражение поразительны. Его поместили в больницу. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе.
Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. И он сразу становится таким понятным, осязаемым, сразу находишь в себе силы и возможность прочитать прославленному музыканту нотации, покачать головой, пожалеть. Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта после того уже начался последний, смертельный период болезни. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок.
Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась.
В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Он восторженно отзывался о нём в своих мемуарах. КрошицкогоЭто второй портрет Тургенева кисти Репина. Это придает портрету особую глубину и драматичность. Неужели это он. Одутловатое осунувшееся лицо, характерно красный нос, неприметный неухоженный вид говорят о многолетнем пристрастии к алкоголю и создают достаточно жалкую картину. Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить». Это моя задача.
63). И. Репин. Мы знаем Мусоргского как гения музыки, повелителя мелодии. Так-то, коренник.
По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. 154–155). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. А 28 марта композитор скончался. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Ему 17 лет.
Пирогова (1881). Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи.
Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. По свидетельству Репина, Стасов был «грозою многих критиков, его боялись». Вдруг пройти молчанием такого слона. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные — сам он я и никто больше. «Искусство», 1946, стр. Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо.
Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Портрет Николая II (1896). Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Действительный член Академии художеств с 1903. То-то вот: народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью – мерещится мне он, он один цельный, большой неподкрашенный и без сусального. Ведь он не думал о смерти. Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна (1909-1915). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. И. Суриков. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни.
Мусоргского. Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». Я счастлив, что видел эту сцену. И. Репин. Холст, масло, 101 x 77 см. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни.
Холст, масло. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. создает образ большой жизненности и впечатляемости. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. На лице мягкая и какая-то чуть виноватая детская улыбка.
Е. Репин и В. В. Стасов. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Так же мы помним, что Репин в своих работах отличается исключительной жизненной правдивостью, объективностью и непосредственностью. П. М. 47).
Государственный Русский музей (Петербург)На протяжении всей своей жизни художник занимался портретной живописью. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею.
Судя по письмам Третьякова, этот портрет значительно больше нравился коллекционеру, но по каким-то причинам он его не приобрел. На этот раз Репин пытался «схватить» писателя, но, сам признавался, что «все это были неудачные потуги и из этого ничего особенного не вышло». Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. 71, 8 x 58, 5 см. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа бывших людей, где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем.
И. Репин. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Я счастлив, что видел эту сцену. Модест Петрович больше не служил.
Все, знавшие Мусоргского, «были в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Письма». Кстати интересно – ну почему каждый попаданец (просто в этой книге, наверное, чаша переполнилась) обязательно начинает детально рассказывать о том, сколько и какого хабара он взял и каковы его ТТХ.
Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Как и масса роялей в кустах (например, в виде не менее тупых, чем украинцы, немцев). Я попытался разрешить ее в опере». И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета. аль сам надорвешься.
Это моя задача. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Или – освободили колонну пленных. Стасова называли «идейным вождём» русского реализма, но он бы бескомпромиссным противником «искусства для искусства».
78 х 63 см. Я попытался разрешить ее в опере». А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. А. Г. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.
так удавались портреты творческих людей. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П.
И. Репин. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни.
И. Суриков. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни.
Композитору довелось пережить и разгромные рецензии на опережающую свое время музыку, смерть матери и смерть любимой женщины имя которой он никогда никому не называл и постоянную нужду в деньгах. Именно такимвидели Мусоргского современники, таким он представляется и сейчас – с горделивойосанкой, но тяжелым мутным взглядом, всклокоченными волосами и отекшим лицом –следами долгих лет алкогольной зависимости. Портрет В. В.
«Искусство», 1948, стр. Холст, масло, 64, 5 x 53, 4 см. Но чтоб все это было возможно и эта радость на товарища и это художественное торжество оттого, что собрат по искусству идет в гору — для этого много надо: надо самому носить внутри себя большой талант и большое сердце. Как это случилось. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического оттенка, а манеры отличались.
63). Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881.