Известно, что Репин дружил с Мусоргским и был поклонником его таланта. И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Офорт с портрета исполнен И. Е. Репиным в 1886 в связи с установкой надгробного памятника Мусоргскому в Александро-Невской лавре в Санкт Петербурге.
Знакомство И. Е. Репина и М. П. Мусоргского состоялось в самом начале 1870-х при содействии В. В. Стасова, до отъезда Репина в качестве пенсионера ИАХ за границу.
Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. Письма». «Искусство», 1946, стр. В настоящее время опера ставится преимущественно в этой редакции. так удавались портреты творческих людей. Богатой колоритностью отмечены песни Калистрат, Колыбельная Еремушки (слова Николая Некрасова), Спи-усни, крестьянский сын (из Воеводы Александра Островского), Гопак (из Гайдамаков Тараса Шевченко), Светик Савишна и Озорник (обе – на слова Мусоргского), Блоха и другие.
Ведь он не думал о смерти. Я попытался разрешить ее в опере». Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Мусоргский был одним из членов объединения «Могучая кучка». В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный изысканный, брезгливый. » — так описывал Репин несчастливую долю великого композитора.
На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Они уже давно были знакомы через Стасова. И. Суриков.
От него подобные утверждения перекочевали и в советские учебники музыкальной литературы. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Так же создавалась и опера «Борис Годунов». Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе.
По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Галерея выдающихся современников исполненная И. Е.
Переписка с П. М. Третьяковым». Печально есть. Я счастлив, что видел эту сцену.
Поразительны эти с таким мастерством написанные глаза гения с их одновременно и пристальным и каким-то отсутствующе-задумчивым выражением. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. Стасов возбуждает большой интерес художника к этому искателю музыкальной правды. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи.
И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка.
Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. В 1958году Д. Д. Шостакович выполнил ещё одну редакцию «Хованщины». Не понимаю — это страшно меня взорвало («И.
Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. На этом лице живыми остались лишь глаза.
Премьера первой оперы молодого композитора «Вильям Ратклиф» прошла в 1869 году в Мариинском театре. Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Это начало самого мрачного периода в жизни композитора.
Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. «Искусство», 1948, стр. «Спасибо Илье Ефимовичу. », – зло шутили Сатириконцы. В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.
Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. В 1881 году у него случился приступ белой горячки. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело абсолютно готовую музыку.
Но на этом трагедии не закончились. Он счастлив на родине. Только ковырни – напляшешься – если истинный художник.
Необычен и замысел этого произведения и его масштаб. Портрет написан незадолго до смерти тяжело больного композитора. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Композитору довелось пережить и разгромные рецензии на опережающую свое время музыку, смерть матери и смерть любимой женщины имя которой он никогда никому не называл и постоянную нужду в деньгах. Модест Петрович больше не служил. Среди его учеников, .
Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Мусоргский— ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие— в пристрастии к алкоголю.
Премьера на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874г. Голенищева-Кутузова. Ну, скажите, коренной Илья Ефимович, взаправду ли Европа лучше. Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
Действительный член Академии художеств с 1903. 28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. Кромсая в пьяном кураже пушкинскийтекст, композитор вставлял в либретто реплики вроде «Ай, лихонько» и«Митюх, че орешь. » — само собой, чтобы быть ближе к народу. создает образ большой жизненности и впечатляемости. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. Он учился играть на флейте, фортепиано и виолончели. Следующий крупный замысел— оперу «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина— Мусоргский довёл до конца.
Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Это моя задача.
Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. Все эти годы он писал музыку. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Сходство черт лица и выражение поразительны. Но главным для художника была жизненная правда.
Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. А Пирогов. Бородин первым ввел в романсы сюжеты русского богатырского эпоса. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства.
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Цезарь Кюи начал писать музыку в 14 лет. Однако мальчик серьезно увлекался химией, что повлияло на выбор профессии: он окончил Медико-хирургическую академию. В середине июля 1876 г. Репин возвращается в Россию.
Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. 63). Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Сходство черт лица и выражение поразительны.
В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888г. Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства».
154–155). Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. «Кавказский пленник» Кюи стал первой русской оперой в Бельгии, за музыку к «Флибустьеру» после парижской премьеры композитора наградили Командорским крестом ордена Почетного легиона Франции.
Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Только в конце ноября 1896г.
Первую сценическую редакцию «Хованщины» (в том числе инструментовку) в 1883 году выполнил Н. А. Римский-Корсаков. Репин. Мусоргского. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Вспоминаем биографии кучкистов и их произведения.
Юмор ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь» и др. ). Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.
Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
В «Могучей кучке» Балакирева считали руководителем. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке— «многие шероховатости и промахи». Любовная лирика как таковая привлекала его мало. Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить».
В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». Больничный халат, растрепанные волосы и борода не отвлекают нас от лица абсолютно больного человека.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. В 1872г. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Как обычно, энергично лепя формы широким мазком, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. В 10 лет Бородин написал польку «Hlne», а в 13 — концерт для флейты с фортепиано.
Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору). В кругу кучкистов любили и исполняли Садко. Специфическая мелодика, которая рассматривалась композитором как выразительное расширение человеческой речи и новаторская гармония, предвосхитила многие черты гармонии XX века. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась.
Все захохотали. Полотно выполнено в светлом, легком и прозрачном колорите. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет.
Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Написал Писемского – Писемский умер. Мусоргского (1839–1881) для потомков.
Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция (которая не ставилась на сцене вплоть до середины XX века), сильно отличавшаяся от господствовавших во времена Мусоргского романтических стереотипов оперного представления. Поселившись в Москве, Репин стал часто бывать у Мамонтовых, наряду с другими русскими художниками. Репин словно и не думает о том, чтобы увековечить образ М. П.
Вдруг пройти молчанием такого слона. Уволившись из «лесного ведомства», он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Жду с нетерпением.
Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела. 47). Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство. Мусоргский влечет его к себе по-прежнему.
«Борис Годунов» снова увидел свет— в редакции Н. А. Римского-Корсакова, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» по своему усмотрению. Это моя задача. Через несколько лет после этого в Европе вышла его книга «Музыка в России» — первое сочинение о русской музыке. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована.
К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Специальность Мусоргского— музыка вокальная. А 28 марта композитор скончался. А Мерси дАржанто. Стасов, теперь уже вопреки Крамскому (последний был тронут картиной), не отрицая талантливой экспрессии, с которой была написана Софья, отказывал Репину в умении правильно разрешить историческую тему.
Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, . Среди его учеников, .
Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» и «Озорник» (обе последние— на слова Мусоргского) и мн. В 1935—1937 годах в связи с реконструкцией и перепланировкой так называемого Некрополя мастеров искусств (арх. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. В том же году фирма Бессель и К издала её партитуру и клавир. Так, во время очередного запоя был задуман и воплощен один из самых значительных циклов в мировой музыке — «Картинки с выставки».
Репиным, далека от традиционного понимания репрезентативного портрета. Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо.
Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Столыпин был в то время премьер-министром и мы его ненавидели. Репин перечитывает их запоем, с удовольствием. Так-то, коренник. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета.
Мусорянин» (3). Его второе название родилось из критической статьи Владимира Стасова: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Е. Н. Сандлер и Е. К. Реймерс) площадь перед лаврой была существенно расширена и соответственно линия Тихвинского кладбища была перенесена. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. накладывает их очень легко жидко разведенной краской.
В живописи подобные поиски осуществлялись, прежде всего, в жанре портрета. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886году в Санкт-Петербурге, в зале Кононова, силами любительского Музыкально-драматического кружка.
состоялась на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные измененения, поскольку репертуарный комитет театра забраковал первую редакцию за «несценичность». Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра.
Он вернулся через три года и под влиянием руководителя «Могучей кучки» начал писать музыку с национальным славянским колоритом. Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Он заинтересован новой оперой Кюи Анджело и просит Стасова написать ему о ней. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни Детская на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием Песни и пляска смерти (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1874гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются по сути двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии. История всей жизни в одном портрете: какие тайны композитораМусоргского удалось запечатлеть РепинуИ. В 1881 году И. Репин жил в Москве.
Молодой барин Модест, едва покинув родовое гнездо и переселившись встолицу, быстро превратился в опустившегося богемного персонажа, «перекати-поле» без семьи, без постоянного заработка, без дома. Творческие установки композиторов «Могучей кучки» были близки живописцам Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого был Репин. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею.
Неужели это он. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада. А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Среди его учеников, .
В Европе с ее удивительными вещами, я чувствую себя таким же Садко. Завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). Скончался композитор 6 марта 1881. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. Гениальный композитор, автор опер «Хованщина» и «Борис Годунов», предстает как глубоко трагическая личность.
За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство.
Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. др. Е. Репин и В. В. Стасов. Конечно, с Мусоргского снято было в прежние годы несколько хороших фотографических портретов но что такое фотография в сравнении с таким созданием, как портрет, деланный рукою высокого художника.
Среди его учеников, . Репин. Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Это придает портрету особую глубину и драматичность.
Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3).
Александр Бородин получал домашнее образование. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). Прошло несколько месяцев. Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына».
аль сам надорвешься. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. М. Леоновой поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России.
Картину же отреставрировали. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузыкаТематические подборки раздела МузыкаТематические подборки раздела Музыка«Могучая кучка» русских музыкантовКружок Милия Балакирева «Новая русская музыкальная школа» появился в 1862 году. 16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Еду писать Столыпина по заказу Саратовской думы». Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу искал самые различные предлоги, чтобы отказаться.
Я попытался разрешить ее в опере». Ни Стасов, ни Мусоргский еще не знали самого для них важного: парижских работ Коренника.
Слова Стасова Репин принимает как приговор. В сказочной опере «Садко» композитор описал с помощью музыкальных приемов и фантастический мир и морскую стихию. Фирма Бессель и К в Санкт-Петербурге выпустила к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал (единственный прижизненный) портрет композитора.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Репин сказал мне: – А этот ваш Ор оказался пророком.
Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон. Его поместили в больницу. Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник. Но когда картины прибыли из-за границы, Стасов был глубоко разочарован: ему, как и Крамскому, не нравились ни Садко, ни Кафе.
Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. По желанию отца он стал военным, но продолжал создавать музыкальные произведения. Надо сказать с глубокою благодарностью: всем этим он был обязан доктору Л. Б. Бертенсону, который относился к нему не только как к пациенту вообще, но еще как к приятелю, другу, к человеку с историческим значением.
Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Как это случилось.
Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877 слова Голенищева-Кутузова «Трепак»— картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребёнка ит. д. ). Он был дирижером симфонических оркестров и оперных спектаклей.