Офорт с портрета исполнен И. Е. Репиным в 1886 в связи с установкой надгробного памятника Мусоргскому в Александро-Невской лавре в Санкт Петербурге. И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора.
Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Я счастлив, что видел эту сцену. «Искусство», 1946, стр. Композитор Модест Петрович МусоргскийСложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю.
После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. Это придает портрету особую глубину и драматичность. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. аль сам надорвешься. » Крамской, правда, тоже умел передавать » задумчиво глядящие» глаза. Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить».
так удавались портреты творческих людей. И. Суриков. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею.
И. Репин. Последствия алкоголизма оказались фатальными: цирроз печени, болезнь сердца и воспаление спинного мозга. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку.
Это уже восходит к чему-то божественному, возвышенному. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Я попытался разрешить ее в опере».
Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Среди его учеников, . Или – освободили колонну пленных. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр.
Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
И если приблизится к картине, то можно заметить, что форма лица, линия одежды выполнена широким мазком. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни.
В этих своих качествах портрет Мусоргского, написанный в самом начале 1880-х годов, значительно опередил (как то было в предшествующее десятилетие с Бурлаками) современное ему состояние русской живописи, предвосхищая то, что ближе к концу десятилетия появилось в ранних портретах Валентина Серова и Константина Коровина. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана.
Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) » гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е.
Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский по виду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881Картина была написана за несколько дней до смерти композитора. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Так-то, коренник.
Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник. А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. Сходство черт лица и выражение поразительны. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. Я попытался разрешить ее в опере».
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. То-то вот: народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью – мерещится мне он, он один цельный, большой неподкрашенный и без сусального.
Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Полотно выполнено в светлом, легком и прозрачном колорите. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3).
Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Я и чую, в которую сторону толкать надо и везу, тяну свой гуж и возницы не надо, а ну как препятствие: гуж-то оборвется, ась. Он его представил в халате с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головою, что-то глубоко обдумывающим.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета.
P. S. Его поместили в больницу. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Среди его учеников, . При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление.
Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. Больничный халат, растрепанные волосы и борода не отвлекают нас от лица абсолютно больного человека. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Как это случилось. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. Однако перед нами все равно предстает сильная личность, которая может гордиться тем что его жизнь прожита не зря.
Ведь он не думал о смерти. 63). Они уже давно были знакомы через Стасова.
Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. «Искусство», 1948, стр. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины.
Модест Петрович больше не служил. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Голенищева-Кутузова.
Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи.
Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Это моя задача. Репин раскрывает поразительный контраст жизни внутренней и внешней.
Среди его учеников, . А немцы – не прошел и месяц (. ) с начала войны, а у них уже сплошные украинские батальоны, воюющие на стороне немцев. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В 1881 году И. Репин жил в Москве. Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал.
Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя.
Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. 47). Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881Картина была написана за несколько дней до смерти композитора.
«Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа » бывших людей», где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Я попытался разрешить ее в опере». Это моя задача. Как и масса роялей в кустах (например, в виде не менее тупых, чем украинцы, немцев). В 1881 году у него случился приступ белой горячки. Е. Репин и В. В. Стасов.
Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». А 28 марта композитор скончался. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881.
Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза.
Переписка с П. М. Третьяковым». В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин.
Неужели это он. 154–155). Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот.
Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. Мы знаем Мусоргского как гения музыки, повелителя мелодии. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Репин. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Оттого-то и портрет вышел у него таков, что без волнения и радости не взглянет на него никто из тех, у кого есть истинное художественное чувство в душе. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. О чем мной и было им доведено. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал.
Письма». Репин. Среди его учеников, . Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Вдруг пройти молчанием такого слона.
Мусорянин» (3). Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Ему 17 лет.
Неужели это он. Большой театр, 1912Интересы Мусоргского одной музыкой не ограничивались – он увлекался философией историей, литературой. Печально есть. Репин смог не только фотографически точно и реалистично запечатлеть внешние черты позирующего, но и передать саму суть его характера.
В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Это моя задача.
создает образ большой жизненности и впечатляемости. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова.
За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Мусоргского.
Кстати интересно – ну почему каждый попаданец (просто в этой книге, наверное, чаша переполнилась) обязательно начинает детально рассказывать о том, сколько и какого хабара он взял и каковы его ТТХ. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Действительный член Академии художеств с 1903. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого».