Портреты Мусоргского делались не часто. Все портреты Мусоргского показывают его изменение от безукоризненного офицера и светского человека до личности, которая пришла к упадку сил. Портреты Мусоргского, как правило, отражают только внешнее, нам же интересен его внутренний мир, который позволил создать ему великие музыкальные произведения. От этого времени портреты Мусоргского не сохранились.
Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге в 1881 г. Там за несколько дней до его смертихудожник И. Репиннаписал единственный прижизненный портрет композитора.
Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело абсолютно готовую музыку. Любовная лирика как таковая привлекала его мало15. Особенно это касалось опер, где использовались многие фольклорные традиции. Это 1856 год.
Между 1869 и 1874 годами работает над различными редакциями "Бориса Годунова". др. Стасова в картине сыграл Н. Черкасов, а певицу Платонову – Л. Орлова. В 1856 году Мусоргский был произведён в прапорщики Преображенского гвардейского полка. В том же году фирма Бессель и К издала её партитуру и клавир. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874.
Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. Среди его учеников, . Их международному признанию способствовало восхищённое отношение Дебюсси, Равеля, Стравинского, членов так называемой «Шестёрки», а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева, который впервые за границей поставил оперы в начале XX века в рамках своих «Русских сезонов» (в Париже). Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», - писал он. Хованскийпользовался популярностью стрельцов, они даже называли его «батей». К середине 60-х гг.
в Русской частной опере Мамонтова (на сцене Театра Солодовникова, с участием Ф. И. Шаляпина). Произведения Мусоргского оказали громадное влияние на все последующие поколения композиторов. Письма пестрят яркими (иногда с использованием обсценной лексики) стилистическими характеристиками современных музыкантов, критическими замечаниями по поводу музыкальных сочинений разных эпох и стилей. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель – пианист и композитор вскоре Мусоргский познакомился с М. А. Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки») и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими). Одновременно брал уроки у пианиста Ант.
До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. Своей целью участники кружка ставили воплощение русской национальной идеи в музыке. С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю и единственным – кроме вокальных циклов – крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874 широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В. А. Гартмана. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886году в Санкт-Петербурге, в зале Кононова, силами любительского Музыкально-драматического кружка. В 1856 возник замысел (не осуществлен) оперы "Ган Исландец" (по В. Гюго).
«Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1874гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются по сути двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии. Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). В 1968 в деревне Наумове (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович.
Так родился удивительный прецедент в истории оперы – две редакции, а по смыслу – две оперы на один сюжет. Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке— «многие шероховатости и промахи».
Римский-Корсаков, бок о бок, с которым Мусоргский в это время жил и трудился, полагал, что театральная дирекция попросту была поставлена в тупик «новизною музыки» (точно так же когда-то современников Пушкина поставила в тупик «новизна текста»). Уже в сочинениях конца 50-х – начала 60-х гг. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Пушкина, а подлинность событий сверялась с «Историей государства Российского» Н. М. Прошедшее в настоящем – вот моя задача, – писал он Стасову. Модест Петрович Мусоргский появился на свет 9 марта 1839 года.
в Русской частной опере Мамонтова (на сцене Театра Солодовникова, с участием Ф. И. Шаляпина). Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить». В 1863 году, находясь на службе в Лесном департаменте, становится членом "Могучей кучки". С 1849 постоянно жил в Петербурге. Специальность Мусоргского— музыка вокальная. Над этой оперой композитор работал одновременно с переделкой оперы «Борис Годунов».
Репин и написал известный портрет композитора). Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». Все Мусоргские служили «по военной части» и в 1849 году Модеста и его брата Филарета отдали в Петропавловскую школу в Петербурге. Между 1869 и 1874 годами работает над различными редакциями «Бориса Годунова». В 1856 возник замысел (не осуществлен) оперы Ган Исландец (по В. Гюго).
Мусоргский не занимался музыкальной критикой (как Кюи) и музыковедением (как Одоевский). После неё «Прогулка» в первый раз звучит в миноре, но вскоре её уже сменяет лёгкий «Балет невылупившихся птенцов». А у меня отдыхом становится обдумывание крупных созданий. Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877 слова Голенищева-Кутузова «Трепак»— картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка ит. д. ). В конце ноября 1896 г. она же была поставлена в Петербурге на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Первые попытки написать оперы остались незавершенными – это и «Саламбо» по Г. Флоберу и «Женитьба» по Н. В.
Критического издания писем Мусоргского нет. Музыкальным руководителем фактически являлся М. Балакирев. Он почитал их жизненно-необходимыми не только для «творца», но и для всякого русского человека. В событиях 1682 г. Пётр участия принимать не мог ввиду своего малолетства.
Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Старообрядцы при помощиХованского и Софьи надеялись вернуть Русь к «старой вере». окончательные материалы были представлены композитором в дирекцию Императорских театров.
репертуарный комитет, состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал оперу без объяснения причин9 по сообщению Э. Направника (который был членом комитета), причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женского элемента»10. За балетом следует миниатюра «Два еврея, богатый и бедный», затем – «Лимож. За 8 лет репертуарной жизни опера была показана всего лишь 15 раз.
С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. В 1852 издается первое сочинение Мусоргского – полька Подпрапорщик для фортепьяно. А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь.
Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867 более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе) сцены из двух опер – «большой» романтической оперы Саламбо по Флоберу (1863 – 1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868). 19 века, а в 70-х гг. Действительный член Академии художеств с 1903. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. Характерной чертой его позднего пианизма была вольная и гармонически смелая импровизация.
Но его детское сознание не умеет примирить это первое в жизни «противоречие». Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. ) – "Светик Савишна", "Калистрат", "Колыбельная Ерёмушке", "Спи, усни, крестьянский сын", "Сиротка", "Семинарист" и др., которые, являясь "этюдами" к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» (на стихи самого Мусоргского искусно стилизовавшего народный пятисложник) и мн. К середине 60-х гг. В 1852 издается первое сочинение Мусоргского – полька "Подпрапорщик" для фортепьяно.
Сюжет этой «народной музыкальной драмы» отчасти подсказал композитору В. В. Стасов идеолог «Могучей кучки», которому композитор и посвятил своё произведение. Живёт у разных друзей, в 1874 – у графа Голенищева-Кутузова (автора стихотворений, положенных Мусоргским на музыку, например, в цикле "Песни и пляски смерти"). Она расправилась с ним, казнив его и его сына. Мусоргский не занимался музыкальной критикой (как Кюи) и музыковедением (как Одоевский). После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо».
В 1863 году, находясь на службе в Лесном департаменте, становится членом «Могучей кучки». Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов, в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от «натуральной» школы, доминировавшей в литературе того времени). В 1879 году совершает очень удачное турне совместно с певицей Дарьей Леоновой. «В углу», – сценка между рассерженной няней и наказанным ребёнком. Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877 слова Голенищева-Кутузова «Трепак»— картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка ит. д. ). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. Опера «Борис Годунов» была поставлена в 1888 г. на сцене московского Большого театра.
Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику абсолютно исчезает и остаются только образы универсального значения. Опера «Борис Годунов» была поставлена в 1888 г. на сцене московского Большого театра. О новаторском характере своей музыки М. П. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли.
На профессиональной оперной сцене «Хованщина» была поставлена впервые в 1897г. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. В 1872 году Мусоргский начинает работать над «Хованщиной». Балакирев, уже серьёзно начавший заниматься с Мусоргским композицией и вводивший его во многие петербургские дома, вспоминал, что дам он «просто сводил с ума». То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве.
Необычен и замысел этого произведения и его масштаб. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору). Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. В 1881 году И. Репин жил в Москве. Она была начата в 1872 г. Либретто также написал он сам.
Мусоргского, появлением нервного расстройства и алкогольной зависимости. Среди его учеников, . В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний».
Пока композитор ещё не подступается к крупной форме, которая принесёт ему славу. Необычен и замысел этого произведения и его масштаб. В 1863 году, находясь на службе в Лесном департаменте, становится членом Могучей кучки. Она сменяется «Избушкой на курьих ножках», а завершают цикл «Богатырские ворота» (эта пьеса написана по гартмановскому эскизу ворот Киева).
Мусоргский неоднократно упоминал в письмах. Премьера «Хованщины» состоялась лишь 9 февраля 1886 года. В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова Без солнца (1874), Песни и пляски смерти (1875-77), а также Детская (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепьянный цикл Картинки с выставки (1874). Импульсивность, которая была ему свойственна, заставляла его начинать новые произведения, не доводя их до конца.
Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой – Хованщиной, которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами). В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки. Любовная лирика как таковая привлекала его мало. В 1881 году у него случился приступ белой горячки. Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. Репин. Такому решению немало способствовало знакомство с М. А.
Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь. Юмор ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь» и др. ). Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору).
Это придает портрету особую глубину и драматичность. А 28 марта композитор скончался. До такой степени я становлюсь строгим к себе, – пишет Мусоргский Стасову, – умозрительно и чем строже становлюсь, тем делаюсь беспутнее.
Неужели это он. И каких сочных, славных». Проявления «нервной болезни» сочетаются с пристрастием к алкоголю. Сочинять он начал на собственные тексты и не случайно, закончив тогда же первый номер цикла, «С няней», Мусоргский сделал знаменательное посвящение «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в 1874 г. на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения. В исторических сюжетах искал ответы на современные вопросы и М. Мусоргский.
Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни Детская на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием Песни и пляска смерти (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях. В 1879 году совершает очень удачное турне совместно с певицей Дарьей Леоновой. Ведь он не думал о смерти.
В заглавной партии выступил И. А. Эпистолярия Мусоргского была издана в советское время неоднократно, неизменно с купюрами. Верещагин создавал правдивые картины, посвящённые русско-японской войне, а в «Апофеозе войны» посвятил всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего пирамиду из черепов великий портретист Репин обращался также к пейзажной и исторической живописи. Понимая неизбежность конца «Старой Руси», Мусоргский понимал и то, что реформы Петра не облегчили участь народа. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Композитор много работает, премьера первой оперы делает его знаменитым, но другие работы не находят понимания даже у кучкистов. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович.
Следующий крупный замысел— оперу «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина— Мусоргский довёл до конца. Великолепен в заглавной роли А. Ф. За год работа была завершена и представлена на суд дирекции императорских театров.
Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Решающее воздействие на художеств, развитие Мусоргского оказало знакомство (1856-57) с Д. С. Даргомыжским, М. Д. Балакиревым (под руководством последнего ММусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. Годы, когда появился замысел "Бориса Годунова" и когда создавалась эта опера, – основополагающие для русской культуры.
Л. Яначек. Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. др.
Репин. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Музыка к «Саламбо» полностью войдет в состав единственной законченной композитором оперы – «Бориса Годунова». Опера имела большой успех, но настоящая её слава была ещё за горами. Именно такимвидели Мусоргского современники, таким он представляется и сейчас – с горделивойосанкой, но тяжелым мутным взглядом, всклокоченными волосами и отекшим лицом –следами долгих лет алкогольной зависимости.
В октябре 1870г. Затем (предварённый неизменной «Прогулкой») звучит «Тюильрийский сад» – короткий, лаконичный дивертисмент. Любовная лирика как таковая привлекала его мало. (хоровые произведения, в т. ч. хор из музыки к трагедии Царь Эдип Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (модализмы, линеарность, нестандартная аккордика, в том числе, квартаккорды), ритмике (сложные, «неквадратные» метры, оригинальные ритмоформулы), форме наконец, в разработке сюжетов, главным образом из русской жизни.
Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована. накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Как не удалось закончить и «Сорочинскую ярмарку», лирико-комедийную оперу по повести Гоголя. Большое влияние вокально-декламационного стиля Мусоргского испытал Ф. Пуленк26.
Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). 10 февраля 1871г. После его смерти над оперой пришлось немало потрудиться Римскому-Корсакову. Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. В Петербурге, находясь в постоянном денежном затруднении, живет у разных знакомых. состоялась на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные измененения, поскольку репертуарный комитет театра забраковал первую редакцию за «несценичность». 19 века, а в 70-х гг.
Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Чернозёмная сила проявится, когда до самого днища ковырнёшь. Это было необычно для светского музыканта тех лет. Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в 1874 г. на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения. Только в 1874 году зрители, наконец, увидели новую версию оперы (в четырёх актах и девяти картинах).
История всей жизни в одном портрете: какие тайны композитораМусоргского удалось запечатлеть РепинуИ. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С. Он проводит несколько лет в имении брата.
занимал пост младшего столоначальника), он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Сочинения Мусоргского оркестровали Э. В. Денисов, Н. С. Корндорф, Е. Ф. Светланов, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин и другие известные композиторы. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы.
В 1872г. Так-то, коренник. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. В октябре 1870г. Сын помещика.
А в следующей за ним пьесе «Быдло» изображён ход повозки на разбитых колёсах, приводимой в движение волами. Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Но жалобные всхлипывающие интонации, ярко выраженные в музыке, («Я ничего не сделал, нянюшка») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду и свою вину. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Эти эмоции находили свое выражение в фортепианных импровизациях. Борисов. Он хорош собою, офицерский мундир ему к лицу, его манеры самые светские, по-французски он говорит безукоризненно (как известно, последнее почиталось необходимым для «комильфотного» человека).
Первую сценическую редакцию «Хованщины» (в том числе инструментовку) в 1883 году выполнил Н. А. Римский-Корсаков. Свой фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргский написал в мае июне 1874 года под впечатлением от по смертной выставки архитектора и художника, основоположника «русского стиля» в архитектуре В. А. Гартмана, бывшего добрым приятелем композитора. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888г. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе навык их критической оценки.
В эту пору Мусоргский ещё совсем не похож на свой репинский портрет 1881 года. В группе происходит раскол. Гоголю.
Решающее воздействие на художеств, развитие Мусоргского оказало знакомство (1856-57) с Д. С. Даргомыжским, М. Д. Балакиревым (под руководством последнего ММусоргский начал серьёзно заниматься композицией), В. В. Стасовым. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе русского традиционного уклада. Верещагин создавал правдивые картины, посвящённые русско-японской войне, а в Апофеозе войны посвятил всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего пирамиду из черепов великий портретист Репин обращался также к пейзажной и исторической живописи. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году.
В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-67), лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля (1868 – 80). Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских Картинках с выставки, которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Оркестровку «Хованщины» блистательно выполнил Римский-Корсаков, а «Сорочинскую ярмарку» завершили Ц. А. Кюи и А. К Лядов.
Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина»— на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Сын помещика. Здесь, в атмосфере, казалось бы, не слишком располагающей к какой бы то ни было «художественной активности», состоялась знаковая для молодого офицера встреча. контроля.
Но в либретто Мусоргского смешаны события1682и1689 гг. Они уже давно были знакомы через Стасова. Несмотря на это, Мариинский театр повторно отверг оперу. В 1863-65 работал над оперой "Саламбо" (по роману Г. Флобера, не окончена). Только в конце ноября 1896г.
В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Необычен и замысел этого произведения и его масштаб. В 1858 вышел в отставку. В 1958году Д. Д. Шостакович выполнил ещё одну редакцию «Хованщины». К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом».
Премьера на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874г. На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка. Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются, по сути, двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии. В задумчивой печали одутловатого от болезни лица заключено богатое содержание и глубокая человечность. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой».
В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Идейным вдохновителем кружка был художественный критик и литератор В. Стасов. В 1863-65 работал над оперой Саламбо (по роману Г. Флобера, не окончена). Благодаря поддержке оперной труппы Мариинского театра, в частности, певицы Ю. Ф. В послевоенное десятилетие было снято несколько фильмов о великих русских композиторах, этот можно назвать самым удачным.
Музыкальный кружок «Могучая кучка» возник в то время, когда в России наблюдался повышенный интерес ко всему народному в связи с революционным настроением, которое охватило к тому времени умы русской интеллигенции и которое закончилось цареубийством в 1881 г. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русское народное творчество (фольклор)и русское церковное пение, а затем в своих произведениях реализовывали свои изыскания. Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877 слова Голенищева-Кутузова «Трепак»— картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребёнка ит. д. ). В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М. Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения. О. Мессиан. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Хотя, разумеется, даже и мысли о том, что их «Модя» станет профессиональным музыкантом, родители допустить не могли.
Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» и «Озорник» (обе последние— на слова Мусоргского) и мн. Фирма Бессель и К в Санкт-Петербурге выпустила к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. Пионером такой деятельности стал русский источниковед П. А. Ламм, в 1930-х годах издавший клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», а также вокальные и фортепианные сочинения композитора— все в авторской редакции. Среди его учеников, .
Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. «Борис Годунов» снова увидел свет— в редакции Н. А. Римского-Корсакова, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» по своему усмотрению. И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета. Члены кружка были разными по возрасту и по роду деятельности (самым старшим был А. Бородин, к тому времени уже выдающийся учёный-химик). И в 1871 году Мусоргскому приходится перерабатывать своё «забракованное» Дирекцией императорских театров детище.
Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). Либретто всех своих произведений большой формы он писал сам, текст «Годунова» опирался на трагедию А. С. Живёт у разных друзей, в 1874 — у графа Голенищева-Кутузова (автора стихотворений, положенных Мусоргским на музыку, например, в цикле «Песни и пляски смерти»).
занимал пост младшего столоначальника), он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. На фотографии слева – офицер лейб-гвардии. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой "Хованщина" (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой "Сорочинская ярмарка" (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). Но уже в эти годы создаёт он свои лучшие «вокальные сценки» – «Светик Савишна», «Колыбельная Ерёмушке» (на слова Н. А. Некрасова), «Гопак» (на слова Т. Г. Шевченко). Он был тонко чувствующим, великодушным, но глубоко одиноким человеком.
(хоровые произведения, в т. ч. хор из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла: оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. Уволившись из «лесного ведомства» (где с 1872г. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Печально есть.
Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются, по сути, двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии19. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». Уволившись из «лесного ведомства», он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. А уже вскоре он стал вхож в дом А. С. Даргомыжского, чья слава гремела тогда по всей России (его знаменитая опера «Русалка» была с успехом поставлена в Мариинском театре в 1856 году).
Быть таким талантом, каким был Мусоргский (талант этот признавали все, хотя бы и не разделявшие тенденций покойного) иметь все данные стоять высоко и жить – и вместо того умереть в больнице, среди чужого люда. Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Юмор ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь»16 и др. ). Но дальнейшие разногласия между Софьей и Хованским привели к их вражде.
Особенно новаторской для своего времени оказалась первая редакция (которая не ставилась на сцене вплоть до середины XX века), сильно отличавшаяся от господствовавших во времена Мусоргского романтических стереотипов оперного представления. Мусоргского.
Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело абсолютно готовую музыку. От него подобные утверждения перекочевали и в советские учебники музыкальной литературы. А. Герке. Уволившись из «лесного ведомства» (где с 1872г.
Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал – народный бунт («Под Кромами»), а также во многом изменить и другие сцены. Модест Петрович больше не служил. Годы, когда появился замысел «Бориса Годунова» и когда создавалась эта опера, — основополагающие для русской культуры. Всё это сильно замедляло творческий процесс. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 музыкальных зарисовок и интермедии «Прогулка», был создан русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским в период с 2 по 22 июня 1874, однако идея его создания возникла раньше – весной того же года. В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана. Завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях.
Рынок», «Катакомбы» и «С мёртвыми на мёртвом языке». Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику абсолютно исчезает и остаются только образы универсального значения.
так-то всё у меня в перекувырку идёт – сущая беспутность". 1872). "Прошедшее в настоящем – вот моя задача", – писал он Стасову. Сын помещика.
Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский. Но после февраля 1861 года обстоятельства изменились. Сюжет её прост: няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. Ему 17 лет.
имуществ, а после – в Ревизионную комиссию Гос. Родовым гнездом ему стало имение в Псковской области, где он жил до 10 лет. от сонатности), а также его мелодика – естественная, творимая говором, т. е. вырастающая из характеристических интонаций русской речи, песни и обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного персонажа. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе русского традиционного уклада.
С 1876 (а по некоторым данным – раньше) он принялся также за комическую оперу Сорочинская ярмарка по Гоголю, которую писал урывками. Учился в Петропавловской школе, в 1852- 56 в Школе гвардейских подпрапорщиков. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.
Одновременно брал уроки у пианиста Ант. Отмена крепостного права самым печальным образом сказалась на состоянии дворянских гнёзд. О. Мессиан. Модест Петрович был гением.
Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Портрет Мусоргского писан в Петербурге, в феврале 1881 года, в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале, где тот находился. Знаменитый передвижник И. Н. Крамской так отзывался о Гартмане и особенностях его дарования: «Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. Смелым экспериментом в области оперы явилась его Женитьба (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена).
Воодушевления от этой поездки, увы, хватило ненадолго. Мусоргский выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). В это же время юный Мусоргский написал своё первое произведение – польку «Подпрапорщик». Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство.
Мусоргский писал «Хованщину» почти десять лет, до самой смерти, то оставляя её, то вновь лихорадочно бросаясь к ней. С 1857 года Мусоргский пишет песни и романсы, большинство из которых – на народные темы. Богатой колоритностью отмечены песни Калистрат, Колыбельная Еремушки (слова Николая Некрасова), Спи-усни, крестьянский сын (из Воеводы Александра Островского), Гопак (из Гайдамаков Тараса Шевченко), Светик Савишна и Озорник (обе – на слова Мусоргского), Блоха и другие. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Уже в сочинениях конца 50-х – начала 60-х гг.
Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских "Картинках с выставки", которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста. Эпистолярия Мусоргского была издана в советское время неоднократно, неизменно с купюрами. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой Хованщина (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, 1872-80, не инструментована) и одновременно над лирико-комедийной оперой Сорочинская ярмарка (по повести Н. В. Гоголя, не окончена).
Родился 9 (21) марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. В дальнейшем власть перешла к Петру (Петр Великий). На мелкие вещи настроения нет впрочем сочинение маленьких пьес есть отдых при обдумывании крупных созданий. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке— «многие шероховатости и промахи». Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. От «Гнома» «Прогулка» приводит нас к «Старому замку», навеянному композитору акварелью со старинным итальянским замком.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. 1872). Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору)1718. Эта роль была отмечена Государственной премией СССР. «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. так удавались портреты творческих людей. Голенищева-Кутузова.
Ещё до премьеры, в январе того же года петербургский нотоиздатель В. В. Бессель опубликовал оперу (в клавире). В 1968 в деревне Наумове (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. В 70-х гг. Мусорянин» (3). Среди его учеников, . Не секрет, что многие из представителей «привилегированного сословия» были напрочь лишены практической жилки (и даже полагали её чем-то «неприличным» для себя) и в новой ситуации растерялись.
Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке»11, усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие— в пристрастии к алкоголю. «. Годы, когда появился замысел "Бориса Годунова" и когда создавалась эта опера, – основополагающие для русской культуры. 2-я половина 1870-х, время после распада «Могучей кучки», совпала с творческим и личностным кризисом М. П. Балакиревым, обучившим его основам композиции.
Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина»— на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). В 1858 вышел в отставку. Ещё до премьеры, в январе того же года петербургский нотоиздатель В. В. Бессель опубликовал оперу (в клавире). создает образ большой жизненности и впечатляемости. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой».
Довольно скоро Мусоргский понял, что музыка перестала быть для него просто «отдыхом для души». Им Мусоргский «проиллюстрировал» эскизы костюмов, сделанные Гартманом для балета Ю. Г. Гербера «Трильби». аль сам надорвешься.
Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. Мусоргский Модест Петрович (1839- 81)- русский композитор. Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство. Своим главным сочинением Мусоргский начинает заниматься в 1868 году.
За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие— в пристрастии к алкоголю. Под руководством матери он рано начал играть на фортепиано.
Юмор ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь» и др. ). Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). Несомненное дарование сына радовало не только мать, но и отца. В 70-х гг. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал (единственный прижизненный) портрет композитора.
В конце ноября 1896 г. она же была поставлена в Петербурге на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Увы, закончить оперу ему не удалось. В 1879 совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М. Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения. Мусоргский— ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Петербурге, в зале Кононова24, силами любительского Музыкально-драматического кружка.
На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). В. В. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка.
Но гением русским – с хандрой, нервным истощением и поиском успокоения на дне бутылки. Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров опера была поставлена лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. – с такими течениями русской мысли, как народничество и др.
Леоновой, талантливой певицей и другом композитора. Большой вокальный цикл, посвящённый детям, Мусоргский задумал весной 1868 года. Лишь в 1908 году, прозвучав в Париже во время «Русских сезонов» Дягилева, «Борис Годунов» покорил Европу, а затем и весь мир. Очень смелый гармонизатор, автор гениальных подражаний народным песням, как сольным, так и хоровым, одарённый необыкновенным чувством сценической музыки, последовательно внедрявший идею театра, далёкого от условно-развлекательных схем, от сюжетов, дорогих европейской мелодраме (в основном любовных), композитор придал историческому жанру жизненность, скульптурную чёткость, обжигающую пламенность и такую глубину и визионерскую ясность, что всякий намёк на риторику абсолютно исчезает и остаются только образы универсального значения. Специальность Мусоргского— музыка вокальная. Карамзина.
Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке— «многие шероховатости и промахи». В XX веке композиторы продолжали обрабатывать музыку Мусоргского, в большей или меньшей степени внося в неё элементы собственного стиля, своё «индивидуальное прочтение». Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи.
Некоторые из композиторских редакций театральной, фортепианной, вокальной музыки (Д. Д. Шостаковича, М. Равеля, В. Я. Шебалина, И. Маркевича, Э. В. Денисова и многих др. ) стали вполне репертуарными. – Сколько свежих, не тронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько. В сюжетах из отечественного прошлого он искал ответы на современные вопросы.
«Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Мусоргский— ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.
др. Что касается музыки, то самым характерным в это время явлением была «Могучая кучка», которая поставила своей целью повысить значение национальной школы используя народные предания для создания романтизированной картины прошлого. Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда.
Смелым экспериментом в области оперы явилась его "Женитьба" (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена). Окончив школу в 1856 году, Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку (в эти годы познакомился с А. С. Даргомыжским), потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.
Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П. А. Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным). Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Из этой двойственности и родился замысел оперы. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. С 1849 постоянно жил в Петербурге.
Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. В день, когда его за неуплату выставили со съемной квартиры, с ним случился удар. Его поместили в больницу. Мельников, один из выдающихся вокалистов своего времени.
В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Ситуация складывалась неоднозначной – многие отрывки из «Бориса Годунова» уже исполнялись певцами на концертах, публика хорошо принимала эту музыку, а театральное руководство оставалось безучастным. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения.
В 1879 году совершает очень удачное турне совместно с певицей Дарьей Леоновой. Обильный материал для творчества давали Мусоргскому поездки по России. Письма пестрят яркими (иногда с использованием обсценной лексики) стилистическими характеристиками современных музыкантов, критическими замечаниями по поводу музыкальных сочинений разных эпох и стилей. Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо.
Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Уже после его смерти над ними работали «друзья и соратники» Мусоргского. В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875-77), а также "Детская" (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А. К. Толстого (1877), фортепьянный цикл "Картинки с выставки" (1874). Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, «эмпирическая» гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада. Следующий крупный замысел— оперу «Борис Годунов» по одноимённой трагедии А. С. Пушкина— Мусоргский довёл до конца.
Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Мусоргский Модест Петрович (1839- 81)- русский композитор. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. Биографический фильм о гении только один – «Мусоргский» Г. Рошаля, выпущенный в 1950 году. окончательные материалы были представлены композитором в дирекцию Императорских театров.
Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 – в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 – в Лесном департаменте и Государственном контроле). Специальность Мусоргского— музыка вокальная. Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие— в пристрастии к алкоголю. В 1852 году, не окончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, где благодаря законоучителю отцу Крупскому «глубоко проник в самую суть» греческой, католической и протестантской церковной музыки. При этом в эпистолярии (сохранилось около 270 писем) он проявляет себя как незаурядный и изобретательный литератор (показательны многочисленные неологизмы, в том числе с использованием славянизмов), отлично владеющий риторическими приёмами. Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). Между 1869 и 1874 годами работает над различными редакциями Бориса Годунова.
Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-67), лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля (1868 – 80). В действительности не только инструментовка, но и весь стиль Мусоргского не укладывались в прокрустово ложе романтической музыкальной эстетики, которая господствовала в годы его жизни. Критического издания писем Мусоргского нет. Среди его учеников, . репертуарный комитет, состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал оперу без объяснения причин по сообщению Э. Направника (который был членом комитета), причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женского элемента».
Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858 исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859 исполнен в 1861). Живёт у разных друзей, в 1874 – у графа Голенищева-Кутузова (автора стихотворений, положенных Мусоргским на музыку, например, в цикле Песни и пляски смерти). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Первое опубликованное произведение – полька «Подпрапорщик» – увидело свет, когда ее автору было всего 13 лет. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Петербурге, в зале Кононова, силами любительского Музыкально-драматического кружка.
Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868 – 1872) позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875 – 1877. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". На профессиональной оперной сцене «Хованщина» была поставлена впервые в 1897г. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С.
Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. С приходом Мусоргского формируется окончательный состав «Могучей кучки». В настоящее время опера ставится преимущественно в этой редакции. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Большое влияние вокально-декламационного стиля Мусоргского испытал Ф. Пуленк. 28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку.
– с такими течениями русской мысли, как народничество и др. Л. Яначек. Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. " "Художественное изображение одной красоты, в материальном её значении, грубое ребячество – детский возраст искусства. Учился в Петропавловской школе, в 1852- 56 в Школе гвардейских подпрапорщиков.
Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. При этом в эпистолярии (сохранилось около 270 писем) он проявляет себя как незаурядный и изобретательный литератор (показательны многочисленные неологизмы, в том числе с использованием славянизмов), отлично владеющий риторическими приёмами40. Вместе с тем, возродился интерес и к «оригинальному» Мусоргскому, появились издания, основанные на тщательном изучении первоисточников. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» (на стихи самого Мусоргского искусно стилизовавшего народный пятисложник) и мн. 10 февраля 1871г.
Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. А. Герке. Помимо двух крупнейших опер Мусоргский начал и завершил другие работы для театра, не говоря уже о великолепных лирических циклах (прекрасное воплощение разговорной речи) и знаменитых новаторских «Картинках с выставки», которые свидетельствуют и о его большом таланте пианиста. Формальная причина отказа от постановки «Бориса Годунова» была в отсутствии центральной женской партии. Следующий крупный замысел— оперу «Борис Годунов» по одноимённой трагедии А. С. Пушкина— Мусоргский довёл до конца.
Е. Н. Сандлер и Е. К. Реймерс) площадь перед лаврой была существенно расширена и соответственно линия Тихвинского кладбища была перенесена. В сюжете оперы отражены события 1682г. Из стен последней Модест Петрович вышел не только офицером, но и великолепным пианистом. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Даргомыжский представил Мусоргского Милию Алексеевичу Балакиреву, тем самым определив его творческую судьбу, отныне навсегда связанную с «Могучей кучкой». Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело абсолютно готовую музыку. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. ) – Светик Савишна, Калистрат, Колыбельная Ерёмушке, Спи, усни, крестьянский сын, Сиротка, Семинарист и др., которые, являясь этюдами к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.