Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием. Великая картина Репина Приплыли находится там (по крайней мере – находилась). Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Очень впечатлилась.
На ближнем плане картины кипит жизнь. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых. Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников. Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию.
Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей.
Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Это ее дочь. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. И что это вы там делаете, позвольте спросить.
А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. ». Одновременно романтика пейзажа чем-то перекликается с безмятежным выражением лица молодого босяка, который, кажется, находит свое счастье в бродяжничестве. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея поставил себе целью «спасать от смерти, что можно» Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей.
Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Большое собрание произведений хранится в Воронежском областном художественном музее имени Крамского. Ещё один интересный момент в картине – двое смеющихся мальчуганов, глядящих прямо на зрителя. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников.
В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком. Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего».
По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Шутка Мастера удалась. Вот что писал о работах в стиле Ню Зинаиды Серебряковой Александ Бенуа:И, наконец, нагие фигуры Серебряковой (неужели нам так и не избавиться от уродливого слова ню. ), составившие в значительной степени ее славу и действительно бесподобные, — это тоже Европа. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Детей она рисовала очень много.
Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). Поза пристойная, просто красота линий передается. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте.