1. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме. Даже в работах христологического цикла, столь многолюдных в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким Сошествие во ад (1933), Христос в пустыне (1933), Чаша Христа (1924), Исса и голова великанова (1932). В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного. «Падмасамбхава». Совершенные существа выражают то же.
«Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. Картина горизонтального формата на холсте из Городского музея в Бассано дель Граппа (инв. Цветовые тона (ярко-красное одеяние Христа с синей накидкой и блистающие золотистые одежды Ангела) призваны подчеркнуть основные смысловые акценты картины. Вся проблема христиан, да и наверное всех людей, в том, что все они, независимо от направлений, определяют Христа как сущность, не важно, как человека ли, как сына Божьего, как Господа или как самого Бога (Я и Отец – одно). Наряду с «Медным змием» картина последней молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду были самыми популярными произведениями Бруни в дореволюционное время.
Но Христос освещен ярким светом исходящим с небес. Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль Знамена Востока (1924), состоящий из 19 произведений. Сон символ духовной смерти. 6. У третьего ангела — колонна, символ Страстей Господних. «Знаки Христа».
о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. – русский художник итальянского происхождения. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие». Сюжет моления говорит о двойственной природе Христа.
Он опровергает несторианскую мысль монофелитов, что человеческая составляющая воли Иисуса Христа проявляла себя не с момента его воплощения, а только в момент моления о Чаше и была отвергнута Божественной составляющей его единой богочеловеческой воли: «Разве есть противление, когда (Христос) молится и добровольно воспринимает плотскую немощь через тесноту (sustolhv) и абсолютно не противится, но говорит: Если возможно и Не что Я хочу, но если что Ты и присоединяет к стесненности сильный порыв против смерти. 17. Яркая выразительность образа сделала эту работу художника чрезвычайно популярной среди современников. Руки, безвольно положенные на камень, говорят о смирении. Этот глубоко трагический, вызывающий сопереживание момент имел в истории искусства бесконечное множество интерпретаций. Затем была приобретена для императорской коллекции Эрмитажа, откуда впоследствии попала в Русский музей, где хранится в настоящее время. «Дозор Гималаев» в ледниках.
Великие Учителя человечества в серии Знамена Востока – это так же уединенные образы. Ведь, несмотря на проявление минутной слабости, Христос сказал Богу Отцу: "Не Моя воля, но Твоя да будет". Земное и небесное сосуществуют в нем, вызывая жесточайшие душевные муки. 22:42). Серия «Знамена Востока» сложилась. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Свой первоначальный замысел Рерих воплотил в карандашном эскизе в экспедиционном блокноте.
Трагическое одиночество – главная тема картины «Моление о чаше» Фёдора Антоновича Бруни (1801-1875), одного из крупнейших представителей русской академической школы I половины XIX столетия. 22:44). В прозрачном и сияющем облаке к нему спускается чудесный Ангел с чашей в руке.
Куинджи А. И. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. «Сергий Строитель» — самосильно работает.
Он же сказал им: "Что вы так боязливы, маловерные. В Эрмитаже находится первоначальный эскиз, который позволяет увидеть, как художник задумывал и совершенствовал свое произведение, работал над композицией, освещением. Аминь. Лунный свет ночи.
Душевное смятение читается в идеально прекрасных чертах лица Иисуса Христа на картине «Моление о чаше». Копия с картины Ф. А. Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана. 8:26).
Иисус Христос, "находясь в борении, прилежнее молился и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лк. Потом усмирил бурю. Согласно преданию, пеликан вскармливал своих мёртвых птенцов кровью, после чего они воскресали, а сам он умирал. Презентауия содержит большой иллюстративный материал по представленной теме. "Моление о чаше" Андреа Мантеньи обильно символами.
Подле молящегося Иисуса спят трое его учеников. В картине В. Г. 476 предположительно Франческо), Галерее Академии, Венеция (инв.
14. «Лао-цзы». Она оживляет мир и дает ему господство разума. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна. Христос в Гефсиманском саду. По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики символ робости и плотских похотей.
Все христиане знают также, что апостол Иоанн, прозванный Богословом, был не только мужественным проповедником, но и одним из авторов Нового Завета: он автор Евангелия от Иоанна, трёх апостольских посланий и Апокалипсиса, написанного во время ссылки на острове Патмос. Повторял знаменитую композицию и сам Бруни. Некоторые из них приписываются Леандро, но чаще – мастерской Бассано. С ним были Пётр и братья Заведеевы — Иоанн и Иаков. В это время к саду приближался Иуда со стражей, намеревающейся схватить Христа.
Нет, напротив, он возвел его в ранг космически значимого явления. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках.
И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 22:44). " (Мф.
В часы душевного смятения, тревоги и тоски пытается он в молитве обращенной к Богу обрести силы, прося, чтобы миновала его горькая чаша страдания и распятия. С ним были Пётр и братья Заведеевы Иоанн и Иаков. Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель.
Возле них три что-то грызущих кролика. 16. Ангел несет её Христу, чтобы он добровольно испил из неё.
если возможно, да минует Меня чаша сия впрочем не как Я хочу, но как Ты. И только взор, полный отчаянной мольбы, выдает внутреннее волнение и страх. "Моление о чаше" Андреа Мантеньи обильно символами. А энергичный и деятельный брат его Иаков был казнён отсечением головы.
Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Образ Христа бесконечно простой, человечный, озаренный, обращен к созвездию Ориона — к Будущему. Популярная икона Моление о чаше передает важный библейский урок. 12.
1901г. Скала бесплодна. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца.
Моление о чаше один из наиболее часто используемых иконописцами сюжетов. Но при сравнении, например, картин "Моление о чаше" Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Альтдорфера и Эль Греко (вариант, находящийся в Испании, в церкви Санта Мария города Андухар) видно, как не похожи картины друг на друга, хотя изображено одно и то же событие, случившееся в одном и том же месте и с одними и теми же действующими лицами. Вариант из Галереи Палатина в Палаццо Питти во Флоренции (инв. Он молится, повернувшись направо и обратив свой взор куда-то вдаль. Всем христианам хорошо известны последние часы земной жизни Иисуса.
Главный герой старинных китайских картин, как правило, уединенный вольный муж. Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана. Спаситель здесь изображен лежащим ничком (именно это положение Христа во время молитвы в Гефсиманском саду описано в Евангелие от Матфея). впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. Молитва укрепит дух и веру, даст утешение и покой страждущему. Он так усердно молится, что по его лицу бежит кровавый пот.
Здесь нет ни крылатых амурчиков, ни блистательных башен и роскошных одежд. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Моление о чаше дает людям надежду на скорую помощь в самых трудных и неразрешимых случаях. Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта.
Но чаще Христос на ней один. Возле них три что-то грызущих кролика.
По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики — символ робости и плотских похотей. Чаша является символом страданий и смерти. 3. Другие варианты этой темы находятся в Галерее Эстензе, Модена (инв. Уже в музее: 13.
Но используют и другие молитвы, например, молитву Святому Духу или к Пресвятой Троице. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. (Федор Антовович Бруни 1799-1875 гг. В сравнении с пышным великолепием итальянских полотен здесь всё просто, даже аскетично.
Туда, в высшие сферы устремлен и лик Христа.
Оно подчёркивает духовный сон учеников. У подножия крепко спят трое Его любимых учеников. Человеческая же находилась в страхе перед мученической смертью на кресте. Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало. Гигантское полотно Бруни «Медный змий» (565 852 см самая большая картина в русской исторической живописи. ) и «Последний день Помпеи» Брюллова называли «колоссами русской живописи». 10.
Ночной сумрак охватывает и человека. 2263 Мастерская Бассано). Данная икона имеет множество версий изображения.
Христос сказал им: "Душа моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Мф. 17:20). 26:38). Предатель знал, что Иисус любил этот сад.
Вихревые потоки ветра пригнули к самой земле небольшие деревья и кустарники. 416 предположительно Леандро), Национальной галерее, Парма (инв. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов.
Всё это происходит на фоне Гефсиманского сада. Справа – неумолимо приближаются стражники с мечами и копьями. Иногда на иконе изображают и ангелов рядом с Иисусом. «Чаша».
«Матерь Мира». ". Моление Иисуса Христа происходило в четверг, который сейчас именуются Великим или Чистым четвергом. 14:33). В картине Лахуль (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы. Иисус знал о предстоящих испытаниях, о предательстве Иуды.
«Моление о чаше» неоднократно копировалось другими авторами, с картины были сделаны гравюры С. Л. Захарова и Н. И. Уткина в альманахе «Утренняя заря» и литография А. Петровского и С. Кружкина в издательстве А. А. Козлова (1847). Почему им так важно изображение такого сна. Какое-то ослепительное, непостижимое видение» Иероним Ясинский. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. В третий раз Иисус повторил вторую молитву, выражая смирение. Картина из собрания ГМИИ восходит к подписной композиции Франческо Бассано (Художественный музей Ринглинг, Сарасота Arslan 1960, I, p. 222), относящейся к циклу Страстей Христовых, выполненному в середине 1580-х годов для церкви Сант Антонио в Брешии.
393, 395), Эрмитаже, Санкт-Петербург (инв. 7. Воскресение из мёртвых Иисуса Христа стало поворотным событием в судьбах апостолов.
Молиться нужно прилежно и бодрствовать и тогда Господь обязательно поможет просящему. Сон — символ духовной смерти. Слева – ни о чём не подозревающие спящие ученики Христа. Холст, масло. Но верующие всегда узнают ее по характерной изобразительной композиции.
В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического. С неба Ему являются ангелы. Христос сказал им: "Душа моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Мф. Но есть и значительные отличия от картины Мантеньи. «Чаша Христа» — великий Учитель в Гефсиманском саду, среди оливковых деревьев, преклонив колена, возносит моление о Чаше, которая столь необычно мерцает в зелено-фиолетовой дымке темной южной ночи. Низкий горизонт открывает огромное пространство неба.
На высоком полусухом дереве сидит пеликан — символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа. Но пока Иисус читал троекратную молитву, ученики уснули, опечалив тем самым Христа. И, отойдя немного, пал на лицо Своё, молился и говорил: Отче Мой. Это одна из немногих тематических картин в творчестве пейзажиста Куинджи.
Искушение Христа (1933). Таково же и свойство исходящей из них совершенной истины. Так было и в случае с бесноватым. 4. Обычно художники очень точно соблюдают евангельское описание этой сцены. 443 Arslan 1960, I, p. 216) не имеет подписи, но по манере письма считается близким к произведениям Франческо Бассано.
Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь. Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало. И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его. впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. Второй молитвой он выразил свою готовность к принятию грядущего, покорность Божией воле. Что надо ещё говорить, о чём спорить.
9. Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. Разработка может быть использована на уроках МХК, ОРКСЭ, на тематических классных часах, во внеурочной работе (в кружке по Основам православной культуры, для бесед в группе прдленного дня). В то же время нельзя сказать, что художник принизил происходящее до обыденности.
Он — сын и посланец Бога, но он и человек, рожденный земной женщиной. На высоком полусухом дереве сидит пеликан символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа. В первую очередь икона Моление о чаше для всех означает стойкость веры и убеждений. 329) в каталоге музея приписывается Леандро (Magagnato, Passamani 1978, p. 36) того же мнения ранее придерживался и Арслан (Arslan 1931, р. 276), позднее принявший авторство Франческо Бассано (Arslan 1960, I, p. 214).
У подножия крепко спят трое Его любимых учеников. «Будда Победитель» перед источником жизни. Он заимствовал у мужа своей сестры некоторые элементы композиции и символики. Коленопреклонённый Спаситель молится на скале, которая символизирует мужество, силу, твёрдость в вере. о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Бруни 1830г.
На заднем плане часто можно разглядеть приближающегося со стражей предателя Иуду. «Цзонхапа». «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. 22:42). Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Он сам сказал – "Я есть Путь, Истинна и Жизнь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Обратиться к молитве во время Великого поста или Страстной недели будет очень символично.
Иногда на иконах изображают Иерусалим, вид на который открывается из сада. 18. А что из этого сделали люди. Тем не менее ее силуэт как бы заново повторяется в ритмике пространственных планов, утверждая в этой метафоре символическую соизмеримость духа.
19. У Эль Греко действие картины происходит также ночью, при луне. Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878) нет изображения лица Христа.
Мрачное грозовое небо. Придя после Тайной вечери в Гефсиманский сад со Своими учениками, чтобы помолиться там, Иисус отошёл вместе с Петром, Иоанном и Иаковом и «начал ужасаться и тосковать» (Мар. Душа Его мечется, скорбит и страдает. 8. ХХ век. Он просил учеников побыть с ним и бодрствовать, пока он молится. Картина «Моление о чаше».
15. Моление о чаше выражает то, что Иисус Христос имел две воли: Божественную и человеческую. Презентация Моление о чаше предназначена для уроков МХК в 6 классе по программе и учебнику Даниловой Г. И., посвящена одному из самых трагических сюжетов библейской истории. С неба Ему являются ангелы.
2. На ней изображен сам Господь, молящийся Богу и окутанный небесным светом. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония).
В иконописи очень часто используют этот сюжет. Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель. Христос не был сущностью и это надо осознать, Он – воплощение пути. Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом.
11. И воскресшаго в третий день по Писанием. У третьего ангела колонна, символ Страстей Господних. Везде пролегли глубокие, прозрачно написанные тени.
Они успокаивают и помогают найти духовные силы для выхода из кризиса. Это четвертый день Страстной недели, последние дни Великого поста. Художник неизвестен. С неба к Христу спускается ангел с чашей в руках.
Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность. Это напоминает слова Христа о том, что он дверь и входящий через эту дверь спасётся. Каждый из них, по словам Н. О. «Змий Древний». 5.
Его взор обращён к небесам. 26:38).