Знакомство И. Е. Репина и М. П. Мусоргского состоялось в самом начале 1870-х при содействии В. В. Стасова, до отъезда Репина в качестве пенсионера ИАХ за границу. Репин был большим поклонником таланта Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881).
Я счастлив, что видел эту сцену. Особое значение как выражение народного горя и печали приобрел у Мусоргского жанр колыбельной («Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Спи, усни, крестьянский сын»).
Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета — так он жизнен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репиным, далека от традиционного понимания репрезентативного портрета. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица.
Переписка с П. М. Третьяковым». Репин. Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта после того уже начался последний, смертельный период болезни. Но главным для художника была жизненная правда. накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Опера была начата 1868 году и была готова в 1870 году, но дирекция Мариинки отказалась принять ее, ссылаясь на чрезмерное обилие хоров и ансамблей и недостаток solo.
Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа бывших людей, где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Это придает портрету особую глубину и драматичность.
Мусоргский влечет его к себе по-прежнему. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. » Крамской, правда, тоже умел передавать » задумчиво глядящие» глаза.
Он счастлив на родине. Она была задумана в 1874 г., вскоре после начала работы над «Хованщиной». За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П.
Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник. Стасов возбуждает большой интерес художника к этому искателю музыкальной правды. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. «Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа » бывших людей», где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем.
Он садился за фортепиано и, вскидывая кокетливо ручками играл весьма сладко, грациозно отрывки «Трубадура» и «Травиаты», а кругом его жужжали хором: «Charmant, deliciux. ». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Его поместили в больницу. В 1881 году у него случился приступ белой горячки.
Старообрядцы при помощиХованского и Софьи надеялись вернуть Русь к «старой вере». Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки.
Вершину камерно-вокального творчества Мусоргского составляют три цикла: «Детская» (этот цикл композитор написал на свои слова), «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). В середине июля 1876 г. Репин возвращается в Россию. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Мусоргский показывает нам человека, достойного сочувствия и прощения.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В строчках композитора из России художник находит столь дорогие ему слова бесхитростной искренней любви и поощрения: Я ужасно рад, что Вы в Европу выехали, но еще более буду рад, когда, осмотревшись и наглядевшись, заживете в укромном месте, работе предаваясь. «Русские дадут нам новые импульсы для освобождения от нелепой скованности. Гениальный композитор, автор опер «Хованщина» и «Борис Годунов», предстает как глубоко трагическая личность. Галерея выдающихся современников исполненная И. Е.
«Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Своей целью участники кружка ставили воплощение русской национальной идеи в музыке. Она была начата в 1872 г. Либретто также написал он сам. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Вдруг пройти молчанием такого слона. Среди его учеников, . Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство. Тема эта ярче всего была проявлена Мусоргским в грандиозном «Борисе Годунове», самой популярной в мире русской опере. так удавались портреты творческих людей.
Модест Петрович больше не служил. создает образ большой жизненности и впечатляемости. «Искусство», 1948, стр. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств. Письма».
В сюжете оперы отражены события 1682г. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Там же, на Псковщине, в селе Карево, находится дом-музей композитора.
По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Мировоззрение молодого человека изменится в корне, когда он попадет в Москву. То, что казалось консервативной публике в музыке Мусоргского странным и неуклюжим импрессионисты взяли «на вооружение» и развили новаторские идеи русского гения.
Созданные им образы — будь то сельский дурачок из романса «Светик Савишна» или несчастная сиротка, просящая подаяние или измученный крестьянин, замерзающий в глухом лесу («Трепак») — органично становятся в ряд с персонажами Гоголя и Достоевского. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит.
Сам композитор определял жанр своего сочинения как «народная музыкальная драма» (это относится и к «Хованщине»). В 1879 г. Мусоргский совершил турне по Украине и Крыму с известной в то время певицей Дарьей Леоновой, ученицей Глинки (она же приютила композитора в своем доме в последние месяцы его жизни). Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни.
Жду с нетерпением. В Европе с ее удивительными вещами, я чувствую себя таким же Садко. За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет.
В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Но в либретто Мусоргского смешаны события1682и1689 гг. Он заинтересован новой оперой Кюи Анджело и просит Стасова написать ему о ней. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Вдобавок ко всему погода стояла чудесная и большая, с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. Для Мусоргского необычайно важной была тема обездоленного, одинокого и обманутого «маленького» человека.
Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». Хованскийпользовался популярностью стрельцов, они даже называли его «батей». Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни Детская на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием Песни и пляска смерти (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях. Голенищева-Кутузова.
аль сам надорвешься. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Музыкальным руководителем фактически являлся М. Балакирев. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте.
Члены кружка были разными по возрасту и по роду деятельности (самым старшим был А. Бородин, к тому времени уже выдающийся учёный-химик). Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И.
В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. «Я был космополит, а теперь — какое-то перерождение мне становится близким всё русское». Именно такимвидели Мусоргского современники, таким он представляется и сейчас – с горделивойосанкой, но тяжелым мутным взглядом, всклокоченными волосами и отекшим лицом –следами долгих лет алкогольной зависимости. Репин перечитывает их запоем, с удовольствием. Мусоргского (1839–1881) для потомков. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление.
С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Среди его учеников, . Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить.
А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами.
Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. В 1881 году И. Репин жил в Москве. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
В кругу кучкистов любили и исполняли Садко. Слова Стасова Репин принимает как приговор. А. П. Е. Репин и В. В. Стасов.
Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. Но дальнейшие разногласия между Софьей и Хованским привели к их вражде. Знакомство и тесное общение с единомышленниками дало толчок развитию таланта молодого композитора. Земли, на которых располагались имения отца и матери Мусоргского, объявлены заповедными.
О «Детской» знаменитый французский композитор-импрессионист К. Дебюсси сказал: «Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и глубиной». Неужели это он. Подорвав вследствие болезненного пристрастия к алкоголю и без того слабое здоровье, Мусоргский сочинял с большими перерывами. Мусоргский был одним из членов объединения «Могучая кучка».
Ни Стасов, ни Мусоргский еще не знали самого для них важного: парижских работ Коренника. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
63). Неужели это он. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Сходство черт лица и выражение поразительны.
То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) » гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок.
В живописи подобные поиски осуществлялись, прежде всего, в жанре портрета. В дальнейшем власть перешла к Петру (Петр Великий). Читая письма Мусоргского второй половины 1870-х, знакомясь с воспоминаниями и заметками современников, мы видим, сколь беспросветно печальными были последние годы жизни композитора.
«Искусство», 1946, стр. А 28 марта композитор скончался.
Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. 28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. Действительный член Академии художеств с 1903. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании.
Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Модест Петрович не только аккомпанировал, но и играл сольно. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. В событиях 1682 г. Пётр участия принимать не мог ввиду своего малолетства. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям.
В 1863 г. Модест Петрович попал в творческую среду «Могучей кучки». Среди его учеников, . В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, видящим и нравственное превосходство народа и его заблуждения. 154–155). Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины.
Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). Репин словно и не думает о том, чтобы увековечить образ М. П.
Стасов, теперь уже вопреки Крамскому (последний был тронут картиной), не отрицая талантливой экспрессии, с которой была написана Софья, отказывал Репину в умении правильно разрешить историческую тему. Сходство черт лица и выражение поразительны. Бородин, соратник композитора по «Могучей кучке», так вспоминал свою первую встречу с коллегой в 1856 г. : «Модест Петрович был в то время совсем мальчонка, очень изящным, точно нарисованным офицериком мундирчик с иголочки, в обтяжку ножки вывороченные, волоса приглажены, припомажены ногти словно выточенные манеры изящные, аристократические разговор такой же, немного сквозь зубы, пересыпанный французскими фразами некоторый оттенок фатоватости, но очень умеренный.
Она расправилась с ним, казнив его и его сына. Богатой колоритностью отмечены песни Калистрат, Колыбельная Еремушки (слова Николая Некрасова), Спи-усни, крестьянский сын (из Воеводы Александра Островского), Гопак (из Гайдамаков Тараса Шевченко), Светик Савишна и Озорник (обе – на слова Мусоргского), Блоха и другие. Ведь он не думал о смерти. Идейным вдохновителем кружка был художественный критик и литератор В. Стасов. Как это случилось.
Портрет написан незадолго до смерти тяжело больного композитора. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. Под впечатлением южной природы Мусоргский написал фортепианные пьесы «Гурзуф», «Байдары», «Буря на Черном море», а также сочинил специально для спутницы «Песенку Мефистофеля о блохе», которая стала впоследствии знаменитой в исполнении Ф. Шаляпина. А Равель даже сделал оркестровую версию «Картинок с выставки», которая имела успех и по сей день часто исполняется. Вежливость и благовоспитанность — необычайные, дамы ухаживали за ним. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни.
Репин. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Первые концерты состоялись в Полтаве и Елисаветграде. В исторических сюжетах искал ответы на современные вопросы и М. Мусоргский. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Сочинение музыки шло все труднее. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. В этих своих качествах портрет Мусоргского, написанный в самом начале 1880-х годов, значительно опередил (как то было в предшествующее десятилетие с Бурлаками) современное ему состояние русской живописи, предвосхищая то, что ближе к концу десятилетия появилось в ранних портретах Валентина Серова и Константина Коровина.
Под Спасскими воротами я снял шляпу, этот народный обычай мне понравился». Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881Картина была написана за несколько дней до смерти композитора. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В.
И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета. Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Печально есть.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Над этой оперой композитор работал одновременно с переделкой оперы «Борис Годунов». Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Они уже давно были знакомы через Стасова. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. И трудно было угадать в светском юноше будущего глубоко русского художника. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А.
47). Получив блестящее образование, молодой Мусоргский имел успех в обществе. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал.
Они помогут нам лучше узнать самих себя», — говорил Дебюсси. Среди его учеников, . В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. И. Суриков.
В компании замечательных, разнопланово одаренных личностей — Римского-Корсакова, Бородина, Кюи, Балакирева и музыкального критика Стасова — Мусоргский открыл для себя (как он сам признавался) новый, неведомый ему до сих пор мир. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Ну, скажите, коренной Илья Ефимович, взаправду ли Европа лучше. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Особенно это касалось опер, где использовались многие фольклорные традиции.
Так-то, коренник. Следует отметить, что первое исполнение симфонической картины Садко Римского-Корсакова состоялось 9 декабря 1867 г. в концерте Русского музыкального общества. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Мусорянин» (3). Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи.
Творческие установки композиторов «Могучей кучки» были близки живописцам Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого был Репин. Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить». Исследовательница творчества Мусоргского Р. К. Музыкальный кружок «Могучая кучка» возник в то время, когда в России наблюдался повышенный интерес ко всему народному в связи с революционным настроением, которое охватило к тому времени умы русской интеллигенции и которое закончилось цареубийством в 1881 г. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русское народное творчество (фольклор)и русское церковное пение, а затем в своих произведениях реализовывали свои изыскания.
На этом лице живыми остались лишь глаза. «В человеческих массах, — писал он, — как в отдельном человеке, всегда есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты, никем не тронутые».
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Среди его учеников, . «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», - писал он. Мусоргского.
Эта опера также не была окончена. И вот на этом фоне рождалось самое светлое, радостное произведение Мусоргского — опера «Сорочинская ярмарка». Репин в эти годы учился в Академии, посещал концерты, а еще через три года лично познакомился с Римским-Корсаковым и писал его для картины Славянские композиторы.
Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Я и чую, в которую сторону толкать надо и везу, тяну свой гуж и возницы не надо, а ну как препятствие: гуж-то оборвется, ась. и стал ее членом.
Стасов заботливо просвещает Репина в музыкальных вопросах, отсылая ему книжки о русских композиторах: Глинке, Даргомыжском и Серове. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро.