В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Мальчика отдали вучение кместному иконописцу. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Работал весь день, не замечая времени. Посмотрим внимательно на картину Славянские композиторы.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Комната небогатой интеллигентной семьи. Картина имела успех. Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Веезавещании «Пенаты» были переписаны наИлью Репина стем, чтобы после его смерти там организовали музей его картин. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Общение с прежними друзьями было только заочным. И вот уже перед нами не царь, а отец. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В детстве он обучался как иконописец. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Убийство свершилось. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Стасов присылает ему все, что он просит. Репин родом изЧугуева (Харьковская губерния).
Так, в нем не оказалось ни Мусоргского, ни Бородина, ни Кюи. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Она сразу же получила признание. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Все заняты.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Берег Волги.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
На торжественное открытие Славянского базара съехалось все аристократическое общество. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Окружающие удивлялись. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Репин писал княгиню Марию Тенишеву. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В эту минуту в комнату вошел Христос. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Однако вееписьмах перед нами абсолютно иной человек.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Насмешками ееосыпало каждое выходившее втегоды издание, доставалось иРепину. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. О чем эта история. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Репин купил наимя Натальи Нордман участок земли настанции Куоккала вблизи Петербурга, где ибыло построено имение «Пенаты».
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Она ушла из жизни в 1931 году55. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Впрочем, «канонизация» его всоветском искусстве была успешно проведена, содной стороны— это отом, что Репин незабыт, асдругой, для многих его имя стал практически нарицательным. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Она была закончена только в 1891 году. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». При просмотре картины зритель обнаруживает обилие социальных типажей и характеров людей в толпе. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Публике картина понравилась. После Октябрьской революции имение вКуоккале оказалось натерритории Финляндии. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Там Репин поступил вРисовальную школу Общества поощрения художников (ипознакомился с Иваном Крамским, который вбудущем станет одним изидеологов передвижничества). В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Ему сдетства нравилось рисовать, лепить.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Позади этой группы сидит на стуле А. С. Даргомыжский, за которым виден И. С. Ласковский, справа А. Ф. Львов (в придворном мундире), слушающий А. Н. Верстовского. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Отлюбой финансовой помощи Репина или его друзей напрочь отказывалась.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Апоскольку слава оталантливом юном иконописце распространилась ктому времени повсей Украине иотзаказов отбоя небыло, ему удалось собрать деньги напоездку вПетербург. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Америка—Франция—Россия. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репин считал сам эту картину красивой. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Несколько месяцев спустя Репин иНаталья Нордман снова встретились вПетербурге имежду ними вспыхнула страсть. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. Сейчас картина находится в Московской государственной консерватории.
Впрочем, вскором времени Илья сдал экзамен ибыл переведен вдействительные ученики. В глубине за ними группу образуют А. П. Гурилев, Д. С. Бортнянский и П. И. Турчанинов. Наталья его обустроила, воплотив, кажется, большую часть своих прогрессивных идей. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Тонко чувствующий, страдающий иабсолютно неощущающий, что в«Пенатах» хоть что-то принадлежит ей Заболев, она уехала вШвейцарию, где поступила вбольницу для бедных. Возвращается в Россию летом 1876 года. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Уже пожилой Репин очень тосковал поРоссии, новернуться нерешился. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Впетербургскую Академию онмечтал попасть стого момента, как узнал оней. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. М. Бунакову. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Не доносчик ли.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В ее центре – русские композиторы: на первом плане М. И. Глинка беседует с М. А. Балакиревым, В. Ф. Одоевским и Н. А. Римским-Корсаковым (в военной форме).
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского».
Блистательно отсутствовал даже Чайковский, которого в то время обожала вся Москва. Польские музыканты – С. Монюшко (крайний справа), Ф. Шопен, М. Огинский и К. Липиньский (на фоне двери). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Вегетарианцем стал и сам Репин. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Репин дважды подавал прошения об отставке. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Казалось, она спит. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Носдаваться так просто оннесобирался. Пока Репин писал, таяростно излагала свои взгляды, обличала мясоедов ичитала стихи. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Каждый персонаж переживает что-то своё. Репин писал и исторические картины. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Так ли это – судить зрителям. За окном летний день. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Она поехала провожать Репина вего поездку вПалестину, авернулась, будучи беременна.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Он идет прямо к матери. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Репин никуда не делся. У рояля – братья А. Г. и Н. Г. Рубинштейн, между А. Г. и Львовым стоит А. Н. Серов. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Третьяков»109.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Повоспоминаниям современников, она предстает эдакой восторженной иглуповатой пустышкой, которая решила «раскрутить» свое имя засчет известного живописца. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Сходство черт лица и выражение поразительны. «Никожи, нирожи, аон унее будто кюбке пришит», — возмущался друг Репина критик Стасов. Репин и заказчик получили массу поздравлений.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Были две разные версии картины. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Репин настойчиво попросил княгиню, чтобы наследующий сеанс «вот эту» она неприводила. Ему важно было, чтобы позировавшие ему нескучали, нетеряли интереса. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. Новорожденная Наташа прожила всего две недели. А кто же был удостоен чести быть изображенным. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Л. Н. Толстого». Много учился на написании портретов близких и друзей.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Репин встречал их по средам. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Левый край – чешские композиторы Э. Направник (крайний), Б. Сметана, К. Бендель и В. Горак. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Этюд получился превосходный. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.