Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники. Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. М. Бунакову. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Убийство свершилось. И вот уже перед нами не царь, а отец. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Третьяков»109. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Берег Волги. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Он идет прямо к матери. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Так ли это – судить зрителям. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». О чем эта история. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Этюд получился превосходный. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора.
Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения.
Казалось, она спит. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Не доносчик ли. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. О чем эта история. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже.
Были две разные версии картины. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Репин никуда не делся. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Репин дважды подавал прошения об отставке. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Америка—Франция—Россия. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883).
Стасов присылает ему все, что он просит. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Публике картина понравилась. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Вегетарианцем стал и сам Репин. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Репин писал и исторические картины. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. За окном летний день. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. Л. Н. Толстого». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Она сразу же получила признание. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Репин считал сам эту картину красивой. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
В эту минуту в комнату вошел Христос. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание — заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Все заняты. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В детстве он обучался как иконописец. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств. Репин никуда не делся. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Много учился на написании портретов близких и друзей. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них.
По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Репин встречал их по средам. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Она ушла из жизни в 1931 году55. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Работал весь день, не замечая времени. Каждый персонаж переживает что-то своё. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.