Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными.
Репин стал очевидцем казни народовольцев. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. В эту минуту в комнату вошел Христос. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Отец ударил своего сына жезлом в висок. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Л. Н. Толстого».
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив.
Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Не доносчик ли. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Публике картина понравилась. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Общественность начала сбор пожертвований. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Первый факт. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Убийство свершилось.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Вегетарианцем стал и сам Репин. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Америка—Франция—Россия.
Я чувствую, во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия, с ее условной до рвоты красотой». В 1875 г. В. В. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры.
«Что вам сказать о пресловутом Риме. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
Глаза ясные и добрые. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Причем отношение к ним было достаточно враждебное.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Имя Репина стало широко известным. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Мне минутами становилось страшно. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Репин дважды подавал прошения об отставке. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Вся центральная часть написана самим Репиным.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Берег Волги. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Репин встречал их по средам. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. О картине появилось много статей в периодической печати.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Источник назвали «Колодец Посейдона».
Летом 1918-го в России вспомнили, что за границей оказались Репин и писатель Леонид Андреев. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Только один Моисей Микеланджело действует поразительно. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии".
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Церковные заказы позволяли Репину заработать немного денег и, скопив сто рублей, в 1863 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Отметим все же справедливости ради, что, тем не менее, некоторые его исторические полотна – когда они не касались его мровоззренческих противоречий с православной Россией – вошли в золотой фонд русской национальной живописи. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. биографии Лескова, Ключевского. ). Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Много учился на написании портретов близких и друзей. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В его взгляде осуждение и тревога. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Он идет прямо к матери.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Подробность шекспировского комизма. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Его картины почти всегда были социально-критичны была серия картин даже с симпатией к революционерам: Под конвоем (1876), Арест пропагандиста (1880–1889), Отказ от исповеди (1879–1885), Не ждали (1884). Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. М. Бунакову. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
После революции Репин больше ни разу не был в России. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Общение с прежними друзьями было только заочным. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Вот она вещь в уровень таланту. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Рассмотрим "ближний круг". Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово.
В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Все заняты. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Она была закончена только в 1891 году. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки.
Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Репин считал сам эту картину красивой. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. – Ведь он мне совсем не нравится. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты.
Третьяков»109. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Этюд получился превосходный.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Пятый факт. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. "Я родился военным поселянином. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Стасов присылает ему все, что он просит.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
«Пенаты» стали его малой родиной. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Каждый персонаж переживает что-то своё. – писал он в одном из них. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). В его глазах читается печаль, тоска. Крамской. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Помещение этой заметки о Репине в календаре Святая Русь объясняется его огромной популярностью в среде прогрессивной интеллигенции и в советской школе – необходимо поместить ее в должные образовательные рамки для показа от обратного того, как далеки были многие подобные общепризнанные авторитеты русской культуры от осознания исторического призвания России. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора.
По своему огромному, прямо таки из ряда вон выходящему таланту, картины Ильи Репина достойны занять одно из самых заметных мест в истории не только русской, но и мировой живописи. Внимание художника тяготит их. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное".
Так ли это – судить зрителям. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. За окном летний день. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Работал весь день, не замечая времени. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Именно потому подписывали они, например, протестное заявление российской интеллигенции К русскому обществу. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Они словно противопоставлены друг другу.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.
Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Казалось, она спит. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Но он мечтает о большем.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Эта история получила название «бунт 14». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Репин с величайшим мастерством передает всю гамму чувств, написанных на лицах людей, неожиданно увидевших дорогого им человека. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. На моих друзей она производила то же впечатление.
Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника.