В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску. "бурлаки на Волге" – всемирно известная картина Репина, которую Достоевский назвал "торжеством правды в искусстве". Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.
Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Не похожа на первые две третья историческая картина Репина — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки.
Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века.
Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей.
Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы». Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте.
Оценивать картины Репина не буду, так как я не специалист. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим.
Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».
Многие картины Репина известны нам со школы. Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники. Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Убийство свершилось. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Америка—Франция—Россия. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Глаза ясные и добрые.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Много учился на написании портретов близких и друзей. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Эта история получила название «бунт 14».
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Берег Волги.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Она была закончена только в 1891 году. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. На моих друзей она производила то же впечатление. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Мне минутами становилось страшно. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Официальные круги посчитали ее откровенным вызовом российской монархии и сняли с экспозиции. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Спустя годы полотно опять было выставлено, но ему крупно не повезло: один из посетителей, психопат Балашов, бросился на картину с ножом и серьезно повредил холст в трех местах. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Внимание художника тяготит их. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного – лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом. В его взгляде осуждение и тревога. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
В его глазах читается печаль, тоска. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Работал весь день, не замечая времени.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
«Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Они словно противопоставлены друг другу. Она ушла из жизни в 1931 году55. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах».
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Стасов присылает ему все, что он просит. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Вегетарианцем стал и сам Репин. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. За окном летний день. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Возвращается в Россию летом 1876 года. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Репин стал очевидцем казни народовольцев. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Самые талантливые ученики Академии писали дипломные работы на соискание Большой золотой медали.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Репин встречал их по средам. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Казалось, она спит.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В эту минуту в комнату вошел Христос. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Вся центральная часть написана самим Репиным. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок.
Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Все заняты. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Не доносчик ли. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Репин никуда не делся. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Этюд получился превосходный. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Пятый факт. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Первый факт. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. И вот уже перед нами не царь, а отец. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Публике картина понравилась. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Репин считал сам эту картину красивой.
Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Репин дважды подавал прошения об отставке. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Каждый персонаж переживает что-то своё. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Л. Н. Толстого». Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Вид царя ужасен: его лицо испачкано кровью, глаза вылезли из орбит, редкие волосы растрепались. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Репин забыл о конкурсе, об Академии. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. О чем эта история. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Рассмотрим "ближний круг". Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). М. Бунакову. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Совет отказал молодым художникам и тогда они написали прошение об отчислении их из учебного заведения.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Третьяков»109. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Он идет прямо к матери. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Комната небогатой интеллигентной семьи.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Так ли это – судить зрителям. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.