В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
О чем эта история. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Пятый факт. Все заняты. Официальные круги посчитали ее откровенным вызовом российской монархии и сняли с экспозиции. Евреинов и художник Ю. Анненков. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Америка—Франция—Россия.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Каждый персонаж переживает что-то своё. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. В его глазах застыло ожидание: примет ли его, столько времени отсутствовавшего в родном доме, семья. Рассмотрим "ближний круг". Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
В его глазах читается печаль, тоска. М. Бунакову. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Третьяков»109. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ».
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Внимание художника тяготит их.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. За окном летний день. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Глаза ясные и добрые. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57.
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Репин считал сам эту картину красивой. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Репин никуда не делся. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Спустя годы полотно опять было выставлено, но ему крупно не повезло: один из посетителей, психопат Балашов, бросился на картину с ножом и серьезно повредил холст в трех местах. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Портрет производит яркое и сильное впечатление. В его взгляде осуждение и тревога. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Этюд получился превосходный.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Мне минутами становилось страшно». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Стасов присылает ему все, что он просит. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. художественный музей им.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Поставленная перед художником задача была очень трудной. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Он идет прямо к матери. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. О картине появилось много статей в периодической печати. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Она была закончена только в 1891 году. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. А вот девочка недоверчиво и испуганно глядит на вошедшего: когда отца забрали, она была совсем крошкой и теперь не узнает его. Репин дважды подавал прошения об отставке. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. я работал завороженный. Вся центральная часть написана самим Репиным. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву. На моих друзей она производила то же впечатление. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Так ли это – судить зрителям. Имя Репина стало широко известным. Первый факт. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Общение с прежними друзьями было только заочным.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Комната небогатой интеллигентной семьи. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. И вот уже перед нами не царь, а отец. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Судьбы детей Репина сложились по-разному.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Казалось, она спит. К обоим Репин относился сочувственно.
Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Создавая свои исторические картины, Репин стремился к достоверности, вот таким образом старался точно передать все детали: одежду, предметы быта. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Не доносчик ли. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Много учился на написании портретов близких и друзей. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Убийство свершилось.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Работал весь день, не замечая времени.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Мне минутами становилось страшно.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Публике картина понравилась.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Л. Н. Толстого». Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Репин встречал их по средам.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Они словно противопоставлены друг другу. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Берег Волги. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Эта история получила название «бунт 14». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
.