Долгое время искусствоведы полагали, что этих картин в реальности не существует, а Репин изобразил их лишь как украшение интерьера. Картина была похищена, в 1990-е «возвращена». Что же до сановников, то почти все они даны этюдно. Однако, согласно заказу, ничего подобного художник не должен был выдумывать. Заказ был срочный, персон много, на каждого выделялось не более 34 сеансов. Постепенно выяснили, что в этой раме был портрет Николая II кисти Репина. И действительно, оба портрета – и Николая II и его отца, а также Екатерины II, Александра I, Николая I и Александра II – висели в круглом зале петербургского Мариинского дворца (где, собственно, с 1885 года и проходили заседания совета). В центре картины в роли судьи изображён пудель.
Кстати, с портретами вышла детективная история. «Судебное заседание»— картина английского художника Эдвина Генри Ландсира, созданная в 1840 году, являющаяся сатирой на представителей юриспруденции. Такого портрета Николая II никто не знал, пока он не всплыл, что называется, на аукционе в 1990-х. С кем-то – например, с теми, кто позировал затылком, – и вовсе за раз управились. «Вынужденный работать быстро, так быстро, как никогда раньше, он (Репин) постепенно выработал особую манеру односеансного письма. Картина была написана Ландсиром после случайной фразы: художник обедал с графом дОрсе (англ. )русск. и тот заявил, что пудель художника стал бы отличным Лорд-канцлером2.
Но на самом деле, героев 82 – забыли посчитать всех изображенных на портретах. В различных источниках пудель идентифицируется с лордом Брумом либо лордом Линдхёрстом (англ. )русск. 3.