Картина «Не ждали» относится к так называемой «народовольческой серии» Репина, в которую, кроме неё, включают картины «Арест пропагандиста» (1880—1889, 1892, ГТГ), «Перед исповедью» (или «Отказ от исповеди», 1879—1885, ГТГ), «Сходка» (1883, ГТГ) и другие. Ей прекрасно удавались изображения людей, находящихся в каком-то действии – на работе, на отдыхе и как на картине "Ждут" – в предвкушении. Картина «Не ждали» относится к так называемой «народовольческой серии» Репина, в которую, кроме неё, включают картины «Арест пропагандиста» (1880—1889, 1892, ГТГ), «Перед исповедью» (или «Отказ от исповеди», 1879—1885, ГТГ), «Сходка» (1883, ГТГ) и другие67. «вокруг света» разобрался, кого и чего на самом деле не ждали герои, автор и владелец картины. «картина Репина Не ждали» — это выражение давно стало мемом.
«не ждали»— картина русского художника Ильи Репина (1844—1930), написанная в 1884—1888 годах. Укартины «Неждали» есть два варианта. Картина написана и теплыми и холодными тонами, что предает контраст между бушующим морем и спокойствием на берегу вдали от него. Ольга Дмитриевна Яновская, автор картины "Ждут", взяла сюжет для картины из реальной жизни.
Предлагаем рассмотреть современную технологию исполнения модульной картины Жду.
Мужа забрали и приговорили по серьёзной статье, возможно пытали. Тем не менее, человек, знакомый с ситуацией легко определит, в чём дело. Вечное ожидание. Человек, не знакомый с особенностями призыва на военную службу не поймёт, какого хрена куча бритой бухой молодёжи стоит на улице в окружении плачущих людей.
Это не отменяет того, что у нарисованного сюжета была предыстория. В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17. Каково состояние матери.
сгноим его, доченька и заживём по-барски. В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина и ВарварыДмитриевныСтасовой, мать— с ЕвгенииДмитриевныШевцовой, тёщи художника, мальчик— с Серёжи Костычева, сына соседей по даче (в будущем — известного биохимика, профессора и академика), девочка— с Веры Репиной, дочери художника, а горничная— с прислуги Репиных51213. Мой вердикт: арестант – средней руки помещик, женился на новой жене, которая в свою очередь завела любовника (или имеет серьёзные долги) и решила от мужа избавиться.
Наконец, они преодолены. Наибольшее число картин хранится в городе Остроге (Украина). Мы видим, что действие картины происходит в загородном доме. Словом, вся жизнь людей проходила у моря и зависела от моря. Когда эта работа была закончена, Павлу Третьякову всё же удалось заполучить картину в свою коллекцию, хотя для этого ему пришлось увеличить цену с 5 тысяч до 7 тысяч рублей.
Или, того хуже, погружается в скрытую депрессию, ходит, делает, что положено, хотя сама хочет только одного – лечь и умереть. Главным психологическим узлом композиции картины является динамика фигур ссыльного и его матери, а также пересечение их взглядов. И вот уже молодая мать осталась одна. Оттуда и выражение лица девочки такое испуганное и злое.
Художник. Если предположить, что загородный дом находится в 50 км от уездного города, то телеграмма обошлась бы в 5–6 рублей, которых у заключенного, судя по его оборванному виду, просто не было. На стене – трофейные часы.
Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом. На картине мы видим двух девочек, живущих в поселке около моря. Может быть, это и не про мужа, а про брата, отца, других близких. На картине изображён момент, когда в комнату неожиданно для присутствующих заходит мужчина — возвратившийся из далёких краёв политический ссыльный.
Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Репин и сам был не вполне удовлетворён тем, как в картине решалась художественная идея, в частности — концепцией главного героя, возвратившегося ссыльного17. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину.
В ней мы видим четыре фигуры, три мужские и одну женскую. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. Ей физически больно отвечать на улыбку ребенка, она минимизирует общение с ним, не отвечает на его лепет. Что именно надо было сделать, чтобы попасть в исправительную тюрьму.
Жесткость решений суда изменялась, следуя за политической ситуацией. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли засобой такие пирамиды черепов. Доставка писем и телеграмм на дом (даже в крупных городах) не входила в основной тариф почтовых услуг, письма (вне столиц) на дом не доставляли вообще (если только получатель не заключал особый договор), а за доставку телеграмм нарочным взимали отдельную плату — около 10 копеек за версту (то есть 1 современный доллар за км).
В том и другом варианте — ожидание Вести, оповещающей, что путь открыт. Репин, однако, отказался продавать её, сказав, что, во-первых, Фёдор Терещенко уже высказал желание приобрести это полотно, а во-вторых, он сам собирается переписать главного героя картины. Похоронка, «десять лет без права переписки» или просто долгое отсутствие без вестей, такое, что надежда тает. Приведу пример: вы сделали фотоснимок проводов в армию. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России.
Ее удел – постоянная тревога, непосильный труд (нужно и работать и ребенка растить), никаких особых радостей. Ребенок войны, травмированный больше, чем старшая сестра, захватившая первые годы нормальной семейной жизни и младший брат, любимое дитя послевоенной радости – отец живой вернулся. Условно–досрочного освобождения до 1909 года не существовало, а дела в апелляционной и кассационной инстанции велись с участием адвокатов и решение оглашали в их присутствии (решение апелляционной инстанции еще обязательно и самому осужденному).
Увидев картину, Третьяков пришел в ярость от самоуправства Репина и, кроме того, решил, что она исправлена некачественно. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего. Почтовых отделений вне уездных городов в ту эпоху было еще очень мало. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление.
Вода в море волнуется, создается впечатление, что дует ветер и прохлада наполняет воздух. Таким образом, герой картины либо добирался из Сибири с этапом лишь потому, что никто не одолжил ему 5 рублей на телеграмму (менее вероятно), либо он сидел в исправительном отделении тюрьмы в Европейской России и после освобождения ему было легче добраться домой побыстрее как есть, чем ожидать высылки денег (более вероятно). В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге. Этих девочек я увидела там же.
На ней ребенок (дети) и еще много всего. Люди, действительно участвовавшие в группах, совершавших террористические покушения и собиравшиеся убить царя, не получали в 1883 году (год создания картины) помилований. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7пирамид изголов. Член Союза художников СССР.
И она каменеет. Изнутри раздирает боль, а выразить ее невозможно, плакать нельзя, «раскисать» нельзя. Если государство кого–то и отпускало в 1883–м (а в этот момент царизм еще крепко боялся народовольцев), то только случайно попавших под раздачу, мелкую сошку — пойманных за относительно безобидными политическими разговорами или с нелегальной литературой. А мальчику трудно учиться. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем. Она написана в 51.
Заключенные были одеты в стандартную тюремную одежду, а при освобождении им выдавали то, в чем их арестовали (относится только к тюрьме в городе ареста, в другие города одежду не пересылали), покупали им одежду на их счет, а если у отпускаемого не было ни денег, ни одежды — Попечительный о тюрьмах комитет (особая общественная организация) покупал им одежду на пожертвованные суммы. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. Иногда прорывается гнев. Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин.
Следовательно, персонаж картины находился в заключении. И только Высочайшее помилование (а оно иногда давалось и без прошения от осужденного) могло поступить непосредственно администрации места заключения без оповещения о нем адвокатов и заключенного. Вот так и образовалось неожиданное появление. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует».
Объяснение тут простое: он очень плохо одет. Рядом с девочками устроилась собака, которая также ждет тех, кто уплыл в море. Девочки одеты в кофты и закрытую обувь, значит на берегу не жарко и день только начинается. Очевидно, его не ожидали и вот таким образом различна первая реакция членов семьи на его возвращение. Написала поклёп и дала взятку правоохранительным органам. Они сидят на лодке и внимательно вглядываются в синюю даль.
Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. Как так вышло, что заключенного выпустили внезапно. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Бывший арестант. Училась в частной художественной студии в Киеве (1916). Это первый вариант картины Карелия.
Ее лицо представляет собой застывшую маску, ее руки тяжелы и не гнутся. Почему же освобожденный не послал телеграмму домашним. Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16.
Но на пути ждёт ещё немало опасностей. Не уверенный, что его любят, не уверенный, что он нужен, с плохо развитой эмпатией. Кроме того, существовала и административная ссылка (до 5 лет) — наказание, накладываемое во внесудебном порядке. Тогда уж ему было бы лучше отправить домашним дорогую телеграмму, дождаться на месте, пока ему пришлют телеграфом же деньги (это бы заняло бы 3–4 дня), после чего ехать домой с большим комфортом, а не в отрепьях.
1. Он подполз или подошел, теребит ее, хочет внимания и ласки, она когда может, отвечает через силу, но иногда вдруг как зарычит: «Да, отстань же», как оттолкнет, что он аж отлетит. Заключенные в крепости (на самом деле, это была не крепость, а отделение в тюрьме) также сидели в собственной одежде. Помните картину «Опять двойка».
В 1950 году я была в творческой командировке под Ригой. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление.
Суды могли приговорить осужденных к различным видам лишения свободы: аресту (от 1 дня до 3 месяцев), заключению в смирительном доме (от 2 месяцев до 2 лет), заключению в крепости (от 1 до 16 месяцев), тюремному заключению (от 2 до 16 месяцев), работам в исправительных арестантских ротах (от 1 года до 4 лет, на самом деле никаких рот не было, это было просто отделение в тюрьме со своим режимом), каторжным работам (от 4 лет до бессрочных), ссылке на поселение (бессрочная) и ссылке на житье (бессрочная, могла сопровождаться заключением от 1 до 4 лет). Главному герою лет 11 на вид. В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына». Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.
В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина и ВарварыДмитриевныСтасовой, мать— с ЕвгенииДмитриевныШевцовой, тёщи художника, мальчик— с Серёжи Костычева, сына соседей по даче (в будущем — известного биохимика, профессора и академика), девочка— с Веры Репиной, дочери художника, а горничная— с прислуги Репиных. Все они досидели либо до амнистии 1896 года (коронация Николая II), либо до амнистии 1906 года (открытие Государственной Думы), а кое–кого не выпустили и вовсе. В те годы по всему побережью были разбросаны рыболовецкие поселки. Она вынуждена держать себя в руках, она не может толком отдаться горю. Ответ возможен только один: помилование.
Священные огни ведут к нему, но нужен ещё Знак, чтобы пустится на розыски. Ребенок проснулся ночью, окликнул ее – а она глухо воет в подушку. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. Даже интеллект нарушается в условиях депривации.