Именно поэтому, открытки или картинки с красиво оформленным столом, подаренные на Рождество Христово – это пожелание, что бы в 2018 году в доме всегда был достаток. Интерес представляла изобразительная структура картины «Рождество Христово». Часто в европейских картинах на тему Рождества Христова можно увидеть вместо пещеры ветхий, почти разрушенный дом.
Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. «Слова Исайи (1:3) («Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего а Израиль не знает Меня, народ мой меня не разумеет») воспринимались как пророчество отвержения иудеями Христа в качестве Мессии». Третья четверть 14 века.
Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря. Он исследовал первобытную натуру, освободившись от цивилизации.
Изобразительность «Рождества Христова» безусловно связывается с образностью народного искусства. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы. Каждый принес свой дар родившемуся Христу – золото (подчеркивая царское достоинство Христа), ладан (который употребляется в богослужении) и смирну (ею пропитывают на Востоке мертвое тело). Центром композиции является Эммануил, которого пеленает Мария.
Пещера упоминается в некоторых апокрифах. Возможно именно вот таким образом на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Ильи Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. (Бонавентура)». Называлась она сочивом, а весь день предпразднества – Сочельником.
В иконописи тема Рождества тесно связана с образом искупительной Жертвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, — это простые, безыскусные души, ничтожные мира сего. (Бонавентура)». С появлением первых икон (самые ранние известные иконы относятся к VI веку по Р. Х. ) формируется иконография Рождества Христова, которая останется практически неизменной до XXI века. Неблагоприятные условия хранения отразились на состоянии сохранности – ткань фона сильно потерта и подштопана, покрыта бурыми пятнами и остатками мучного клея.
Апостолов в Пече, Сербия. Самые ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова относятся к 4 веку. Остается только догадываться, кто, когда и по какой причине их соединил. Церковь, отвергая это еретическое заблуждение, отстаивала догмат о двух природах во Христе: Божественной и человеческой. Изображение Саломеи, купающей младенца Христа и помогающей ей служанки (или другой повитухи, которая именуется иногда Зеломией), обычно льющей воду в купель, еще раз акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении.
За исключением двух-трех картин, остальные вижу впервые – очень интересно (большой труд всё это собрать воедино нам на радость), по моему настроению мне ближе всего шервудское новогодне-рождественское – в кресле под настольной лампой и в непременных шерстяных носочках Такой праздник подарили, Семён. Н. В. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв. ), Не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Возможно, автор «Рождества» был «в традиции» украинского иконописания.
Леонтия Ростовского». Это подчеркивали в своих творениях св. «Изображения на хоругви располагаются с двух сторон, на каймах бывают песнопения». Внизу справа также имеются две вставки.
1). Рентгенофлюоресцентный анализ (РФА) относится к физическим неразрушающим методам анализа. Джотто еще при жизни был признан величайшим явлением в области искусства.
Картина «Рождество Христово» написана масляными красками по красновато-коричневатому грунту на тонком льняном полотне. Фреска в церкви св.
Справа от яслей – сидящая Богоматерь, склонившаяся над Младенцем. Белые одежды, таким образом, символизируют их очищение от первородного греха. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Дата Рождества Христова была для пап XIV века, очевидно, какой-то совсем другой.
Но, как правило, в центре и справа наверху на иконах Рождества писали славословящих Христа ангелов, несущих весть о Его Рождении роду человеческому (изображенному в лице пастухов). Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Однако в преобладании декоративной стороны живописи теряется ее тонкое психологическое прочтение. Хорошо или плохо она была видна в тот год – мы не знаем. Характер разработки личного и фигур может свидетельствовать о том, что перед нами произведение не столичной школы.
В этой фреске художник сосредотачивается на созерцании материнской любви Марии. На поле иконы, в области головы младенца Иисуса, видны повреждения от гвоздей, скрытые воском и левкасом. Он выглядит задумчивым, как бы отстраненным он созерцает непостижимость тайны Боговоплощения.
Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв. ), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Предание сохранило имена некоторых пастухов (их количество было различным в разных вариантах композиции, от одного до нескольких) – Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан.
Подарки волхвов символизировали двойную природу Христа – Божественное бессмертие и человеческую смертность. В картине «Дитя. Известны и имена трех волхвов (прорицателей, книжников, царей), принесших Младенцу Христу в дар золото (символ царствования), ладан (символ Божественной благодати и святости) и смирну (аромат для умащения тел усопших, напоминание о предстоящей Жертвенной смерти). На обороте Рождество Христово писано масляными красками по полотну».
Эль Греко в сцене Рождества (1603-1605 гг., частная коллекция) оставляет только Младенца, Марию и Иосифа. В катакомбах св.
И любимый в детстве Маршак и всегда любимый Иосиф Бродский Плывёт в тоске необъяснимой. Мария отдает младенца в руки Саломеи для омовения Христа. Роспись Владимирского собора в Киеве вызвала резонанс в обществе в конце XIX столетия. Существуют разные точки зрения на их изображение около Младенца. У каждого царя свое имя – Каспар, Мельхиор, Балтазар.
Новорожденный Христос окутан в белую пелену, перевязанную свивальником. Пелена с изображением святителя Леонтия Ростовского была сдублирована с картиной «Рождество Христово», что, по-видимости, дало повод обозначить произведение в инвентарной книге как «хоругвь шитая свт. Это событие ознаменовано появлением на свет Спасителя. Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, а позже – в Четьих Минеях св. Его поза напоминает изображения донаторов. Обратим внимание, что если Юбилей от Рождества Христова в 1390 году отмечался как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ (то есть кратный 30 годам), а в 1450 году – как ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ (кратный 50 годам), то путем простых вычислений мы приходим к полному перечню возможных – с точки зрения средневековых римских пап – годов Рождества Христова.
Картина «Рождество Христово» кисти неизвестного художника первой четверти XIX века поступила на реставрацию в ГосНИИР в 2004 году из Государственного Исторического музея (ил. Рождение таитянского Христа» (1896 г., Эрмитаж) выбрана необычная точка зрения, зритель становится сторонним наблюдателем, колорит и образы создают впечатление, что сюжет с одной стороны мистический, а с другой – слишком реалистичный и бытовой. Прежний левкас частично утрачен по всему периметру иконы. Однако православные мастера, соблюдая традиции, добавляли в свои работы определенные подробности, придающие им больше живости и теплоты. Православные образы этого праздника основаны на правилах византийского письма, для которого характерны строгое следование канонам и точная догматичность. «Словари определяют хоругвь как священное знамя церкви, священное изображение (таким изображением может быть образ Христа или святых), знамя – икону или выносную икону, укрепленные на длинном древке и носимое при крестных ходах». Но все они написаны по случаю Рождества либо Новогодних праздников, нередко совмещая оба торжества. На дублировочном и авторском холстах была сформирована ровная клеевая плёнка.
После первой проклейки участки с авторской починкой холста выравнивались и утончались пемзой, края круговой авторской заплаты сводились на «нет». Результат его поисков оказался очень интересным, самобытным и выразительным.
Смиренная фигура Иосифа в профиль только усиливает это ощущение. Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. Вверху справа – ангелы славят Христа, с другой стороны, сверху – волхвы на лошадях. Ой, как много здесь праздника, Нового года, Рождества игрушек, ёлок.
Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории Папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII-VIII вв. ). Интерес представляют и другие особенности изображения – светотеневая трактовка ликов и фигур, характерная «наивная» физиогномика, несколько грубовато-рельефная проработка складок одежд, сочетание синего и красного цветов, композиционное решение пространства в левой части картины и, наконец, характер решения орнаментального обрамления полотна. Тем не менее, уровень технического исполнения золотного и серебряного шитья высок. Центральными фигурами стали Младенец Христос и Мария, обнимающая его. На рис.
Такая конструкция была самой ранней конструкцией воинского знамени с полотнищем в Европе. Чудо, как настроенчески здорово. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. На оборотной стороне основы были видны следы починки прорывов, а именно – кругообразная заплата и вертикальный шов, проступающий на изображении. Рождение Иисуса Христа – величайший праздник для христиан всего мира во все времена.
Икона. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывая свою правую руку. В левом нижнем углу изображён Иосиф с пророком Исайей. Поль Гоген посвятил себя размышлениям о подлинной природе человечества.
С другой стороны, эта поза подчеркивает непричастность праведного Иосифа к этому рождению. Считается, что хоругви вошли в обиход как принадлежность крестного хода.
Символическое звучание есть даже в названии места Рождества Христова – в переводе с древнееврейского языка Вифлеем означает "дом хлеба", а в Евангелии Христос именуется "хлебом жизни, сшедшим с небес" (Ин. 6, 40-44). Такая стилистика заставляет вспомнить украинские орнаменты. Так, кстати и произошло в эпоху Возрождения (XV-XVI века).
С правой стороны иконы обычно показывали Бегство в Египет. 45 у С. Т. Большакова», крупного коллекционера XIX века. Как у Пастернака: Все яблоки, все золотые шары. Несколько в отдалении, у стены – вол и осел, жующие сено.
Спасибо, дорогой Семён. Икона написана на липовой доске. Вверху над горками, с левой стороны, показаны едущие на конях (или иногда, пешие) волхвы – первые язычники, поклонившиеся Христу.
Все в возбуждении и юмор виден в каждом из пассажиров, спускающихся в метро по эскалатору. 1. 7 приведено одно из старинных изображений евангельской Вифлеемской звезды именно в виде "хвостатой звезды". Их пение в древности было распространено по всей Руси. Имя Иосифа, выполненное старославянскими буквами, «предваряет» латинская «S», «Sanctus», Святой. 1:3).
Они относятся к V-VII векам. В VI веке Богородицу начинают изображать не сидящей около яслей, а возлежащей на ложе. Правая часть произведения находилась под профилактической заклейкой. Затем проводилась обработка поверхности холста пемзой. Псков, первая половина 15 века. Напротив Богородицы на камне сидит Иосиф Обручник, подпирая склоненную голову рукой, в «позе меланхолии».
Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце правды Христос. «Гирлянда натяжения» и отверстия (от гвоздей) – указание на то, что произведение ранее натягивалось на подрамник.
Так ранее изображали кометы. Спасибо. А именно: 1300, 1150, 1000, 850, 700, 550, 400, 250, 100 годы н. э. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. И. Е. Репин наполняет картину эсхатологическим сознанием. Мы не видим лица Младенца, но его поза напоминает о жертвенности.
В процессе реставрации прорывы и утраты холста были устранены вставками из старого, тонкого холста стыковым методом с использованием спирторастворимого 5 поливинилбутираля (ПВБ), далее картина растягивалась на рабочий подрамник с целью устранения деформаций основы. В купании Младенца можно видеть прообраз таинства Крещения Господня. «Хоругви – победные знаки или трофеи церкви, обозначающие победу ее над миром. Наш случай – дублировка двух функционально и технологически разнотипных работ – пример «вольного» обращения с предметами культового назначения.
Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря. Это сказывается в нарядности стилизованного цветочного орнамента – в сочетаниях золотисто-песочного фона и открытого красного, синего и белого цветов в уплощенных, но очень живых и непосредственно написанных растительных формах. После прекращения гонений на христиан императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк Евсевий. В росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора М. В. Нестеров соединяет сцену Рождества Христова (1890-1891 гг. ) с Поклонением пастухов.
ДОБАВЛЕНИЕ О КОМЕТЕ ГАЛЛЕЯ. Примечательно, что прическа неизвестных, похожая на стрижку «под горшок», легко узнаваема на картинах европейских средневековых художников. Работа Андрея Рублева является неповторимым образцом православной иконографии рождения Христа.
Киноварная окантовка сохранилась только в верхней части. В навечерие праздника, когда догорал в морозном воздухе ранний зимний закат и розовый свет на снег становился все холодней и холодней и как-то совсем незаметно синел из домов, оставя предпраздничные приготовления, выходили люди и смотрели на темнеющее небо, ожидая первой, рождественской звезды, В этот день до звезды не полагалось ничего, а вечером еда была не очень сытной, но особой и долгожданной – распаренные в воде хлебные зерна с сушеными ягодами. В хлеву художник изображает домашний скот, а не символичных вола и осла. Прямоугольная в форме (56, 5 х 75, 5 см), вытянутая по горизонтали, «хоругвь шитая св. Фон иконы – оливковых, золотистых тонов, что придаёт невещественность. Покровский считал, что это один из пастухов, пришедших поклониться Христу. Евангелисты без подробностей освещают это торжественное событие.
Яркие краски одежд передают праздничное настроение. Изображения святых патронов и донаторов часто встречаются в западноевропейском искусстве в сюжетах священного Писания и Предания, например, в иконографической разновидности образа «Святое семейство» – «Sacra Conversazione» («Святое собеседование»). Рядом с образом Елизаветы обычно писали так называемый Плач жен иерусалимских, напоминающий о пророчестве Иеремии: "Плач и рыдание и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет" (Мф. Но если она действительно возникла на небе столь же эффектно, как в XVII-XX веках (например, как в 1910 году), то в течение нескольких лет на небе могли наблюдаться два ярких явления – вспышка звезды около 1150 года и комета Галлея около 1150 года.
Рядом с Богородицей – фигуры Иосифа и двух неизвестных. Димитрий Ростовский.
На картинах подчёркивается человеческая сущность персонажей – Марии, Младенца и других. Так как авторский холст тонкий, ветхий, с множеством утрат, то, во избежание прохождения клея на оборотную сторону картины, в места утрат авторского грунта был подведен реставрационный грунт (6 раствор осетрового клея мел в соотношении 1:5). В доиконоборчеком искусстве она изображается либо сидящей у яслей, либо лежащей на одре. Если поверхность допускала центрическую, симметричную композицию (пример: ампулы из Монцы), то фронтальное изображение Богоматери с Младенцем помещалось в центре, а по сторонам от престола размещались группы волхвов и пастухов. На полу у яслей стоит кувшин для омовения, чаша и пелена, как символ будущего Крещения.
Луч сверху указывает, что Бог явился во плоти, этот младенец-Мессия. Также художникам служили дополнительными источниками апокрифы и откровения. С другой стороны, эта поза подчеркивает непричастность праведного Иосифа к этому рождению. Именно так представлено Рождество на саркофаге из Латеранского музея, на саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима, на окладе Миланского Евангелия (6 века).
Приход волхвов хронологически произошел несколько позже поклонения пастухов, но в христианском искусстве допускалось совмещение этих событий. Археологи находят именно такие изображения Рождества на древнеримских христианских саркофагах, на бутылочках для лампадного масла. Гоген придавал огромное значение творческой фантазии художника. 2: 17-18).
В них можно видеть достаточно узнаваемые черты религиозной «народной» живописи конца XVIIIвека. Рождество Христово.
На Балканских фресках изображали исторических персонажей, современников художника. Иногда (гораздо реже) изображали пастухов и волхвов. Первые три века христианской истории (I-III века по Р. Х) отдельного праздника Рождества не существовало.
Трон Максимиана. Фрагмент. Сер. 6 в. Архиепископский музей в Равенне. Иногда фигуры служанок, купающих Младенца Христа, помещали в центре, между старцем и Иосифом и это решительное вторжение образа духовной чистоты словно разрывало путы искусительной беседы (или, при другом прочтении фигуры пастыря, наполняло разговор абсолютно иным, светлым содержанием). Особое внимание обращает на себя колорит иконы и выделяющиеся на его фоне три фигуры в белых одеяниях. Подвесные пелены использовались в церковных шествиях, заменяя в крестных ходах иконы.
Прямоугольный каменный одр, на котором Младенец лежит в сцене на троне Максимиана, а так же на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы, по мнению известного исследователя византийского искусства К. Вайцмана, представляет собою алтарь с нишей в центре для хранения реликвий. Так хочется Вас обнять. Мозаика. 12 век. Шляпка – колпак почти опустилась на лицо девушки, а из-под фуражки – «аэродрома» чётко вырисовываются только чёрные усики. Кромки же картины «Рождество Христово» по периметру имеют волнообразную деформацию нитей холста – «гирлянду натяжения», отверстия и сильное загрязнение остатками дублировочной массы с лицевой стороны. Временем ее завершения считается 1405 год. Монументальность, целостность фигур создает впечатление покоя, силы и духовной опоры.
В VI веке Богородицу начинают изображать не сидящей около яслей, а возлежащей на ложе. 1, 24-25). Они относятся к V-VII векам. Исследования состава наполнителя грунта показали, что грунт является двухслойным: первый (нижний) слой – красная силикатная охра второй (верхний, тонкий) – красная охра. В Евангелиях сказано, что Вифлеемская звезда ДВИГАЛАСЬ, вела волхвов. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел как исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.
Сюжет восходит к 20 главе протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. Впоследствии два явления могли путаться, объединяться. и так далее с шагом 150 лет в прошлое (150 – это наименьшее общее кратное для чисел 30 и 50). Развившийся в Западной Европе образ «Святое семейство» с его очевидным семейным пафосом для восточно-христианского искусства был неприемлем. И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф.
2). И. Е. Репин особенно выделяет идею заступничества Богоматери. Постепенно стала разрабатываться традиция написания сюжета Рождества Христова.
Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Первые дошедшие до нас образы Рождества относятся именно к VI веку. В этом же 1890 году мастер психологического портрета И. Е. Репин написал свой вариант Рождества (Государственная Третьяковская галерея). А иконописец соединяет все в одной иконе, так как в вечности нет «когда» и «потом», а есть только «днесь» то есть «сейчас и навсегда». Что, естественно, должно было еще более усилить впечатление людей. Богоматерь и Иосиф стоят в пещере. Однако по краям лицевого шитья с изображением св.
Рождество Христово. Получается, что римские папы, устраивавшие Юбилей, совсем не думали, будто Христос родился в начале н. э., как это заявили позднейшие хронологи XVI-XVII веков. Собор Богоматери.
Если крепление дублированных произведений – пелены с изображением святителя Леонтия Ростовского и картины «Рождество Христово» – осуществлялось на раму или металлический каркас, то этот процесс, несомненно, оставил бы следы на их кромках. Здесь же приводятся сведения, что «вещи куплены за рб. Мелкие латки заметны также на лице Богоматери, мафории и хитоне.
Их привел Иосиф из Назарета. Дорогие братья и сестры. Вверху мы видим в сегменте неба изображение звезды из которого исходит луч. Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. На иконе изображены и ангелы и простые смертные.
Их пение в древности было распространено по всей Руси. Все спешат домой, чтобы успеть нарядить ёлку и приготовить вкусности и наряды. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества – Сочельником. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям привязаны были вол и осел. Что напоминает поведение кометы: "И се, звезда, которую видели они на востоке, ШЛА ПЕРЕД НИМИ, КАК НАКОНЕЦ ПРИШЛА И ОСТАНОВИЛАСЬ над местом, где был Младенец" (Матфей 2:9).
Если поверхность допускала центрическую, симметричную композицию (пример: ампулы из Монцы), то фронтальное изображение Богоматери с Младенцем помещалось в центре, а по сторонам от престола размещались группы волхвов и пастухов. При поступлении в коллекцию музея «обе иконы разделены для починки».
Проведем несложный, но весьма интересный расчет. Развившийся в Западной Европе образ «Святое семейство» с его очевидным семейным пафосом для восточно-христианского искусства был неприемлем. Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф. 2, 1-12 Лк. 2, 6-20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену Омовения Младенца Христа, не установлен. 2:14). Ликованием и радостью наполнены не только религиозные ритуалы, посвященные этому дню, но и иконы Рождества Христова.
Напротив Богородицы на камне сидит Иосиф Обручник, подпирая склоненную голову рукой, в «позе меланхолии». Уже в эпоху Зрелого Средневековья языческие маги-звездочеты превратились в трех царей, пришедших из трех стран Востока (чаще всего в числе этих стран называют Аравию, Персию и Эфиопию). и ёлки-палки, как много ёлок. Леонтия Ростовского, шитое серебром и шелком.
Центром композиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях, позади престола могут изображаться ясли Спасителя.