26, 521, 5. художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа ЮгрыПоступление: 2003 г. Купить картину или постер "Рождество Христово", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Картина Ильи Репина Рождество Христово: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Добавим к этому и известные нам с детства изображение вола и ослика, взятые из другого апокрифа, Евангелия псевдо-Матфея VIII века: На третий день Мария оставила пещеру и вошла в хлев и положила Младенца в ясли и вол и осел поклонились Ему (там же). Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус ибо Он спасет людей Своих от грехов их». На картине Альбрехта Дюрера хлев больше напоминал колоритные античные руины, что вносило в изображение намек на исторический контекст события (владычество Римской империи, перепись Августа и пр. ).
Реалистичность даже в историческом сюжете – стремление представить все так, как это могло быть «на самом деле». Смиренная фигура Иосифа в профиль только усиливает это ощущение. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории Папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII-VIII вв. ).
Одна из них, самая популярная – иллюстративная. В 1898 г. Репин совершил паломничество в Иерусалим. В этом же 1890 году мастер психологического портрета И. Е. Репин написал свой вариант Рождества (Государственная Третьяковская галерея). Рождение таитянского Христа» (1896 г., Эрмитаж) выбрана необычная точка зрения, зритель становится сторонним наблюдателем, колорит и образы создают впечатление, что сюжет с одной стороны мистический, а с другой – слишком реалистичный и бытовой. Изобразить, как Слово стало плотью (Ин.
Иоанн тебе заменит сына». Наверное одной из самых известных картин на тему Рождества в русской живописи является полотно Ильи Ефимовича Репина «Рождество Христово», которое он написал в 1890 году. Центральными фигурами стали Младенец Христос и Мария, обнимающая его.
Солнечное затмение. В редких случаях рядом со Святым Семейством могут находиться пастухи. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. Репин утверждал: «Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная. Вверху справа – ангелы славят Христа, с другой стороны, сверху – волхвы на лошадях.
73 x 53. 3 см, Государственная Третьяковская галерея. Там, в Третьяковской галерее, я впервые увидел картины русских художников, написанные на евангельские сюжеты, среди которых была картина Ильи Репина «Рождество Христово». Но не обошла русская живописная традиция и евангельские сюжеты. Страха ради, они не смели подойти ближе. Уже в эпоху Зрелого Средневековья языческие маги-звездочеты превратились в трех царей, пришедших из трех стран Востока (чаще всего в числе этих стран называют Аравию, Персию и Эфиопию).
В небольшое окошко светит, указывая на Младенца, Вифлеемская звезда. Век XIX принес и в живопись свои контексты. Луч сверху указывает, что Бог явился во плоти, этот младенец-Мессия. Именно вот таким образом создается ощущение реальности происходящего.
И. Е. Репин наполняет картину эсхатологическим сознанием. Он не спит, но и не кричит. Яркие краски одежд передают праздничное настроение.
Отсюда и разность сюжетов и композиционное разнообразие в полотнах русских художников. Безусловно, мастерство художника отражается и в его картине «Рождество Христово» (1890). Интересно, что европейская художественная традиция дала миру свои шедевры на рождественскую тему в основном в эпоху Возрождения. Мария, мать Иисуса, сидит возле новорожденного будущего Спасителя. Также художникам служили дополнительными источниками апокрифы и откровения. появляется графический цикл «Евангельские сюжеты», выполненный карандашом на бумаге. Подарки волхвов символизировали двойную природу Христа – Божественное бессмертие и человеческую смертность.
Мария отдает младенца в руки Саломеи для омовения Христа. В доиконоборчеком искусстве она изображается либо сидящей у яслей, либо лежащей на одре. Мария нежно смотрит на родившегося Младенца, Иосиф склонился над яслями, его лица не видно, но все положение тела, сложенные руки показывают благоговение главы семейства перед родившимся Спасителем мира. Но сейчас еще очень далеко до этих событий, вот таким образом мать совершенно спокойна.
Нужно сказать, что эпоха накладывает сильный отпечаток на живописные полотна. Наиболее разнообразны изображения Поклонения волхвов. Нам видна лишь головка ребенка. Жил в Москве и Петербурге последние годы жизни – в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла.
Как правило, огромную роль в композиции играет свет исходящий от Его крошечной фигурки. Репин изображал только то, что приводило его в восторг, вызывало душевный трепет. А иконописец соединяет все в одной иконе, так как в вечности нет «когда» и «потом», а есть только «днесь» то есть «сейчас и навсегда». Они не упоминаются в Евангелии, но толкователи этого сюжета, сходятся на том, что вол это символ рожденных в законе, Израиля, а осел — символ язычников. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее.
Она с умиротворением смотрит на свое дитя. Именно в этот период (в середине XIV в. ) и возникают первые образцы соответствующей иконографии Рождества. Илья Ефимович всегда стремился к образованию. За время долгой жизни Репина сменилось много периодов в искусстве.
Я люблю разнообразие». Вверху мы видим в сегменте неба изображение звезды из которого исходит луч. Я стал молиться Богу.
Регулярно участвовал в выставках передвижников. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце правды Христос. В левом нижнем углу изображён Иосиф с пророком Исайей. 1, 14) невероятно сложно не только художникам, но и Евангелистам. На иконе изображены и ангелы и простые смертные.
На последней прижизненной выставке 1927 г. в Хельсинки, как вспоминают очевидцы, больше всего внимания привлекли картины «Священник», «Грузинский танец» и особенно «Голгофа», важнейший из религиозных сюжетов для Ильи Ефимовича в конце жизни. 1, 2425). К таким картинам можно отнести полотна известного русского художника Бориса Кустодиева.
Об одном из таких полотен я уже говорил в прошлой статье. Пещера упоминается в некоторых апокрифах. В хлеву художник изображает домашний скот, а не символичных вола и осла.
Одни суть тот избранный остаток ветхозаветной Церкви, который войдет в Церковь Нового Завета другие — те, кому только открывается возможность истинного богопознания. В росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора М. В. Нестеров соединяет сцену Рождества Христова (1890-1891 гг. ) с Поклонением пастухов. Джотто еще при жизни был признан величайшим явлением в области искусства. Фреска (конец I столетия) – самое древнее христианское произведение искусства на тему Рождества.
Впрочем, написал образ в русскую церковь – голову Спасителя. Больше всего меня поразили объемы полотна Иванова «Явление Христа народу», фрагменты которого я долго и тщательно изучал.
Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Поль Гоген посвятил себя размышлениям о подлинной природе человечества. Испытал он влияние и других своих коллег – русских художников Н. Ге и К. Флавицкого. В картине «Дитя. И не знал Ее.
В темноте, понемногу и невольно, близкие добираются до креста. При этом собственно Рождество в искусстве Западной Европы представлено в двух основных иконографических традициях. Ребенок также, как и мать безмятежен и спокоен.
1, 24-25). Но когда он помыслил это, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов. Для меня, выросшего в небольшом поселке мальчика, каждый визит в Москву был событием.
И здесь я подолгу молился, глядя в небо» (И. На Балканских фресках изображали исторических персонажей, современников художника. Первые три века христианской истории (I-III века по Р. Х) отдельного праздника Рождества не существовало.
На картинах подчёркивается человеческая сущность персонажей – Марии, Младенца и других. Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь чистые сердцем и нищие духом. Но вернемся к России. На полу у яслей стоит кувшин для омовения, чаша и пелена, как символ будущего Крещения.
И, возможно, в силу тесных связей этого типа с литургической адорацией на картинах нидерландских мастеров XV века рядом с Марией и Иосифом может оказаться заказчик произведения, стоящий на коленях рядом со Святым Семейством и молящийся Младенцу вместе с Марией и Иосифом (как на картине Рогира Ван дер Вейдена). Он исследовал первобытную натуру, освободившись от цивилизации. Сбежавшаяся масса люда стояла вдали. Каждый принес свой дар родившемуся Христу – золото (подчеркивая царское достоинство Христа), ладан (который употребляется в богослужении) и смирну (ею пропитывают на Востоке мертвое тело). И. Е. Репин особенно выделяет идею заступничества Богоматери.
Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. На ней он увидел эскиз-набросок «Голгофа» и ему захотелось эту тему разработать глубже. Тогда для меня каждый художник стал настоящим открытием.
Репин выбирает самые драматичные эпизоды: «Христос и Иуда», «Предательство в Гефсиманском саду», «Христос среди учеников после Воскресения». Так, кстати и произошло в эпоху Возрождения (XV-XVI века). Вспоминал он и свои первые духовные порывы детства: «Я задумал сделаться святым. И церковная завеса разорвалась и все внутри у меня рвалось.
В 1886-1888 гг. Богоматерь и Иосиф стоят в пещере. Он им обрадовался. И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф. Изображение Саломеи, купающей младенца Христа и помогающей ей служанки (или другой повитухи, которая именуется иногда Зеломией), обычно льющей воду в купель, еще раз акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении. Картина выполнена в свойственной художнику реалистической манере, точно выписаны все бытовые детали. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Как музыки, хотелось рыданий.
В купании Младенца можно видеть прообраз таинства Крещения Господня. «Я почти ничего не писал там – некогда, хотелось больше видеть. Интересно, что по мере приближения к эпохе барокко усиливалась натуралистическая грубоватость в облике пастухов: темные, словно «задубевшие» лица с глубокими морщинами, крупные жилистые руки. Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного.
Ребенок изображен в колыбели. Тьма. И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца и он нарек Ему имя: Иисус (Мф. Репин «Далекое близкое).
В этой фреске художник сосредотачивается на созерцании материнской любви Марии. «Боже, Боже, за что же Ты меня оставил. ». Он примерял на себя и импрессионизм и символизм, выступал и как бытописатель и как «парадный» художник. И вместе с тем для искусства нет темы более таинственной и недоступной. Он им говорил и успокаивал их: «Не горюй, мать.
Его постоянно тревожат библейские сюжеты. Апостол Матфей говорит: «Встав от сна, Иосиф поступил так, как повелел ему Ангел Господень и принял жену свою. Гоген придавал огромное значение творческой фантазии художника. Прямоугольный каменный одр, на котором Младенец лежит в сцене на троне Максимиана, а так же на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы, по мнению известного исследователя византийского искусства К. Вайцмана, представляет собою алтарь с нишей в центре для хранения реликвий. Начиная с 1200 года в Евхаристическом каноне появляется обряд Вознесения хлеба, становящегося Телом Христовым, над головой священника для того, чтобы молящиеся могли несколько секунд созерцать Его в молчании (чуть позже, с середины столетия, практикуется и обряд Вознесения Чаши). Центром композиции является Эммануил, которого пеленает Мария.
А вот русская живопись сосредоточилась на этой теме в XIX веке. Иоанн, поднимаясь до высочайшего уровня мистического толкования Воплощения, ни слова не говорит о конкретных обстоятельствах Рождества (что вряд ли происходит от неведения, поскольку Мария жила у него в доме). Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы.
Роспись Владимирского собора в Киеве вызвала резонанс в обществе в конце XIX столетия. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в г. Чугуеве в семье отставного солдата. В 1918 году он возвратился к этой теме в картине «Елочный торг». На ней длинное красное платье, на голове и шее – белый платок. Монументальность, целостность фигур создает впечатление покоя, силы и духовной опоры. Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот — предстояние ангелов. Главный источник такого изображения – безусловно, Евангелие от Луки. Книги, альбомы по искусству – были моим любимым времяпрепровождением.
Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф. 2, 1-12 Лк. 2, 6-20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену Омовения Младенца Христа, не установлен. Она лежит на земле, держа на руках Младенца и в глаза при этом бросаются Ее босые ноги – иконографический знак нищеты, заимствованный из особого типа под названием Matia dumilt («Мария смиренная»). У каждого царя свое имя – Каспар, Мельхиор, Балтазар. Постепенно стала разрабатываться традиция написания сюжета Рождества Христова. Но особым сакральным местом Москвы для меня, как тогда, так и сейчас являлась Третьяковская галерея. РЕПИН И. Е. Рождество Христово.
Я рос в небольшом поселке городского типа. Помню, как меня поразил почти готический зал Врубеля. Эль Греко в сцене Рождества (1603-1605 гг., частная коллекция) оставляет только Младенца, Марию и Иосифа. Руки она положила на одеялко Иисуса.
Нередко именно в этом сюжете Мария представлялась как художественное олицетворение земной Церкви и, вопреки сюжетной логике, могла быть изображена сидящей на троне (как в мозаике Якопо Торрити (XIII в. ) в храме Санта Мария Маджоре в Риме). Их фигуры располагаются либо в верхней части холста (создавая иллюзию разверзшихся небес), либо окружают ясли с Младенцем вместе с пастухами. Неузнаваемый, в потоках запекающейся крови, Он узнал их.
С ними, в этой темной, страшной трагедии, я потерялся до самозабвения. «Самым важным в моем искусстве, – писал Репин в конце жизни, – было писание писанок к великдню На одной стороне рисовалось Воскресение Христа оно обводилось пояском какого-нибудь затейливого орнамента, буквами «ХЛ». Не случайно Марк начинает повествование сразу с проповеди Иоанна и Крещения. Мать упала от изнеможения.
Не бойся принять Марию, жену твою ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Иногда (гораздо реже) изображали пастухов и волхвов. Однако в последние годы Репин много и плодотворно пишет на евангельские сюжеты. На картине мы видим в темноте хлева святое семейство.
Фон иконы – оливковых, золотистых тонов, что придаёт невещественность. Причем это очень ярко видно среди художников реалистической школы, принесших в разработку этой темы свою специфику и свои нюансы. Новорожденный Христос окутан в белую пелену, перевязанную свивальником. Результат его поисков оказался очень интересным, самобытным и выразительным. Мы не видим лица Младенца, но его поза напоминает о жертвенности. Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Сверху он накрыт белоснежным теплым покрывалом.
Сейчас эту картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. – Со страхом колыхался я в толпе, давая место кресту. С появлением первых икон (самые ранние известные иконы относятся к VI веку по Р. Х. ) формируется иконография Рождества Христова, которая останется практически неизменной до XXI века.
Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Лишь в одной композиции «Шествие на Голгофу» применяется сепия, усиливающая эффект трагического освещения, в котором словно растворяется мощная фигура Христа, несущего крест. Эта широта интересов, отзывчивость таланта – основные свойства творческой натуры Репина. Евангелисты без подробностей освещают это торжественное событие. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Для Репина был очень важен и религиозный опыт, он и свое искусство часто связывал с ним.
В большинстве случаев Мария сама показывает Младенца пастухам и столь же часто в композиции фигурируют ангелы. Как наконец Она родила Сына Своего первенца и он нарек Ему имя: Иисус. Благодетельная темнота затмения. «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы», «Не ждали» – были восприняты современниками, как вершины, по которым оценивались все его дальнейшие поиски. Репин вспоминал, как впечатлила его посмертная выставка Флавицкого.
Там он и умер в 1930 году. Даже телевизор так не притягивал, как книги и особая атмосфера, царившая в библиотеке. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Пожалуй именно живопись дала такое огромное количество произведений на тему Рождества, как никакое другое искусство.
Из моих окон был виден лес, а до ближайшего города нужно было ехать 20 минут на автобусе (не час, конечно, но и пешком далековато).
1890 г. Холст, масло.