Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В итоге получилось полотно такой небывалой мистической мощи, что все про него слышали, все про него знают, все про него говорят, но никто его не видел. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море».
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Это некий апофеоз Сталина и его соратников. В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей.
Поза пристойная, просто красота линий передается. Вот что писал о работах в стиле Ню Зинаиды Серебряковой Александ Бенуа:И, наконец, нагие фигуры Серебряковой (неужели нам так и не избавиться от уродливого слова ню. ), составившие в значительной степени ее славу и действительно бесподобные, — это тоже Европа. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане.
Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. Детей она рисовала очень много. А пожилой пастырь улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. » Поражает не столько сам сюжет, сколько переданное мастером изумление и эмоции на лицах участников встречи. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Шутка Мастера удалась. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием. Со слепяще чистым водным простором и белым парусом в центре соперничают убогие темные очертания бродяг.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Посетитель подходил к работе, поднимал тряпочку, смотрел, опускал тряпочку и отходил. В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей.
В единым порыве они простирают к вождям руки, отягощённые плодами их труда: колосьями, шурупами, чертежами на ватмане, пробирками, футбольными мячами, виноградными кистями и кусками каменного угля. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Репин всю жизнь рисовал прибытие парохода. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Великая картина Репина Приплыли находится там (по крайней мере – находилась) Начну с того, что шедевры в музее г. Сумы выставлялись прикрытые тканевыми экранами, видимо, чтобы солнечный свет им не повредил. Впрочем, есть в этом мире вещи, которые действительно лучше не видеть. Картина Репина «Приплыли» – из них. На ближнем плане картины кипит жизнь. Шутка Мастера удалась.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони.
Воронежский художник Лев Соловьёв (на фото) известен мало. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. Великая картина Репина Приплыли находится там (по крайней мере – находилась). Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Это ее дочь.
На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Очень впечатлилась. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Приходил каждое утро на пристань и ставил два мольберта. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях.