Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.
Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Не похожа на первые две третья историческая картина Репина — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно.
Картина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (также известна под названием Иван Грозный убивает своего сына) была написана Ильей Репиным в 1883-1885 годы. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. "бурлаки на Волге" – всемирно известная картина Репина, которую Достоевский назвал "торжеством правды в искусстве". Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными.
Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. «картина Репина Не ждали» — это выражение давно стало мемом. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой.
Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску. Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы». Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы.
Руководитель Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в понедельник, 28 мая, показала представителям средств массовой информации фотографию повреждённой вандалом картиныИльи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», сообщает агентство «Москва». Interfax. ru – Полиция задержала мужчину, повредившего картину Ильи Репина Иван Грозный и сын его Иван в Третьяковской галерее в Москве. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.
Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию. Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова.
Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. В свою очередь осведомленный источник пояснил, что речь идет о картине Ильи Репина Иван Грозный и сын его Иван. Картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин приезжал писать в прилегающую к Екатеринодару (Краснодар) станицу Пашковскую, так что чуть менее половины морд на полотне принадлежит кубанским казакам конца XIX века. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим.
Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Стоимость первого этапа реставрации полотна Репина может составить до 10 миллионов рублей. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Думал уволить смотревших за галереей слуг, которые никак не ожидали его гнева: им и в голову не пришло помешать художнику, давнему другу и советчику хозяина галереи. Она была закончена только в 1891 году. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Каждый персонаж переживает что-то своё. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Создавая свои исторические картины, Репин стремился к достоверности, вот таким образом старался точно передать все детали: одежду, предметы быта. Они словно противопоставлены друг другу. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Много учился на написании портретов близких и друзей. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В его взгляде осуждение и тревога. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором.
Репин дважды подавал прошения об отставке. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Третьяков»109. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Вся центральная часть написана самим Репиным. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Общение с прежними друзьями было только заочным. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Смирение в его стекленеющих глазах, в противовес неистовости отца, подчеркивает всю жестокость действительности, погубившей молодую жизнь. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Публике картина понравилась.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Так ли это – судить зрителям.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Внимание художника тяготит их. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Глаза ясные и добрые.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Стасов присылает ему все, что он просит. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Л. Н. Толстого».
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. М. Бунакову. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. И вот уже перед нами не царь, а отец. А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Она ушла из жизни в 1931 году55. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Возвращается в Россию летом 1876 года.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». 1. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Воронежский художник Лев Соловьёв (на фото) известен мало. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Рассмотрим "ближний круг". Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. Мне минутами становилось страшно. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Об этом сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Отныне картина, как пояснила директор Третьяковки, вернётся в экспозицию галереи исключительно в том случае, «если для него будет изготовлено специальное антивандальное и антибликовое стекло». Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Также оназаявила, что после получившего широкий общественный резонанс происшествия планируется ликвидировать алкогольные напитки из кафе на территории Третьяковки, поскольку повредивший картину мужчина во время допроса признался, что перед нападением крепко перебрал со спиртным. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что абсолютно отвечает истории».
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Не доносчик ли.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Все заняты. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Комната небогатой интеллигентной семьи.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Америка—Франция—Россия. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. За окном летний день. Накануне вечером в пятницу в полицию поступило сообщение от сотрудника охраны Государственной Третьяковской галереи о повреждении картины. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Репин встречал их по средам. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Эта история получила название «бунт 14». Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Историк Игорь Ерохов определил, что из народников в начале 1880-х по царскому помилованию мог быть досрочно освобожден не революционер, а сочувствующий из тех, кто присутствовал на сходках, но в акциях не участвовал: серьезных заговорщиков того периода если и амнистировали, то не раньше 1896 года.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В его глазах читается печаль, тоска. Казалось, она спит. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В эту минуту в комнату вошел Христос. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Этюд получился превосходный.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. А пожилой пастырь улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. » Поражает не столько сам сюжет, сколько переданное мастером изумление и эмоции на лицах участников встречи. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Центральная группа словно недовольна своей ролью. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Работал весь день, не замечая времени. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Бывший арестант. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Он идет прямо к матери. Репин считал сам эту картину красивой. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. С историческим документом — письмом запорожцев Махмуду — Репина и других художников, входивших в Абрамцевский кружок, познакомил ученый Д. И. Яворницкий, занимавшийся историей Украины. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Портрет производит яркое и сильное впечатление. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. На моих друзей она производила то же впечатление. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Немногие детали — растрепавшиеся волосы Софьи, ее расширенные горящие глаза, складка между нахмуренными бровями, сдвинутый стул и смятая скатерть, покрывающая стол, — говорят о том, что лишь минуту назад погасла вспышка ярости, охватившая царевну. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. По данному факту отделом дознания ОМВД России по району Якиманка города Москвы (УВД по ЦАО) возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства или культурных ценностей), добавила она. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Убийство свершилось.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. О чем эта история. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Вегетарианцем стал и сам Репин. Репин стал очевидцем казни народовольцев.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Репин никуда не делся. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Берег Волги.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Иноки помоложе так и застыли с веслами в руках, словно не зная, как реагировать на неожиданную встречу. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.