Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно.
Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.
О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. И о том, что картина «Сыноубийца» не эскиз, как может показаться в начале, говорит почти стершаяся надпись «Илья Репин 1909 год». Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы». Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов.
В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Репин был очень дружен с Мамонтовым. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Создавая свои исторические картины, Репин стремился к достоверности, вот таким образом старался точно передать все детали: одежду, предметы быта.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина.
Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Общественность начала сбор пожертвований. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Не доносчик ли.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Эта работа как будто продолжает предыдущую картину и показывает лицо Грозного, который полон раскаяния и горя. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба Пенаты, место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
Они словно противопоставлены друг другу. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
«Пенаты» стали его малой родиной. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Когда художник уже приобрел участок, выяснилось, что земля в прибрежной зоне сильно заболочена. Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». И вот уже перед нами не царь, а отец. Между созданием обеих картин прошло около четверти века и с каждой связаны загадочные истории.
Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. А чтобы ямы траншеи наполнились чистой водой, пробурили артезианскую скважину глубиной 72 метра.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Репин дважды подавал прошения об отставке. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Мне минутами становилось страшно.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Общение с прежними друзьями было только заочным. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Илья Ефимович Репин – самый влиятельный художник России на рубеже XIX – XX веков. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Внимание художника тяготит их. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». После Бурлаков это наиболее значительное произведение. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. М. Бунакову. Казалось, она спит.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Через секунду сорвется со стула и бросится к отцу мальчик, на губах которого играет радостно-удивленная улыбка. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Все заняты. Этюд получился превосходный. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Для него важно показать всю сложную гамму чувств, владеющих заточенной в монастырь царевны, ее гнев и неистовое желание отомстить. Публике картина понравилась. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Вся центральная часть написана самим Репиным.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Америка—Франция—Россия. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. Комната небогатой интеллигентной семьи.
В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Репин встречал их по средам. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. О чем эта история.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В его взгляде осуждение и тревога. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Работал весь день, не замечая времени. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Она ушла из жизни в 1931 году55. Он оказал значительное влияние не только на живопись, но и всю русскую культуру.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Берег Волги. За окном летний день. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
Эта история получила название «бунт 14». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Стасов присылает ему все, что он просит. На моих друзей она производила то же впечатление. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Еще секунда и новая строка послания будет придумана. В его глазах читается печаль, тоска. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди.
Запорожцы, возмущенные такой наглостью, ответили султану посланием, полным грубоватого юмора. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Имя Репина стало широко известным. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Глаза ясные и добрые. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Исследователи отмечают, как много в картине самых разнообразных оттенков смеха: заразительный хохот, мрачная ироничная усмешка, легкая веселая улыбка. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В эту минуту в комнату вошел Христос. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Она была закончена только в 1891 году. Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Он идет прямо к матери. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ).
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. После революции Репин больше ни разу не был в России. Возможно, желание написать подобное произведение появилось, когда художник увидел на Неве нарядных веселых барышень, собравшихся покататься в лодке и одетых в лохмотья утомленных бурлаков, приподнявших грязный канат, чтобы проходившие девушки не испачкали светлые платья. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Л. Н. Толстого». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Запорожские казаки, Иван Грозный, бурлаки, поэты и художники – все эти персонажи произведений Репина известны еще со школьной скамьи. Репин считал сам эту картину красивой. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Первый факт.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив.
Убийство свершилось. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах».
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Возвращается в Россию летом 1876 года. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. О картине появилось много статей в периодической печати. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Так ли это – судить зрителям. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.
Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Третьяков»109. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Пятый факт. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Источник назвали «Колодец Посейдона».
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Рассмотрим "ближний круг".
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Посетителям воронежского художника музея им.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки.
Репин никуда не делся. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.