Впрочем, так ли. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Илья Репин художник, картины которого отображают всю глубину восприятия жизни. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Подлинным расцветом творчества Репина стал период с момента его возвращения на родину.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Л. Н. Толстого». Острое чувство современности является определяющим началом в творчестве Репина.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Она была закончена только в 1891 году.
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. А пожилой пастырь улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. » Поражает не столько сам сюжет, сколько переданное мастером изумление и эмоции на лицах участников встречи.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Имя Репина стало широко известным. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Комната небогатой интеллигентной семьи.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
Не доносчик ли. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Воронежский художник Лев Соловьёв (на фото) известен мало. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Картины, описание их все чаще встречается в периодической печати. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем.
Первый факт. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель.
Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
Картины художника относят к вершинам передвижнического искусства. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. О картине появилось много статей в периодической печати.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Пути его развития во многом совпадали с движением развития литературы. Эта история получила название «бунт 14».
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Она произвела сильнейшее впечатление на общественность.
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Художнику удается создать ощущение действия, которое словно происходит на глазах зрителя. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Первым художником, представившим революционеров народников, стал Репин Илья Ефимович. Она ушла из жизни в 1931 году55. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Вегетарианцем стал и сам Репин. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Поначалу он отказался позировать с затылка. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Мне минутами становилось страшно». Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. На картине изображены монахи, случайно приплывшие на лодке по реке к месту купания деревенских женщин, большей частью обнаженных.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Это и веселые, безудержные танцы крестьян, народная удаль в картине «Вечорници» и социальные контрасты, глубокие противоречия изображенные в композиции «Крестный ход в Курской губернии». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Много учился на написании портретов близких и друзей.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Особенно много статей о «Бурлаках на Волге».
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Репин считал сам эту картину красивой. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Расцвет изобразительного искусства в России пришелся на вторую половину XIX века. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах».
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В 1863 году некоторые выпускники Академии отказались создавать программные картины. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. художественный музей им. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. О чем эта история. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Студенты предложили тематику, отражающую проблемы современного общества и получили отказ. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Убийство свершилось. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ).
В знак протеста они покинули учебное заведение, не окончив курса и образовали с И. Крамским «Петербургскую артель художников». Он идет прямо к матери. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Все заняты. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Одной из ярких фигур среди передвижников был Репин Илья Ефимович. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. ». Появляются его многофигурные жанровые и исторические композиции, великолепные портреты. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Работал весь день, не замечая времени. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Этюд получился превосходный. Мне минутами становилось страшно. Репин забыл о конкурсе, об Академии. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
О чем эта история. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. Изобразительное искусство не осталось в стороне от процессов, затронувших общественное сознание.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Третьяков»109. Картина была написана после путешествий по Волге в 1870 году. Пришлось пойти на хитрость. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Публике картина понравилась. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Пятый факт.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репин никуда не делся.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Это был своеобразный протест, направленный против деспотизма.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Репин встречал их по средам. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Картины «Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Не ждали» и другие отражают явное сочувствие своим героям.
Репин дважды подавал прошения об отставке. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
я работал завороженный. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Америка—Франция—Россия.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Стасов присылает ему все, что он просит. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Репин никуда не делся. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
Картины его словно воплощались в своеобразную художественную летопись данной эпохи. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Так ли это – судить зрителям. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа.
Репин стал очевидцем казни народовольцев. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. На моих друзей она производила то же впечатление.
Она была закончена только в 1891 году. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
М. Бунакову. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Репин был очень дружен с Мамонтовым. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В 1878 году, от гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Так началась коллекция Репина Атенеум. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. За окном летний день. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
В эту минуту в комнату вошел Христос. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Широко известным становится имя Илья Репин.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Музыка переносила его в мастерскую, к картине. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Казалось, она спит. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Ее автор утверждает себя как мастер огромного диапазона. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Одним из самых примечательных явлений в русском изобразительном искусстве стали его «Бурлаки на Волге». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Берег Волги. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина.