Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Среди его учеников, . Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых художников – Веласкеса и Хальса.
— с иронией окончил Репин разговор на эту тему. – восхищался запорожцами Репин. Репин подарил его Яворницкому. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Покатившийся посох в «Иване Грозном» в следующую минуту готов упасть за раму картины.
Но это был сознательный художественный прием, который способствовал впечатлению мощи изображенных людей. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Суждения о живописно-колористических качествах картины в литературе довольно разноречивы. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. запись в дневнике Жиркевича от 17 августа 1890 г. ). И к чему тут Иван Грозный. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Для писаря был использован историк Яворнинкий, подсказавший Репину Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. выбрал очень сложное вечернее освещение. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена., чтобы данная в таком ракурсе фигура не «вываливалась» на зрителя, не выходила бы иллюзорно за пределы холста, как в диораме. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Среди его учеников, .
Тут нет краски, нет искусственного подбора цветов.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работал завороженный. Смеются и другие казаки. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Это делалось для того, чтобы некуда было спрятать карты. Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Такой вольной казачьей республикой и рисовалась ему Запорожская сечь, «эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени». «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит, взрыв хохота запорожцев в следующий момент угаснет – временная перспектива сокращена до точки. Среди его учеников, .
В эту минуту в комнату вошел Христос. Среди его учеников, . В них видит Гоголь воплощение лучших черт национального русского характера., семь раз ломавшим руку на Днепровских порогах и готовым семьдесят раз поломать ноги, лишь бы только окунуться в Днепр и взобраться на его скалы. одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей» и дюжий рубака-воин, серьезный и простодушный, как дитя и заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". — Об этой картине говорили давно и ждали многого. Репин считал сам эту картину красивой. Нужен был весь талант и огромный опыт Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах. Известен ряд прообразов отдельных персонажей картины.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. «Я задумал, – вспоминает Репин, – передать этот сюжет с сугубой реальностью. И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Самое ценное в многочисленных работах Эварницкого — это художественная их сторона, личные впечатления автора от посещения исторических мест и записанные им исторические предания и апокрифы. Завершается этот восторженный отзыв следующим утверждением: Нынешняя картина Репина — настоящее событие в текущей летописи русского искусства. Трудно точно сказать, чем это было обусловлено. чувствовал сеоих предков, своих товарищей по духу: «. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
" и так далее. в «Запорожцах» достигает предела не только экспрессивности, но и материальности, объемности передачи фигур и предметов. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». «Чертовский народ. Она произвела на меня неотразимое впечатление.
Идея его создания принадлежит администрации города. При этом она уравновешена в основных своих компонентах – многие персонажи в правой и левой части картины даны в соответствии друг с другом. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Вокруг писаря тесным кольцом сомкнулись казаки и наперебой советуют писарь свое. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1881-1885), «Запорожцы» (1878-1891). «Чертовский народ.
Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». Один казак, которого рассмешили такие обращения, даже наклонился на бочку, что стоит рядом со столом. Солнечные блики на черной потной шерсти лошади, по напряженным мускулам и по загорелому телу парубка создавали восхитительную картину, которой позавидовал бы всякий баталист4. С технической стороны картина написана бесподобно. Она встречена общим и горячим одобрением. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Избрав сложную историческую тему, требующую больших и специальных познаний, Репин оказался не в силах осуществить свой замысел без советчика, который доставлял бы ему необходимые документальные материалы иконографию, ориентировал бы в музейных фондах. В свою очередь, вечернее освещение смягчает общую красочную пестроту картины. В 1913 г., решив издать книгу воспоминаний о своем творческом пути, Репин собирался, по свидетельству К. И. Чуковского, написать также о том, как создавалась им картина Запорожцы. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году.
Колорит картины «Иван Грозный» -- мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный -- эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. Так было и в Москве.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Большую рельефность в живописи первого плана трудно представить. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови» располосовал его ножом в нескольких местах.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Именно эта «действенность» – главная особенность репинских исторических композиций, когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту. Среди его учеников, .
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна.
Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Но что-то гнало меня к этой картине и я работал над ней». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Не раз отмечалась гомеричность образов запорожцев в картине и близость их в этом отношении романтике «Тараса Бульбы» Гоголя. Так ли это – судить зрителям.
Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина. На ней, наверное, ктотоиз воинов в свое свободное время наигрывал мелодии и пел песни о родной Украине, охрабрости и свободолюбие ее народа, о стремлении к свободе его лучшихпредставителей — запорожских казаков. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекаетвнимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногдакажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именносмех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Достаточно указать хотя бы на фигуру откинувшегося назад казака на бочке на первом плане. Стасову). По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось).
Жил Репин в период 1844 – 1930 годов. Как-то в Академии художеств Репину была задана программа «Ангел истребляет первенцев египетских». В Краснодаре на пересечении ул.
И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). Пусть будет так. Увидев, как племянник с трепетом относится к ним, он подарил их ему. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. Эварницкий не был чужд и вопросам искусства.
Он идет прямо к матери. Недаром сам художник так высоко его ценил, считая, что «эта первоначальная композиция все еще конкурирует с моей картиной своей цельностью, жизнью и экспрессиями». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, Бовдюг, страстно призывающий к товариществу Мосий Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы», — этим людям свойственна одна общая черта: беззаветная преданность Сечи и Русской земле. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимала историческая живопись.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
исходил из зарисовок типов казаков во время своих поездок. Старик от души хохочет. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Как писал Василий Ключевский: «Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". сюжет картины. За окном летний день. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. Среди его учеников, . Так сложилось потому, что художник по несколько раз переписывал картины. Мне минутами становилось страшно. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.
Первый факт. Конь делает самые дикие прыжки, чтобы сбить казака или оборвать повод, а казак въехал по щиколотку в песок цепкими пальцами ног и крепко держит веревку, обмотав её у дюжих кулаков мускулистых рук: видно, что не уступит своему черному скакуну. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Не доносчик ли.
Все заняты. Среди его учеников, . А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Среди его учеников, . Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств., как запорожцы. Его герои – люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. -- Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову). Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
И вновь – «реальность» даже в историческом сюжете – стремление представить все так, как это могло быть «на самом деле». это хорошо знал и, возможно, в какой-то мере Гоголем вдохновлялся. Но никак нельзя ограничивать тему картины гомерическим хохотом. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Кроме тенденции известного рода не подберешь иного мотива».
«Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, -- ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», -- передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Все персонажи произведения известного живописца создают впечатление не только удали и веселой бесшабашности, но и какой-то необычной внутренней силы, которая была свойственна только лучшим сыновьям украинского народа — представителям Запорожской вольницы.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков.
Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Мы свободно можем «войти» в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери. Стасов присылает ему все, что он просит. Они были решающими в создании самих образов старого героического казачества. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М.
Среди его учеников, . Резкими и выразительными штрихами рисует Гоголь героев Сечи. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Скорее всего, писарь очень доволен возложенным на него делом. Он внимательно прислушивается к тому, что говорят ему друзья и едва успевает все записывать.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Репин всегда работал одновременно над несколькими полотнами. Среди его учеников, .
утверждал, что он и в «Запорожцах имел идею» и что это была идея о том, какие силы, таланты, мужество и благородство обнаруживаются в «моменты проявления всеобщей жизни горожан, ассоциаций, более всего в республиканском строе». Казалось, она спит. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Психолога-Репина и в истории прежде всего интересовали сильные человеческие характеры, столкновения страстей, патетика чувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица, драматические конфликты. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Убийство свершилось. – Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Пятый факт. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
писал своих «Запорожцев» с большой любовью и художническим увлечением. Громадная картина целиком остается в памяти зрителя.
Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, «произошедшего в одно мгновенье». Все, что имелось по этому поводу в репинской литературе, ограничивалось весьма немногими, чисто внешними данными: услыхав летом 1878 г. в Абрамцеве содержание смехотворного издевательского ответа, посланного запорожскими казаками за двести лет до этого, в 1676 г., турецкому султану, — художник набросал первый карандашный эскиз Запорожцев весной 1880 г. по маршруту, разработанному Н. И. Костомаровым, Репин с пятнадцатилетним Серовым объездил Запорожье, собирая материалы для большой картины и отыскивая в народе типы старого казачества наконец известно, что когда Л. Н. Толстой, 7 октября того же 1880 г., впервые посетил Репина на его московской квартире, то одним из наиболее значительных произведений, находившихся тогда в работе в мастерской художника, были Запорожцы и разговор между Толстым и Репиным в основном шел именно о Запорожцах. Он писал портреты иконы исторические и бытовые сцены.
создавал образы запорожцев исходя из натуры и зачастую соединяя в одном образе несколько натур. Товарищество и братство, преданность вере и родине («Перед нами дело великого поту, великой казацкой доблести. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, – ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», – передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. Я вспомнил о царе Иване.
-- восхищался запорожцами Репин. И вот уже перед нами не царь, а отец. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Его герои -- люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". И это прекрасное свободное прошлое он изображает поэтически гипертрофированно. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет. Среди его учеников, . Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Комната небогатой интеллигентной семьи. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Показацкой традиции казаки, прежде, чем играть в карты, должны были раздеваться допояса. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Колорит картины «Иван Грозный» – мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный – эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах.
Берег Волги. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Среди его учеников, . Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти.
Среди его учеников, . Выделяется на картине голый по пояс казак.
Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». самым главным.
Но Репин стремился не столько усовершенствовать их, сколько наделить тем свойством «изменчивости», которое было присуще ему самому, заставить «жить» эти картины, меняться, как, например, сменяются кинематографические кадры.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Этюд получился превосходный. Среди его учеников, . Голая голова казака в «Запорожцах» словно прорывает плоскость холста, оказываясь в пространстве зрителя. Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование. «Никто на целом свете не чувствовал так глубоко свободы равенства и братства», по мнению Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Среди его учеников, . Кроме тенденции известного рода не подберешь иного мотива». И в этом отношении история у Репина – это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не «длящийся процесс», а необратимый финал. Он с возмущением писал, что запорожцы – это не гуляки, а герои, защитники свободы и родины от чужеземцев.
тема смеха далеко не исчерпывала содержания картины. Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Настроение вечерних сумерек их умиротворяющая атмосфера лирически умеряют чрезмерную силу экспрессии, весь этот шум непомерного озорного смеха.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана). Работал весь день, не замечая времени.
Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей.
Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Интересен тот факт, что этот атаман является земляком живописца и родился, как и художник, в Харьковской губернии в селе Мерефа. В правом углу полотна виднеется старик, уже высохший, одетый в красную одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Старик от души хохочет. От смеха он едва удерживается на ногах и, видимо, вот таким образом положил руку на плечо казака, сидящего за столом перед ним. Лицо этого запорожца не видно, но с уверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходит вокруг. Смеются и другие казаки. Выделяется на картине голый по пояс казак. Это, скорее всего, большой любитель игры в карты, которые во времена Запорожской Сечи очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Но для Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". И к чему тут Иван Грозный.
Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах».