Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII.
Культивируемый в стенах Академии «высокий стиль» былвоспринят им не как нормативная система, а как содержательная традиция, связанная со способностью искусства постигать возвышенную, чудодейственную силучеловеческого духа. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Наряду сжеланием постичь «вечные», коренные проблемы русской деревенской жизни Репинбыл способен откликаться и на самые злободневные вопросы крестьянского бытия. Однако эта злободневность попадала в поле зрения художника именно той стороной, которая выражала собою типичные черты русской мужицкой доли. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Успешно разрабатывал форму психологического портрета в скульптуре. Можно указать и более конкретно один из образцов, которыйявно был перед глазами автора «Воскрешения дочери Иаира». Это знаменитая картина «Явление Христа народу» Александра Иванова, художника, которого Репин искренне и глубоко чтил и о котором он в ранние годы, безусловно, многое узнал от своего первого петербургского учителя И. Н. Крамского. Однако вовсех этих ранних произведениях, будь то классные задания или же сделанные «длясебя» интимные портреты, обозначились и общие черты, общая сфера жизненныхинтересов и пластических исканий.
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. 2. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Репинпрекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качествемодели, человек неосознанно начинает «представлять себя» — позируя, он играетопределенную роль. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Репин дважды подавал прошения об отставке. Идействительно, оба портрета— иНиколаяII иего отца, атакже Екатерины II, Александра I, Николая IиАлександра II— висели вкруглом зале петербургского Мариинского дворца (где, собственно, с1885 года ипроходили заседания совета). Чтоже досановников, топочтивсе они даны этюдно. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Публике картина понравилась. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, -- ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», -- передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Впрочем, так ли. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Раньше других этот смысл почувствовал выдающийся репинский современник В. В. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Она ушла из жизни в 1931 году55. Именно эта «действенность» – главная особенность репинских исторических композиций, когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Между тем Репин чрезвычайнозаботился об исторической достоверности своих картин. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Эти звуки завладели мною и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Всясовременная Репину критика, включая Стасова, признавала, что амплуа «историка», картины на исторические темы — не его призвание. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Как писал Василий Ключевский: «Предмет истории — то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон». И в этом отношении история у Репина — это как раз то, что проходит: частныйслучай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный моментпроисходит перед глазами, не «длящийся процесс», а необратимый финал. Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своихисторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Репин вернулся на прежние позиции. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М.
И вновь – «реальность» даже в историческом сюжете – стремление представить все так, как это могло быть «на самом деле». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Даже одини тот же сюжет, «Арест пропагандиста», в нескольких графических эскизах и живописных вариантах обретал каждый разособый человеческий смысл, свою интонацию. Как-то вАкадемии художеств Репину была задана программа «Ангел истребляет первенцевегипетских». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Многогранность творческого дарования Репина неисчерпаема. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Она произвела на меня неотразимое впечатление.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. И вновь — «реальность» даже висторическом сюжете — стремление представить все так, как это могло быть «насамом деле». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Скем-то— например, стеми, кто позировал затылком, — ивовсе зараз управились. – восхищался запорожцами Репин. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Он идет прямо к матери.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В картине горбун – единственный персонаж, чье порывистое движение, в себе самом имеет глубокий содержательный смысл. Его герои – люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Все заняты. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Эта история получила название «бунт 14».
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Это костюмы, оружие, мебель, убранство интерьера, даже цвет глазцаревны Софьи. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой».
На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Репин прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Колорит картины «Иван Грозный» – мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный – эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. Заказ был срочный, персон много, накаждого выделялось неболее 34сеансов.
Василий Иванович Суриков (1848-1916) Внес выдающийся вклад в развитие исторического жанра живописи. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли засобой такие пирамиды черепов. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Во время блокады Ленинграда он лично дежурил на обледенелом чердаке своего дома, охраняясвои картины от зажигательных бомб. Этюд получился превосходный. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Я люблю разнообразие».
Султан турецкий Мехмед IV. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Церковные заказы позволяли Репину заработать немного денег и, скопив сто рублей, в 1863 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, – ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», – передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича.
Гаршина. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работал завороженный. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Согласно истории, однажды кТамерлану обратились женщины Багдада иДамаска, которые жаловались насвоих мужей, погрязших вгрехах иразврате. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Мне минутами становилось страшно. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Шевцовой и другие. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Мы свободно можем «войти» в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Репин встречал их по средам. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Как и в других своих работах исторической направленности, Репин использовал при создании картины образы своих современников. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам». Наиболее известными из них стали работы И. Н. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1881-1885), «Запорожцы» (1878-1891). Репин утверждал жизненную значимость этой легенды, но вместе с тем лишал ее романтического ореола, снимал с нее все условные покровы, стремясь к предельно живому и непосредственному художническому прикосновению к духу и плоти своего героя, к его повседневному бытию. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской.
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем.
Стасов. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. И в этом отношении история у Репина – это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не «длящийся процесс», а необратимый финал. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
На них широкие яркие кушаки, волосы щедро политы маслом, до блеска начищены сапоги. Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит, взрыв хохотазапорожцев в следующий момент угаснет — временная перспектива сокращена доточки. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. И тут – «куда, куда девалась ее красота.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Однако, согласно заказу, ничего подобного художник недолжен был выдумывать. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Отчасти так оно и было. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Вкрестьянских полотнах Репина сказывается широта художественных интересовавтора. М. Бунакову.
Стасову). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Его герои -- люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины.
Вживописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н. С кем только её ни соотносили. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Ужасающая мука раскаяния на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца – на этом контрасте построен весь сюжет картины. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит, взрыв хохота запорожцев в следующий момент угаснет – временная перспектива сокращена до точки. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Идеальнойпортретной моделью оказался для Репина Лев Толстой.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Новое направление в живописи поразило и одновременно разочаровало художника: по его мнению, картины были интересны в технике написания, но лишены всякого смысла. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В отличиеот своего знаменитого современника В. В. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
-- Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову). Мне минутами становилось страшно. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Первый факт.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более одухотворенным, человечным, живым. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
Но Репинстремился не столько усовершенствовать их, сколько наделить тем свойством«изменчивости», которое было присуще ему самому, заставить «жить» эти картины, меняться, как, например, сменяются кинематографические кадры. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Нонасамом деле, героев 82— забыли посчитать всех изображенных напортретах. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Так, например, у меня с П. М. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Таково, например, большоежанровое полотно «Проводы новобранца» (1879). Первый портретировал писателя в 1873 году, то есть почти за пятнадцать лет до упомянутой репинской картины, второй – в 1884-м – всего за три года до ее появления.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Берег Волги. Покатившийся посох в «Иване Грозном» в следующую минуту готов упасть за раму картины. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Как ученик он выполняет обязательныеакадемические «программы», сюжетно далекие от повседневных тревог и волнений, от «эмпирической» реальности. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Именноэта «действенность» — главная особенность репинских исторических композиций, когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одномуаффекту. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Самымзначительным произведением на революционную тематику стало полотно «Не ждали» (приложение 6). Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. – Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В.
Общение с прежними друзьями было только заочным. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.
Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов и задумчиво улыбающийся молодой красавец «Андрей» и дюжий рубака-воин, серьезный и простодушный, как дитя и заливающийся тонким визгливым смехом живой, ехидный, смешливый дед и многие другие. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.
Кроме тенденции известного рода не подберешь иного мотива». В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Америка—Франция—Россия.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». После того, как приказ был исполнен, было выложено 7пирамид изголов. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским.
Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Репина является неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
– это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета" (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Русский музей). Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. «Я задумал, – вспоминает Репин, – передать этот сюжет с сугубой реальностью. Это его и погубило. Начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества, продолжающийся и после того, как в 1882 году художник переезжает в Петербург. Михаил Нестеров – выдающийся русский художник.
Репина своей будущей жены, В. А. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Толстого, В. М.
Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством.
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Я вспомнил о царе Иване. А вот и местная аристократия – чванная, толстая помещица, вся в кружевах и бантах, «её ассистент» – грубый, самодовольный кулак, отставной офицер в форменном сюртуке. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. На моих друзей она производила то же впечатление.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. «Вынужденный работать быстро, так быстро, как никогда раньше, он (Репин) постепенно выработал особую манеру односеансного письма. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Так возникают, например, его известные портретные работы «Мужикс дурным глазом» и «Мужичок изробких» (обе 1877) подчеркнуто «объективные», социально определенныеобразы-типы, много дающие для понимания сложности народного характера.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны.
Ге. Испуганно смотрит на незнакомогомужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыласвоего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Много работал в графике, в том числе как иллюстратор творчества Н. В. Так, например, у меня с П. М.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Репин считал сам эту картину красивой. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Никогда не обличал, не выносил приговоров и не ставил оценок. Принято считать, что наполотне— 81фигура. «Я задумал, — вспоминает Репин, — передать этот сюжет с сугубойреальностью.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Как-то в Академии художеств Репину была задана программа «Ангел истребляет первенцев египетских». За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Почти со всеми его связывали дружеские отношения. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. И этим кулакам и барынькам доверена «высокая честь» нести икону Наконец попы в золотых ризах, весело болтающие между собой, позабыв о своей роли святых отцов.
Стасов и «стасовский» облик Репина с незначительными изменениями впоследствии многократно оживал в статьях и книгах о нем. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Мы свободноможем «войти» в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окномкак будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери. Покатившийся посох в «Иване Грозном» в следующую минуту готов упасть за рамукартины. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Но что-то гнало меня к этой картине и я работал над ней». В 1890-е гг. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Голая голова казака в «Запорожцах» словно прорывает плоскость холста, оказываясь в пространстве зрителя.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В эту минуту в комнату вошел Христос. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». «Чистаяпублика» отъединена шеренгой пеших и конных урядников от толпы нищих странников, возглавляемой горбуном.
В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879) (приложение 18), «Иван Грозный и сын его Иван» (1881--1885) (приложение 19), «Запорожцы» (1878-- 1891) (приложение 20).
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Убийство свершилось. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, «произошедшего в одно мгновенье». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Как писал Василий Ключевский: «Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон». И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства. И это безоценочное экспонирование персонажей в эпически пустом, выжженном по цвету пространстве было абсолютно новым для передвижнической картины, которая всегда стремилась к четкой расстановке акцентов. За окном летний день. Историчен лишь мастерски написанный антураж. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»).
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Работал весь день, не замечая времени. «Чертовский народ.
-- восхищался запорожцами Репин. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни – в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Репину принадлежат замечательные воспоминания-мемуары «Далекое близкое». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови» располосовал его ножом в нескольких местах. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Чем же объясняет художник свою неудачу. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Он словно готов разразиться пламенной обличительнойречью.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Он словно готов разразиться пламенной обличительной речью. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Благодаря своей центричности и подчеркнутой фронтальности крайних, фланкирующих сцену фигур композиция обладает устойчивостью. Не исторический, а психологический аспект события занимает Репина.
Среди них помимо членов императорской семьи присутствовали канцлер граф А. А. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Начав с беглых этюдныхнабросков, художник последовательно углублял эту тему, поворачивая ее разнымижизненными гранями, выявлял в ней различные психологические аспекты. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, «произошедшего в одно мгновенье».
». Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всяческиподчеркивает чувственный характер цвета. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Она была закончена только в 1891 году. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Вегетарианцем стал и сам Репин. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Ни один из них не кричит с картины зрителю: Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Картину не хотели разрешать кпоказу.
Во времяпутешествия по Испании Стасов часто напоминал Репину, что здесь-то он долженобязательно написать красавицу. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль.
Голая голова казака в «Запорожцах» словно прорывает плоскость холста, оказываясь в пространстве зрителя. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Воспроизводимые сцены кажутсянаполненными жизненной силой природы, ее токами.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Кстати, спортретами вышла детективная история.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В творчестве Репина эта проблема решена с большиммастерством. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Пятый факт.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. И к чему тут Иван Грозный. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Казалось, она спит. Комната небогатой интеллигентной семьи. Расположение персонажей лишено натуралистической случайности.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Так сложилось потому, что художник по несколько раз переписывал картины.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. При беглом взгляде на полотно кажется, что Репин гораздо меньше, чем его коллеги, озабочен выявлением своей авторской позиции. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. «Чистая публика» отъединена шеренгой пеших и конных урядников от толпы нищих странников, возглавляемой горбуном.
Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Кроме тенденции известного рода не подберешь иного мотива».
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Анализируя картину, следует подчеркнуть, что гнев художника, его пафос обличения направлены не против бесчеловечности грозного царя-зверя, а против тех условий, которые сделали его таковым, против самодержавной власти, убивающей и калечащей в человеке все истинно человеческое. И тут — «куда, кудадевалась ее красота. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Он пробовал себя не только в живописи, но и в других видах изобразительного искусства. Его портрет имел большой успех».
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Его портрет имел большой успех». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». Колорит картины «Иван Грозный» -- мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный -- эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Гоголя, Л. Н. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Но Репин стремился не столько усовершенствовать их, сколько наделить тем свойством «изменчивости», которое было присуще ему самому, заставить «жить» эти картины, меняться, как, например, сменяются кинематографические кадры. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Творческое наследие И. Е. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца. В том, как человек теряет и находит себя среди взятых им или навязанных ему социальных, профессиональных и иных масок, – актуальная, общеинтересная проблема на все времена. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Смирение в его стекленеющих глазах, в противовес неистовости отца, подчеркивает всю жестокость действительности, погубившей молодую жизнь. Местные богатеи серьёзно и важно несут огромный пустой киот иконы. И к чему тут Иван Грозный.
Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Не доносчик ли. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Л. Н. Толстого».
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Этот мужчина слыл в городе колдуном. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Безбородко, предводитель уездного дворянства П. В. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. «Репин неисчерпаем» – так говорил о нем его друг и художественный критик В. В. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Это сделано мастерски.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Так сложилось потому, что художник понесколько раз переписывал картины. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Не без успеха пробует он своисилы в незамысловатых «домашних» жанрах («Приготовлениек экзамену», 1864) (приложение 2), пишет лиричные довольно удачные портреты близких ему людей: матери Т. С. Репиной и брата, В. Е.
Никакойпоследовательности, никакой определенной цели деятельности все случайно и, конечно, поверхностно» — так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства и с великолепным равнодушием отвечал: «Чтоделать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Крамского и Н. Н. Я люблю разнообразие». Дело дошло до царя. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать.
Толстой босой» или же «Л. Н. Работая над «Царевной Софьей», «Иваном Грозным» (приложение 3), «Запорожцами» (приложение 5), он выяснял мельчайшиедетали. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Нет в нем и желания воплотить творческую одержимость писателя – главная задача, поставленная в портрете Ге. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Стасов присылает ему все, что он просит.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Весьма показательна в этом смысле репинскаякартина «Воскрешение дочери Иаира» (1871) (приложение 2) — конкурсная программа на евангельский сюжет, за которую художникполучил золотую медаль и право пенсионерской поездки за границу. Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165.
Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Римский-Корсаков (дедушка композитора Н. А. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
«Чертовский народ. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Третьяков»109. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Римского-Корсакова), военный деятель А. А. Так ли это – судить зрителям.