Репин дважды подавал прошения об отставке. Наконец, в полотнеЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Совет искусствоведа М. В. Репина упрекали в художественной неразборчивости: Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности все случайно и, конечно, поверхностно — так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства и с великолепным равнодушием отвечал: Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь.
Среди его учеников, . Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Самым положительным образом отозвался о Запорожцах журнал Художник, редактировавшийся в те годы писателем В. Г. Авсеенко: В задаче художника чувствуется подъем, рыцарское молодечество, желание увековечить одну из замечательных страниц истории Украины.
Такова картина Иов и его друзья (1869), отмеченная Малой золотой медалью. Вариант. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Третьяков»109. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Среди его учеников, . Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось). И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Среди его учеников, .
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет. Создавая свои исторические картины, Репин стремился к достоверности, вот таким образом старался точно передать все детали: одежду, предметы быта. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Картина имеет два варианта. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Эта история получила название «бунт 14».
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Среди его учеников, . » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Первое документальное упоминание о полотне датировано 26 июля 1878 года. Избрав сложную историческую тему, требующую больших и специальных познаний, Репин оказался не в силах осуществить свой замысел без советчика, который доставлял бы ему необходимые документальные материалы иконографию, ориентировал бы в музейных фондах.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Скоро Репин убедился, что Эварницкий будет ему чрезвычайно полезен в деле завершения его давнишнего замысла. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Возвращается в Россию летом 1876 года. Среди его учеников, . Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. «Тарас Бульба» Н. Гоголя и «Запорожцы» И. Репина – наиболее известные произведения, отображающие этот период украинской истории. По словам художника, в Украине у каждого дьячка был список этого знаменитого письма. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Они поощряли их и льстили сему расположению. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Она встречена общим и горячим одобрением. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". стремится к экспрессии и достигает замечательных результатов.
Совпадает этот маршрут и с поездкой историка Н. Костомарова в 1873 году по местам бывших запорожских сечей, которую он осуществил незадолго до поездки самого Репина и ярко описал в своей «Автобиографии». Группа художников организовала в Париже русскую керамическую мастерскую или «Общество пишущих на лаве», куда входил и Илья Репин, увлекшийся тогда живописью на керамике. Вариант.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Эскиз.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. В портрете В. А. Шевцовой, невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых решений. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. Именно в это время и было расписано блюдо «Персиянка в шлеме». Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Л. Н. Толстого». Причем, многие повернуты спиной или боком. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
И называется она уже "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Именно вот таким образом на картине изображены не натурщики, а воображаемые лица.
Композиция харьковского вариантаЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. В связи с этим, вероятно и возникает второй эскиз.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Какой это труд.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Пусть будет так. Они закрывают прорыв в глубину, сохраняя вместе с тем ощущение большого пространства.
«Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Тогда все товарищи Крамского вышли из Академии. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Репин подарил его Яворницкому. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Шевченко в 1843 году (места бывшей Запорожской Сечи, Качановка на Черниговщине, Киев), стала и для художника своеобразным паломничеством к национальным святыням украинского народа, знакомством и общением с украинской интеллигенцией. Среди его учеников, . Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева.
Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое. Среди его учеников, . Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Они начинают более окружать стол. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Эта широта интересов, отзывчивость таланта — основные свойства творческой натуры Репина.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Но своей пестротой они соответствуют общему настроению веселья, буйному проявлению силы жизни в этой народной, «хоровой», по выражению Стасова, картине. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репин подарил его Яворницкому. Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть.
Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка. В частности, для фигуры писаря Репин выбрал историка Дмитрия Яворницкого, а натурщиком для атамана Сиркостал журналист Владимир Гиляровский. 1889 – 1896Холст, масло, 174 x 265Харьковский художественный музей вариант. По свидетельству литературоведов историческим событиям в Украине только в русской литературе ХХ века посвящено более 30 произведений.
В одно и то же время он способен был работать над абсолютно различными вещами и в различной манере. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Но, лишившись дома и кровли, человек стал отважен. над картиной, прямо на полотне переписывая фигуры, порой их выбрасывая или пририсовывая новые.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В. Е. Репина (1867), матери художника (1867), Г. Д. Хлобощина (1868). Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности.
Это не просто голытьба, пирующая, гуляющая, а члены «рыцарского народного ордена», каким считал запорожцев Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Можно себе представить, как должен был прийтись по душе Эварницкому сюжет картины, заимствованной из запорожской истории, за которую принялся к тому же такой замечательный художник как Репин., как и раньше в картинах с индивидуальными историческими героями, дает по сути дела психологическое решение. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. В конце лета 1870 года он привез свои волжские этюды в Петербург. Громадная картина целиком остается в памяти зрителя. Среди его учеников, .
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины – это-то есть. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре Приготовление к экзамену (1864), портретировал родных и друзей. Благодаря поддержке, оказанной им Третьяковым, они смогли утвердить свой взгляд на искусство. Среди его учеников, . Мурашко первым оценил композиционное преимущество второго полотна, созданного на основе эскиза 1879 года (Государственная Третьяковская галерея), отличавшегося жанровостью и экспрессией. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII.
1880 – 1891Холст, масло, 71, 8x58, 5Государственный Русский музей Русского музея художник дает еще более широкую картину, еще более массовую сцену. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Ныне вторая картина находится в Харьковском художественном музее. Идея его создания принадлежит администрации города. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Харьковские «Запорожцы» были написаны темпераментно, в теплой красно-охристой колористической гамме. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
сделал лицо более характерное: глаз он вдвинул глубже и улыбку сделал хитрее» (речь идет об образе Ивана Сирко). Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Эта поездка дала необходимый историко-документальный и натурный материал, который вышел за рамки сугубо утилитарных задач как своим количеством (больше 400 этюдов), так и разнообразием тематики (архитектурные зарисовки, казацкая старина исторический пейзаж). Картину не хотели разрешать к показу. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Один, оконченный в 1891 году и находящийся ныне в Государственном Русском музее в Ленинграде и другойЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Сюжет возник во время прогулки под Петербургом летом 1868 года. теперь изображает ее в большом пространстве. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Киевский искусствовед Ю. Беличко предлагает другую точку зрения – заимствование у И. Крамского эмоционально-психологического, а частично и композиционного замысла его незаконченной картины «Хохот» («Радуйся, царю иудейский»).
Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Сюжет картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» основан на одном из преданий.
Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. С первого раза Илье не удалось попасть в академию и он стал учиться в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников, где познакомился с преподававшим там молодым живописцем И. Н. Крамским.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Среди его учеников, . Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана).
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина. Полукочующий угол Европы, который князья южной первобытной России уже абсолютно оставили. В январе 1864 года Илья Репин становится слушателем Академии. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Фигуры изображаются поясными.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». приходилось порой приносить большие жертвы. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Кончался поход –– воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный козак», –– так писал в своей повести «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь. В контексте русской культуры обращение к этой теме также неслучайно.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Творческая история самой картины не совсем выяснена. Эварницкий не был чужд и вопросам искусства. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар).
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. И Яворницкий и Мурашко пишут об одновременной работе над двумя вариантами – петербургским и харьковским, называя их «двумя большими картинами на одну тему». В Краснодаре на пересечении ул. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он висит в Третьяковской галерее.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). В работе над «Запорожцами» Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Идея его создания принадлежит администрации города. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Эту привязанность можно условно разделить на следующие этапы: детские и юношеские впечатления о родине – Слобожанщине, увлечение украиникой – историей и этнографией – во время обучения в Академии в Петербурге (1864-1871), знакомство с повестями Н. Гоголя в Париже во время пенсионерского пребывания за границей (1873-1876). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Мне минутами становилось страшно. А он вдруг под наплывом новых впечатлений начал на новом холсте и вышло две картины. Тут нет краски, нет искусственного подбора цветов. Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Среди его учеников, . В Краснодаре на пересечении ул. — Об этой картине говорили давно и ждали многого. более или менее заканчивает в 1893 году ее ранний вариант. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цвете и в околичностях.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Среди его учеников, .
Надо каждое пятно, цвет, линия – чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1889-1896) принадлежит к периоду расцвета творческой деятельности гениального мастера. Среди его учеников, . Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. М. Бунакову. «Тяжелый XV век.
Вся композиция приобретает компактность. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Он сообщал Званцевой, уже заканчивая картину: «Работал над общей гармонией картины.
В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар).
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Дело дошло до царя. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Здесь Репин использовал не только улыбку Мартыновича, но и черты его своеобразного лица. Совет единогласно отказал.
Прахова, соученика Репина по Академии художеств использовать письмо запорожцев турецкому султану как сюжет картины, дал выход давней любви художника к Украине. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
запись в дневнике Жиркевича от 17 августа 1890 г. ). Под влиянием Крамского Репин начал работу над своей картиной Бурлаки. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
принимается писать новую картину на тот же сюжет. Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, .
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. – Чего только тут не было. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Но это не спасло людей с первой картины, оставшихся в живых, от их страшной участи. На пересечении ул. Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Гиляровский. Был переработан и перемещен на второй план справа бурсак.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что абсолютно отвечает истории». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. С целью проследить процесс работы Репина над композицией и отдельными характерами харьковской картины интересно сравнить текст письма Мурашко с результатами рентгеновского анализа картины. Среди его учеников, . Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности.
затем сделал ее вариант для П. М. Третьякова. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Копия была сделана в XVIII веке.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Раннее творчество художника весьма разносторонне. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Но никак нельзя ограничивать тему картины гомерическим хохотом.
Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Я люблю разнообразие.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Из жанровой картины возникает большое полотно исторической живописи.
Через Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее четвергах. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». некоторое время работает над обоими полотнами. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Как и в «Крестном ходе в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. Картину свою на прежнем холсте, говорил, совсем вот-вот должен был кончить. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Шумящая, озорующая, хохочущая толпа дана преимущественно уже как окружение центральной группы, в самом смехе которой больше серьезности, военной отваги, вызова врагу. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В ответ на это послание, запорожские казаки написали своё послание, в котором не стеснялись выражений и всячески оскорбляли турецкого султана.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Вариант. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Америка—Франция—Россия. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
С технической стороны картина написана бесподобно. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
Он стал более похож на художника Мартыновича, чем на петербургской картине. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. На моих друзей она производила то же впечатление. Красной и Горького по мотивам картины установлен памятник. Самым значительным произведением на революционную тематику стало полотно Не ждали. Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Этот угол был опустошен, выжжен дотла неукротимыми набегами монгольских хищников. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Он был в таких случаях крайне решителен. После трех лет работы появилась картина Бурлаки на Волге (1873), впервые прославившая имя Репина.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Из-за границы из разных мест я все получаю приглашения на их выставки моей картины Запорожцы, — сообщал Репин 15 октября 1895 г. А. В. Жиркевичу. Между тем Репин чрезвычайно заботился об исторической достоверности своих картин. Она была закончена только в 1891 году.
— с иронией окончил Репин разговор на эту тему. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. 1880 – 1883Холст, масло, 178 x 285. 4Государственная Третьяковская галерея», Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. – писал Репин А. С. Суворину. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Основные персонажи (писарь, казак в центре с искалеченной рукой, полковник, которого в петербургской картине принято называть Тарасом Бульбой, казак без рубашки) были написаны Репиным сразу, небольшие изменения внесены лишь в детали одежды, сумки, расположение бандуры. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.