Иллюстрации к стихотворению Лермонтова "Русалка".
Ге создал полную драматизма картину иллюстрирующую кульминационный момент поэмы «Хаджи-Абрек». Одних художников привлекали кавказские поэмы и баллады (Е. Е. Кузьмин прочел «Маскарад» как остросюжетную драму, тонко передал ее романтический колорит. Лермонтова, раскрашенный акварелью князем Григорием Гагариным. к Л. Исключение — указ. Его иллюстрации к стихотворению «Как часто. » и неоконченной повести «У графа В. » принадлежат к лучшим попыткам истолкования творчества Лермонтова в изобразительном искусстве.
1840-е гг). Добужинский иллюстрировал «Тамбовскую казначейшу» (СПБ, 1913) изысканная стилизация, высокий артистизм исполнения в сочетании с тонким проникновением в ироническую стихию поэмы делают иллюстрации Добужинского одним из лучших образцов русской книжной графики начала 20 века. Первым обращением к творчеству Л. художника-профессионала принято считать картину В. А. Тропинина, существующую в двух вариантах под разными назв. : «Казначейша» и «Женщина в окне» (масло, без даты ГТГ).
Клодта «Тамбовская казначейша» (1874). (цветные открытки) Вл. стихам работы Замирайло, Митрохина и А. П. Остроумовой-Лебедевой.
«На севере диком» (карандаш, 1841). В 1891 «Демон» с иллюстрациями Зичи был издан в Тифлисе. Последним в этой череде cтал Николай Мартынов – главный герой последних карикатур поэта:. Посредственно выполнены иллюстрации неизвестного художника к «Мцыри» иллюстрация Н. Негодаева к «Демону» комична в своем безвкусии, а гравюра с картины М. И. Пескова «Кулачный бой при Иоанне Васильевиче Грозном» создавалась вне связи с поэмой Лермонтова. На предложение Мамонтова откликнулся и В. М. к «Бэле» В. А. Агина (Карандаш. Бехтеев, В. М. к «Маскараду» и «Княжне Мери» оказался статичен и невыразителен.
купца Калашникова», выполненные в 1862—1864 В. Г. Название города в самом тексте тоже заменили буквой Т с точками. Невыразителен рис. М. Лагорио (Берлин, 1923). выделяются илл.
И. Тоидзе отмечены ярким нацилнальным колоритом и юмором. Война помешала выходу многих изданий остались неопубликованными илл. Удачен прием сочетания реалистических страничных иллюстраций и заставок, решенных в романтическом плане, насыщенных атмосферой тревоги и смятения этот прием выражает одну из особенностей романа — слияние в нем романтического и реалистического начал. Условно-романтическое видение природы истории и людей преобладает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели «Белая береза» и «Парус» (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или «Древняя рать», где войско русское, а горы кавказские. Лермонтов не получил сколько-нибудь систематического художественного образования.
к «Бэле» В. А. Агина. В 1879 он получил от изд-ва Глазунова предложение иллюстрировать отдельное издание «Демона», а потом и собрание сочинений Лермонтова. Блестящий рисовальщик, он создал безукоризненные по технике рисунки, но внес в них элементы ложной патетики и мелодраматизма («засахаренности», по определению В. В. Стасова). Фейнберг. А. О. Вальтера).
Билибин), третьих — ироническая интонация некоторых произведений (М. В. Семенова к «Песне. » (Л., 1974). Константинова. Цикл станковых илл.
Обширную серию иллюстраций к разным произведениям Лермонтова создал П. В. Все значительное, что дали 1900-е гг. Характерен обширный цикл станковых илл. Картина М. Ю. Лермонтова "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (картон, маслоИРЛИ) привлекает мастерством в передаче перспективы и световоздушной среды.
В 1863 А. Д. Шарлеманя («Бородино», «Валерик») и О. Л. Делла-Вос-Кордовской («Сказка для детей» см. «Спор» (М., 1913) он разработал все оформление книги и создал стройную сюиту, где все элементы связаны воедино и строго подчинены сюжетному ритму, а яркая декоративность и сказочность соответствуют общему колориту «Спора». Его трактовка образов оказалась поверхностной вместе с тем все 11 иллюстраций безупречны по технике рисунка, весьма декоративны и хорошо компануются с текстом, что сделало первое иллюстрированное издание поэмы значительным явлением в истории русской книжной графики (книга неоднократно переиздавалась).
Три рис. Литовченко представил на Академической выставке композицию на сюжет из «Демона» («Тамара» место хранения неизвестно не воспроизводилась). 1939). Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Изящны и лиричны заставки — илл. Тырсы к «Герою. », В. А. Фербера к «Герою. », Е. Я. В 1876 Л. Ф.
Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. В 60-е гг. Сарьян), «Кавказский пленник» (Якимченко), «Корсар» (Замирайло), «Литвинка» и «Олег» (Чемберс-Билибина) к романам «Вадим» (В. Возможно и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.
Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное – всадников (карандаш, 1832 – 1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832 – 1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830 – 1832). В 1883 г. профессор А. В. в области иллюстрирования произв. ЛН, тт. В 1900 г. начал писать второго "Демона" (ныне собственность В. П.
(тушь — силуэт Домик Л. ). Шевченко к стихотворению «Умирающий гладиатор» и акварель Г. Г. Митрохин иллюстрировал стих.
Недаром одним из заветных его произведений была поэма «Демон», которой Лермонтов посвятил более 10 лет жизни. Васнецов — «Дубовый листок», «Когда волнуется желтеющая нива», «Как часто, пестрою толпою окружен» Волков — «Родина» Дубовской — «Спеша на север издалека», «Мцыри», «Утес» Иванов — «Желание»). Значительных успехов добились на этом пути Серов («Герой. », «Демон»), Пастернак («Маскарад», «Мцыри»).
Известно также, что до 1891 в Тарханах хранилась авт. с илл. Все эти попытки воплощения лермонтовских образов в творчестве живописцев, разнообразные по тематике и жанрам, не оставили (за исключением работ Врубеля) заметного следа в истории русского искусства. Его экспрессивные рис. Лагорио написал романтический пейзаж «Вид замка царицы Тамары в Дарьяльском ущелье», который можно рассматривать как иллюстрацию к стихотворению «Тамара» (ГРМ воспроизведена в цветной литографии, ИРЛИ). Пастернака «Умирающий гладиатор» и Л. Васнецова «Как часто, пестрою толпою окружен»), то циклы, созданные В. Васнецовым («Песня. »), Врубелем («Герой. », «Демон»), Ивановым («Боярин Орша»), Поленовым («Спор»), Репиным («Пророк»), выражают определенную концепцию иллюстрируемого произв.
Безвкусицей отмечены т. н. «роскошные» изд. Прахов пригласил его в Киев для реставрации и росписи Кирилловской церкви. Вместе с ранними илл. Однако из множества грамотно рисующих профессионалами становились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью продавать работы. Великая слава и великая роль Лермонтова в потомстве достались ему не случайно.
Глазунова, СПБ, 1865). Добужинский). На предложение Мамонтова откликнулся и В. М. 12 иллюстраций к произведениям Лермонтова в этой серии (тт.
поэмы с илл. Она примечательна своей поэтичностью. II—III) были первой попыткой дать образную интерпретацию творчества писателя.
Гагарина «Сон». по отношению к лирике Лермонтова (впоследствии его стали разрабатывать мастера сов. Первым обращением к творчеству Лермонтова художника-профессионала принято считать картину В. А. Тропинина, существующую в двух вариантах под разными названиями: «Казначейша» и «Женщина в окне» (масло, без даты ГТГ). к лирике). появилось множество иллюстрированных изданий Лермонтова. Шарлеманем.
и экспрессивным рисунком и серия илл. К предвоеннным годам относятся два юбилея Лермонтова. Т. Г. Все это не позволяет считать доказанной связь картины Тропинина с поэмой Лермонтова. появились интересные произв. Верещагина к «Княжне Мери», эскизный характер рисунка, как художественный прием, был новаторским для того времени. к «Княгине Лиговской» по-видимому, для этого же изд.
Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда, 1841 годВ гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был известен под именем Монго Алексей Столыпин, друг и родственник Лермонтова:Монго – повеса и корнет, Актрис коварных обожатель, Был молод сердцем и душой, Беспечно женским ласкам верилИ на аршин предлинный свойЛюдскую честь и совесть мерил. Породы английской он был – Флегматик с бурыми усами, Собак и портер он любил, Не занимался он чинами, Ходил немытый целый день, Носил фуражку набекреньИмел он гадкую посадку:Неловко гнулся наперед, И не тянул ноги он в пятку, Как должен каждый патриот. Зпизод сражения при Валерике 23 июля 1840 годаРисунок М. Ю. набросков к лирике возможно, для него же были подготовлены и илл. Петров-Водкин (картина экспонировалась в 1941 на выставке в Ленинграде место хранения неизвестно не воспроизводилась). листом, гравировка Симмонса 1860 ИРЛИ). А. И. Комарова) «Три пальмы» (М., 1915 илл. Шмаринова («Герой. », М., 1946).
Тропинина «Казначейша» (1841) и М. П. Исключением является иллюстрация В. В. Не «темная старина», не ее «заветные предания» притягивали Лермонтова: « она вся в настоящем и будущем» – записывает он о России незадолго до своей гибели. Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель Пушкина.
Сюита илл. Клодт выступил на 3-й Передвижной выставке (1874) с жанровой картиной «Въезд улан (из «Казначейши» Л. )». Поленов в 1880 начал работу над картиной на тему стихотворения Лермонтова «Желание» («Зачем я не птица. ») картина не была написана, сохранился лишь эскиз. В отличие от Пушкина, которого называли «белым ангелом русской поэзии», Лермонтов был «черным ангелом русской поэзии». Добужинский сделал неск.
Другая крупная его работа — серия иллюстраций к «Княжне Мери», выполненная в реалистической манере. С середины 30-х гг. Впервые книжные иллюстрации к произведениям Лермонтова появились в 1844 году, в иллюстрировании литературного сборника «Дамский альбом, составленный из отборных страниц русской поэзии. ».
В 1830 году была создана трагедия «Испанцы». Кузьмина («Маскарад», М., 1949) и Д. А. Внимание иллюстраторов к «Песне про. Могилевского (М., 1947) лирична, полна поэзии илл.
сов. Трутовский как иллюстрации к поэме рассматривались картины В. А. Шишкин, работая над иллюстрацией к стихотворению «На севере диком» (1890), дал, наряду с графическим, живописное воплощение этой темы картина иллюстрирует 1-ю строфу и выполнена в жанре реалистического пейзажа, отчего сложная символика стихотворения остается за пределами изобразительного решения. Н. В. Ильина к стихам Л. («Лирика», М., 1958), возрождающие традиции книжной графики начала 20 века. I—IV, 1862—1865). Зичи создал также много мелких карандашных зарисовок к повести.
купца Калашникова» отражает общие демократические тенденции в развитии реалистического искусства 60-х гг. Васнецов — «Горные вершины», а также «Родина» — рисунок, который не появился в издании). Имя этого поэта – Михаил Юрьевич Лермонтов. и пошла резня. И два часа в струях потокаБой длился.
Любил трепать ее ланиты Разнежась старый казначей. Пешков сообщает следующее: «О нем сведений никаких обнаружить не удалось, кроме того, что губернский казначей не отличался щепетильностью и частенько воровал казенные деньги». Похороны убитых». Врубель и с тех пор этот образ занял центральное место в его творчестве. В 1863 А. Д.
Полуэктова (Берлин, 1921) и «Тамара» с илл. М. В. В 40—50-е гг.
Зичи в 1860 написал картину «Демон и Тамара» (ГТГ воспроизведена отд. Литовченко представил на Академической выставке композицию на сюжет из «Демона» («Тамара» место хранения неизвестно не воспроизводилась). Пять его рисунков отличаются выразительными характеристиками персонажей, точностью бытовых деталей, отчетливо выраженным демократизмом2 Станковые иллюстрации Шварца — переломный момент в истории иллюстрирования Лермонтова, первая попытка интерпретации литературного произведения в целом. Значительных успехов добились на этом пути Серов («Герой. », «Демон»), Пастернак («Маскарад», «Мцыри»). Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко оттуда видна половина Грузии как на блюдечке и право я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам хандра к чорту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту так сидел бы да смотрел целую жизнь. Лермонтов был щедро наделён природой не только поэтическим даром, но и талантом живописца. Зарецкий).
В деятельности этих мастеров книжной графики илл. Бехтеева к «Герою. » (1936): выбор сюжетов свидетельствует о стремлении художника интерпретировать психол. Были опубликованы также илл. Гл.
Эта «тайная дума», сквозящая в лермонтовском творчестве, то разгоравшаяся в нем, то отступавшая в сумерки эпохи является одним из опознавательных знаков, который помогает и будет помогать читателям всех поколений найти Лермонтова, понять и принять. В эти годы появляются циклы его гравюр к «Герою. » (М., 1963), «Стихотворениям» (М., 1969), «Демону» (М., 1965). Панаев в своих Воспоминаниях пишет, как возмущался Михаил Юрьевич произволом цезуры: Он держал тоненькую розовую книжечку Современника в руке и покушался было разодрать ее, но г. Краевский не допустил до этого Цензура изъяла из поэмы подозрительные места по понятным причинам. Резались жестокоКак звери, молча, с грудью грудь. В пути Лермонтов тогда повстречал одинокого монаха, родом горца, который ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловыми и оставлен при монастыре.
Митрохин, В. Д. В 1853 график А. М. Волков выполнил иллюстрацию к «Боярину Орше» — «Орша застает Арсения у дочери» (перо, ГЛМ). И. И.
Над живописным решением образа Демона работал К. С. Тему «бедствий войны» продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, – «При Валерике. Константинов («Мцыри»), Э. М. Криммер («Песня. »), К. Кузнецов («Тамань»), П. Я. Павлинов («Герой. » изд. Шарлеманем. Эти вопросы настойчиво требуют разрешения.
Клементьева («Хаджи Абрек», «Беглец»), Ф. Д. работа Белкина, а также иллюстрации неизвестного художника к «Хаджи Абреку» (М., 1929) и В. Козлинского к «Герою. » (М., 1932). А перламутровые зубки, А голос сладкий как мечта. Что небо.
Замирайло и Якимченко к «Мцыри» и Комарова к «Герою. ». Первую серьезную попытку интерпретировать поэму «Демон» предпринял Зичи (вначале совместно с Лагорио и Шарлеманем). Та же экспрессия – в духе Орловского – присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести А. Мар- линского «Амалат-бек». И. Комаров), «Испанцы» (Митрохин), «Странный человек» (А. Г. к «Демону» весьма наивны.
В 1852 Н. Н. В 1898 художник В. К. Внимание иллюстраторов к «Песне про. Если дом казначея находился против гостиницы «Московской» (ныне ул.
Иллюстрированные издания «Тамбовской казначейши» выходили в XIX столетии несколько раз: в 1863 году поэму иллюстрировал К. Д. Так возникают символические и аллегорические стихотворения: об одиноком утесе, на груди которого «ночевала тучка золотая», о такой же одинокой сосне, растущей на «севере диком» Многие стихотворения проникнуты вопросом. Репин — это было его первое обращение к Лермонтову.
Художник выполнил 2 сюиты рисунков к «Демону» и несколько станковых акварелей. Многие участники изданий пользовались принципом жанрового решения илл. В. Н. Масютина (Мюнхен, 1922), тот же роман с илл.
По предложению С. И. Лермонтова, граничит с деятельностью художников «Мира искусства», рассматривавших книгу как произв. Среди работ 70-х гг.
Таким образом изд. Образец этого жанра — серия заставок и концовок к «Демону», к-рую в 1914 выполнил Лансере для неосуществленного изд. В 60-е гг. Лермонтова путем изображения реалистического пейзажа, хотя бы и подсказанного текстом, обнаружил свою несостоятельность: сложная символика поэзии Лермонтова оставалась за пределами изобразительного решения даже в таком первоклассном рис., как «На севере диком» Шишкина тем более очевидной стала бесплодность реализации символического образа в других случаях (Айвазовский — «Дары Терека», «Парус», «Тамара» А. М.
Таким образом изд. Штемберг выполнил роспись плафона в усадьбе Середниково — «Демон и Ангел, уносящий душу Тамары» роспись отмечена приторной «красивостью». И. С. издание, М., 1915) и «Княгиня Лиговская» (Н. За рубежом в это время были изданы: «Герой. » с илл. Лермонтов ехал в Тарханы тем самым путем, который указала ему в письме бабушка, Е. А.
Его перу принадлежат сотни замечательных произведений, которые были созданы им за сравнительно короткий срок (поэт прожил всего каких-то 27 неполных лет). украшением издания были заставки к лирич. В 1901 г. появились первые признаки душевного расстройства, сведшего его в могилу.
его же) «Лирические картины» (М., 1915 илл. к стих. Вновь привлекает внимание художников сказка «Ашик Кериб»: сюита А. И. Л. (не было осуществлено) Д. Н. (1941), к-рые иллюстрировали Билибин («Песня. »), Л. Гудиашвили («Ашик Кериб»), А. Ермолаев («Бородино»), С. Закржевская («Стихотворения»), Л. Зусман («Мцыри»), К. А.
Хигера к «Боярину Орше», «Мцыри» и «Тамбовской казначейше». Бунин. При жизни М. Ю. Лансере, Д. И.
Исключение — «Песня. » с илл. А председатель Тамбовской ученой архивной комиссии Алексей Николаевич Норцов, написавший исследование «Материалы для истории дворянских родов Мартыновых и Слепцовых с их ветвями (с гербами, портретами и таблицами)» (Тамбов, 1904), всегда защищал фамилию своего дальнего родственника – участника дуэли. Им предшествовал лубок на ту же тему — 7 гравированных рисунков на одном листе — первое и единственное заслуживающее внимания обращение к Лермонтову в этом оригинальном жанре русской графики (в 1880—1910-е гг. И. И. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. серия «Рисунки к сочинениям русских писателей». А глаза. Митрохин, В. Д.
илл. ). По той же причине нельзя считать авторской иллюстрацией «Портрет мужчины в плаще» (сепия, 1836), несмотря на свидетельство А. П. Шан-Гирея о том, что «это фаталист». Билибин), третьих — ироническая интонация некоторых произведений (М. В. связано прежде всего с именем Ф. Д. По предложению С. И. Мамонтова, В. Д.
К столетию со дня рождения Л. изд-во «Печатник» предприняло «Иллюстрированное полное собрание сочинений» под ред. Иллюстрирование произведений Лермонтова в 60-е гг. А этот носик. Лермонтова, граничит с деятельностью художников «Мира искусства», рассматривавших книгу как произведение искусства, в котором все элементы оформления (обложка, титул илл., заставки) должны составлять единое целое, органически связанное с текстом. Невыразителен рис. Рисунки Лермонтова на обложке "Вадима" связаны с темами и образами незавершённого романа.
иллюстрация к «Маскараду», ныне утерянная (акварель). В 1890—1910-е гг.
Сильно пострадал после редактирования и текст поэмы. И. А. вошли и в отд. Фаворского к «Песне. » (М., 1956).
Соломко («Песня. », СПБ, 1897), К. В. М. П. Важным достижением многих участников издания было создание циклов иллюстраций к одному произведению преимущество этого метода проявилось в сравнении работ разных художников: если Маковский иллюстрировал только первые строки «Бородино» игнорируя основное содержание стихотворения (то же и в илл. Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", «Испанец», «Испанец с фонарем и католический монах», «Испанец в белом кружевном воротнике», портретная миниатюра Эмилии – героини «Испанцев» представляют собой зрительные парафразы трагедии. Советские книжные графики идут преимущественно по пути создания иллюстрированных циклов. Билибина к «Песне. » с их изящной стилизацией (1904) и акварель к стихотворению «Воздушный корабль» с ее фантастическим колоритом (1909), а также рис.
В. В. Каллаша (М., 1914—15). Малышева и Клодта. В 1889 К. Е. Маковский получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Демон и Тамара» в трактовке образов поэмы художник, как до него Зичи, не избежал салонности и «красивости». Замирайло), других — исторические сюжеты (Кустодиев, И. Я.
«Несмотря на прямую связь с текстом поэмы, все перечисленные иллюстрации создавались как самостоятельные, отдельно существующие произведения введение их в то или иное издание носило случайный характер. Огарёвой-Тучковой). В 1914 изд-во «Грядущий день» готовило собр.
«Испанская страсть», в соответствии с романтическим каноном – потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды. В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы образующие «испанский цикл». В некоторых случаях это было оправдано наличием элементов жанра у Лермонтова. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь. При жизни М. Ю. В. Г. Шварца», СПБ, 1872). Коммунальная, магазин «Служивый»), следовательно из окна Авдотья Николаевна действительно могла видеть изображенные Добужинским на заставке церковные купола – скорее всего, Казанского собора и Казанского монастыря (время их создания – 1791 – 1796 гг. ).
В дальнейшем русские художники неоднократно обращались к поэзии Лермонтова. Наиболее интересны работы Петрова, Рудакова, Тырсы, Фербера и Хигера. А помочь в этом могут иллюстрации великих художников.
Кузьмин, Т. А. Все значительное, что дали 1900-е гг. Врубеля. – указывает вполне реальное местонахождение дома губернского казначея – некоего Муратова, о котором В. П.
Работа Зичи была единственной (и для дореволюционной графики) попыткой целостного осмысления творчества Лермонтова в изобразительном искусстве. Корнилова. Эти рыночные серии отличались крайне низким уровнем, ни одна из сотен опубликованных в них иллюстраций не представляла художественной ценности.
Его иллюстрации — лишь жанровые картинки. "), в сумрачных стенах которого томился герой лермонтовской поэмы. Замирайло), других — исторические сюжеты (Кустодиев, И. Я. В 1889 К. Е. Маковский получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «Демон и Тамара» 1. Мамонтова, В. Д.
В 1905 Кустодиев применяет эти приемы в сюите иллюстраций к «Песне. »: он добился определенного ритма в общей композиции стилизация и декоративность преобладают и здесь, однако они не противоречат реалистической трактовке образов (противопоставление нравственного начала и мудрости народа жестокости царя-деспота). Принципиально иное решение дает в своих иллюстраций к «Герою. » (1941—45) Л. Е. М. А. иллюстрацией «Портрет мужчины в плаще» (сепия, 1836), несмотря на свидетельство А. П. Шан-Гирея о том, что «это фаталист».
В романтической пейзажной живописи Лермонтова большое значение имеет изображение неба. По той же причине нельзя считать авт. Впрочем я отчасти Поклонник голубых очей И не гожусь в число судей.
живописца Шварца богатые возможности. 43—44, с. 419). Изенберга («Демон», СПБ, 1897) и А. Р. Глазунова к «Мцыри» (М., 1965) передает романтическую коллизию поэмы. (из воспоминаний Н. А. "). Петрова к циклу драм Л., К. И. Рудакова к «Тамбовской казначейше», Г. К. Савицкого к «Княжне Мери», А. Д. Силина к «Аулу Бастунджи» и «Ашик Керибу», А. А. Суворова к «Маскараду», Н. А. (Клепиков С. Лермонтов и его произведения в русской народной картинке, ЛН, т. 45—46).
Ковригин иллюстрирует здесь отрывки из поэм «Хаджи Абрек» и «Тамбовская казначейша». В 1885 к «Демону» обратился М. А. были книги, выпущенные изд-вом Сытина: «Казачья колыбельная песня» (М., 1914 илл. Очевидной стала ограниченность возможностей чисто жанровых решений и при иллюстрировании «Героя. » (Дубовской, Савицкий) и «Демона» (Поленов): в стремлении запечатлеть конкретность ситуации и обстановки иллюстраторы упускали филосовское и нравственное содержание этих произведений.
к Лермонтову. В дальнейшем русские художники неоднократно обращались к поэзии Лермонтова. Три полотна — «Демон сидящий» (1890), «Демон летящий» (1900) и «Демон поверженный» (1901—02) так же, как и серия его книжных иллюстраций к этой поэме (1890—91), по глубине философского содержания, по смелости эстетических исканий относятся к шедеврам мирового искусства.
Важным достижением многих участников издания было создание циклов иллюстраций к одному произведению преимущество этого метода проявилось в сравнении работ разных художников: если Маковский иллюстрировал только первые строки «Бородино» игнорируя основное содержание стихотворения (то же и в илл. Одних художников привлекали кавказские поэмы и баллады (Е. Е. В 1852 Н. Н. Мавриной к «Измаил-Бею» (1937—39) воссоздает романтическую стихию поэмы, что достигается сочетанием острого штриха с прозрачным колоритом, неуловимыми переливами тонов, умением остановить фигуры в их стремит. Типичное издание такого рода — «Северное сияние. Кардовский выполнил для него 5 илл. Кустодиева.
Лермонтова его произведения не иллюстрировались. (1939 и 1941), вызвавшие к жизни ряд иллюстрированных изданий: «Полное собр. Подражанием этому изд.
Е. И. М. А. Вацуро и А. В. 30-х гг. И это не случайно. Из них заслуживают внимания только «Избранные сочинения» под ред. В 1853 график А. М. Волков выполнил иллюстрацию к «Боярину Орше» — «Орша застает Арсения у дочери» (перо, ГЛМ).
Многие рисунки М. Ю. Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию. Эберлинга («Демон», СПБ, 1910). почти не дали илл. деталей, связывающих его с сюжетом «Тамбовской казначейши». Добужинский). купца Калашникова», выполненные в 1862—1864 В. Г. Те общефилософские вопросы искания поэта (о счастье, о любви о свободе, о смысле бытия, о назначении человека) вдохновили и современных художников, композиторов исполнителей, режиссёров на создание собственных шедевров.
Поленов в 1880 начал работу над картиной на тему стихотворения Лермонтова «Желание» («Зачем я не птица. ») картина не была написана, сохранился лишь эскиз. Все это не позволяет считать доказанной связь картины Тропинина с поэмой Лермонтова.
сочинений» с илл. Шварцем и в 1865 А. И. Здесь публиковались гравюры с работ русских художников, в т. ч.
История «Тамбовской казначейши» начинается в декабре 1835 года, когда М. Ю. По окончании юнкерской школы он брал уроки живописи у художника Петра Ефимовича Заболотского, преподававшего во многих петербургских аристократических семьях, автора двух прижизненных портретов поэта. Живописное наследие Лермонтова, дошедшее до нас, к большому сожалению, не в полном объёме, содержит около пятистот рисунков и набросков (на отдельных листах, в двух личных альбомах и альбомах родственников и друзей, в письмах к тётушкам, кузинам, на полях рукописей и книг), более пятидесяти акварелей и полтора десятка картин, написанных маслом. Савицкого, М. Е. К. Д.
Лансере, Д. И. И впрямь Авдотья Николавна Была прелакомый кусок. Д. Б. Дарана к «Тамбовской казначейше», А. П. Журова к «Бэле», А. Заславского к «Мцыри», Клементьевой к «Демону», А. Я. Мирошхина к «Песне. » и «Беглецу», Ю. Л. Оболенской к «Вадиму» и «Испанцам», Ю. Н. М. Ю.
Оба издания не осуществились. И не только из-за «Тамбовской казначейши». Л. Непомнящего к «Герою. » (в кн. : «В тот чудный миг тревог и битв», М., 1976), отличающиеся своеобразием трактовки, выразит.
Комаров илл. произв. Казалося, для нежной страсти Она родилась. коллизии романа. Русский художественный альбом» (СПБ изд.
В целом они отмечены экспрессией и лаконичностью, однако многие из них однообразны и неглубоки (опубликован только цикл рисунков к «Бородино» М., 1967). М. П. И это вполне можно понять, ведь когда Мартынов умер, Норцову было уже 16 лет, вот таким образом он мог многое знать. Рябушинского) – одну из лучших его картин.
Наиболее значительны работы Билибина и Константинова. Напротив, найденная Врубелем новаторская манера изображения, пренебрежение деталями ради обобщенных решений и смелые поиски в области техники рисунка привели к созданию образов, конгениальных поэзии Л. («Герой. », «Демон» илл. Известно также, что до 1891 в Тарханах хранилась авторская иллюстрация к «Маскараду», ныне утерянная (акварель). искусства, в котором все элементы оформления (обложка, титул илл., заставки) должны составлять единое целое, органически связанное с текстом.
В 1876 Л. Ф. История ее создания неизвестна, само же изображение молодой женщины, склонившейся из окна, лишено каких-либо деталей, связывающих его с сюжетом «Тамбовской казначейши». М. Я. Чемберс-Билибиной «Три пальмы» (1908 ИРЛИ) — первые попытки соединить с поэзией Лермонтова приемы книжной графики, разработанные «мирискусниками». к «Мцыри», заново переработанными художником, этот лермонтовский цикл представляет самое значительное (после Врубеля) явление в истории иллюстрирования Лермонтова и занимает видное место в советской книжной графике. Ну, что такое бирюза. полны трагедийной напряженности, психол.
Якимченко) к поэмам «Ангел смерти» и «Джулио» (Митрохин), «Аул Бастунджи» (М. Так возник замысел поэмы "Мцыри", которая была закончена поэтом в августе 1839 года. в области иллюстрирования произведения. В этом отношении издание «Тамбовской казначейши» с иллюстрациями Добужинского – качественно новое явление, которое можно рассматривать лишь на общем фоне развития русской книжной графики начала XX столетия», – подчеркивают В. Э. Пастернака «Умирающий гладиатор» и Л. Васнецова «Как часто, пестрою толпою окружен»), то циклы, созданные В. Васнецовым («Песня. »), Врубелем («Герой. », «Демон»), Ивановым («Боярин Орша»), Поленовым («Спор»), Репиным («Пророк»), выражают определенную концепцию иллюстрируемого произв. Таким образом, у Лермонтова с тамбовцами сложились непростые отношения. В 1868 году акварельные иллюстрации и 2 рис.
В. Е. Генкель, тт. к «Песне. » выполнил И. Е. Характерна для поэта-художника акварель "Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой" (ГБЛ). 1—4, М., 1939—40) и отд. изд-во И. Д. Сытина и др. Здесь впервые появились иллюстрации к сказке «Ашик Кериб» (Лансере), к драмам «Два брата» и «Menschen und Leidenschaften» (В.
Клодт выступил на 3-й Передвижной выставке (1874) с жанровой картиной «Въезд улан (из «Казначейши» Л. )». книжной графики). Иллюстрации в других изданиях носят чисто ремесленный характер таковы серии «для народа», особенно «Иллюстрированная лермонтовская библиотека», которую во множестве переизданий выпускали в 1891—1915 изд-ва Ф. Павленкова (СПБ), С. Панафидина (М. ), Иогансона, а также серия «Дешевой библиотеки» (П., 1915—16). Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой «юнкерской теФради», созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832 – 1834). Резко отличаются от них иллюстрации Шарлеманя к той же «Песне. » (изд. Исключение составляют 3 авторские иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо, 1828) и рис. Творчество Лермонтова необычайно мощно по силе воздействия.
Обложка рукописи романа "Вадим", первого прозаического произведения М. Ю. Лермонтова, оставшегося незавершённым, поистине уникальна: она сплошь соткана из рисунков изображающих мужчин и женщин, скачущих всадников, мужиков в крестьянских одеждах, различные сценки. В 1890—1910-е гг. Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Добужинскому было дано «провидеть» Лермонтова: его иллюстрации к «Тамбовской казначейше» свидетельствуют о том, насколько тонко и точно художник чувствовал созданное Лермонтовым художественное пространство, его поэтику, принципы и способы его описания предметов, героев и событий.
За знаменитым стихотворением «Смерть поэта» последовала ссылка на Кавказ – прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. Лермонтова его произведения не иллюстрировались. Самое значительное в этом цикле – «Портрет герцога Лермы» (1832 – 1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Ге создал полную драматизма картину иллюстрирующую кульминационный момент поэмы «Хаджи-Абрек». на сюжеты Л. : были закончены давно начатые работы Н. В. соч. живописца Шварца богатые возможности. Флавицкий, в 1891 году – К. А.
Большое значение для лермонтовской иконографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина. движении. Б. М.
А. А. Материал взят из «Лермонтовской знциклопедии». Васнецов: в 1882 его полотно «Зачем я не птица», выполненное в героико-романтическом духе, экспонировалось на 10-й Передвижной выставке.
Романтический пафос творчества Лермонтова оказался недоступен и замечательному интерпретатору «Мертвых душ» А. А. Агину: 8 его набросков 40-х гг. Васнецов: в 1882 его полотно «Зачем я не птица», выполненное в героико-романтическом духе, экспонировалось на 10-й Передвижной выставке. листом, гравировка Симмонса 1860 ИРЛИ). Марченко А., автор романа в документах и письмах «С подорожной по казенной надобности», утверждает: «И собачье одеяло и перина пуха легчайшего кстати пришлись, а вот долгуша – не пригодилась свой первый офицерский отпуск – «на шесть недель в губернии Тульскую и Пензенскую, по домашним обстоятельствам» – Лермонтов получил лишь 20 декабря 1835 года.
В целом же 20-е — нач. занимали значительное место. появилось множество иллюстрированных изданий Лермонтова. Большим мастерством отличаются гравюры В. А. Внук. Лагорио написал романтический пейзаж «Вид замка царицы Тамары в Дарьяльском ущелье», который можно рассматривать как иллюстрацию к стихотворению «Тамара» (ГРМ воспроизведена в цветной литографии, ИРЛИ). Конечно изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному.
С. С. Сохранились живописный портрет А. Н. Муравьева, акварельные портреты А. А. Кикина и А. А. Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А. И. Одоевский).
Его домашним учителем был художник Александр Степанович Солоницкий. Остается «провидеть» Лермонтова Когда роют клад, прежде разбирают смысл шифра, который укажет место клада Лермонтовский клад стоит упорных трудов». Пять его рисунков отличаются выразительными характеристиками персонажей, точностью бытовых деталей, отчетливо выраженным демократизмом (опубликованы в альбоме «Исторические рисунки акад. В. Острогорского (СПБ, 1891) с илл. характеристики персонажей проникновенны и точны. (Трутовский — «Казачья колыбельная песня» и «Тамбовская казначейша») однако для таких произв., как «Сосед» или «Соседка» (Иванов), а тем более «Морская царевна» (Савицкий), это оказалось неприемлемым, так как приводило к слишком прямолинейному раскрытию символики стихотворения.
Таковы стихотворения «Парус» и «Утес». эти губки, Два свежих розовых листка. Исключение составляют три авторские иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо, 1828) и рисунок к стихотворению «На севере диком» (карандаш, 1841).
Для многих художников этого времени (В. Г. Два рис. Зичи в 1860 написал картину «Демон и Тамара» (ГТГ воспроизведена отд.
художники начинают пристальнее вглядываться в образы классической литературы. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, – «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид горы Крестовой», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие (все 1837 – 1838). Ушакова-Поскочина (тт. Однако изображения Мартынова, как и большинство других карикатур, утрачены. Шварцем и в 1865 А. И.
Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке «Эпизод из сражения при Валерике», раскрашенном позднее его другом, художником Г. Г. Гагариным.