По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое. К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья. Вокруг писаря тесным кольцом сомкнулись казаки и наперебой советуют писарь свое. Милостивый государь Федор Акимович.
Он специально отправлялся в Запорожье для натурных зарисовок. Пятый факт. Пятый факт. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Творческий метод Репина не признавал других подходов, кроме как работу с натурой.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. запись в дневнике Жиркевича от 17 августа 1890 г. ).
Его широкий серый кафтан закрыл собой много ярких фигур в этой части полотна. Выделяется на картине голый по пояс казак.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». И одна из вершин в творчестве великого русского художника. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Смеются и другие казаки. Люди вполне понимают цену своей шутки.
Конь делает самые дикие прыжки, чтобы сбить казака или оборвать повод, а казак въехал по щиколотку в песок цепкими пальцами ног и крепко держит веревку, обмотав её у дюжих кулаков мускулистых рук: видно, что не уступит своему черному скакуну. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка.
Картина всем знакома с детства. Репин подарил его Яворницкому. Это делалось для того, чтобы некуда было спрятать карты. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
С технической стороны картина написана бесподобно. Жил Репин в период 1844 – 1930 годов.
Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка. В Ниве не удалось обнаружить публикации письма запорожцев. В литературе о Репине воспоминания Эварницкого — первые, рассказывающие, правда, далеко не полностью историю создания репинского шедевра. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа.
— Об этой картине говорили давно и ждали многого. По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось).
Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф.
После 1880 года Репин неспешно занимался подбором моделей для картины и долго рисовал эскизы. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Первый факт. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. 70). Старик от души хохочет.
Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности. Сюжет картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» основан на одном из преданий. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно.
В Краснодаре на пересечении ул. А казаки поедут своей дорогой, не дожидаясь ответа. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Судя по этой легенде, прежде чем нападать на Запорожскую Сечь, османский султан Махмед IV отправил запорожцам послание, в котором потребовал покориться ему и признать его владыкой мира и наместником бога на земле.
Нельзя не сочувствовать этому прекрасному учреждению. Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина. С совершенным почтением и преданностью к Вам И. Репин.
Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть. Об этом картина.
Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет. Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Желаю музею процветания и обогащения и письмом: 2 мая 1904 года. Написаны они очень выразительно и дерзко. Благодарю Вас за Ваше любезное письмо и присылку каталога Вашей картинной галереи. Показацкой традиции казаки, прежде, чем играть в карты, должны были раздеваться допояса.
Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, Бовдюг, страстно призывающий к товариществу Мосий Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы», — этим людям свойственна одна общая черта: беззаветная преданность Сечи и Русской земле. Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах».
Резкими и выразительными штрихами рисует Гоголь героев Сечи. Он им неинтересен.
Солнечные блики на черной потной шерсти лошади, по напряженным мускулам и по загорелому телу парубка создавали восхитительную картину, которой позавидовал бы всякий баталист4. Увидев, как племянник с трепетом относится к ним, он подарил их ему.
В них видит Гоголь воплощение лучших черт национального русского характера. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В этих критических статьях историк призывал земляков-художников воспроизводить родную старину.
Немудрено, ведь у казаков на каждого сына давали земельный надел. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Каждый считался воином. И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной. Все подворье занимало полквартала. Идея его создания принадлежит администрации города.
Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана). Эварницкий мог бы рассказать об этих знакомых подробно, так как приводил их к Репину он сам, — но рассказал он об этом весьма поверхностно, а о многих, ко времени писания воспоминаний, успел совсем позабыть. — с иронией окончил Репин разговор на эту тему.
Илья Ефимович сказал, что у него нет необходимого материала для такой картины. В школьном музее долгое время копии этих репинских этюдов висели на стенах. До революции у Олешко было три дома – на углу теперешних улиц Бершанской и Космонавтов.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода.
Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский художник. Тут нет краски, нет искусственного подбора цветов. Я спросил его, почему он не напишет большой картины на этот сюжет. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Громадная картина целиком остается в памяти зрителя.
Впоследствии его приобрёл император Александр Третий. Среди людей, позировавших Репину, бывали и такие, у которых Репин заимствовал лишь отдельные черты для создания своих героев — запорожцев. Она встречена общим и горячим одобрением. Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Это одно из самых тиражируемых произведений классической русской живописи.
Поиску подходящих натурщиков художник отдавал много времени и сил. Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков.
Он писал портреты иконы исторические и бытовые сцены. Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Интересен тот факт, что этот атаман является земляком живописца и родился, как и художник, в Харьковской губернии в селе Мерефа. В правом углу полотна виднеется старик, уже высохший, одетый в красную одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Старик от души хохочет. От смеха он едва удерживается на ногах и, видимо, вот таким образом положил руку на плечо казака, сидящего за столом перед ним. Лицо этого запорожца не видно, но с уверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходит вокруг. Смеются и другие казаки. Выделяется на картине голый по пояс казак. Это, скорее всего, большой любитель игры в карты, которые во времена Запорожской Сечи очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха. Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. Эварницкий не был чужд и вопросам искусства.
Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году. Но никак нельзя ограничивать тему картины гомерическим хохотом. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна. Кроме уже перечисленных – Прокофий Лебедев, Антон Архипенко.
Вот что писал он своей матери из Петербурга, куда приехал весной 1891 г. : Из лиц познакомился со следующими: Альбов, Потапенко, Луговой, Эмиль Пуп, Григорий Градовский, Нотович, поэт Минский, Фруг, художник Репин и т. д. Интереснее всего мое знакомство с Репиным, у которого я был в мастерской и он рисовал с меня для своей будущей картины Запорожцы целых два часа, — ему нужно было позаимствовать мои глаза для одного, а для другого веко глаз и для третьего запорожца поправить нос. Скорее всего, писарь очень доволен возложенным на него делом. Он внимательно прислушивается к тому, что говорят ему друзья и едва успевает все записывать. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Все персонажи произведения известного живописца создают впечатление не только удали и веселой бесшабашности, но и какой-то необычной внутренней силы, которая была свойственна только лучшим сыновьям украинского народа — представителям Запорожской вольницы.
В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». Один казак, которого рассмешили такие обращения, даже наклонился на бочку, что стоит рядом со столом. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Копия была сделана в XVIII веке. Работая с архивами, школьники и сотрудники школьного музея обнаружили как минимум пять фамилий пашковских казаков, с которых рисовал этюды великий художник.
Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Пусть будет так.
Письмо запорожцев турецкому султану будет дописано и отправлено адресату. В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти. На этом была завершена более чем десятилетняя работа над шедевром.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. На ней, наверное, ктотоиз воинов в свое свободное время наигрывал мелодии и пел песни о родной Украине, охрабрости и свободолюбие ее народа, о стремлении к свободе его лучшихпредставителей — запорожских казаков. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекаетвнимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногдакажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именносмех, хотя картина посвящена реальному историческому событию.