Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Берег Волги. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Общение с прежними друзьями было только заочным. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Те же порядки были заведены у Репиных за столом.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Тем более, что многие снимки не очень хороши по качеству и относятся к разряду так называемых любительских. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Последние 12 лет своей жизни Илья Ефимович провел очень скромно (все его сбережение были национализированы) и практически в одиночестве: супруга Наталья умерла еще в 1914 году, близкие друзья не могли получить разрешение навестить художника из-за плохих отношений между СССР и Финляндией. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В это время по дому ходили тихо, чтобы его не отвлекать. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Хотя и плохой, неясный.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Работал весь день, не замечая времени. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Она была закончена только в 1891 году. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Л. Н. Толстого». Судьба его родного поместья сложилась печально.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Его последним желанием стало найти своё упокоение в саду родного дома, что и было исполнено в сентябре 1930 года. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
12. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Через 10 дней после этого композитор скончался. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Пятый факт. Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Стасов присылает ему все, что он просит. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Все заняты. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Реализм получить требуемый снимок. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Да вы же спали, батенька. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. После революции Репин больше ни разу не был в России. Несмотря на очевидное изображение социального неравенства в России, картина получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Вене, была куплена великим князем Владимиром Александровичем Романовым (братом императора АлександраIII) и провисела в его Владимирском дворце вплоть до революции 1917 года. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Последние два дня он прожил на кипятке. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. За окном летний день.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
На этот раз Репин встретил его ласково (а в прошлый вторник выгнал с порога, наказав приезжать в среду – приемный день), но тут же как бы и забыл: чухонские землекопы пришли к нему копать колодец. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Первый факт. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Убийство свершилось. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Разношерстная компания во главе с вихрастым хозяином дома слушала лекцию физиолога Ивана Павлова, которому, по его словам, вполне успешно удалось приучить подопытного щенка к питанию свеклой, картошкой и прочей вегетарианской пищей. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Публике картина понравилась. В 1944 году во время Великой Отечественной войны дом Репина был почти полностью сожжен.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Вегетарианцем стал и сам Репин. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Ивот теперь это вегетарианское мучение: сначала травяные щи, теперь морковный заяц.
Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Репин встречал их по средам.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. При входе у порога гостей встречала надпись – «Самообслуживание – снимайте пальто, калоши, вытирайте обувь сами». Источник назвали «Колодец Посейдона».
Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В альбоме Бродский углядел лишь свои по-девичьи длинные ресницы, коих ужасно стеснялся. Художник относился к делу столь серьезно, что в каждом отдельном случае он выступает в разных качествах. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Общественность начала сбор пожертвований.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Репин рисовал что-то из головы. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Часто в «Пенатах» устраивались «литературные среды», когда все гости собирались на просторной лужайке, названной площадью «Гомера» и читали стихи и прозу.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Вечером в стеклянной гостиной горело электричество. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Не доносчик ли. Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Она ушла из жизни в 1931 году55. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Поступив в Академию со второго раза, Илья Репин провел в её стенах долгих восемь лет. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях). Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Третьяков»109. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Репин дважды подавал прошения об отставке. «Пенаты» стали его малой родиной.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Его талант признал сам Федор Михайлович Достоевский – в своем «Дневнике писателя» он назвал картину торжеством правды в искусстве.
Казалось, она спит. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. За 30 лет жизни в нем Репиных, в усадьбе «Пенаты» побывали многие близкие друзья художника – Максим Горький, живший по соседству Корней Чуковский, Александр Куприн, Владимир Маяковский.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Хозяин исподтишка кормил его ветчиной, доставая ее из объемистого кармана халата.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Америка—Франция—Россия. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Каждый персонаж переживает что-то своё. Судьбы детей Репина сложились по-разному. М. Бунакову.
Наигравшись сбрылястым мопсом, Шаляпин пел под аккомпанемент рояля. В этой картине автор впервые показал себя как критический реалист. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет".
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
В Академии художником была написана знаменитая картина «Бурлаки на Волге», сюжет которой он воочию увидел в 1868 году, работая на этюдах на берегу Невы. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Так ли это – судить зрителям. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Он знал об алкогольной зависимости композитора и о тех последствиях для его здоровья, к которым она привела. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Репин считал сам эту картину красивой. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Этюд получился превосходный. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. И если бы не чай с пряниками, на которые, как отметили за столом все, любимый ученик Репина, будущий соцреалист Исаак Бродский особенно налегал, гостевая среда в Куоккале (ныне – Репино) закончилась бы для него голодным обмороком. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Однако у родителей не было денег на уроки рисования, вот таким образом Илюшу отдали в школу топографии. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Иногда подсматривал интересные или типичные позы гостей. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. И хозяин и хозяйка были очень гостеприимны, каждую среду усадьба была открыта для всех желающих, для этого на доме рано утром вывешивали флаг с надписью «Пенаты», как знак того, что дом для гостей уже открыт. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Я согласен с вами — портрет неудачен»». Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Исаака Бродского мутило. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. На диване Бродского быстро сморило – первой мыслью при пробуждении было: Человек-пружина. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Потом были свечи, хаос лестниц, теплая постель.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Илья Репин был поклонником творчества композитора Модеста Мусоргского и был его приятелем. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Вода хлынула с напором 400 ведер в час. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Возвращается в Россию летом 1876 года. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Отказаться было нельзя.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Он идет прямо к матери. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.