Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в ходе брифинга показала фотографиюповрежденнойвандалом картиныИльи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. ». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Впрочем, так ли. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Репин никуда не делся. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Жил в Италии и Франции (1873–1876). После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Иноки помоложе так и застыли с веслами в руках, словно не зная, как реагировать на неожиданную встречу. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. О чем эта история. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы.
Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Воронежский художник Лев Соловьёв (на фото) известен мало. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. А пожилой пастырь улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. » Поражает не столько сам сюжет, сколько переданное мастером изумление и эмоции на лицах участников встречи. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Возвращается в Россию летом 1876 года. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику.
Репин встречал их по средам. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Ведь об освобождении узников родных оповещали.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Публике картина понравилась. Каждый персонаж переживает что-то своё. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Цареубийство и казнь народовольцев всколыхнули всех: замкнутый круг насилия перемешал роли жертв и палачей, героев и мучеников. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Она была закончена только в 1891 году. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.