Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Как закончил картину, предложил Аимжамал ехать учиться в Москву, но не пустила мать. МертвыйФ.
Эта работа – исключение из правила. Н. Н. Ге, художник. И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего». Одна изсамых поздних картин художника «Аллегория веры» оказалась вколлекции знатока «малых голландцев» Д. И. Щукина.
Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван». «АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И. М. П. Мусоргский, композитор (II, стр. Писан в 1894 г. в Неаполе. Наверняка большинство из нас слышало о таком произведении искусства, как картина Репина «Приплыли». Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь.
Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого. В противоположность предыдущему этот портрет писан долго.
Вроссийских музеях Вермеера нет, амогбы быть. Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил. Оба мемуариста – представители поколения молодых современников Репина, поколения, для которого Репин, задолго до конца своего жизненного пути, стал «живым классиком», олицетворением русского реализма в целом. Н. Герард, юрист (II, стр. 108. А. Полотна Вермеера стали находить вчастных коллекциях, выставлять напродажу нааукционах. «Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр.
Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет». Сейчас в Толстовском музее в Москве. И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько. Положение обязывает.
Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина. Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте. Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом. Несколько картин было продано вСША. 22. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась.
На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). И. Введенский, критик 1888. Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти». Бурлаки, Садко и Парижское кафе словно задуманы тремя разными художниками.
Ц. А. Кюи, композитор (II, стр. С. А. Репина, жена брата художника В. Е. Репина, вкостюмемонахини, 1878. Портрет-этюд, написанныйвсвободнойши- рокой манере. Внем хорошо угаданоотношениебелого лица к черной одежде и платку, благодаря чемулицогоритисветитсяизглубиныфона. В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких. Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица.
Микешин, художник и скульптор, (II, стр. 62. В эти годы живописный талант его рос не по дням, а по часам, подготовляясь к тем богатырским подвигамживописи, которымибудутознаменованы 1880-е годы.
Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове». Лучший репинский женский портрет. Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка. Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта. Это — единственный портрет «стриженого Репина». Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза.
Репин был портретистом, мастером бытовой картины историческим живописцем. Гр. 127. Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее.
Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад. Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом». Было от чего прийти в отчаяние.
Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин. Поколенный. 100. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову.
Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой). Он так же хорош по форме, как и по живописи. И пока юная дама научилась принимать светский вид лишь благодаря кисти художника. 77. П.
Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой. Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя. 9), 1882.
17), 1881. Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи. А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр.
Вглядитесь внатюрморт напервом плане, отделяющий зрителей отфигуры девушки. Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина. 79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г.
55), 1888. Бородинобычностоял, опершисьоколонну. 75. В.
87), 1891. Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888. «Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. Был в1894 г. на выставке в Академии художеств. После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам». В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства. В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873.
128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890. 14. Возможно, что портрет потемнел в течение 33 лет, когдаонвиселвтемнойкомнатеквартиры Куинджи.
113. А. Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву». 54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона». К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.
Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали. От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта. В красной косынке с книжками в руке — Аимжамал Огобаева. Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов.
Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16. Мы нетерпеливо ждали его новых произведений. Аяблоки исливы. Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. Девушка очень красива, рыжеватые, кудрявые локоны аккуратно уложены.
Академический сторож Ефимов, 1871. 37. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Репин находит себя только к началу 1877 г. 31. Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь.
228—229. «Мужичок из робких», 1877. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. 21. Она сидит в кресле, с высокой спинкой, обитой медными гвоздями в повороте корпуса слегка вправо, при прямолич-ной посадке головы.
Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ. Абсолютноестественнаякомпозиция, отличноуложившаясявпочтиквадратныйформатхолста, — ничего надуманногои выисканного, исключительно счастливое решение как в смысле формыицветовойгаммы, такипоизумительно схваченному выражению. Что поделать — дворянские корни. Написан в два сеанса на небольшой дощечке. Нароскошном восточном ковре— дельфтское фаянсовое блюдо сфруктами.
Нонаэтот раз чутье его подвело ионпродал картину. 71. «Отдых». Это было сказано по поводу моих же грехов. 56. А.
Когда художник твой папа — и церемониться не стоит. За счет правильной игры света волосы кажутся очень объемными и блестящими. Если попытаться определить «суммарный вектор» репинского искусства, путь, по которому шло его развитие, то окажется, что сделать это довольно трудно.
183-184. На художнике куртка, без воротника. Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57. 39. 17.
88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр. 16. Читающая девушка, 1870. «АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12. А девичья жизнь идет и мир для девочки с косичками и бантами, конечно, за окном. Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868. А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова.
Д. Спасович, юрист (II, стр.
Бескрайние степи, далекие горы, синее небо, целеустремленный взгляд. И останавливаться не собирался. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Иерархия жанров в передвижнической среде могла поспорить с академической: большинство художников «второго эшелона» прочно занимали завоеванное ими место, постоянно разрабатывая одну и ту же тему и, как правило, оставаясь в рамках одной разновидности какого-либо жанра. Его восторженные статьи в«Gazette des Beaux Arts» в1866году буквально всколыхнули художественный мир Европы.
Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец. В. Чижов, 1877. А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр.
Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге. Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости. В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Большой эффектный портрет на холсте, углем. Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала.
37), 1884. Только хозяйке едва исполнилось три. «Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый. Художник хотел сконцентрировать все внимание зрителей на героине.
Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении. Портрет был. 141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю. В произведениях «народнической серии» бытовой жанр у Репина смыкается с историческим. Освещена ярким светом сзади лицо и воротник залиты рефлексами от освещенных листов журнала. Это смело задуманная и отлично выполненная задача освещения и рефлексов, показывающая, как сильно шагнул Репин-художник.
Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры. Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки. 107. Я. 47).
Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца. Цвет кресла подчеркивает румяный цвет лица девушки.
Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков». Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14. Метко и зло характеризован. Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. 36. Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр.
Рубинштейн избалованный всесветной славой и капризный, позировал из рук вон плохо: засыпал, беспрерывно двигался, ни минуты не сидел спокойно. 7). На коленях у девушки лежит разорванный конверт из которого она достала письмо. Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство. Репин не согласен: он считает портрет удачным. 255. В.
Рисунок уверенный, лепка твердая. 40). Изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называвшийся репинским и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. 207). 46.
114. К. Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. Ф. Писемский, писатель, 1880. А это бывает. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью.
«Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства. В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин.
Жанры в его творчестве активно взаимодействуют. Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка. 28. И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи.
По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". 147. Автопортрет в куртке (II, стр. Я люблю разнообразие». 20.
«Дочь советской Киргизии» все же увидела мир — облетев весь свет на почтовой марке. Справана фоне цветы. в Цветковской галерее.
М. Фофанов, поэт (II, стр. 140. В. Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина. Был приобретен в 1913 г. О. Д. На столе книги и серая шляпка. Художник пишет ихкрошечными точками, давая мазкам почти трехмерное измерение. 95).
Она одета в светлое, лимонно-желтое, щедро отражающее световые блики платье. Художник Семен Чуйков родился и вырос в Киргизии. В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным.
9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя. Репин «умел все». В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально. Стасов писал по поводу него в своем отчете о VI Передвижной выставке 1878 г. : «Это заглавие дано самимавтором, но, кажется, нельзяегопринять иначе, как в ироническом смысле.
Портрет принадлежал проф. В. Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве. Стасов (друг Репина) писал: Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины. Главная героиня сидит на роскошном, мягком кресле красного цвета. Усовременного зрителя возникает вопрос, почему любовное. Мне везловславе» 20. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец, тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности все случайно и, конечно, поверхностно. » – так сам Репин пересказывал суть этих претензий, нередких в отношении его искусства и с великолепным равнодушием отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов.
Чем была неудовлетворена Софья Андреевна. Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе. 101. «Пахарь» (II, стр. В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888.
87. В. Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту. В. А. Серов (II, стр. 73. Е. Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет).
215), 1907. М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества. 262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном.
Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны. Осталась Варвара Львова, впоследствии Бобринская, в истории не только искусства. Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве. Он до жуткости похож и до жуткости живой. 145), 1913. Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью.
Незря вкартине появился занавес. В 1930-х годах картина висела на выставке рядом с полотнами Ильи Репина. Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде. И. Е. Забелин, археолог. В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами.
47. 132. В.
Но все это позже. Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина. (статья на тему этой картины читайте здесь) Репин побывал в местах, где когда-то была Запорожская Сечь. «На Передвижных выставках мы учились жизни и на этих уроках самым драгоценным, самым желанным и светлым словом нам всегда представлялось последнее создание Репина», – вторит Минченкову Александр Бенуа. Героиня держит его в руках и оно словно освещает все вокруг.
Сельская девочка, ставшая лицом целой страны. А пока «Когда же художник Иван Макаров отпустит погулять. » До светской жизни еще расти и расти.
Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах. Руки очень нравились самому Тургеневу. Мерси дАржанто (II, стр. Писался в том же 1890 г., что и предыдущий. Н. и С. А. Толстые (II, стр.
110. Е. 206), 1907. Сам Репин назвал картину «В операционном зале». Картина была написана в переходный для Фрагонара период, когда фривольные сценки начали выходить из моды и ему пришлось срочно менять свою манеру, чтобы не потерять отвоеванное место на художественном рынке.
Обычное лицо, каких тысячи, простота и сдержанность. Отброшена и забыта кукла, недосуг позировать часами. До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд.
По живописи они довольно слабы и черноваты. Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин. Этюд красив по живописииизященпо фактуре. Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи. Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон».
60. И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух». и я убийственно страдал. Л. Н. Толстой, писатель (II, стр.
Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее. Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа. Через 11 дней после последнего сеанса она умерла. Онназывал Вермеера «Дельфтским сфинксом», «Колибри среди воробьев». Робость его на самом деле только кажущаяся. А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина. Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски. Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции.
Сходство черт лица и выражение поразительны. 90), 1893. Несмотря на миниатюрность, трактованоченьсмело, энергичноишироко. Во всей манере есть нечто от импрессионистов, вернее от пост-импрессионистов и даже от Монтичелли.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126. Ведь какой взгляд. Чуковскому. Так Вермеер подписывал свои полотна, нолишь одна картина «Усводни» датирована. 180), 1913. Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд».
Первый карандашный портрет дочки Борис Кустодиев написал, когда ей было четыре часа. Хорошо написана голова и рука. ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов. 53), 1888. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. 84.
Суворин. П. Бородин, химик и композитор (II, стр. 61).
Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Сюжет икомпозиция картины предельно просты: девушка читает любовное письмо. Дальнейший шаг на пути овладения формой. 12.
Словно репетиция к приему гостей. Множество мельчайших крошечных точек, богатство цвета иформы. Очень слабо нарисованы руки. 195). 225. Л. 98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887. часто сталипоявлятьсянарусских выставках.
Превосходно решенный в композиции, чему в значительной степени способствует красивое красного дерева кресло, с большим художественным тактом увязанное с силуэтом фигуры Толстого портрет этот исключительно удался в пластическом отношении. иоконченв1883г. После смерти последнего, в 1910 г., он был перенесен в помещение общества Куинджи, откуда во время революции поступилв Русский музей. «Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят».
Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже. 195. «С черным вороном», 1901. «Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам.
В 1876 за картину «Садко» Репину присвоили звание академика. 32.
Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид. Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов. Присмотритесь, как написаны желтые полоски нажакете девушки. 115. М. О.
С равным мастерством Репин пишет интерьерные сцены и сцены на открытом воздухе, а в немногих произведениях, где самостоятельной живописной темой становится природа, художник не уступает лучшим достижениям не только русской, но и европейской пейзажной школы. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом. Когда смотришь на них, забываешь, что они построены только на черном и белом: в воспоминании остаетсявпечатлениевиденного живогочеловекасовсемиегоположительными признаками — внешними и внутренними.
Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее). Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее. Эта широта интересов, отзывчивость таланта – основные свойства творческой натуры Репина. Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад».
91. Г. Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон. Вернул Вермеера изнебытия французский критик Теофиль Торе (1807-1869гг. ), печатавшийся под псевдонимом Уильям Бюргер.
59), 1890. 261. Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр. Но вот портрет окончен.
«Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике. 217), 1901. У окна — Ирина Кустодиева. «Сютаев» уже был куплен 13.