В разделе Домашние задания на вопрос Опишите картину И. Е. Репина Автопортрет заданный автором Анастасия Сагитова лучший ответ это Учись пользоваться интернетом – На Автопортрете И. Е. Репина 1878 года он выглядит усталым, задумчивым, переживающим за то, что происходит в это время в стране, он даже выглядит старше своих 34-х лет. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Глубокий и верныйанализ – не только психологический, но и социальный – в соединении с ощущениемжизненной достоверности, непосредственной выхваченности героев из самойдействительности и составляет главную отличительную особенность крестьянскихпортретов Репина 70-х годов («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»). Изобразительной форме этих произведений свойственна живописная мощь, умениевыразить определённые свойства характера именно в цвете, в разнообразии самойфактуры, особенностях мазка («Протодьякон»).
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Что за людскаямозаика со всех концов России» – писал В. В. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Так же, как в «Чижове», штрихи, обозначающие складки, наносятся поверх растушки. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой. Онокончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Линия совершенно утрачивает строгую жёсткостьранних рисунков. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Крамским, выступила с протестом противметодов академического преподавания. Стасов (друг Репина). Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Жена великого химика Менделеева вспоминает: «Никогда не забуду, как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. Они предстают в полотнах "Под конвоем" (1876, ГТГ), "Арестпропагандиста" (18801889, ГТГ), "Отказ от исповеди" (18791885, ГТГ) и "Не ждали" (1884, ГТГ). Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Она ушла из жизни в 1931 году55.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Но для него, как и для народников, как и для подавляющего большинства русской интеллигенции, понятия «крестьянство» и «народ» были синонимами. На свой «страх ириск» в 1863 году Репин приехал в Петербург, как раз в то время, когдагруппа учеников, возглавляемых И. Н.
Девочка проснулась, но еще не хочет двигаться, она вся во власти детских грез. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении.
1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. В. А. Репина с детьми идет по меже. Америка—Франция—Россия. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233.
Да ведь это целая огнедышащая гора. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Боголюбову, который был крестным отцом Наденьки. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). Они жили в Пенатах в течение двух недель. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. В 1887 году он расходится с женой. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. На нём видны противоречия разрывающие Репина в это не спокойное для России время. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Общение с прежними друзьями было только заочным. 18791885». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Этот автопортрет является отражением его внутреннего мира. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван».
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. О картине появилось много статей в периодической печати. А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Илья Репин был замечательным мастером детского портрета. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Стасов (друг Репина). Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Чаще всего он писал собственных детей. Глубокий и верный анализ 150 не только психологический, но и социальный 150 в соединении с ощущением жизненной достоверности, непосредственной выхваченности героев из самой действительности и составляет главную отличительную особенность крестьянских портретов Репина 70-х годов («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»).
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном.
Он значительно расширяется. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Что за людская мозаика со всех концов России 150 писал В. В. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Репина 1878 года»Выполнил студент 1-го курсаФ-та ЕГиТ: Шамшутдинов К. Р. Проверила: К. и. н.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Стасов (друг Репина).
Они устремлены как будто на каждого, кто смотрит на данное полотно. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Так же, как в «Чижове», штрихи, обозначающие складки, наносятся поверх растушки. Репин подарил картину основателю Радищевского музея А. П. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Рисунок датирован 25 декабря 1878 года. Помимо обаяния задушевности интимности, которыми дышит этот сугубо личный, «домашний» рисунок, он привлекает и своеобразной яркостью, чуть ли некрасочностью графического решения. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Свобода и лёгкость сменяют прежнююскованность академической манеры. Мысль о служении интеллигенции народу, «отдаче емудолга» были для Репина естественным и закономерным следствием его представленийо назначении искусства, роли художника.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников. - 3 -В.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Он окончательно утверждает себя как художникогромного диапазона. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Помимо обаяния задушевности интимности, которыми дышит этот сугубо личный, «домашний» рисунок, он привлекает и своеобразной яркостью, чуть ли не красочностью графического решения.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. О картине появилось много статей в периодической печати. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Крамским, выступила с протестом против методов академического преподавания. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. К картинеРепин написал пятьдесят этюдовпортретов и эскизы.
Художник стремился передать состояние просыпающегося ребенка. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Л. Н. Толстого». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Линия совершенно утрачивает строгую жёсткость ранних рисунков.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощинаневесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой. - 2 -В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Если мы посмотрим на «Автопортрет И. Е. Репина 1887 года», то увидим, что в более позднее, но более спокойное время Репин выглядит даже моложе, всё это говорит о высокой гражданственности И. Е. Репина.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. 1879Абрамцево. В его дом каждую среду съезжались гости. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Силу человеческого духа увидели в картине современники.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет".
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Прежде всего изменяется сам круг моделей. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Преобладание того, что мы называли живописнымначалом в графике, несомненно. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Зановоотстроенный дом с мастерской был назван им "Пенаты". В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Объясняя такие перемены в настроении живописца периодом спокойствия в России, наступившего с царствованием Александра Третьего.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Объём моделируется не штриховкой, а главным образом при помощи растушки, которой проведены лёгкие, нежные тени в лице, более отчётливые 150 в одежде, аксессуары. Что за людская мозаика со всех концов России" писал В. В.
Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Третьяков»109. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Забелина, писателя И. С. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Репин скончался. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Репинмечтал вернуться на родину. пУШКИНА. Реферат по: Мировой художественной культуре. На тему:«Автопортрет И. Е. Крамским, выступила с протестом против методов академического преподавания. Рисунок датирован 25 декабря 1878 года.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Этот автопортрет является отражением его внутреннего мира. Конца не предвижу: туго идет. Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Однако сил оставалось все меньше. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно.
Чтобы как-то найти выход своимэмоциям Репин активно и продуктивно работает. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Можно привести ещё несколько примеров «живописной графики»такого рода. Крамским, выступила с протестом против методов академического преподавания. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: братахудожника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Прекрасна сама композиция, легкий изгиб лежащей на подушке детской фигурки. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Можно привести ещё несколько примеров «живописной графики» такого рода. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине.
Изобразительной форме этих произведений свойственна живописная мощь, умение выразить определённые свойства характера именно в цвете, в разнообразии самой фактуры, особенностях мазка («Протодьякон»). Силу человеческого духа увидели в картине современники. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году.
О картине появилось много статей в периодической печати. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. На нёмвидны противоречия разрывающие Репина в это не спокойное для России время. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Обычно данный автопортрет сравнивают с автопортретом, созданным Репиным через девять лет. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В этом проявилось общее увлечение живописностью, свойственное в те годы искусству Репина. Кроме «Смерти Чижова», «Веры с куклой на диване» о том же свидетельствует иавтопортрет 1878 года исполненный тушью, при помощи кисти и пера.
С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. В первую очередь, взгляд останавливается на выразительных глазах живописца.
Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Тообстоятельство, что портрет сделан кистью, само по себе вносит в него мягкость исвоеобразную «красочность». Но для него, как и длянародников, как и для подавляющего большинства русской интеллигенции, понятия «крестьянство»и «народ» были синонимами.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В Рисовальной школе при Бирже он встречается с И. Н. Крамским, который сразу заметилталантливого юношу и стал его другом и наставником на долгие годы, а Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге сыграла большую роль в формировании и развитиихудожника. В 1864 году Репин поступает в Академию художеств и в 1871 году блестяще заканчивает ее конкурсной картиной Воскрешение дочери Иаира. Достоинство репинской конкурсной программы – умение переосмыслить традиционные академические законы коренным образом. Имя Репина стало широко известным после написания картины «Бурлаки на Волге» в 1873 г. Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Он значительно расширяется. Стасов (друг Репина).
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Отец ударил своего сына жезлом в висок. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Мысль о служении интеллигенции народу, «отдаче ему долга» были для Репина естественным и закономерным следствием его представлений о назначении искусства, роли художника. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
В письмах к Стасову, Крамскому, Третьякову он делится мыслями об искусстве, восхищается Микеланджело, колористическим совершенством произведений Веронезе, Тициана, Тинторетто, увлекается портретами Веласкеса и Рембрандта. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины Парижское кафе (1875, частное собрание, Стокгольм) и Негритянка (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотноСадко (1876, ГРМ). Подлинный расцвет творчества Репина начинается с момента его возвращения на родину в 1876 году. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Подробность шекспировского комизма Иван Грозный – явление в русской живописи необычайное». Консервативная же часть русского общества резко осудила картину. Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников. По грязной дороге. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
Он писал иконы ипортреты, чтобы заработать деньги. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Еслимы посмотрим на «Автопортрет И. Е. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
М. Бунакову. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. О картине появилось многостатей в периодической печати. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Перед нами было Убиение Грозным сына. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Что за людскаямозаика со всех концов России – писал В. В.
В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. енинградскийгосударственныйуниверситетим. а. с. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Чтобы как-то найти выход своим эмоциям Репин активно и продуктивно работает. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Движение было очень разнообразным, включающим в себя различные оттенки 150 от крайне революционных до умеренно либеральных. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Какая трудная вещь – кончить картину. Вот она вещь в уровень таланту.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Репин дважды подавал прошения об отставке. Одет Илья Ефимович в строгий темный костюм, который практически сливается с задним фоном. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Куинджи и И. И. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Далее художник не раз обращается к образу революционера. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
показаться утомительной. Силучеловеческого духа увидели в картине современники. Здоровье шло наубыль. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Забелина, писателя И. С.