Картина Эдгара Дега Звезда: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Он жил один. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Ренуаром, . Итогом этого путешествия стал Портрет в хлопковой конторе (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Как и многие его современники, он испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым в дальнейшем прибегал и сам.
Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Как показывает вся история фотографии, она не опережала живопись, а шла вслед за ней. Э. Дега. 92 х 68 см.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Мне нравится эта суровость». Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. В Площади Согласия виконт Лепик показан отцом семейства. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Таз для мытья. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Все здесь полно осмысленного движения. Каждое его произведение— итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ.
Известные картины Эдгара Дега: «». Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции.
«В течение всей своей жизни, — писал Поль Валери, — Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Это ему явно удавалось. В позе виконта действительно заключено что-то от движений кукловода.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. а каторжный труд и опустошение этих хрупких созданий природы. Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. В конце концов мы же созданы, чтобы смотреть друг на друга.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Академизм мало прельщал Дега с самого начала.
Эдгар Дега. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. 2. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Чтобы довести аналогию до конца, напомню, что и в скаковой серии момент бега занимает Дега гораздо меньше, нежели «проездка» лошадей ибо последняя дает большую свободу группировок, большее разнообразие движений. В 1855-1856 годах он учился в Школе изящных искусств в Париже, а в период 1854-1859 годов подолгу жил в Италии, где знакомился с искусством итальянского кватроченто. Эдгар Дега на всю жизнь сохранил преклонение перед очищенной от всего случайного правдивостью итальянских портретов эпохи Возрождения, перед острой характерностью Гольбейна, перед утонченностью Клуэ. Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание).
1. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Его можно было бы счесть бытописателем-обличителем и сатириком современного «классического» балета и однако он прежде всего — художник. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Световое решение картины и почти прозрачное тонким слоем наложение краски дают прекрасный эффект реальности сцены. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (Скаковые лошади перед трибуной, 1869-1872 На скачках, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж Жокеи перед скачками, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем). С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон).
По мнению некоторых критиков по красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением этой темы у Дега, который добился в этой картине предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Холодный дневной свет широких окон скучного танцкласса (против которых Дега так любит ставить своих героинь) превращает эти контуры балерин в дымчатые Но бывают мгновенья, когда иронические искры готовы совсем погаснуть в глазах правдолюбца Дега.
3. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
Балет из оперной ложи. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Дега выработал свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего мира, он упорно изучал человеческое тело.
В том же направлении действовали Кайботт и Ренуар. На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре (фр. «Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины.
Голубые танцовщицы. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Слова Дега лишний раз указывают на его интерес именно к людям, к современным парижанам.
1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. У Пушкина сказано, что Истомина «летит, как пух из уст Эола» и от того она мне представлялась женщиной с конституцией Екатерины Максимовой. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Дега раскрывает оборотную сторону балета. Как показывает вся история фотографии, она не опережала живопись, а шла вслед за ней.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Какая-нибудь часть декорации, скала или дерево/ только что виденные нами с оборота и казавшиеся тряпкой на подрамнике, загораются яркостью подлинного мира отдаленные фигуры статисток и кордебалета становятся декоративными арабесками, гармонически сочетаясь с пейзажем декорации. Новая волна художников ломала традиционные представления о живописи, о сюжетах и героях картин, вводя в их круг простые сцены из жизни наполеоновской Франции.
Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. 1886 г. Бумага, пастель. Однако, Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки).
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Он также был известен как способный мимический актёр. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Курбе иДелакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Не прилизанный и напомаженный блеск сцены, .
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Эта двойственность, а точнее сказать, более глубокое понимание человеческой натуры. Согласитесь, неординарное композиционное решение. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Звезда кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. В этом их сила и слабость. Прояснила все война. Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор.
На второй выставке импрессионистов Лепик был представлен уже 36 номерами. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Со временем он приобрел фотоаппарат и сам ею занялся. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Фланёров, которых уместно сравнивать с главным персонажем Площади Согласия, писал, в частности, Кайботт в двух версиях Моста Европы (1876-1877, Музей Пти-Пале, Женева и Художественный музей Кимбелла, Форт Уорт) и в Дождливом дне в Париже (1877, Художественный институт, Чикаго).
Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». На нем безукоризненно сидящий сюртук.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. То есть, далеко не всё. Энгра. Его произведения ничего не воспевают. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Балет из оперной ложи.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Эдгар Дега скончался27 сентября 1917г. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Но они были далеки друг от друга и Дега с тех же персонажей и в тех же местах писал совсем другие картины – порой горькие и безрадостные. 1871, Коллекция Бюрле, Цюрих). К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Все остальное на картине: кулисы, балерины на заднем плане как будто бы не существуют. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане иМоне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. К тому времени он стал признанным, дорогим, востребованным художником-перфекционистом, который всегда был недоволен своими «изделиями». Во всяком случае такое название закрепилось за картиной в галерее Дюран- Рюэля (на обороте, на подрамнике имеется ярлык этой галереи с заглавием Place de la Concorde).
Наряду с семейством Лепика на первом плане картины присутствует еще один персонаж. В них мерцает и искрится вся многоцветность феерии. Основой процветания города была торговля хлопком.
Ноги женщины немного вытянуты вперёд, плечи опущены, взгляд потухший. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). В трудный год после смерти отца он сумел вытянуть всю семью из долгов, впервые всерьез задумавшись о продаже собственных полотен.
Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Так рождалось понимание: балет может быть разным. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Никого не видишь.
В отличие от других импрессионистов, он писал только фигурные композиции. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы.
Уже не оставалось времени на вдумчивую и почти бесконечную работу над эскизами, зато в какой-то момент художник обнаружил, что его полотна пользуются спросом, а среди покупателей мелькают весьма состоятельные граждане. Его произведения ничего не воспевают. В этом он полностью солидарен со своими друзьями Мане, . Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме.
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Особенно театр балета Даже если, как вам кажется, вы равнодушны к подобным зрелищам, взглянув на картину Эдгара Дега «Звезда», вы поймете, насколько великолепна театральная жизнь. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Вообще же, художественные интересы виконта отличались изрядным разнообразием. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. ». Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звёзд балета, склонившихся в изящном поклоне. Художник мало думает или вовсе не думает о сюжетном обосновании. Перед ней на столе стоит бокал с абсентом, явно не первый.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
Курбе и Делакруа оказали определённое влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. Она понадобилась лишь, чтобы очертить границы площади. Они находятся достаточно далеко от группы переднего плана. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Среди работ этого периода – Гладильщицы (ок. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Остальные выполнены пастелью. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу. Одним из самых сильных недоумений моего отрочества был портрет Авдотьи Истоминой.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Хлопковая биржа в Новом Орлеане 1873г 73х92см Musee des Beaux-Arts, Pau, France По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Он жил один. Любите ли вы театр.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Но только не Дега. В обширной литературе, посвященной шедевру Дега, о нем сказано ничтожно мало.
Тот послал туда четыре пейзажных акварели и гравюры Цезарь и Юпитер с подзаголовками Портрет собаки (Лепик, о чем красноречиво напоминает и Площадь Согласия, был ревностным собачником). Он говорил Сиккерту: Сам я не люблю фиакров. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега).
Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858-1860). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Камеры и средства достаточно простые, чтобы ими могли воспользоваться массы любителей, – это феномен конца 1880-х годов, наиболее явно обозначенный появлением первого Кодака в 1888 г. Площадь Согласия написана в 1875 г. Не важно, сколь убедительно картина подсказывает нам, что в ней есть что-то фотографическое и не важно, сколь тщательно разыскиваем мы в архивах стереоскопические виды (я провел долгие часы за этим занятием) не существует фотографий этого времени, которые по- настоящему походили бы на эту картину. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Воздушное, касающееся пола только одним пуантом существо даже не отбрасывает собственной тени, «звезда» освещена не только светом рампы, но и внутренним вдохновением.
Сам Дега металлом и камнем не занимался: он делал только скульптуры из мягких материалов исключительно для себя. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. У Сезанна картина несёт в себе всю непреложность миропорядка и выглядит полностью завершенным микрокосмом. Две фразы поста наиболее точно определяют внутреннее содержание "балетных" работ Дега:.
Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (Скаковые лошади перед трибуной, 1869-1872 На скачках, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж Жокеи перед скачками, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем). Работа была задумана как одна из тех сцен современного Парижа, в которых в середине 1870-х годов концентрировались важнейшие аспекты творчества импрессионистов и которые в значительной мере были предвосхищены Эдуардом Мане (Балкон, 1868-69, Музей Орсэ, Париж Железная дорога, 1872-73, Национальная галерея, Вашингтон). С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Холст, масло.
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). В самом простом варианте – детской непоседливостью. Сам Дега говорил: Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
ГМИИ им. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Картины темные по колориту, суховаты по форме. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Скорее всего, время диктовало манеру и стиль этой блестящей когорты художников. Автор: Анна Сидельникова Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Противоречие между романтической видимостью балета и его плебейским составом, контраст между облачно нежными юбочками и «рабочими» ногами, между обличием сильфиды и лицом пролетарки, между миссией танцмейстера и его медвежьей фигурой — все это элементы сатиры, которые требуют от самого зрителя творческого вывода. В отличие от других импрессионистов, он писал только фигурные композиции. Главный персонаж картины – Людовик (полное имя Людовик-Наполеон) Лепик (1839-1889), художник, чье творчество впоследствии оказалось забытым. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Эдгар Дега, полное имя Илер-Жермен-Эдгар де Га (фр. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Дега, конечно интересовался фотографией. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Интерес к Терпсихоре – давняя традиция французской живописи.
Вот и самые упражнения ее, чуждые всякого подъема и увлечения и скучные, как этот серый парижский день, льющий свои холодные волны через громадные окна фойе — упражнения, утомляющие до той же неистовой рабочей зевоты, которую мы видим у «Гладильщиц». В Мужчине в окне Кайботта (1875, частное собр., Париж) изображен его брат в Мосте Европы художник представил самого себя. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции.
Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно.
Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, вот таким образом его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей. Позже он пишет портрет художника Лепика (Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Эдгар Дега. 1884 г. Бумага, пастель. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Но передача жизненной правды достигается не подражанием, а условными средствами искусства. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Создаётся впечатление, что зритель только что вошёл в комнату, где моется женщина и смотрит на неё со стороны. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Музей искусств Филадельфии, США. Первые шаги Эдгар делал в студии ученика своего кумира, Луи Ламота, который в то время был весьма модным и известным в широких кругах живописцем. Не исключение и эта картина. Считается, что Лепика Дега изобразил в Джентльменской гонке (Музей Орсэ, Париж). Он прославился главным образом благодаря своему уникальному мастерству изображать человеческое тело в движении – наибольшую известность приобрели картины Дега, на которых изображены балерины и лошади. Фланером выглядит Эдуард Мане в известном портрете Фантен-Латура (1867, Художественный институт, Чикаго) в цилиндре, с перчатками, с тростью в руках, словно только что собравшимся на ппрогулку.
Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Он также был известен как способный мимический актёр. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Например, в Женщине с хризантемами (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой. Плечи женщины опущены, взгляд потухший.
Он был первым из европейских художников, кто абсолютно по-новому увидел балет. Тот послал туда четыре пейзажных акварели и гравюры Цезарь и Юпитер с подзаголовками Портрет собаки (Лепик, о чем красноречиво напоминает и Площадь Согласия, был ревностным собачником). И примечательно, что полотна подобного рода с их графичностью и реализмом особенно популярны в частных собраниях и художественных галереях Америки. Фигуры людей смещены с центра композиции, что придаёт картине атмосферу мимолётности. Не существует и самой реальности, отрываясь от нее, не ощущая груза проблем, ты купаешься в свете «звезды», восхищаясь силой ее таланта покорять сердца зрителей, одним из которых теперь стали и вы.
И в многочисленной серии «танцклассов» и «репетиций» перед нами развертывается вся оборотная и черновая сторона оперной карьеры, которая мнится наивному зрителю столь «божественной и легкокрылой». Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Во всех этих образах утверждалась новая, ломающая все академические каноны красота. Таз для мытья. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский художник, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Писсарро. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега.
Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Последний стал настоящим кумиром художника. Тот много экспериментировал в гравюре и изобрел особый метод мобильного офорта. А когда цены на произведения Дега начали стремительно расти, он искренне расстраивался. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Автопортрет (1854-1855).
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. В нём отражается занавешенное окно, сквозь которое в кафе струится утренний свет. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины».
Круг знакомств самого Лепика, вероятно, был шире. 1871, Коллекция Бюрле, Цюрих). Вот почему я люблю омнибус. Голубые танцовщицы.
(Справедливости ради скажем, что гораздо позже мне на глаза попалась и фотография Максимовой в юности, однозначно свидетельствовавшая: всем известная кукольно-детская конституция артистки — плод особого многолетнего труда). Дега писал своему другу: «Один хлопок. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы.
Все внимание сосредоточено на ней. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» вСалоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Камеры и средства достаточно простые, чтобы ими могли воспользоваться массы любителей, – это феномен конца 1880-х годов, наиболее явно обозначенный появлением первого Кодака в 1888 г. Площадь Согласия написана в 1875 г. Не важно, сколь убедительно картина подсказывает нам, что в ней есть что-то фотографическое и не важно, сколь тщательно разыскиваем мы в архивах стереоскопические виды (я провел долгие часы за этим занятием) не существует фотографий этого времени, которые по- настоящему походили бы на эту картину.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
Затем наступил период, когда о пастели забыли и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. А вот неизменные спутники их жизни — старуха мать, унылый скрипач, балетмейстер с толстой палкой и платком, торчащим из кармана и, наконец, поклонник-покровитель, «некто в цилиндре» и даже выводя на сцену прима-балерину, легкую и изящную, как мотылек, Дега не забывает показать это безобразное черное пятно, неизменно торчащее за кулисами, — тень мужчины. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане.
Так что можно предположить, что действие происходит ранним утром. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он. Этот возвышенный и прекрасный мир. В середине 1880-х гг. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Пушкина, г. Москва.
Так появились его ранние произведения. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Никого не видишь.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью. Эдгар Дега.
Словом, она не замышлялась как портрет Лепика для Лепика. Музей ДОрсе, Париж. Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. В них эффект раздельного существования фигур и фона звучит явственнее. И где граница между характерностью и красотой. В нём отражается занавешенное окно, сквозь которое в кафе струится утренний свет.
Но если верность их дружбе хранилась до конца жизни Мане, то от привязанности к идеалам нового течения Дега вскоре с легкостью отошел. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Напряженно и неуклюже, выбиваясь из сил, безрадостные и уродливые со своими торчащими лопатками, худосочными лицами, развитыми икрами, работают балерины во всех «репетициях» Дега. Поль Валери иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать и лишь немного рисовал углем. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Э. Дега «Абсент» (1876). Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Именно страсть к передаче движения— этой, по словам определила любимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Основой процветания города была торговля хлопком. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», – сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. Особенной близостью к персонажу из Площади Согласия отличается изображение Алеви в монотипии Людовик Алеви находит м-м Кардиналь в грим-уборной (1876-1877, Городская галерея, Штутгарт).
Как Дега, они свободно переходили жанровые границы. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское. Звезда кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины. Фланёров, которых уместно сравнивать с главным персонажем Площади Согласия, писал, в частности, Кайботт в двух версиях Моста Европы (1876-1877, Музей Пти-Пале, Женева и Художественный музей Кимбелла, Форт Уорт) и в Дождливом дне в Париже (1877, Художественный институт, Чикаго). Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. За кулисами парижской Оперы Дега представил Алеви вместе с его покровителем, другим завзятым театралом Альбером Буланже-Каве, директором цензурного ведомства.
Они заняты своими делами, своими мыслями. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Вдоль края газеты Дега поставил свою подпись. Дега, конечно интересовался фотографией. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
1884) и Обнаженная, расчесывающая волосы (1885). Э. Дега «Мытьё» (1886). История зарубежного искусства. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. В 1873году художник вернулся в Париж.
На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели и двумя детьми. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
В нём отражается занавешенное окно, сквозь которое в кафе струится утренний свет. Он жил один. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Как ему это удаётся. Мужчина смотрит в сторону, в то время как женщина безразлично глядит прямо перед собой. Изображая балерин на сцене, Дега уже всецело, безостановочно отдается живописной иллюзии. А. С.
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Гравюры Лепика высоко ценил Дега. Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а скрытой камерой. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Уважаемый посетитель. Хюттингер).