Его картина «Зонтик» написана в 1777 году, тогда Франциску было всего 33 года. Гобелен создан по картине «Зонтик» великого испанского художника Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, написанной в 1777 г. Творческое наследие Франсиско Гойя – произведения, картины – многообразно и многогранно. Картина Франсиско Гойи Зонтик: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого. Осталось последнее мгновение перед залпом. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Вторая картина пользуется мировой известностью. Их краски – насыщенные, а композиции – простые.
Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Картины этого периода светлые, жизнерадостные, его портреты были чрезвычайно востребованы. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков.
Сцены повседневной жизни и народных развлечений, для которых характерны насыщенность цветов и непринужденность композиции, проявили новые тенденции в творчестве художника. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Оно сочетало передовую мысль эпохи и отзвуки устойчивых народных представлений, широту общественных позиций и сильнейший отпечаток его субъективных переживаний, огненного темперамента импульсивной натуры, безграничного воображения. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Так он вызвал ненависть Жозефа. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма.
Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Как придворный художник, он работал чаще всего в качестве портретиста, чем и прославился. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Его хитростью завлекли во Францию. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней.
В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Штрихи его иглы острые, царапающие. В своем произведении Гойя бунтует против порядков, установленных инквизицией и демонстрирует бессилие своих современников перед их лицом. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.
Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив абсолютно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте.
Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Набор красок суров, скуп, почти монохромен — черное, белое, рыже-красноватое, охра, цвета словно вобрали в себя оттенки испанской земли, сожженной солнцем, ржавчину горных пород, тлеющий пламень красноземов, мазки размашисты и стремительны.
Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. В этот же период своего творчества художник выполнял и гобелены. Тем не менее исполняя портрет безвольного Карла IV в кругу семьи с отсутствием всякого желания льстить высокому семейству, в центр картины Франсиско Гойя ставит королеву Марию-Луизу, так как именно она управляет Испанией с помощью своего фаворита. Никто себя не знает». Но протокол допроса не сохранился.
Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Новое видение действительности художником и его критический подход к ней прослеживаются в более поздних работах мастера. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал.
Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Ее усиливают руки молодых людей: направление руки юной дамы с веером и локтя юноши, а также складки желтой юбки кокетливой особы.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Тогда же были на писаны и картины – «Зонтик» – 1777, «Игра в пелоту» – 1779, «Игра в жмурки» – 1791, которые тоже стали сюжетами для картонов для гобеленов. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.
Портрет понравился и был благосклонно принят. Клокочущее веселье и искаженная радость разнузданной толпы являются гротескной аллегорией на существующий общественный порядок. Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Вместе с тем нельзя не отметить известной напряженности в чуть вызывающей позе, настороженности почти враждебного взора, особенно у обнаженной махи, что лишает ее образ той естественной и радостной свободы жизнеощущения, которая так характерна для женских образов эпохи Возрождения. Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной». Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Картины Гойя рисовал для себя.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Тем было освещено великое множество. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Молодая женщина изображена лежащей в одной и той же позе дважды. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.
Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником.
Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Для Гойи типично изображение фигур в нежном, акварельном колорите, фигуры персонажей словно растворяются в тонкой дымке. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Ей никогда не выбраться. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.
В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». В начале XIX века в портретных образах Гойи, полных энергии, уверенности в своих силах, появляются черты, близкие идеалам эпохи романтизма. Фантастический образ истолковывался по-разному.
Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Это очень известные картины живописца. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Композиция первой картины завязана в один упругий узел.
Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу.
Жить ей осталось недолго. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Художник просто, жестко, обнаженно и вместе глубоко человечно передает чувство обреченности, граничащий с безумием страх, волевую собранность испепеляющую ненависть к врагу.
Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. «В начале нового столетия Гойя пишет одетую и обнаженную Маху. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Под ее одеждой скрыт нож.
Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера. К «черным картинам» мы еще вернемся. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Картины с описанием будут представлены ниже. Так для королевской мануфактуры он создал более шестидесяти гобеленов.
Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам. Это 14 картин.
Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя.