Картина Франсиско Гойи Зонтик: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Гобелен создан по картине «Зонтик» великого испанского художника Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, написанной в 1777 г. В группу известных «Черных картин», созданных Франсиско в поздние этапы творчества, входит и изображение собаки, которую легко потерять в художественном пространстве картины.
Набор красок суров, скуп, почти монохромен — черное, белое, рыже-красноватое, охра, цвета словно вобрали в себя оттенки испанской земли, сожженной солнцем, ржавчину горных пород, тлеющий пламень красноземов, мазки размашисты и стремительны. Гойя начал учиться живописи в 14 лет. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Б. Тьеполо.
Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. По пути он останавливается в Парме, где принимает участие в конкурсе пармской Академии на тему «Ганнибал устремляет взгляд на Италию с высоты Альпийских гор». В 1794 г. появляется серия картин, посвященных теме народных развлечений («Деревенская коррида»).
расписал маслом («Сатурн», «Юдифь», «Старики за похлебкой»). Замкнувшийся в себе, он всё чаще работает не на заказ, обретя полную творческую свободу. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Так для королевской мануфактуры он создал более шестидесяти гобеленов. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Это 14 картин.
В начале 1790-х гг. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Эти росписи, во многом созвучные «Капричос», нередко именуются «черной живописью». Гойя неоднократно возвращался и к темам своего раннего творчества, но изображение людей из народа, национальных традиций и обычаев становилось у него всё более драматичным, тревожным («Похороны сардинки», 1814, Прадо «Майское дерево», 1815, Государственный музей, Берлин «Махи на балконе», около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк серия офортов «Тавромахия», 33 листа, 1815 издана 1816). Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Их краски – насыщенные, а композиции – простые. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени.
Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. В 1767 (. ) – 1771 посетил Италию.
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». В этих композициях, похожих на мир галлюцинаций (на тему мифа о Сатурне и др. В картинах «Маха одетая» и «Маха обнажённая» (1798-1805, Прадо), обратившись к аллегорической теме «Венеры небесной и Венеры земной», Гойя с портретной характерностью пишет вполне реальную модель (вероятно, герцогиню Альба). Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. Художник обращается к инфернальной теме (Шабаш ведьм, 1798, Музей Ласаро, Мадрид). Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом.
Гойя был женат на сестре придворного живописца Франсиско Байеу Хосефе Байеу. Вместе с тем живописная манера его жанровых картин 1810-х годов предвосхищает импрессионизм свободой и колористическим богатством («Водоноска», Музей изобразительных искусств, Будапешт).
Его художественный язык остро обнажен, беспощадно резок и в то же время усложнен, зашифрован изменчиво подвижен, подчас трудно объясним. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Став королевским (1786), затем придворным (1789) художником, Гойя был нагружен многочисленными заказами на портреты его ранние парадные изображения испанской знати и банкиров были написаны в традициях Д. Веласкеса.
После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Особую известность получили два портрета герцогини Альба («Портрет герцогини Альба»), в которую Гойя был влюблен. Родился в семье ремесленника-позолотчика. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Политику, социальные вопросы и религию – все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Однако нередко Гойя привносил в портреты личное отношение, проявлявшееся в ироничной гипертрофированной «натуральности», особенно в изображениях членов королевской фамилии («Семья Карла IV», 1800, Прадо «Конный портрет Фердинанда VII», 1808, Музей Академии Сан-Фернандо) и приближённых двора («Годой – победитель Португалии», 1801, там же и др. ). Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Так он вызвал ненависть Жозефа. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Ей никогда не выбраться. В росписях господствует дьявольское, устрашающее, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне. Из многочисленного потомства семейства Гойя (по разным данным у них было от 12 до 22 детей), выжили только пятеро и только один из них — Франсиско Хавьер Педро — стал художником. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера.
Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. В этот период художник впервые обращается к теме человеческой жестокости и безумия (Двор сумасшедшего дома, 1793—94, Музей Медоус, Даллас). Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. художник исполняет фрески в традициях итальянского барокко для церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе.
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Никто себя не знает». Перелом в творчестве Гойи наступил в начале 1790-х годов. В этот же период своего творчества художник выполнял и гобелены.
Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной». В лучших из них акцентированы высокое достоинство личности, сильный темперамент: портреты герцогини Альбы (Музей Испанского общества, Нью-Йорк и другие собрания), французского посла Ф. Гиймарде (1798, Лувр, Париж), «Ла Тирана» (1802, Академия Сан-Фернандо, Мадрид), Исабель Кобос де Порсель (около 1806, Национальная галерея, Лондон), несколько автопортретов (1810-е годы, Прадо и др. ). В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы.
Фантастический образ истолковывался по-разному. С 1778 года он исполнял офорты, начав с копирования картин Д. Веласкеса. Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы.
После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Позднее творчество Гойи совпадает с годами жестокой реакции после разгрома двух испанских буржуазных революций. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес», созданных в эти же годы.
В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Как придворный художник, он работал чаще всего в качестве портретиста, чем и прославился. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
– всего 14 панно 1820-23, Прадо), Гойя освобождается от излишней декоративности иллюзорного сходства, обнажая дионисийскую стихию, «тёмную страсть», питающую его искусство семантика этого цикла указывает на тему ванитас, претворённую в контексте современных событий. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Для художника это был жестокий удар. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их.
Под ее одеждой скрыт нож. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»).
В 1771—72 гг. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Он был сыном известного в Сарагосе позолотчика.
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Осталось последнее мгновение перед залпом. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно.
Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В 1810—20 гг. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Значительно графическое наследие Гойи (свыше 1000 рисунков и эстампов). К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.
В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. В 1773 г. Гойя переезжает в Мадрид. В них Гойя изобразил характерные испанские типы, празднества и развлечения, занятия и ремёсла («Зонтик», 1777 «Продавец фаянса», «Игра в пелоту», оба 1779 «Водоноски», «Деревенская свадьба», оба 1787). Вторая картина пользуется мировой известностью. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Будучи с 1799 года первым художником короля, Гойя продолжал создавать много портретов. Тогда же были на писаны и картины – «Зонтик» – 1777, «Игра в пелоту» – 1779, «Игра в жмурки» – 1791, которые тоже стали сюжетами для картонов для гобеленов. Сформировавшись в период позднего барокко, Гойя стал одним из крупнейших представителей романтизма и оказал значительное воздействие на европейскую культуру 19-20 веков, вплоть до экспрессионизма и сюрреализма. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Подавленный и отчаявшийся, некоторое время он совсем не писал.
Последние листы серии создавались в обстановке реставрации Фердинанда VII и жестокой реакции. Сцены повседневной жизни и народных развлечений, для которых характерны насыщенность цветов и непринужденность композиции, проявили новые тенденции в творчестве художника. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Последние годы жизни в Испании Гойя посвятил росписям стен своей виллы «Дом глухого» («Quinta del Sordo») под Мадридом.
Жить ей осталось недолго. Картины с описанием будут представлены ниже. Бытует мнение, что Гойя запечатлел герцогиню на картинах «Маха обнаженная» и «Маха одетая». Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Назначенный директором живописного отделения мадридской Академии Сан-Фернандо (1795-97), Гойя был вынужден из-за болезни оставить эту должность. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Художника привлекают тёмные, «ночные» стороны жизни («Колдующий», 1798, Национальная галерея, Лондон «Сон», около 1800, Национальная галерея Ирландии, Дублин «Последний час старухи», около 1810-12, Музей изящных искусств, Лилль).
За три дня Гойя пишет картину и получает за нее вторую премию. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Оно не принадлежит строго к портретному жанру.
В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Штрихи его иглы острые, царапающие.
От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Эти перекрещивающиеся диагонали мастерски подчеркнуты другими элементами композиции – движением руки дамы с веером, направлением стены на заднем плане, локтем кавалера, даже направлением пышных складок юбки. Учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса (с 1760), в Мадриде у Ф. Байеу (с 1766), на сестре которого женился. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».
В 1790-х — начале 1800-х гг. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. «Дом Глухого»), стены которого в 1820—23 гг. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист.
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойи, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Его хитростью завлекли во Францию.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя.
В 1775 переехал в Мадрид, где по заказу королевской мануфактуры создал несколько серий картонов для шпалер (с 1776 по 1792 всего свыше 60 работ большая часть – в Прадо, Мадрид), стилистически близкие искусству рококо, с насыщенным цветом и обобщённым рисунком. Р. Менгс и др. ).
В некоторых работах Гойи – ранних росписях в церкви Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар (1771-72) в Сарагосе и барочных алтарных картинах – сказалось влияние Дж. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи («Портрет маркизы де ла Солана», «Портрет доктора Пераля», «Портрет Ф. Гиймарде», «Семья короля Карла IV», парные портреты Бартоломе де Суреда и его жены «Терезы де Суреда», «Портрет И. Ковос де Порсель»). В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Картины этого периода светлые, жизнерадостные, его портреты были чрезвычайно востребованы. Многие исследователи, однако, считают эту гипотезу несостоятельной.
Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Не случайно Гойя своими учителями считал природу, Веласкеса и Рембрандта. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Постепенно у Гойи складывается манера «тёмных картин» («pinturas negras») : как и его великие предшественники Эль Греко и Рембрандт, он посредством контрастной светотени добивается суггестивного драматизма образа использует эффекты ночного освещения.
Тем было освещено великое множество. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Росписи перекликаются с графической серией «Нелепицы» («Los Disparates» 22 листа, 1820-1823 издана в 1864 под названием «Пословицы»), в которой персонажи без масок обнаруживают своё подлинное, скотоподобное и инфернальное обличье. После подавления революции в 1824 году престарелый художник уезжает в добровольное изгнание в Бордо, где продолжает работать (серия литографий «Бордоские быки», 1825 картина «Молочница из Бордо», 1827-28, Прадо), пишет портреты испанских эмигрантов. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида.
Несмотря на смысловую зашифрованность многих произведений, построенных на иносказаниях, символах, метафорах и аллюзиях, творчество Гойи всегда обладало притягательной силой. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе.
Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Это очень известные картины живописца. Но протокол допроса не сохранился.
Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Портрет понравился и был благосклонно принят. Картины Гойя рисовал для себя.
Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. К «черным картинам» мы еще вернемся.
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. ГОЙЯ, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30. 3. 1746, Фуэндетодос, Арагон – 16. 4. 1828, Бордо) испанский художник и график.