14 июня, состоится открытие выставки «Воскрешение Золотого века голландской живописи» – украинских художников Натали Насыбулиной и Олега Радвана в арт-галерее Мануфактура, аутлет-городка Мануфактура. Лейденская коллекция – крупнейшее частное собрание работ представителей золотого века голландской живописи. Золотой век голландской живописи— самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи, приходящаяся на XVII век. В период «Золотого века голландской живописи» творили Ф. Хальс, создатель жанра группового портрета блестящий пейзажист С. ван Рейсдал и многие другие художники.
Более одаренным был художник Виллем Бейтевег. Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. На выставке представлены картины Бартоломеуса ван Бассена (Bartholomeus van Bassen) и Герарда Хаукгеста (Gerard Houckgeest) изображающие церковный интерьер в Делфте с надгробием этого первого независимого штатгальтера Голландии. Голландия превратилась в мировую державу. Под давлением народа Генеральные штаты восстановили штатгальтерат в пользу сына Вильгельма II, Вильгельма III, а Ян де Витт вместе с братом были растерзаны на улицах Гааги (август 1672 года).
Кроме того, на этом факультете изучали не «словесность и естественные науки», как считает Зюмтор, а пресловутые «тривиум и квадривиум» (грамматику, риторику, диалектику — арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Это событие стало еще одним ударом для Нидерландов. Все эти полотна проникнуты радостью бытия.
В результате политических, геополитических и религиозных изменений, голландское искусство резко переменилось. Возобновившиеся военные действия стали частью общеевропейской Тридцатилетней войны (1618–1648). Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро.
Отдельную группу в искусстве Голландии 17 века заняли так называемые утрехтские караваджисты. В картине движения света нет, как и нет изменения цвета. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Подмалёвок — вариант эскиза в живописи, начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски.
В том же 1621 году перемирие с Испанией закончилось. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». На должность президента (штатгальтера) планировался Вильгельм Молчаливый, но в 1584 году он пал от руки убийцы и Республику возглавил его сын, принц Морис Нассауский. Де Витте охотно использовал техники Вермеера изображая сценки, полные солнечного света.
Осады, расправы Амстердам, Харлем Но под Лейденом их ждал полный провал. Кроме того, в издании описывается повседневный уклад и художественные традиции Делфта – одного из самых своеобразных центров голландской живописи «золотого века». Популярным в голландской живописи XVII в становится пейзаж.
Пейзажи действительно становятся «зеркалом природы». Предметы композиции изображены очень детально и реалистично, что не забываются зрителями еще очень долгое время. Но, по существу, она довольно легко распадается на две обособленные, неравноценные части. В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании.
Генеральные штаты провели соответствующее постановление. В таком положении страна находилась в тот момент, когда после отречения Карла V от престола (1555) она вместе с заокеанскими колониями перешла по наследству к его сыну испанскому королю Филиппу II (1556–1598). Пиком революции стал 1572 год, когда восстание охватило все северные провинции.
Все началось с идеологии. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой.
Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Простые мотивы офортов ван де Вельде или Бейтевега только наощупь искали сюжеты и соответствие им технических возможностей самой офортной техники. Они могли быть точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Спрос на живопись резко увеличился. Более одарённым был художник Виллем Бейтевег.
Портретная живопись – индивидуальные и групповые изображения – была особенно популярна в то время. Но народ не стал дожидаться официальных решений и дружно поднялся на борьбу. В стране запылали костры.
Подобным «золотым веком» Нидерландов было указанное время, точно отмеренное в лежащей перед нами книге. Заглавие этой книги может создать впечатление, будто речь в ней пойдет о Рембрандте. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Значительная художественная одарённость сделала непохожими между собой как его картины и рисунки, так и офорты.
В результате были завоеваны и присоединены в качестве «союзных земель» пограничные области Брабанта и Лимбурга с городами Хертогенбосом, Везелем, Маастрихтом и Бредой. На выставке неизменно притягивает внимание «Автопортрет с затененными глазами» 1634 года: спокойное любопытство в глазах, пушистые вьющиеся волосы, легкий румянец на щеках. Затем выявляет отдельные социальные группы населения их взаимоотношения и занятия.
К этому времени по стране быстро распространялся кальвинизм. В этом плане характерна сама структура книги.
Молодая республика достигла расцвета в торговле, науке и искусстве. Материальное единство природы выходило в работах на первый план.
Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). (Три другие стилистически схожие работы, созданные в эти годы, находятся в собраниях Эрмитажа, музея Прадо и Метрополитен-музея. ) Античную богиню мудрости и войны Рембрандт изображает в виде голландской женщины, своей современницы, облаченной в пышное платье. Англия, в которой бурными темпами шла революция (1642–1649) из союзницы превратилась в соперницу на море. На все эти события откликнулась и голландская живопись. В ответ на это семь северных провинций в том же году заключили свой союз, Утрехтскую унию, обещая «соединиться навеки, как будто бы они составляли одну провинцию», а вслед за этим особым актом объявили Филиппа II низложенным.
Отдельного упоминания заслуживают морские пейзажи или марины. В 1635 году в Харлеме на каждые 500 жителей приходился один художник. Не знали Нидерланды и конфессионального единства.
Город был затоплен, но водная стихия «смыла» испанских солдат — они в ужасе бежали и покинули север. Первый – это взгляды главных персонажей: они смотрят в глаза друг другу. Сюжет киноленты посвящен истории создания одной из самых известных картин в истории мировой живописи – портрету «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, в настоящее время представленной на постоянной экспозиции в Гааге, в музее Маурицхейс. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». После заключения Вестфальского мира встал вопрос о сокращении численности армии. После его смерти испанский натиск явно выдохся: войну прервало двенадцатилетнее перемирие, явившееся фактическим поражением Испании (1609). Золото Америки не оплодотворило испанскую промышленность, а ушло в бездонные карманы испанских грандов и царедворцев, корабли же идущие из-за океана с грузом пряностей и других колониальных товаров, предпочитали швартоваться не в Кадиксе, а в Антверпене, где торговля приносила большие барыши.
Получили распространение посещения анатомических театров. Просто автор вместил целую эпоху истории страны в годы жизни одного наиболее выдающегося ее представителя и, нужно отдать ему должное, сделал это очень удачно: действительно, срок жизни Рембрандта (1606–1669) почти точно совпадает с периодом высшего подъема молодой Голландской республики, вспыхнувшей метеором в начале XVII века и столь же быстро ставшей угасать в его последней четверти. Художники отказывались от изображения идеальных вселенских пейзажей. Провинции севера, главными из которых были Голландия и Зеландия имевшие свой торговый и промышленный центр — Амстердам, не отставали от юга, но отличались спецификой экономического развития.
Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. В 1621году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. В 1621году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Особая гордость коллекционеров – рисунок «Голова медведя» работы Леонардо да Винчи, символически связывающий голландскую художественную традицию с итальянской, с которой Рембрандт был знаком через своих учителей, а также благодаря рисункам и картинам, ходившим тогда по всей Европе.
Вторая часть, в которой даются самые общие сведения о различных социальных группах, армии, флоте, занятиях населения, написана суховато, что обусловлено самим характером материала. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Ему здесь 26, он успешен и счастлив. Что же касается войны с Испанией, то она продолжалась еще долго. Второй – музыкальные инструменты, чьи сладкие вибрации возбуждают страсть.
Дорога на север стала дорогой крови. Ряд «анатомических уроков» создали— Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Ян ван Эйк. Они могли быть точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»).
Для Голландии они были облегчены неудачами Габсбургов в Германии и заключением союза с Францией (1635). И еще одно. Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. Победа нидерландского народа, его освобождение от ненавистного ига и вызвали тот мощный подъем производительных сил, который привел к «чуду XVII века».
Даваемые в разном контексте, они лишь лучше усваиваются читателем.
Голландские художники 17 века ввели в моду реализм в живописи. Если в XVI веке насмехались над алхимиками, в XVII веке видное место заняли изображения кабинетов, где работают богословы, ботаники, астрономы— теперь уже без едких намёков на насмешки. Здесь, перечислив многие имена известных художников, автор ограничился коммерческими и бытовыми проблемами и уклонился от описания того, как менялось изобразительное искусство по сюжетам и по мастерству в ходе «золотого века». Эти две работы — одни из трех подписанных и датированных картин Вермеера. В 1621 году вышла в печать его серия офортов с пейзажами. Быстро богатея после открытия морского пути в Индию (1498), город этот разрешил у себя торговать купцам всех наций и стал первым в Европе мировым торговым центром.
Золотой век голландской живописи известен и своими пейзажами. Искусство Голландии XVII века стало своеобразным феноменом в художественной ситуации Европы XVII века. Вот таким образом север всегда славился тремя продуктами, шедшими на экспорт: голландским полотном, голландским сыром и голландскими сельдями. Тогда поднялось все население Нидерландов.
Но повторы эти отнюдь не вредят книге. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей, тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Труд этот, впрочем, вознаграждался сторицей: на влажных и жирных землях (польдерах), отвоеванных у моря, зеленели тучные пастбища и собирались обильные урожаи, дававшие, помимо прочего избыток сырья, необходимого для бурно развивавшегося по деревням и поселкам полотняного производства. Но при этом Вермеер превратил массовый жанр в нечто абсолютно невероятное.
Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом». В Кадиксе была снаряжена Непобедимая армада — огромный флот для нападения на Англию. Его традиции продолжил Хоббем, который добавил в пейзажи солнечный свет.
Но ненадолго. Второй период (с 1640 по 1660 годы) вызван расцветом местной художественной школы. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко).
Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Не поправила положения и вторая война с Англией (1665–1667). Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Их взгляд буквально притягивает и заставляет подойти.
У Вермеера есть несколько пейзажей Дельфта, есть несколько картин на христианские сюжеты (две из них, ранняя и сомнительная "Святая Пракседа" из Принстона и очень нетипичная, невермееровская "Аллегория католической веры" из нью-йоркского Метрополитена, есть на выставке). Но многие связывают голландскую живопись только с Рембрандтом иногда Вермеером и Ван Гог, который был голландцем только по происхождению. Мы делаем все, чтобы сохранить эти работы. Его города славились производством сукна, шерстяных и камвольных тканей еще с XIII века.
Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Ревностный католик, оплот и радетель «святой» инквизиции у себя дома, Филипп задумал «навести порядок» и в Нидерландах. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Золотой век голландской живописи условно разделяют на несколько периодов.
Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. Указав, что в университетах Нидерландов было четыре факультета и перечислив их, Зюмтор не добавил, что первый из них («артистический») был подготовительным к каждому из трех остальных — юридическому, медицинскому и богословскому. Карл V Габсбург (1519–1555), создатель обширной колониальной империи, в которой, по его словам, «никогда не заходило солнце», рассматривал Нидерланды как самую драгоценную жемчужину в своей короне. Но в начале 17 века тенденция переменилась. И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров. Для широкого круга читателей.
С тех пор Каплан собирает работы старых мастеров. Яркие художники стали появляться в Нидерландах в семнадцатом веке. Один француз скептически заметил, что нидерландцы проявляют «чрезмерный интерес к живописи». Это обстоятельство и заставляет нас предпослать книге краткий исторический очерк, поясняющий истоки и динамику нидерландского «чуда».
Некоторые сомнения вызывают главы X и XVIII. С ним соперничали адепты других «ересей», в первую очередь анабаптисты и меннониты. Эти художники известны под общим названием «малые голландцы», что никак не отражает их талант, а связано исключительно с выбором тем для творчества. Владелец престижнейших наград, одна из них за картину «В красном» – Лауреат премии «Исключительные заслуги», Сообщество портретистов Америки и также Премия за Портрет гильдии Charlotte County Art.
Глава за главой автор подробно анализирует стилистику их картин, описывая сюжеты повседневной жизни (тема музыки, письма, веселые общества, повседневные заботы горожан) и рассматривая картины с позиции скрытого в них символического смысла. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Даже те, кто плохо разбирается в искусстве, слышали о голландской живописи. Это было время становления самостоятельного голландского искусства. Области эти, лежавшие ниже уровня моря издавна являлись ареной ожесточенной борьбы населения с водной стихией, борьбы, подробно описанной в книге Зюмтора.
Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. И, конечно, то, чем особенно знаменит Вермеер, – это его свет. Перу Зюмтора, специалиста по средневековой цивилизации и культуре, принадлежит ряд исследований и романов, среди которых работа «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта», написанная в 1959 году, занимает видное место.
В морском сражении при Оквендо (1639) адмирал Тромп нанес поражение испанскому флоту и захватил большие трофеи. Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории. Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили еще к XV веку. Большая часть страны входила в состав Германии (Священной Римской империи), а крайний юго-запад под именем «графства Фландрии» был французским леном.
Крайний юго-восток страны еще сохранял многие пережитки феодализма. Зюмтор поступил наоборот. Свет разливается внутри картины – и он исходит от нее.
Мастера нидерландской жанровой живописи Виллем Бёйтевех (Willem Buytewech), Дирк Халс (Dirck Hals) и Ян Стен (Jan Steen) вошли в историю жизнерадостными композициями — подчас весьма остроумными, — изображающими беззаботные попойки, кутежи и банкеты с музыкой и неумеренным употреблением спиртного. Первооткрывателями этого жанра считаются Остаде и его ученики Бега, Ауденрогге и Дюсарт. Во главе всего управления император поставил своего заместителя — штатгальтера (статхаудера), при котором состоял Государственный совет, где заседали представители нидерландской знати и патрициата. Особенно если речь идет о Золотом веке голландской живописи. Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтиспис), которыми начинали издание. Получили распространение посещения анатомических театров. Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Мы привыкли, что при описании любой страны, — будь то в путеводителе или в научном исследовании, — автор начинает с ее этноса, политического и социального статуса, экономики и т. п., лишь после этих «серьезных вещей» обращаясь к культуре, быту и нравам населения. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты.
Возникли новые отрасли производства — шерсти, шелка, стекла. В числе ранних работ Рембрандта в коллекции четы Каплан – три произведения из аллегорической серии чувств, созданной в 1624 – 1625 годах, незадолго до поступления в мастерскую Ластмана: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка – «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)».
На картинах таких художников-маринистов, как Хендрик Вром (Hendrick Vroom) и Виллем ван де Вельде Старший (Willem van de Velde de Oude), увековечены морские сражения того времени. Среди ценителей творчества Сегерса был сам Рембрандт. В 1635 году он пишет величественную «Минерву», один из самых ценных шедевров Лейденской коллекции. Лувр одолжил из своего собрания картину Вермеера «Астроном» (1668), а художественный музей Штедель, расположенный во Франкфурте-на-Майне, предоставил полотно «Географ» (ок. Труды эти многочисленны и многообразны.
Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс (1589—1638). Альбом познакомит с историей развития голландской живописи. Среди ценителей творчества Сегерса— сам Рембрандт.
Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Представители харлемской школы живописи XVII века Соломон де Брай (Salomon de Bray) и Питер де Греббер (Pieter de Grebber) следовали классической традиции и друг Рембрандта Ян Ливенс (Jan Lievens) также пошел по этому пути. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных общин и объединений (стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин и учёных обществ). В течение следующих двадцати лет (1651–1672) продолжалось безштатгальтерное правление, во главе которого вскоре оказался ставленник крупной буржуазии, великий пенсионарий Голландии Ян де Витт.
Ряд «анатомических уроков» создали— Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Эйк. В 1688 году, в результате так называемой «славной революции», англичане прогнали своего короля, Якова II Стюарта. Между тем гигантский скачок XVII века произошел, разумеется, не на пустом месте и не «по воле богов», а имел свои глубинные исподволь вызревавшие причины. Первая посвящена быту и культуре, а вторая отражает социальные проблемы и экономику.
В портретном жанре появились изображения адмиралов и офицеров Ост-Индской кампании. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Так, читатель вряд ли поймет, чем же отличалось начальное образование от среднего, что такое «малые школы» и какова взаимосвязь между «латинскими школами» и университетами.
Более одарённым был художник Виллем Бейтевег. Несмотря на то, что сюжет фильма основан на вымышленных событиях (отношениях между художником и служанкой, которая, по одной из многочисленных версий, стала моделью для картины), фильм безупречен с точки зрения операторской работы. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки.
В 1648 году Тридцатилетняя война закончилась Вестфальским миром. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро.
По-видимому, Вильгельм готовил государственный переворот, когда неожиданная его смерть (1650) развязала руки его противникам. Из этого следует, что картин тогда было в избытке. С работой великого итальянца рифмуется рембрандтовский «Отдых молодого льва», написанный, вероятно, с одного из животных, которые ввозились в Голландию на торговых судах и выставлялись на ярмарках. Настроение офортов Бейтевега— неторопливое иногда с оттенком скуки. Автор выделяет в эволюции голландского национального пейзажа несколько направлений: морской («марина»), зимний, лесной, панорамный, городской и анималистический.
Никакого покоя, никакой неторопливости— он умел быть разным и неожиданным. И в то же время приводит к взрывному распространению светских по тематике жанров. Первый раздел дает представление об особенностях исторического периода, который принято называть золотым веком Нидерландов (Gouden Eeuw). Неоднородными были Нидерланды и в сфере экономики. На картинах Хендрика Тербрюггена (Hendrick Terbrugghen), Юдит Лейстер (Judith Leyster) и ее мужа Яна Моленара (Jan Molenaer) мы видим молодых людей с бокалами и трубками.
Мужественные горожане пошли на крайнюю меру — открыли шлюзы, ограждающие сушу от моря. Потом центром живописи переместился в Амстердам, место работы Рембрандта и Вермеера. Осталось примерно пятьдесят (50) его графических произведений, а некоторые— вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. Такова была предыстория того, о чем рассказывается в книге Зюмтора — исходной датой для своего повествования он выбрал именно 1579 год и это далеко не случайно: именно в этом году «Нидерланды стали Нидерландами» иначе говоря, в своих главных чертах приобрели тот вид, который сохраняет и нынешнее государство Нидерланды. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. В третий период (с 1670 по 1700 гг. ) происходит упадок голландской школы, связанный в первую очередь с экономическими причинами.
Северную часть этой территории, включая земли и острова по обе стороны нижних течений Мааса и Рейна, заселял народ, называвший себя голландцами (холандерс), говоривший на языке германской группы и происходивший от древних саксов, фризов и франков. Выставка состоит из семи тематических разделов. Это была решительная победа в масштабах всей страны. Предназначается для последующей точной прорисовки.
Ключевую роль в нидерландской политике того времени играли принцы Оранские. Их интересовала окружающая обыденность, естественность жизненных ситуаций. Ещё одна молодая женщина за столом поглощена своей французской лютней, теорбой. Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт, подобного которому не знали даже выдающиеся центры искусства в Италии или Франции.
Широкий размах получила транзитная торговля, превратившая Голландию в подлинного «морского извозчика» Европы. Кроме того, потомственные мореходы, голландцы промышляли интенсивным рыболовством. Мы посвящаем этому очень много времени. Если широкая общественность мало ценила находки Сегерса (1589—1638), то художники, наоборот и воспевали и развивали дальше, несмотря на гнетущее, драматическое настроение его произведений. Последний собирал его офорты, а в годы учёбы— копировал их.
Буржуазия городов создавала консистории по женевскому образцу. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Некоторые мастера были склонны поэтизировать будни, например, Терборх изображал сцены музицирования или флирта.
Богачи на портретах конца 17 в. демонстрируют модные платья и шляпы с перьями, ценное оружие, принимают горделивые позы. Но Филипп решил использовать этот повод для задуманной акции. Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. В европейском изобразительном искусстве пейзаж стал развиваться позднее других жанров живописи и достиг наибольшего расцвета в XVII столетии в Голландии. К исходу XV века страна делилась на 17 «земель» или «провинций», насчитывала около трех миллионов населения и имела 300 городов, 150 промышленных местечек и свыше шести тысяч сел.
1668-1669) (для обоих произведений, как считается, позировал один и тот же человек возможно, Антони ван Левенгук известный как основоположник микроскопии). И как все эти его девушки смотрят на вас. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами.
Сюжеты простые, крестьянские— дорога, кусты возле канала, хижины крестьян среди деревьев. Выставка «Рембрандт и золотой век голландской живописи» тоже составлена с использованием собственных фондов Музея изобразительных искусств, благо коллекция голландского искусства, которой располагает эта галерея, весьма богата даже по мировым меркам. Первопроходцами натюрморта считаются мастера харлемской гильдии художников Клас и Хеда. Осталось примерно пятьдесят (50) его графических произведений, а некоторые— вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. В результате стали появляться всё новые и новые художники, которые удивительно быстрыми темпами развивали основы живописи, разрабатывали новые техники, стили и жанры.
Картины Рембрандта покорили Каплана в юном возрасте. Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Образцы офортов Сегерса самостоятельны по сюжету и уже сопоставимы с образцами нидерландской живописи. Если до этого художники пытались потворствовать голландским бюргерам изображая их жизнь и быт, лишённые всякого высокого и поэтического языка, а также работали для церкви, которая заказывала художникам работы довольно примитивного жанра с давно избитыми сюжетами, то начало XVII века стало настоящим прорывом. Эти люди, возглавляемые кальвинистским проповедником Гомаром, требовали сохранения церковной ортодоксии, ликвидации арминианской «ереси» и усиления власти штатгальтера как выразителя интересов всех Соединенных провинций.
Так Нидерланды, в полном своем объеме, оказались в орбите династии Габсбургов. В Амстердаме Рембрандт получает свои первые заказы портретов городской знати, в числе которых представленные на выставке «Портрет мужчины в красном дуплете» (1633) и «Портрет Антони Копала» (1635) – яркие примеры зрелого мастерства художника, получившего признание своим умением точно передавать характеры моделей. Подобная пестрота приводила к тому, что ряд географических объектов средневековых Нидерландов — реки, области, города (причем это сохранилось и по сей день) имели названия на двух, а то и на трех языках (к примеру: Шельда — Эско, Геннегау — Эно, Люттих — Льеж, Хертогенбос — Герцогенбуш — Буа ле Дюк). Правда изложив с возможной полнотой разные аспекты и стороны «золотого века» Нидерландов, автор оставил без внимания истоки этого феномена и его политическую историю, представив его как нечто данное «в готовом виде».
А год спустя английский парламент пригласил на трон, ставший вакантным, штатгальтера Нидерландов Вильгельма III, ранее (1677) успевшего жениться на дочери Якова. Не уступают им и бытовые картины на тему веселого досуга крестьян: всех этих курильщиков, выпивох игроков, танцующих весельчаков, которых так любили изображать Корнелис Бега (Cornelis Bega), Адриан ван Остаде (Adriaen van Ostade) и его брат Исаак (Isaac van Ostade). Среди ремесленников и крестьян, зараженных всевозможными «ересями» (прежде всего анабаптизмом), также зрело возмущение против католической церкви. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. Война стала неизбежной она вспыхнула в 1652 году и закончилась два года спустя полным поражением Соединенных провинций, вынужденных признать Навигационный акт. Среди его шедевров – одно из тридцати шести известных в мире произведений Яна Вермеера Делфтского, «Девушка за вёрджинелом», «Явление ангела Агари» Карела Фабрициуса, чьих работ осталось еще меньше, а также «Портрет Самюэла Ампцинга» кисти Франца Халса.
На элегантно одетую пару с некоторым подозрением поглядывает человек у камина. Он отличался приверженностью к камерам риторов (тогдашний голландский театр), к преувеличениям и гротеску, дружил с комедиографом Бредеро. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили.
Семьи в Египет»— переделал в собственный офорт. О. Радван новаторски подходит к теме «Воскрешение Золотого века голландской живописи», глубже исследуя данное направление он создает свои решения голландского натюрморта. Ряд «анатомических уроков» создали— Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Ян ван Нек.
За отказ «образумиться» и вернуться в лоно католицизма «еретиков» сжигали имущество же их конфисковывали в пользу испанской казны. Получили распространение посещения анатомических театров.
В результате южные провинций заключили между собой сепаратное соглашение (Аррасская уния, 1579 год). «Малые голландцы» часто обращались к светскому реализму изображали окружающий мир и людей. О. Радван воплощает гениальные традиции древних авторов в своих портретах и натюрмортах. Испанские каратели не заставили себя ждать.
Во второй половине 17 века в голландский пейзаж стали проникать философские подтексты. Филипп в гневе отозвал Альбу, а революция стала национальным праздником, на какой-то момент приведшим к объединению всех Нидерландов (Гентское соглашение 1576 года). Спрос на такие портреты был огромен.
Поднять на новую ступень голландский офорт сумел Геркулес Сегерс.
Авторитет штатгальтера возрос. Самым важным открытием Золотого века голландской живописи можно считать бытовой жанр. Но в начале XVII века тенденция переменилась.
Образцы офортов Сегерса самостоятельны по сюжету— уже сопоставимы с образцам нидерландской живописи. Фанатично преданный гравюре, художник был склонен к новациям, к экспериментам, что не всегда приводило к находкам, приятным и приемлемым для современников.
В Утрехте, который оставался католическим городом, особым влиянием пользовались караваджисты, а в Амстердаме монументальную религиозную живопись в 1630-х годах представляли Ламберт Якобс (Lambert Jacobsz) и Якоб Баккер (Jacob Backer). Маргарите (не без помощи струхнувшего нидерландского дворянства) удалось подавить восстание. Кроме того, в коллекции представлены работы лейденских мастеров тонкой живописи (fijnschilders) – первого ученика Рембрандта Геррита Дау и Франса ван Мириса Старшего, которые также вошли в экспозицию выставки в Пушкинском музее.
Осенью 1566 года в двенадцати провинциях вспыхнуло восстание под флагом «иконоборчества» («белденстром»), вылившееся в разгром католических церквей, уничтожение икон и прочих атрибутов «римского идолопоклонства». Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание.
Среди художников, десятилетиями живших и работавших в Риме— Хонтхорст, Дирк ван Бабюрен, Тербрюгген. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи.
При этом чудо картин Вермеера, в отличие от того же Леонардо, чьи работы все же требуют объяснений, доступно каждому, оно зримо и даже практически осязаемо. Они могли быть как точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными фантасмагориями («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Еще одна распространенная тема в живописи того времени — веселые пирушки. Современники прозвали его «Хитроумным Виллемом».
А между тем голландская живопись точно отражала запросы и динамику времени и скромные «завтраки» Хеды начала XVII века не случайно сменились роскошными «десертами» Кальфа в его конце, а великий Рембрандт с его упрямым гуманизмом и глубочайшим проникновением в суть вещей перестал приниматься «новым» обществом, в котором прежние простота и непосредственность сменились самодовольством и фанфаронадой — яркими симптомами «разложения под влиянием собственного благополучия», по меткому выражению Зюмтора. На все эти события откликнулась и голландская живопись. Интересным с исторической и художественной точек зрения является создание в 1616 году в Лейпциге серии гравюр к печатному изданию книги Густава Селенуса (под этим псевдонимом скрывался герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август) «Шахматы или Королевская игра» художником Якобом ван дер Хейденом. Офорт становится бытовым ремеслом в руках второстепенных художников, достойных за небольшую плату использовать какие угодно стилистики (поздний маньеризм, реализм, барокко). Сюжетами картин голландских художников становятся также Ост-Индская кампания, мануфактуры по переработке жира китов, заседание ботанических обществ.
Офорт становится вспомогательной техникой в создании иллюстраций к книгам, анатомическим или ботаническим трактатам, в создании титульных страниц (фронтисписов), которыми начинали издание. Ряд «анатомических уроков» создали Михиль Миревельт, Рембрандт, Корнелис Трост, Корнелис де Ман, Ян ван Нек. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Вильгельм III оправдал доверие граждан изгнал французские войска и заключил с Людовиком XIV выгодный для Голландии Нимвегенский мир (1678).
Несмотря на торжественное обещание Вильгельма, что его избрание на английский престол «не уменьшит великих забот о благосостоянии республики», Соединенные провинции оказались в фарватере у Англии и это содействовало окончательному закату их мирового могущества. Подобные портреты украшали стены ведомственных контор или залы заседаний. Последний собирал его офорты, а в годы учебы— копировал их. Стремясь «испанизировать» Нидерланды, с целью ограбления их по образцу своих заокеанских колоний, Филипп решил нанести удар по самому больному месту — религии.
Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей и тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). С нами работает целая команда искусствоведов и музейных хранителей. От него остались 34 картины и еще 5 приписываемых ему, чье авторство обсуждается. Но это не сломило мужества народа. Первый из них (примерно с 1620 по 1630 гг. ) связывают с утверждением в живописи реализма. Автор рассматривает многообразие художественных локальных мастерских голландской живописи (школы Харлема, Лейдена, Утрехта, Делфта, Мидделбурга, Роттердама), а также анализирует ведущие жанры голландского искусства – бытовую живопись, натюрморт, портрет, пейзаж, отмечая особое место голландского искусства среди других художественных центров Европы XVII века.
Получили распространение посещения анатомических театров.