Кладка велась на известковом растворе с примесью толченой керамики — цемянки — и была исполнена так, что на фасад здания ряды кирпичей выходили через один — промежуточный ряд был немного отодвинут в глубь кладки и прикрыт снаружи слоем раствора. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами. Судя по мощным стенам и фундаментам, церковь покрывали своды, но в то же время большая ширина интерьера (более 8 м) не позволяет предполагать обычное купольное завершение.
Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья.
Таким образом, собор представлял собой сложную живописную композицию. Храмподвергался неоднократным ремонтам. Очевидно, что для его организации Ярослав Мудрый смог получить из Византии достаточно сильную артель, которую, вероятно, подкрепили еще мастерами, работавшими в Чернигове.
На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения.
Д. Барановский), Борисоглебской в Чернигове (Н. Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника».
Все новгородские храмы, начиная с церкви Бориса и Глеба в детинце исполнены уже не по княжескому заказу как правило, это боярское строительство. Даже о плановой схеме этих храмов существуют различные предположения. Остальные помещения дворца, очевидно, были деревянными.
Центром любой усадьбы на Севере был дом. Это действительно могли быть ворота, но.
Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Вскоре после Никольского собора был возведен Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г. ), а еще через несколько лет — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г. ). После утверждения христианства на Руси начали строить древние соборы из камня. Куда вели эти ворота, мы уже никогда не узнаем. XX столетия. Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В.
По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной. Пятницкая церковь в Звенигороде была прямоугольной с прямоугольной же апсидой. Имеющиеся сведения, что постройка церкви осуществлена по заказу бояр, свидетельствуют о том, что зодчий был свободным ремесленником, а упоминание имени с отчеством говорит о достаточно почетном его положении в социальной иерархии.
Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Она на самом деле в большинстве своём была деревянной, ровно на столько же насколько была деревянной и Европа, да и остальные земли. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Раскопки показали, что первоначально на данном месте собирались соорудить небольшую бесстолпную церковь с галереями, близкую по типу к переяславльским храмам.
Начиная со второй половины 60-х гг. Да. Немного суживающиеся к верху сводчатые столбы визуально увеличивают высоту храма. Несколько позже, в 20 — 30-х гг.
1036). Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг. Интерьер, был хорошо освещен благодаря обилию окон. Основным видом городских укреплений были городские стены.
Но и те и другие ставились на господствующих высотах около сел и деревень и, махая своими крыльями-лопастями издали привлекали путников. Обращает на себя внимание большое количество построек, возведенных в это время в Новгороде: за последние 30 лет XII в. здесь было сооружено не менее 17 каменных храмов (считая как известные по их остаткам, так и не обнаруженные, но упомянутые в летописи). Собор производит впечатление величавой гармоничности и уравновешенности.
Страна была в это время разделена на две части между сыновьями князя Владимира – Мстиславом и Ярославом. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра.
В 1125 году внутренность собора была расписана фресками. Ему удалось пригласить артель из Малопольши, которая в 10 -20-х гг. Очевидно, киевские мастера строили в это время и в Чернигове. Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей.
Очевидно именно тогда Всеволод отправил в Полоцк киевскую строительную артель. Часто сруб ставился на валуны. Однако эта церковь все же не полностью повторяет киевские формы: наружные лопатки ее плоские, а средняя пара столбов имеет не крестчатую, а шестигранную в плане форму.
Софии в Киеве. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представлениями той эпохи, так и практическими нуждами — служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания). Все указанные черты совпадают с особенностями киевской школы. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.
Ворота куда. Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм.
Судя по остаткам, вскрытым раскопками, к тому же четырехстолпному типу относилась и церковь в Перекопном переулке, сооруженная в середине XII в. Особый интерес представляет церковь, обнаруженная раскопками на детинце древнего Смоленска. Так, очень характерна книга В. И. Бутовского Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-де-Дюка, французского ученого-архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого-археолога (1879 г. ). На кого был похож. Князь установил с Полоцком дружественные отношения, скрепленные династическим браком. Колокольня является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах. С тех пор воины, когда шли на битву, просили заступничества у Божьей Матери.
Вторая церковь, которую предположительно считают Успенской, не имела притворов. Если считать и те памятники, которые были уничтожены сравнительно недавно, а также частично сохранившиеся, то и тогда их будет всего около 60.
Здесь были созданы собственные строительные артели. В Кирилловской церкви уцелели значительные участки древней фресковой живописи. Таким образом, собор стал пятинефным и пятиглавым. По-видимому, вскоре после Большого собора Бельчицкого монастыря в Полоцке были построены храм-усыпальница в Евфросиньевом монастыре и церковь на Нижнем Замке. Эта церковь по плану тоже полностью совпадает с памятниками Киева.
XI в. по начало XII в. в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам. XII в. В 50-х гг. Ивановский собор отличается гораздо более приземистыми пропорциями. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен.
На этом холме, как на пьедестале и была воздвигнута церковь. Раньше, как правило, эти стороны рассматривались по отдельности, что не позволяло раскрыть цельную и полнокровную картину развития архитектуры. Собор Рождества Богородицы — главный храм Антониева монастыря в Великом Новгороде.
Очевидно, что построенная в 1131 — 1135 гг. Таков, например, план г. Олонец в Карелии. При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи.
Все в крестьянском доме было продумано и функционально. Письменные источники сообщают о необыкновенной роскоши отделки здания.
В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех. Оба собора полностью сохранились, хотя, как и Никольский собор, еще не восстановлены в первоначальных формах. Всё конструктивно-функциональное делается одновременно архитектурно-художественным. Но идея «наградить», уцелевший проём, полностью отсутствующего здания, званием оборонительного сооружения, это уж слишком, даже для первокурсника архитектурного факультета.
В старину на подступах к древнему городу или селу стояли сторожевые башни.
На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. Во всяком случае существенной разницы между памятниками двух названных городов не заметно. Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей.
Это действительно могли быть ворота, но Ворота куда. Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей.
Его не очень большое пространство отличалось редкой цельностью. Из построек, возведенных в 50-х-гг. Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной. Софийский собор — большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее — схема вписанного креста). Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов.
Датировка минского храма вызывает дискуссию.
Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. после возвращения строительной артели из Ладоги в Новгород. Огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды.
Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг. Ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки.
Так, в Витебске в 40-х гг. Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая Владимиром Святославичем на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт.
Таким образом, в середине XII в. в Галиче сложилась строительная артель, ведущую роль в которой играли венгры, хотя участвовали и польские мастера, как работавшие здесь ранее, так и вновь прибывшие. Дома «двужилые», то есть двухэтажные. К тому же ведущие районы Галицкой земли вплоть до середины XX в. были отделены от России и, следовательно, ни русским, ни позднее советским исследователям эти памятники не были доступны. Почти точной ее имитацией является уже упомянутая нами церковь Вознесения в Коломенском.
В 1938 — 1939 гг. Ее крестчатые в плане подкупольные столбы имели скругленные углы. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи.
Его можно с полным правом относить к одной архитектурной школе. В храмах многочисленны прекрасные изображения святых, но лица их часто напоминают лица местных жителей – коми, манси, хантов. Планы этих церквей почти стандартны, отличаясь лишь размерами и деталями. Другие каменные соборы Новгорода того времени были возведены по княжеской инициативе.
«Термы» могли родиться в результате перевода на латинский от слова «ТеРеМ» (башня). Поражает внутренний интерьер церкви. Храм должен был быть четырехстолпной, почти квадратной постройкой, апсиды которой образовывали в плане трехлопастную кривую.
Резкие же различия во всех остальных компонентах здания — в строительной технике (особенно в системе кирпичной кладки) и в архитектурных формах — свидетельствуют о смене архитектурно-строительной традиции, т. е. смене мастеров. Конечно, Спасская церковь — памятник еще очень противоречивый. Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI — XII вв. Основания кивория и перехода от башни к дворцу также были обнаружены раскопками, сам же дворец полностью уничтожен более поздним зданием.
Этот храм, по некоторым данным, является первым из посвященных празднику Покрова. В начале XIX в фундаменты церкви раскопали, а в 1828 — 1842 гг. Естественно, что это позволяло ему легко перебрасывать строителей из одного города в другой.
Тем не менее представить первоначальный облик храма не составляет особых затруднений. Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А. Отличительной особенностью древнерусского деревянного зодчества является покрытие глав, называемое «л е м е х» (чешуя). вновь возвратились в Киев. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья.
Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав. Конструкция перекрытия этого храма, к сожалению, неизвестна. Стены укреплялись «вежами»— башнями иногда на каменном фундаменте. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека. Пришлось не на лошадях, а на лодках по улицам ездить.
Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи. Здание полностью сохранилось, а в его интерьере уцелели великолепные фресковые росписи.
XII в., несомненно прямо продолжают традиции, сложившиеся здесь еще в 60-х гг. XVП — XVШ ст. Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике. Софии Новгородской, а окончен черниговский собор был только в середине века.
Тщательно продуманная конструкция полностью отвечает композиционному замыслу. Это видно на примере церкви Иоанна Богослова в Луцком детинце, вскрытой раскопками. Время возведения собора неизвестно. Конечно, в них имеются уже некоторые новые черты. XII в. во Владимире был построен новый дворцовый храм — Дмитриевский собор. Размеры такого здания ограничиваются длиной бревен из которых оно состоит.
Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. До конца X в. на Руси практически не было монументального каменно-кирпичного строительства. Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Пол храма устилали резные шиферные плиты с инкрустацией из цветной смальты.
В. Прахов во Владимире-Волынском). Ополовникова.
Не меньше, чем в других странах, а может быть, даже больше. Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились. Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками. Это сравнительно небольшой шестистолпный храм с одной апсидой.
Князь Андрей Боголюбский перенес столицу из Суздаля во Владимир и начал обстраивать этот город с небывалой роскошью. Она датируется 1501г. На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения. Последняя по времени ладожская церковь — Георгиевская — была построена в 60-х гг.
В настоящее время значительные участки живописи сохранились только в Георгиевской церкви. Благодаря ей то и получались блоки белого цвета. строительство в Новгороде ведется уже непрерывно. Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (20. 6 х 34. 5 м).
В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь. Невозможно описать все особенности каждого сектора музея, а тем более, каждого из 120-ти с лишним памятников. Собор явно продолжал традицию, наметившуюся в киевском строительстве в предшествующие годы и в значительной степени восходившую к древнейшему памятнику Киева — Десятинной церкви.
Но это практически вчера, а ранее, может быть Русь всё-таки была деревянной. Русская архитектура вступала в новый этап своего развития. Пожалуйста, вот целиком каменное здание, не пострадавшее от потопа. Церковь Покрова на Нерли построена была в 1165 году.
Несмотря на то что от древних жилищ, как правило, сохранились лишь самые нижние части, основные элементы конструкции и планировки домов определены сейчас уже с достаточной достоверностью. В 1484 году началось строительство нового здания. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть.
Галереи эти двухэтажные снаружи к ним примыкает еще ряд галерей, одноэтажных, но более широких. Во всяком случае после 70-х гг. В таких условиях князь Володарь, обратился за строителями в соседнюю Польшу. Никаких новых приезжих зодчих не появлялось.
Резьба покрывает всю верхнюю часть здания выше аркатурно-колончатого пояса. Близ Галича вскрыт иной вариант квадрифолия — с мягко скругленными контурами (так называемый Полигон). Очень распространенной была кровля типа «ш а т е р».
Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной». Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие.
Сооружения, возведенные во Владимирском княжестве в 90-х гг. Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Не следует путать с ним и произведения русского модерна. Такое предположение не может быть принято., поражаешься простором, открывающимся с вершины.
Однако наступал новый период русской истории — развивался процесс феодального дробления страны, сложения и роста новых административных и экономических центров, новых территориальных образований. А Венеция, это город Венета, который по легенде поглотило море. Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой.
Терем, видимо, входил в комплекс зданий княжеского двора. Ныне она не существует, но, по данным обследования 1928-1929 гг., храмик, несмотря на очень небольшие размеры (приблизительно 5. 7 х 5. 1 м), был довольно высоким во всяком случае стены его поднимались почти до 7 м. Аналогичная церковь была возведена вместе с комплексом усыпальниц, примыкавших к восточному фасаду Софийского собора и вскрытых раскопками. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов.
Но встречаются и более сложные сооружения. Стены храма и снаружи и внутри были расчленены плоскими лопатками. И такая картина наблюдается на всей территории Российской империи в девятнадцатом веке.
Церковь имела (по фундаментам) в длину 27. 2 м, в ширину — 18. 2 м длина подкупольного пространства 6. 5 м, ширина — 7. 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. В итоге деятельности археологов в Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница). Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. Внутренние лопатки в них отсутствуют, а столбы в плане не крестчатые, а квадратные.
С конца 50-х гг. Здание имеет абсолютно необычную для русской архитектуры композицию: его центральная крестообразная часть отчетливо выражена снаружи, поскольку боковые апсиды и западные угловые членения резко понижены, выявляя крестообразный объем. Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами. Центром ансамбля являлся собор.
Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Это был трехнефный шестистолпный храм. При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм. Да, поглотило частично.
Одним из крупных центров монументального строительства в XII в. стал Смоленск. XII в., — церковь Ивана Богослова — сохранилась лишь до половины своей первоначальной высоты. В 1101 г. здесь по распоряжению Мономаха был построен собор. На экологические проблемы владельцы предприятия не обращали внимания, а погрузка готовой слежавшейся за зиму соли иногда приводила к гибели грузчиков. И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл.
Интерьеры всех ладожских церквей первоначально были полностью расписаны фресками. Является ли постройка данной церкви сознательной архаизацией, вызванной какими-либо особыми причинами или же церковь была заложена еще в 1146 г. (такая дата тоже есть в летописи), а в 1167 г. только достроена, пока неясно.
Известны они по результатам раскопок. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. И князь Юрий обратился за помощью к своему военному союзнику — галицкому князю Владимиру.
Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встречаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м) и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института длиной 20 м). Скорее наоборот. XII в., когда они освободились, завершив строительство Георгиевской церкви в Каневе. Термы могли родиться в результате перевода на латинский от слова ТеРеМ (башня).
Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре. Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах. Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое. В плане собор представляет собой большой по древнерусским меркам (18, 25 х 27 м. ) трехнефный храм с шестью столбами и тремя апсидами. Следующий по времени возведения крупный киевский храм — собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г. ) — продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря.
Наконец, тоже в Смоленске было раскопано и совсем необычное круглое сооружение (смоленская Ротонда) имевшее наружный диаметр около 18 м, с четырьмя довольно тесно поставленными столбами в середине. В нескольких случаях во время раскопок удалось выяснить схему плана таких церквей. А ведь все прекрасно знают, что Москва была всегда во все времена белокаменной. Очевидно, все основные объекты строительства в это время были поручены руководителю той группы мастеров, которую прислал император Фридрих. Обе церкви трехнефные, шестистолпные, с полуколоннами на наружных пилястрах. Близка к киевским памятникам не только строительная техника, но и типологическая схема храма: в плане Бельчицкого собора видно явное сходство с планом киевской церкви Спаса на Берестове — совпадают пропорции плана, форма притворов, хотя здание несколько меньше по величине (длина церкви Спаса около 26 м, а Бельчицкого собора — 23. 5 м).
XX столетия. Толика правды, всё же есть. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Конечно, предположение о подобном передвижении мастеров-строителей требует более аргументированных доказательств, а если учесть возможность различного сочетания основного ядра артели (каменщики) с изготовителями кирпича (плинфотворителями), то картина может оказаться и более сложной. Наряду с традиционными чертами, сближавшими Спасскую церковь с предшествующими киевскими памятниками, она имела особенности, свидетельствующие о новых тенденциях. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг. ).
Основное отличие Успенского собора от ранних галицких памятников не в плановой схеме (хотя и здесь есть очень существенная разница) или технике, а в абсолютно ином стилистическом характере. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата. Все древнерусские постройки этого времени были деревянными или деревоземляными. Здесь в 1153 г. была построена церковь Климента.
На языке творивших это купцов и духовенства того времени все эти переделки назывались «благолепным обновлением». В техническом отношении два этих храма мало отличаются от Бельчицкого собора: они также возведены из плинфы со скрытым рядом, т. е. продолжают старую киевскую традицию. Храм был заложен преподобным Антонием в 1117 году. По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай».
Второй этаж – жилой. ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена.
Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году. Произошло это, по-видимому, в конце 40-х гг. Но ворота для нас. Они обусловлены несколькими причинами.
Заказчиком храма был новгородский епископ Нифонт. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. Как правило, князья-правители самостоятельных княжеств стремились использовать приезжих мастеров не только для выполнения определенных строительных работ, но и для подготовки строительных кадров, т. е. для создания местной строительной артели.
Бревна подбирали ровные, одно к одному. Откуда появились в Переяславле собственные кадры строителей. К этому следует добавить стройные пропорции и крупные размеры (27. 5 х 17. 6 м), делающие собор величественным и торжественным.
Храмы завершаются закомарами, основания которых расположены на одной высоте и венчаются одной массивной главой. Таким образом, церковь эта имела характер храма-триконха, широко применявшегося в архитектуре Афона и Балкан, но неизвестного до сих пор на Руси. Вот таким образом по плану храм носил характер шестистолпного.
В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. По плановой схеме и строительной технике обе рязанские церкви по существу идентичны памятникам Чернигова. В IX — X вв.
по проекту известного архитектора-реставратора А. В. В 1156-1160 гг. Однако некоторые изменения в технике все же есть.
XII в. уже восторжествовала статичная композиция.
Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи. Для его возведения были приглашены русские зодчие из Пскова. XII в. строительная деятельность резко усиливается.
Несколько храмов расположены отдельно на территории музея. Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм. Благодаря этому интерьер очень прост и ясен.
Углич, Ростов, Ярославль, Нижний Новгород, Владимир, Кострома и все города Московии так же были построены из белого камня, который сегодня почти не сохранился. Да, поглотило частично. Но ворота для нас. Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов. Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка имел в виду не главы, а своды. В конце XII в. к собору с трех сторон пристроили галереи.
Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не разделилось на самостоятельные школы.
Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е. Еще один памятник, вскрытый раскопками в Полоцкой земле, — церковь в Минске. Так, церковь при кладбище в селе Турчасовы имеет десять куполов. На башне и на арочном переходе сохранился аркатурно-колончатый пояс.
Стены и своды украшали древние фрески. Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. XII в. Несмотря на некоторую непоследовательность архитектурного решения, Спасский собор Евфросиньева монастыря безусловно является первым памятником, в котором столпообразная композиция объема храма выявлена с полной определенностью. Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2 — 3 года. С Киевом полоцкие князья большей частью враждовали и получить оттуда мастеров-строителей они не могли другие же достаточно сильные архитектурно-строительные центры на Руси в начале XII в. только слагались и не имели возможности помочь Полоцку наладить свое строительное производство. Заметно отличается Успенский собор и от более ранних памятников этой же территории — от церквей в Переславле-Залесском и Кидекше, несмотря на то что в данном случае техника идентична.
В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон — хоры. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. Церковь была сравнительно небольшой, по-видимому, четырехстолпной, с одной апсидой. Очевидно, что галицкие храмы имели конструкцию сводов крестовокупольного типа (точнее — вписанного креста) и обладали статичной уравновешенной композицией с одной массивной главой и спокойным ритмом закомар. Толика правды, всё же есть. А Венеция, это город Венета, который по легенде поглотило море.
Это подтверждается рядом своеобразных особенностей строительной техники (например, характер формовки кирпичей), несвойственных архитектуре Киева. За период с 60-х гг. Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Возможно, такая башня и послужила прообразом для шатровой колокольни. Так началось каменное строительство в Юго-Западной Руси.
XII в. приехавшими в Залесскую землю галицкими мастерами. Частично сохранилась церковь Благовещения на Мячине (1179 г. ) в ее апсидах уцелели даже фресковые росписи.
Строителями Софийского собора были константинопольские мастера. Фасады также оформлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором профилированными. Кажется, что купол просто парит в небесах, особенно когда он освещен светом.
Система кирпичной кладки (из плинфы со скрытым рядом и с прослойками необработанных камней) в Переяславле совпадает с киевской, но это ни о чем не говорит, поскольку такая система в это время применялась и в Киеве и в Константинополе. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Если это так, то Успенская церковь, стоявшая на Подоле до 30-х гг. Главным среди профессиональных архитекторов был Александр Владимирович Ополовников.
Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов. Перед нами маленький уцелевший фрагмент какого то исполинского сооружения. При этом технические и художественные изменения были безусловно тесно взаимосвязаны. В большинстве стольных городов этих княжеств началось монументальное строительство. Вместе с классовым обществом происходило становление государства.
Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья — религия. По-видимому, это было граничит с определенной идеологической задачей. В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Обаяние киевских традиций было настолько большим, что продолжало сказываться даже и тогда, когда сам Киев практически потерял значение руководящего политического центра.
Обе церкви известны по результатам раскопок, причем в церкви на Нижнем Замке восточная часть здания сохранилась настолько плохо, что позволяет предлагать различные варианты реконструкции. Я имею в виду по стилю и по одинаковой степени разрушения. Появились и первые любители-археологи интересовавшиеся историей древнерусского зодчества.
И все же скорее всего их строили уже другие мастера, поскольку за 30 лет состав артели должен был существенно обновиться. Церкви Ирины и Георгия известны только по раскопанным фрагментам их фундаментов и вот таким образом судить о их первоначальной композиции можно лишь очень приблизительно. В украшении интерьера обильно использовался мрамор.
Время ее постройки — 60-е или 70-е гг. Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. На некоторых памятниках (черниговские Елецкий и Борисоглебский соборы) отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка имитирующая квадры белокаменной кладки.
Ладожские храмы 50-60-х гг. В. Столетов).
Судя по летописи, церковь построена в 1167 г., т. е. сразу же. Единственная постройка этого времени, которая до Великой Отечественной войны была абсолютно целой и даже имела великолепный ансамбль фресковой живописи, — церковь Спаса-Нередицы (1198 г. ).
Остатки фундаментов обеих построек вскрыты раскопками. Ведь Пиранези не был итальянцем, он был венецианцем.
Еще сравнительно недавно самыми ранними восточно-славянскими памятниками считались поселения X в. Затем были изучены поселения VIII — IX вв., а в настоящее время нам уже известны поселения V -VI вв., не вызывающие сомнений в их славянской принадлежности. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. М. Штендер). Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. с. Боголюбово). Сначала ставили сруб, затем и кровлю. Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины. Кроме того, многие постройки страдают от пожаров.
Пришлось не на лошадях, а на лодках по улицам ездить. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове. Между тем экономическое усиление Прикарпатья, рост и укрепление здесь городов, завершение процесса феодализации создавали условия, при которых неизбежно должно было начаться монументальное строительство, в первую очередь возведение церквей.
Однако даже и этого достаточно для уверенного вывода, что в Северо-Восточной Руси существовала своя школа монументальной живописи, значительно отличавшаяся от киевской и новгородской.
Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе. Дело в том, что в 40-х гг. А был ли он. Ее гладкие белокаменные стены расчленены простыми плоскими лопатками. В конструктивном отношении древнерусская изба представляет собой деревянный сруб или два связанных друг с другом в горизонтальном направлении сруба, завершенных двускатной (или реже — четырехскатной) крышей с тесовым покрытием.
В 1127 г. в Новгороде возвели церковь Ивана на Опоках. Да еще и окрестные леса переводились на топливо для огромных печей на добрый десяток верст. Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран.
Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде — только один ряд, а в Полоцке вообще нет галерей3). В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды.
С 20 — 30-х гг. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. Кроме того, здесь хранилась государственная казна великих правителей. В конце 40-х или начале 50-х гг.
Венцы накладываются друг на друга, образуя сруб. Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля.
Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Архивные материалы, записки путешественников XVIII-XX вв., замечательная книга Максимова «Один год» пригодились для правильного расположения объектов. Он отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухуступчатых ниш на фасадах. Стремление следовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храмe Киевской Руси – соборе Св.
В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки. Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты. П. Покрышкин, Д. В. Милеев и др. ).
Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. Строительство боголюбовского ансамбля было, по-видимому, завершено к 1165 г. Исследования показали, что при возведении этого ансамбля соблюдался странный, с точки зрения современного строительства, прием: каждый объект независимо от того, будет ли он стоять отдельно или войдет в состав более сложного комплекса, полностью завершали отделкой. Вероятно, такой была цель зодчих и при строительстве Кловского собора. Но в туровском храме есть и такие формы, которые нехарактерны для данной школы. Таким образом, на рубеже XI-XII в. на Руси существовали уже две самостоятельные организации — в Киеве и Переяславле. На хоры поднимались по лестнице, расположенной в толще западной стены.
Я имею в виду по стилю и по одинаковой степени разрушения. Наружные лопатки несколько сложнее, чем в Бельчицком соборе. Более того, в Софийском соборе этого камня даже больше, чем в постройках начала XII в. Однако, как бы широко ни использовали мастера начала XII в. местную плиту, все наиболее ответственные в конструктивном отношении участки (своды, арочные перемычки) делались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом, т. е. вполне по-киевски. Этой церкви, так же как и Елецкому собору, свойственны все характерные особенности храмов нового типа.
Такое сходство абсолютно понятно. В действительности это не так.
Так, в 1809 — 1810 гг. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». Абсолютно самостоятельной группой памятников зодчества являются постройки Галицкой земли.
здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества. Среди вековых вечнозеленых сосен уютно и трогательно встроена Никольская церковь XVII в. из деревни Тухоея.
А почему не «тюрьма», собственно.
От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками. Там из трёх камней родились «ворота-крепость» (ничего тупее не могли придумать, как объединить несовместимое — ворота и крепость), а в Риме три камня получили название «термы». Даже наружная обработка стен хорошо заметна внутри боковых членений более позднего собора. Его находят при раскопках и учёные ломают голову, где же этот камень русичи добывали. В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера.
С 70-х гг. Западная часть церкви Ильи Пророка, вероятно, поднималась в виде башни. Хоры расположены только над нартексом, не выдвигаясь к востоку в боковых нефах. Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда. Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря.
Так развивалась неповторимо своеобразная владимиро-суздальская архитектурная школа. Таким образом, в полоцкой архитектурной школе раньше, чем в других строительных центрах Древней Руси, сложился тот тип динамической композиции столпообразного храма, который позднее в различных вариантах стал характерен и для остальных русских земель. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири. Следовательно, здесь явно прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху.
В 90-х гг. Затем следует ярус звона с колоколами. Часть памятников пряталась за стенами монастырей, таких как Спасо-Прилуцкий или Кириллово-Белозерский на Вологодчине, часть – привозилась в Москву, где в Коломенском гуляющим и отдыхающим гражданам можно было восхищаться умениями градодельцев и плотников России. Не было, нет и не будет такой". И раз Пиранези назвал это «ТеРМы», значит имел в виду что-то иное, не бани вовсе. Трудно сказать, не справлялась ли существовавшая здесь строительная артель с задуманным князем размахом работ или же политическое значение Владимирского княжества и могущество владимирского самовластца сочли необходимым отразить в более пышных архитектурных формах, но в дополнение к работавшим здесь мастерам пригласили новых зодчих. Однако собор Федоровского монастыря, заложенный в 1129 г., также был построен в технике кладки со скрытым рядом. 7) Обычно считалось, что к новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща), начатая строительством в 1131 г. и снесенная в 30-х гг.
Русское средневековое зодчество — одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Своеобразные особенности в зодчестве здесь проявились более явно. С четырех сторон примыкают прирубы, которые завершаются «бочками» с главками. А почему не тюрьма, собственно.
Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов. Ведь Пиранези не был итальянцем, он был венецианцем. Но особенности, не встречающиеся в киевском зодчестве, например применение одной апсиды вместо трех, свидетельствуют о том, что сюда влились и какие-то иные традиции.
Следующая по времени новгородская постройка — Никольский собор на Ярославовом дворище (обычно его называют Николо-Дворищенским собором) — возведена в 1113 г. Храм этот очень близок по схеме плана таким киевским памятникам, как соборы Печерского и Михайловского Златоверхого монастырей (последний, кстати, был сооружен всего за несколько лет до новгородского). Влияние киево-черниговского зодчества сказалось и на архитектуре Переяславля. Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы.
во Владимире-Волынском построен центральный городской храм — Успенский собор. Хотя бы «обозвали» это «триумфальной аркой» и не возникло бы ни у кого сомнений ещё очень долго. Союз был скреплен браком русского князя с византийской царевной, вместе с которой на Русь прибыли священники для установления новой религии.
Русская изба – Русский жилой дом средних и бедных слоев населения. Храм имел с трех сторон притворы.
А. В. Естественно, что Владимир должен был даже своим обликом, величием архитектуры соответствовать тому политическому значению, которое он приобрел. Большая толщина западной стены свидетельствует, что в ней размещалась лестница на хоры. В нем проявилось тонкое художественное чутье народных мастеров. Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам.
Размер сторон подкупольного пространства около 5. 8 м, а общие размеры здания (без притворов) 33 х 27 м. Почти сразу же по окончании постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль. В Полоцке техника кладки стен полностью совпадает с киевской, но если в Киеве тщательная подрезка швов и обработка поверхностей стен имеет место как снаружи, так и изнутри здания, то в Полоцке внутри храма стены оформлены более небрежно: видимо, опытных каменщиков здесь было меньше и зодчий старался экономить их квалифицированный труд. Завершает этап псковского строительства собор Мирожского монастыря, сооруженный в конце 40-х-начале 50-х гг.
Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы.
Такова, например, монография С. Строганова Дмитриевский собор во Владимире. Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы. на это месте построили новую церковь.
внутренняя структура храма поддерживает ту же идею, а именно стремление ввысь. У северного и южного притворов храма есть самостоятельные апсиды. Венчает здание купол на необычно широком барабане (подкупольное пространство равно почти 5 м). Каменное строительство получило определенное развитие с кон. Мастера работали только топором, вот таким образом говорили»срубили церковь».
Она маленькая, бесстолпная, с одной апсидой и с полуколоннами на наружных пилястрах. Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Куда вели эти ворота, мы уже никогда не узнаем. Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ.
Однако на этом развитие полоцкого зодчества оборвалось. На возвышенном правом берегу реки Северной Двины, рассеченном небольшой речкой Корелкой, с холмистым рельефом, небольшим фрагментом коренных хвойных и лиственных лесов, с опушками и покосами, оврагами с родниками, зарослями кустарников и проплешинами полей, а также обрывами и небольшим болотцем была организована обитель для памятников, привозимых из разных частей огромной, до революции 1917 г., Архангельской губернии. Таковы церкви Успения в Аркажах (1188 г. ), Спаса в Хутынском монастыре (1192 г. ), Воскресения на Мячине (1195 г. ), Кирилла (1196 г. ), Ильи на Славне (1198 г. ), Спаса в Старой Руссе (1198 г. ).
Центральный храм Переяславля — Михайловская церковь. И раз Пиранези назвал это ТеРМы, значит имел в виду что-то иное, не бани вовсе. При строительстве церкви часто устанавливали восьмерик на четверике.
Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница. Над проездом здесь тоже была расположена церковь. В нем говорилось:. XIX в. изучение памятников древнерусского зодчества становится более интенсивным. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа. В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство.
Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий. Вероятно, в 70-х гг.
Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии. Спасо-Преображенский собор — пятиглавый восьмистолпный храм в Чернигове. В них были устроены щели для стрельбы по противнику— «скважни».
Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром.
Очевидно, новгородская артель в 80-90-х гг. От других реставрированных памятников кирпичного зодчества XII в. (например, Борисоглебская церковь в Чернигове и Успенский собор во Владимире-Волынском) церковь Петра и Павла отличается тем, что ее фасады освобождены от поздней штукатурки и дают возможность видеть подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен.
И все же, несмотря на явные признаки работы византийских зодчих, в памятниках Переяславля имеются черты, свидетельствующие о том, что здесь учитывали уже и опыт киевских строителей (например, в применении красного шифера). Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века.
Вторая постройка — церковь Бориса и Глеба в княжеской резиденции близ Суздаля — Кидекше. До XI века на Руси применяли исключительно дерево при строительстве храмов. Красноречьев.
В 1910 г. вышел в свет первый том Истории русского искусства И. Э. Грабаря. Собор увенчан пятью главами. Этот собор заложен около 1030—1034 годов черниговским князем Мстиславом Владимировичем.
Мастер Нестер. XII в. в Полоцке каменно-кирпичное строительство больше не ведется, а явные следы деятельности полоцких мастеров прослеживаются в других русских городах: полоцкий зодчий работает в Смоленске, почерк полоцких каменщиков виден в церкви Петра и Павла в Новгороде, а полоцкие плинфотворители участвуют в создании строительной артели в Гродно. Другая русская архитектурная школа, сложившаяся в XII в., — полоцкая. глава.
Пиранези. В начале 40-х гг. Но в 19 веке новые веяния достигли и этих отдаленных земель. Очень существенно изменились, вернее — сменились, декоративные элементы фасадов.
Например, Троицкая церковь, возведенная в 1727 в посаде Ненокса (Архангельская область) имеет пять шатров. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. Такова, например, церковь над Борщовом, вероятно называвшаяся в древности Кирилловской.
Монастырь был назван Богородичным Влахернским — по константинопольскому образцу. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве. Несмотря на то что от ранних галицких памятников сохранились только фундаменты имеется возможность достаточно полно представить их первоначальный облик. К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг.
Так, Успенский собор Печерского монастыря построен за 3 года (и кончана бысть на третьее лето), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого. В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.
А к ней, как к горной вершине, словно взбираются по уступам все купола, а их 21 и каждая деталь этого храма еще более подчеркивает впечатление общей устремленности в небо. В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка. Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 гг. О пробуждении интереса к древнерусским памятникам можно судить по тому, что в 30-х гг.
Но именно типологическая схема зависит не столько от зодчего, сколько от заказчика. Но как различен их облик. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы. Раскопками удалось изучить нижние части стен и фундаменты этого здания.
Башня Якутского острога в 90-е гг. При этом заметно повышается научный уровень исследований, что было связано в первую очередь с более активным участием профессионалов-архитекторов. Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма.
Весьма вероятно, что эти черты свидетельствуют о желании зодчего создать композицию с высоко поднятой главой. Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян. Раскопки показали, что это было крупное здание с очень своеобразным планом.
Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает.
Строительная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители прибыли из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Там из трёх камней родились ворота-крепость (ничего тупее не могли придумать, как объединить несовместимое – ворота и крепость), а в Риме три камня получили название термы. На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративные двухуступчатые ниши. В 1899 и 1904 гг. Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры.
Это была первая попытка целеустремленного изучения памятников древнего русского зодчества. И все же самостоятельных черт в этих постройках еще мало. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Существовали различные типы кровли. Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов.
И, конечно, никак нельзя относить к русскому деревянному зодчеству многие современные деревянные постройки, нелепые и эклектичные или же вовсе лишённые архитектурно-художественного образа. Такое соединение башни и храма создает очень цельный и в то же время пластичный объем. Освящён епископом Иоанном в 1119 году.
В настоящее время удалось вскрыть раскопками лишь часть его фундаментных рвов. Очень вероятно, что это произошло в 40-х гг. Византийские зодчие имели за своими плечами огромный традиционный опыт и в строительном ремесле и в создании культовых зданий – церквей. Сверху делали шатровое покрытия. Очень напоминает Золотые ворота в Киеве, верно.
Однако все характерные особенности нового архитектурного направления, нового типа храмов выражены здесь с предельной чистотой и отчетливостью. Таким образом общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер. При этом они посчитали возможным (очевидно, с согласия заказчика) отказаться от уже сложившейся в Киеве традиции и возвести здание по тому типу византийского храма, который не был принят в русском зодчестве. Очень напоминает Золотые ворота в Киеве, верно. После возведения луцкой церкви строители, по-видимому, перешли в Турово-Пинскую землю.
Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева. В связи с этим в 30-е гг. Собор завершался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней. Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба.
Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». В. Холостенко), Спаса-Нередицы и Пятницкой (нижняя половина) в Новгороде (Г. Общепризнанным шедевром строительного мастерства является комплекс погоста на острове Кижи на Онежском озере. Деревянное зодчество органично сливалось с окружающей природой.
Но общее впечатление стало уже несколько иным, появился оттенок особой торжественности. Она небольшая, бесстолпная, с одной апсидой и примыкающим с запада нартексом. С востока расположена одна большая апсида. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров.
Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. XII в. на Волыни вновь началось строительство, на этот раз в Луцке. Главная церковь погоста, пирамидальная по очертаниям имеет двадцать куполов.
До сих пор неясно, какие мастера возводили это здание. Существуют деревянные церкви, украшенные несколькими лукообразными куполами. Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках.
Очевидно, зодчим было дано твердое задание — не отходить от киевских образцов. При этом в ряде южно-русских и среднерусских политических центров (Киев, Чернигов, Рязань, Волынь, Смоленск) сохранялась единая киевская архитектурная школа, а в других землях уже в первой половине XII в. развитие зодчества пошло иными, вполне самостоятельными путями. В. Моргилевский, Н. Е. Макаренко, Н. И. Брунов, И. М. Хозеров и др. ). Попытки некоторых исследователей увидеть в Софийских соборах Новгорода и Полоцка другие архитектурные традиции, кроме киевских, не увенчались успехом: ни романского влияния, ни явно выраженных местных художественных форм в них не обнаружено. Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу.
Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Это квадратная в плане четырехстолпная церковь, увенчанная одной массивной главой. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Впрочем, о научном уровне проведенного предприятия свидетельствует то, что для удобства возведения здесь нового храма древние стены сломаны до основания.
Четкость и центричность интерьера сохранялись, однако и в шестистолпных храмах, поскольку их вытянутость ощущалась главным образом снаружи, в то время как интерьер по существу совпадал с интерьером четырехстолпных церквей, а западное членение отделялось от основного пространства широкой аркой и служило отдельным помещением — нартексом, над которым размещались хоры. Состоит она из трех разновеликих восьмигранных срубов-ярусов, поставленных один на другой. Во всяком случае очевидно, что в Новгороде в начале XII в. не существовало другой строительной артели, кроме княжеской и, таким образом, возведение собора Антониева монастыря граничит с деятельностью той же строительной артели, которая сооружала другие новгородские храмы того времени. На русском деревянном зодчестве это отразилось самым неблагоприятным образом. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. Это действительно ворота. Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом.
От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами. Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор. Центральная часть здания — подкупольное пространство и главная апсида — покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками. Нам до сих пор неясно, какие причины привели к прекращению монументального строительства в Полоцкой земле — военная акция смоленского князя, нападения Литвы или династические распри, связанные с раздроблением земли на мелкие уделы.
Такая композиция свидетельствует, что строительством собора руководил не русский, а византийский мастер, очевидно приглашенный епископом Нифонтом. Гряда, пересекающая остров, настолько гармонирует с рукотворным чудом, что человек испытывает радость и счастье, любуясь величием открывшегося перед взором ландшафтом. Ополовникова, – идеолога, собирателя и планировщика музея, собравшего лично или с помощью коллег и исследователей около 100 объектов деревянного зодчества Карелии и Заонежья.
Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) был пристроена двухэтажная крещальня. Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма. XX в. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня. Регионы различались специализацией хозяйственной деятельности и, очевидно, по характеру архитектуры и быту.
На Дмитриевском соборе полностью сохранился подлинный медный ажурный крест. Наиболее ранним, очевидно, является собор Елецкого монастыря. XII в. (предположительно 1119 г. ) возвела в Перемышле церковь Иоанна Крестителя.
Это уникальный прием в деревянном шатровом зодчестве. Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). Как он выглядел. Возможно, что дальнейшее изучение памятников позволит выделить художественные особенности, характерные только для некоторых из перечисленных архитектурно-строительных центров. Планы создания истории древнерусской архитектуры в 80-х гг.
Новый тип киевского храма — очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь. Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде. Исследование памятника позволило дать его графическую реконструкцию.
Вместе с тем архитектурный облик памятников 60-х и 90-х гг. Вскоре после постройки Елецкой и Борисоглебской церквей эти же мастера возвели два храма в столице Рязанской земли (теперь — городище Старая Рязань), входившей в сферу владения черниговских князей. Мой ответ – да.
Она была полностью перестроена в XV в., но схема ее плана выявлена раскопками. Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом. вся площадь Десятинное церкви была раскопана полностью. История зодчества Древней Руси — молодая наука.
На настил ставили амбары, ледники. Да. Судя по строительной технике, постройка относится к 70- 80-м гг. Пиранези. На севере значительная ширина улиц определялась высотой солнца, так как затененность несла дополнительный импульс холода.
Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. X – нач.
И. Э. Еще одна отличительная особенность нового архитектурного направления — известная самостоятельность архитектурных форм, порой приобретающих чисто декоративный характер и не зависящих от конструкции, тогда как ранее внешние архитектурные формы и членения здания почти всегда полностью отвечали конструкции. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.
Но еще оригинальнее строительная техника здания.
Так, в 1836 г. купеческий сын Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани. Она сохранилась несколько хуже: у нее рухнули своды и искажен верх. Его относят как к началу XII в., так и к 70 — 80-м гг. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами. В центре, на возвышении, величаво утверждена большая, центральная.
Большинство исследователей относят его к началу XII в., хотя есть предположения и о более ранней дате — конце XI в. Несомненно лишь, что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплен за их родом решением Любечского съезда (1097 г. ). Спасская церковь, к счастью, полностью сохранилась, хотя в сильно перестроенном виде.
Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Михайловская церковь, заложенная в 1174 г., оказалась небольшой четырехстолпной постройкой. Строительство было окончено в 996 году.
Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода. Дом был как бы частью окружающей природы. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Стал главным храмом древнерусского города и Чернигово-Северского княжества. После его смерти в 1036 г. (согласно Повести временных лет по Ипатьевскому списку) со стройки собора имевшего высоту стен около 4 метров, мастера были сняты для постройки храма св. «На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя.
Довольно распространенной является элемент кровли «б о ч к а» – наподобие перевернутой вверх килем лодки с отпиленным носом и кормой. Чуть левее входных ворот посетителя встретит деревянная мельница из деревни Большая Шалга Онежского района, один из наиболее архаичных типов – «столбовка на ряже».
Перешли к другой технике формовки кирпичей. Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков. Перед нами маленький уцелевший фрагмент какого то исполинского сооружения. Другая смоленская церковь, относящаяся к 60 — 70-м гг.
За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказалось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами. Вот таким образом увеличение размеров было выполнено за счет прибавления двух нефов, т. е. вместо трехнефного использовали пятинефный вариант крестовокупольного храма. Теперь впервые делаются попытки разобраться в закономерностях развития стиля. Так, церковь Ильи Пророка представляла собой небольшую круглую постройку, к которой с востока примыкала апсида, а с запада — прямоугольное помещение. Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. План новогрудской церкви восстанавливается лишь очень приблизительно, поскольку раскопками под существующим зданием церкви XVI в. удалось вскрыть лишь небольшие участки древних кладок.
Квадратный сруб носит наименование четверика, сруб восьмиугольной формы, образованный восемью бревнами — восьмерика. XII в. был построен главный храм Галича — Успенский собор. В программе исследования Десятинной церкви, составленной в 1826 г. президентом Академии художеств А. Н. Олениным для архитектора Н. Е. Ефимова, указывалось, что следует не только обмерить фундаменты древней церкви, но и определить способ кладки фундаментов и употребленные для того материалы, а также изучить древние части Софийского собора и других подобных тому церквей в Киеве. И все же зодчий Иоанн в этом замечательном памятнике вплотную подошел к решению тех задач, которые стали основными во всех архитектурных школах Руси в конце XII в. Он чутко уловил наиболее прогрессивные тенденции развития русского зодчества, смело создав абсолютно новый архитектурный образ, торжественного столпообразного храма.
Вот таким образом новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. Вот таким образом в сложных сооружениях эти два элемента комбинируются по-разному. Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания.
Между тем во второй половине XIX в. было осуществлено уже несколько достаточно серьезных археологических исследований остатков древнерусских зданий. Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса. Но осветить обширные хоры, закрытые снаружи вторым ярусом галерей, по византийской системе можно было только через окна барабанов глав.
Во второй половине XII в. к церкви постепенно были пристроены галереи используемые как усыпальницы. Это была характерная для Польши романская техника. Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. Владимирское княжество к тому времени стало сильнейшим княжеством Руси, претендовавшим на первенствующую роль в руководстве не только северными, но и поднепровскими землями. Художник Н. Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок.
К концу X в. древнерусское государство — Киевская Русь — приобрело уже законченные формы. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг. деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы.
В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды — и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь. Перед каждым его порталом, т. е. с трех сторон, некогда имелись небольшие притворы — тамбуры (или, может быть, галереи). К сожалению, если даже план храма поддается лишь частичной реконструкции, то еще хуже обстоит дело с его объемной композицией.
Когда же произошла эта смена строительной традиции. Целиком сохранился Спасский собор в Переславле-Залесском. Там же был возведен каменный княжеский дворец. был восстановлен, при этом значительно расширен. Мерой была красота и сам человек, его пропорции.
Зодчие, построившие эти соборы, несомненно были присланы из Киева или Переяславля. Это действительно ворота. Удлиненная форма плана здания, позакомарное завершение фасадов и простая профилировка лопаток не поддерживают динамической композиции храма. Это конусообразная кровля с башенкой наверху, придающая храму стройность.
К тому же техника здания явно не имеет на Руси никаких аналогий. И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными.
Из Жития Евфросиньи Полоцкой известно, что строителем храма был приставник над делатели церковными Иван (в другом варианте — Иоанн). Ее высокие прирубы и крытые на два ската завершения с маленькой главкой напоминают кряжистого новгородского воина. В ближайших окрестностях Галича возвели церковь Спаса, которая, судя по упоминаниям в письменных источниках, входила в комплекс княжеского пригородного дворца. С 40-х гг.
Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи. На стенах были яркие фрески, а пол покрыт цветными майоликовыми плитками. Византийские зодчие, возводившие Печерский собор, по-видимому, вынуждены были считаться с требованиями заказчиков, желавших, чтобы здание отвечало тем композиционным формам, которые уже сложились в киевской архитектуре.
Выбор места произведен был весьма удачно – недалеко от г. Архангельска, в живописном ландшафте у селения Малые Корелы.