Natura Morta (1956)Самый известный представитель сюрреализма Сальвадор Дали в своей знаменитой работе «Постоянство памяти», являющейся по сути аллегорическим натюрмортом, размышляет об относительности времени. Далее приведен список влиятельных художников, создававших натюрморты, но, безусловно, это не все знаменитые представители жанра.
Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. Натюрморт, представленный в «Кабинете в Островках», хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Почти в каждом крупном голландском городе появлялся свой тип натюрморта.
Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
На глубокое изучение цвета и колористики мастер потратил семь лет. Холст, масло 6249. 5см. ), в контр-рельефах пути нового искусства.
Скрик поселил в нем различных пресмыкающихся и насекомых.
Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. На маленьких полотнах изображались мелкие птицы, на больших — принесенные с охоты лебеди, зайцы и другие обитатели леса. На подобном эффекте построено ставшее распространённым после Второй мирововой войны искусство инсталляции, объединившее в одно целое и скульптуру и живопись и архитектуру. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии.
Эти образы символизируют неумеренность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. С. Н. Первоначально картины появились в религиозном обиходе. 1908.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». В отличие от натюрмортов XVI века «Рыбная лавка» исполненная мастером XVII столетия, лишена красочности, ее колорит тяготеет к единой тональности. Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г.
Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности. Хозяин дома, радостно встреченный собакой, входит в комнату. И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету. В эрмитажной коллекции хранится картина неизвестного художника, получившая название «Торговец рыбой». Предметы изображенные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, религиозным или иным подтекстом. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи.
Таково полотно «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображающее цветы, овощи, фрукты, ягоды, птиц, бабочек, ящериц и лягушек. Прежде скромные «завтраки» превращаются в красочные картины, на которых зритель видит покрытые ковровыми скатертями столы с разложенными на них дорогими предметами. Жанровая специализация художников приняла и географический характер.
Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Кроме очевидной декоративности, этот натюрморт также рассказывает о незаметной «тихой жизни» предметов, которую подметил внимательный взгляд художника. Картина «Сирень» полна праздничного цвета, радующего глаз. Вот таким образом практически до начала 20-го века он выглядел также как и в 17-м веке. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.
В это время Дали покончил со «статичностью» на картинах и стал представлять материю в виде частиц. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима.
В жанре натюрморта большое внимание уделялось так называемым натюрмортам-обманкам. Справа в глубине изображена таверна. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут – как сделано. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Рисуем то, что под рукойЗнойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким.
Так в натюрморте зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не рисовал его. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).
В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж.
Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт англ. Роберт Коттинхэм, р. 1935: Roxy, 1972 (холст, масло 199, 5199. 5 см). Стены жилища украшены пейзажами. Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный «книжный шкаф» и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Корнилова.
Возникновение подобных произведений было граничит с реформами, проводимыми Петром I в области просвещения. Сам Дали называл этот период — с 1949-го по 1962 годы — «ядерным мистицизмом». Холст, масло. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи.
Интересно композиционное решение этой картины. Среди них — сосуды и кувшины, череп и глобус. В том, как Сафтлевен передает освещение, чувствуется влияние Рембрандта. Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени.
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром.
Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже. Роскошным садовым цветам посвятил множество своих картин Абрахам Миньон (1640–1679), немецкий художник, работавший в Голландии, в Утрехте. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Признаюсь, я даже наслаждаюсь этим невежеством, оно дает мне свободу получать удовольствие от простого созерцания и изучения формы и цвета».
1908. 1914. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII–XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. Сезанн пытается максимально точно передать форму и объём персиков и груш. Среди работ последнего широко известно полотно «Внутренний вид крестьянской хижины» (1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры.
Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Хруцкий, В. Нестеренко, И. Э. На простейших примерах он стремился показать истинную красоту природы. Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия.
Среди его лучших работ — «Натюрморт на швейном столике» (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки). Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев — Фердинанд фон Вригт. Большой популярностью, особенно среди знатных дам, пользовалась соколиная охота. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Разнообразные предметы входили в общую композицию, а иногда становились самостоятельной картиной. В том, как составлены цветочные букеты в композициях Миньона, чувствуется тонкий художественный вкус и необыкновенное колористическое мастерство («Цветы в вазе», Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами, молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической «творческой кухне» (Натюрморт с мёртвой головой, 1907. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Фигуру ученого художник отодвинул в глубь пространства.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Большой интерес представляют также графические натюрморты М. А. Врубеля, отличающиеся неповторимой самобытностью. Лишь в 1730–1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты. На своих картинах Арчимбольдо изображал человеческие лица в виде композиций из овощей и фруктов, ракообразных и рыб, нередко даже с портретным сходством. Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта. В этом смысле интересен созданный неизвестным художником «Портрет Васикова», выполненный в традициях парсуны.
Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Спустя несколько столетий, пройдя долгий полноценный путь развития, натюрморт по-прежнему актуален и не утратил своей значимости в мировой живописи. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов «всешутейшего собора» и предметы на столе — атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели. Средние слои населения довольствовались мелкой дичью, пойманной с помощью силков. Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира. Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования).
Примерно в это же время появились и первые охотничьи натюрморты с битой дичью. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. vanitas).
Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности. Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр. Картон, масло. Так, в стремительно развивающемся Харлеме сформировался тональный натюрморт, а в Амстердаме, главном центре культурной и хозяйственной жизни страны, успехом пользовались «десерты» Ю. ван Стрека и В. Калфа, пришедшие на смену скромным «завтракам» П. Класа и В. К. Хеды. Ему, как и Казимиру Малевичу (Алогизм: Корова и скрипка, 1913.
и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). В цветочных букетах, написанных этим художником, чувствуется влияние голландских живописцев. Значительную роль играл Лейденский университет. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
В Роттердаме был разработан «кухонный» натюрморт, представляющий собой изображение внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари, разложенной на полу. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»).
Создается впечатление, что аромат сирени доносится из рамы. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Например, в картине И. Н. На узких полочках расставлены часы, чернильницы, флаконы, подсвечники, посуда и другие мелкие вещицы.
Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно». И «мертвая природа» в переводе с французского или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. На передке повозки — три яблока.
Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар. На столе лежит все купленное ею. Захаров, С. И. Осипов и многие другие. Жанр натюрморта всегда был весьма консервативным.
Кухонные натюрморты есть и в творчестве Ф. Рейкхалса, работавшего в Мидделбурге и Дордрехте, а также в наследии роттердамского художника Хермана Сафтлевена Младшего (1609–1685). Основоположником такой необычной разновидности натюрморта стал Отто Марсеус ван Скрик (1619 или 1620–1678). Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Stilleben, англ.
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так: «О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть».
Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. У золоченого кресла – шпага в роскошных ножнах. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное.
В нижней части композиции изображена пара кабанов, впряженных в повозку с ярко-красным ковром. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Для этого он использует оптические законы, так тёплые оттенки (красный, розовый, жёлтый, золотистый) воспринимаются нами выступающими, а холодные (голубой, синий, зелёный) – отступающими в глубь. Весь первый план заполнен разнообразными атрибутами профессии.
Ирвинг Пенн эстетизировал то, что ранее вообще никто не мог даже представить в качестве основы для произведения искусства. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Мастер создавал натюрморты, композиции с охотничьими трофеями и картины изображавшие птичьи дворы.
Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой.
Это был отдых, расслабление и полная свобода. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П. П.
Несмотря на название картины историки искусства определяют ее жанр не иначе как «портретный натюрморт». Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью. Но все внимание направлялось не на нее, а на вещи.
Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника). Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц.
Холст, акрил 102, 8103. 5см. Тем и хорош жанр натюрморта. Художник отбрасывает умозрительность пространства, переключая внимание зрителя от глубинного погружения в построенную художником «сценическую коробку» на осознание им своего собственного окружения (будь то городская улица или залы галереи).
Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Духом и оригинальностью своих натюрмортов Ирвинг Пенн совершил переворот в мире искусства, поставив предметную фотосъемку в один ряд с высокой живописью. Возникновение собственно натюрморта граничит с именем Питера Артсена.
Уже в конце XVI века в творчестве живописцев Голландии появились новые мотивы. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Так, портрет «Садовник» при повороте становится натюрмортом «Овощи в миске», а портрет «Повар» превращается в натюрморт с поросятами на блюде. На большом полотне изображены лежащая на ковре огромная собака и ребенок, тянущийся из кресла к фруктам на столе.
Холст, масло. Автор показывает зрителю два плана, в которых одновременно разворачивается действие. Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. Художник много путешествовал по Европе, побывал во Франции, Англии, Италии.
Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок». Иногда изображение застывшей натуры требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения. Дерево, масло 48, 825. 8см. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Редуте, который считался «самым прославленным живописцем цветов своего времени».
С дальнейшим укреплением голландской буржуазии изменяются требования к живописи. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». В их числе был голландский мастер Георгий Хуфнагель (1542–1600), прославившийся иллюстрациями к сочинениям ученых-естествоиспытателей.
Именно потому название «stilleven», появившееся после 1650 года, точнее, чем выражение «nature morte» («мертвая природа»), отражает суть произведений, созданных живописцами Голландии. Таково полотно «Рыбная лавка», написанное кем-то из последователей или учеников Артсена. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань.
Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами. Зритель, подобно Гулливеру в Бробдингнеге (Стране Великанов), не разгуливает по залам галереи, а перенесён сквозь воображаемую четвёртую стену, — или, скорее, стекло, — внутрь натюрмортной постановки и волен обходить и разглядывать предъявленные ему «кувшины» и «драпировки» со всех сторон. Можно назвать, например, полотна «Кабинет в Островках» и «Отражение в зеркале» Г. В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Среди натюрмортов испанского художника-сюрреалиста есть немало вполне «обычных» — «Натюрморт» 1918 года, натюрморты «Рыба» 1922 года и «Корзинка с хлебом» 1925 года, «Натюрморт с двумя лимонами» 1926 года и др. На IX Передвижной выставке 1881 – 1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е.
Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927) также много уделял в своем творчестве жанру натюрморта. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи.
Ботаники Лейдена собирали подходящий природный материал и исследовали его в лабораториях. Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. Кроме живописцев, среди которых появлялась жесткая специализация и разделение труда, там работали те, кто готовил под картины основу – доски или холст, грунтовал изготавливал рамы и т. д. Жесткая конкуренция, как при любых рыночных отношениях, приводила к повышению качества натюрмортов до очень высокого уровня.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. Картину на сходную тему исполнил и харлемский мастер Томас Вейк. у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. 6650, 5см Кувшин, бокал и книга.
Холст, масло 11588см Бидон и миски, 1908. Хотя кисти сирени изображены достаточно обобщённо, воображение автоматически дорисовывает очертание каждого цветочка, делая изображение максимально реалистичным. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Петр приказал всем называть нерадивого ученика Князем Баса и повелел написать его портрет, на котором Головин был изображен в окружении различных музыкальных инструментов. «Пейзаж из костей» (Bone Landscape), запчасти от грузовиков — на своих снимках мастер виртуозно показывал скрытую от обывательского взгляда жизнь неодушевленных предметов. Очень хорош «Натюрморт с попугаем» (1737) Г. Н. Теплова.
Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. В наследии мастера есть множество этюдов и эскизов, посвященных змеям, ящерицам, бабочкам. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников. Это сокрушительный триумф яростной объективности. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует».
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы «земной суеты» (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Так, великолепные нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёного-зоолога Левенгука получили всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду интересные технологии изготовления вещей. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования.
Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками». Например, В. Д. Ряд художников, ещё с военного времени включившихся в бурный протест против безумия европейских правительств, решались на всё более радикальные разрывы с традицией (Дадаизм, Баухаус, Неопластицизм). Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника. Среди портретных натюрмортов у Арчимбольдо есть и совсем необыкновенные — «перевертыши»: достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть абсолютно новое изображение. Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма, зародившемся в Европе и США в конце 1960-х, породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи).
Знания первой позволят придать требуемое настроение. Именно Шарден первым сумел показать связь, которая существует между человеком и окружающим его миром вещей. Манипуляции с диафрагмой и максимальное использование возможностей оптики при фотосъемке в этом жанре дают массу вариантов для воплощения идеи фотографа.
Такова фотография «Хлеб, соль и вода» (Bread, Salt and Water): песчаная текстура соли, зернистая вязкость хлеба и бокал с водой прозрачной чистоты находятся во взаимодействии друг с другом, они перекликаются, будучи объединенными в единую композицию. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами.
Он сумел увидеть в простых, непритязательных мотивах очарование и поэзию. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался «ботанический натюрморт», пришедший к нам из Западной Европы.
9172, 5см все— Государственный Эрмитаж) а уже через 3-5 лет— в серьёзном и убедительном рывке в направлении «неведомых континентов»— в фр. синтетической стадии кубизма Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах23. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Первые зачатки нового натюрморта можно обнаружить в живописи художников, работавших на рубеже XIX–XX столетий: И. И. Левитана, И. Э. Грабаря, В. Э. Борисова-Мусатова, М. Ф. Ларионова, К. А. Коровина. В искусстве после 1945 года, происходит тотальное вытеснение иллюзий: представленный художником предмет (если речь идёт о репрезентативном искусстве), чаще всего есть то, что он есть, не более. Современный исследователь Лоренц Боль, восхищенный умением художника виртуозно передавать не только растения и плоды, но и животных, насекомых, птиц, писал, что его картины — это «зрелище, в котором можно многое открыть». Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах.
Два параллельных плана кажутся не связанными между собой, да и передача перспективы для художника — пока еще трудная задача. Декоративные и яркие полотна с их эмалевой живописной поверхностью вызывали восторг публики.
Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). stilleven, нем. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Особо значимыми считаются полотна Николаса Гиллиса, Флориса Герритс ван Схотена, Клары Петерс, Ханса Ван Эссена, Рулофа Кутса и др.
Большого мастерства в создании натюрмортов-«обманок» достигли Г. Н. Теплов и Т. Ульянов. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер.
В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок».
Именно вот таким образом Сезанна выглядят монументальными. 1530 — ок. Однако самым известным из натюрмортов Дали является «Живой натюрморт» («Движущийся натюрморт»), написанный в период его увлечения физикой (преимущественно ядерной и квантовой). Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Композицию завершает букет цветов — желтые орхидеи и роза. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол». Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
Ирвинг Пенн был непревзойденным мастером фотографии. Вернувшись в Амстердам, он приобрел домик с участком земли, где устроил террарий. Все рассмотренныеСезанном направления в дальнейшем были дополнительно изученыЖоржем Браком и Пикассо при разработке аналитического кубизма. Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента Ван Гога, Поля Гогена.
Развитие естествознания способствовало появлению ботанических садов при университетах. Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей «играть на басу», а больше ничего не узнал. Он писал президенту Академии художеств: «Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству».
Постимпрессионисты также увлекались этим жанром. И жанр натюрморта стал прекрасным объектом для этих экспериментов. Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, англ. Одри Флэк, р. 1931 (См: В память о Мэрилин (Vanitas)7 1977. До тех пор пока за него не взялся Поль Сезанн.
Влиянием нидерландского натюрморта отмечены первые подобные полотна во Франции, примером является загадочный «Натюрморт с шахматной доской» Любена Божена. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Таково полотно «Цветы, бабочки и змеи» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк). Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе.
Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. 244244 см). Поленов, находившийся во Франции, писал И. Н.
Перед его дебютным показом в Галерее Мальборо Пенн отметил: «Зритель вправе ожидать от автора подобных работ специальных познаний в садоводстве, однако могу вас уверить, что их у меня нет. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Но есть здесь и исключения.
Вот таким образом форма предметов на его натюрмортах не зависит от освещения, а делается постоянной. Многие произведения анонимны. 8165см Ваза с фруктами, 1909. Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством. Но композиционное решение его полотна «Ученый в своем кабинете» несколько иное.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байи). Ван Гог писал много необычных натюрмортов. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
Кончаловский, С. Е. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Тем не менее Теплова, равно как и его товарища по школе Феофана Прокоповича Т. Ульянова, не раз приглашали к выполнению крупных государственных заказов.
Большие книги лежат на столе и на полу. В каком бы жанре он не работал — снимки всегда были технически идеальны. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
Подсвечник, графин, стакан. В современной живописи натюрморт претерпевает новый подъём и теперь прочно занимает полноправное место среди других жанров изобразительного искусства. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта». Термин «застывшая жизнь» (голл.
В Предтеченской церкви Ярославля находится фреска «Пир Ирода», на которой можно увидеть огромный стол, заставленный тарелками, кубками, столовыми приборами и разнообразной снедью. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра.
И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера — тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова — приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека».
Эти же мотивы вдохновили его и на создание живописных полотен. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут — как сделано. 1972. Так, И. Н. Подобные произведения писали ученики Рембрандта, Герард Доу и Гербрандт ван ден Экхаут (1621–1674), показавший на своем полотне «Ученый в кабинете» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) старика, расположившегося за письменным столом. Особенно примечателен в этом отношении рисунок Натюрморт. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины.
У золоченого кресла — шпага в роскошных ножнах. Посуду (тазы, миски, бочки, деревянные кадки, горшки) мастера выписывали очень тщательно и с величайшим мастерством. Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, — «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия.
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др.
Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Теплов и Т. Ульянов. Результатом работы явился фотоальбом «Цветы» (Flowers). Зритель чувствует, что увлеченность передачей разложенной на столе снеди (даров моря, разнообразных овощей и фруктов) возобладала над стремлением охарактеризовать людей, занятых выбором продуктов.
Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол. Холст, масло 5546см Букет цветов в сером кувшине. Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные». Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Самая знаменитая картина Ренуара – Завтрак гребцов (1881), которая стала этапной в творчестве художника.
«Ботанический рисунок» был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Каждый из предметов на натюрморте «Персики и груши» изображён с разных углов зрения. Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции.
Теперь обратим внимание на задний план. 1493 — ок. В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении. В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ.
В особенности это касается оригиналов картин и различного антиквариата. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Кроме кота человека на картине «выдает» и собака — она в терпеливом ожидании смотрит прямо на него. Малейшие изобразительные нюансы в его работах отражают философию окружающего мира. Одно из древних сочинений свидетельствует: художник Зевксис так убедительно написал виноградную кисть, что птицы пытались склевать ягоды.
Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого — «играть на басу». Но есть здесь и исключения. Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми. За отдернутой занавеской зритель видит маленькую комнату с множеством книг.
О личности этого мастера ничего не известно. Крамского Некрасов в период Последних песен (1877 – 1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Отказ от них – один из способов спасти душу.
Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Пол устилает ковер с ярким орнаментом.
Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. Большого мастерства в создании натюрмортов-обманок достигли Г. Н. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. С первого взгляда картина «Утренний натюрморт» проста и незамысловата, однако если присмотреться, можно заметить интересные детали, например, отражающегося в чайнике рыжего кота — возможно, он лежит на коленях хозяина. Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать». На полотне — бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом.
Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя. Произведений Блума сохранилось немного. Цель таких композиций — напомнить зрителю о бренности земного бытия, заставить задуматься о своем месте в жизни.
Картина «Утренний натюрморт» полна яркого света, она передает ощущение утренней свежести и покоя. В то время в Лейдене жил известный французский ученый Шарль де лЭклюз, выращивавший неизвестные в Голландии растения, за что его называли «отцом цветов».
А. С. Пушкина. Именно в Лейдене было создано множество полотен изображавших ученых в окружении книг, письменных принадлежностей, глобусов и других атрибутов науки, нередко занимавших все пространство первого плана. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638). Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником».
В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью. Они лежат на столе, на полке и даже на полу. Мастер тщательно выписал все: гусиное перо, карандашик, циркуль, транспортир, перочинный ножик, счеты, листы бумаги, свечу в подсвечнике.