Эдуард (Эдуар) Мане (фр. douard Manet 23 января 1832, Париж— 30 апреля 1883, Париж)— французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.
В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. В феврале 1871 года он покидает Париж и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства.
Но реальность и его отражение отличаются и позой девушки и расположением бутылок. Картины Мане были признаны современниками только к концу его жизни. Но Мане хотел осмотреться, понять основные тенденции в искусстве.
Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Картины раннего Мане образуют настоящую галерею поэтических явлений человека на подмостках жизни: то печальных в своем одиночестве и заброшенности (Любитель абсента), то безоблачно радостных (Мальчик с собакой, Мыльные пузыри), то торжествующих и дерзких (Лола из Валенсии), то исполненных мягкой задумчивости и тихой просветленности (Флейтист). Конечно, сам Мане был очень далек от Коммуны, цели которой он попросту не знал. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
Там он подружился с Антоненом Прустом. 1867 г. Берег Марны Один из лучших пейзажей – «Мост через Марну в Кретее» (1888).
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Но и сейчас, когда детали полотна Мане почти неразличимы, страсти не улеглись. Поразительно дикая, нетронутая природа. Терраса в Сент. Это полотно написано уже глубоко больным художником незадолго до его смерти.
Государственный Эрмитраж, Санкт-Петербург. Полотно «Завтрак на траве» («Купание»), на котором изображена обнажённая натурщица, сидящая среди одетых двух мужчин и ещё одна голая женщина у берега, сделало художника скандально известным среди современников.
Шардена,, П. -П. Такова была его художественная программа. К старым друзьям присоединяются новые. В 1871 году тронулся лед и на художественном рынке.
Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. Стоит Мане где-нибудь появиться, как его тут же начинают в упор разглядывать. Но энтузиазм Мане вскоре утихает.
Но пестрая мешанина из красных, синих, желтых и черных красок – это не колорит, а карикатура на колорит. Все это представлялось Мане занятием праздным и абсолютно бесполезным. Однако успех был мимолетным.
Теперь же он открывает подлинную красоту и поэзию в повседневном течении жизни. Чугунная ограда отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Но увидеть то, что полезно и пойти своей дорогой удалось далеко не сразу. Все вместе они составляют единое гармоническое целое.
Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм». Он любил изображать людей и у него это хорошо получалось, в отличии от своеговизави.
Верхняя треть картины покрыта листвой, которая уравновешивает и объединяет две различные цветовые группы. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. А затем, 18 февраля, устраивается трехдневный карнавал. Так, лишены жанровой определенности картины Завтрак в мастерской и Балкон.
Все, что мы здесь делаем и видим – просто смешно. Это живопись Ватто и Шардена. И все его прежние опыты были опрокинуты.
Покинув Кутюра, Мане упорно начал преодолевать в себе его влияние. Среди цветов порхают яркие колибри. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. он копирует в Лувре некоторые его работы.
В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования. Особенно его интересовали работы Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, Делакруа. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Показ картины «Завтрак на траве» был запрещён, она попала на выставку в «Салон отверженных» комиссией работ. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
Пейзаж еще не совершенен. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. В результате этого рапорта Эдуард был на месяц исключен из класса. Прощанием с романтизмом называют критики картину Мане «Любитель абсента».
Чему еще может научить его автор Римлян. Плавание через Атлантический океан и пребывание в Бразилии полностью перевернуло его мировосприятие. В июле 1872 года Мане обосновался в новой мастерской на улице Санкт-Петербург в августе ездил в Голландию, где его пленило творчество Франса Хальса. Этот толчок, которому Мане не смог противостоять исходил от Бодлера. Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. Да, теперь было слишком поздно.
Разразились очередные скандалы. В его время в центре художественной борьбы было искусство Курбе, лучшие произведения которого появлялись на парижских выставках в то самое время, когда Мане ссорился с Кутюром и стремился увидеть в искусстве то, что могло быть полезным и актуальным сегодня. Она держит раскрытую книгу, а на её коленях примостилась маленькая собачка.
Его кисть увековечила музыканта быстро, но плотно, обобщенно. Моне тоже был охвачен пылом, подобно Золя, но, видимо, не хотел выделяться.
В мастерской Кутюра было 25 – 30 человек. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Тень фигуры не соответствует её положению.
Порой слышатся насмешки. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами.
В конце концов, его уговоры подействовали и Мане посылает свой шедевр в Салон 1865 года. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. Оба произведения находятся в музее Орсэ в Париже. Итак – их было немало, тех, кто разочаровался в бесплодных занятиях в ателье и убедился в том, что прежде чем садится за мольберт, надо вглядеться в окружающий тебя мир. Полотно поставили к свету на мольберт, украшенный цветами. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
Мане нарушил академические нормы своего времени. О ком рассказать в первую очередь. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства. Эдуард Мане настолько любил свой дом, насколько терпеть не мог коллеж.
«Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Затем с ним сблизились последователи Курбе: Альфонс Легро Фантен-Латур, Бракмон, художник Уистер.
Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ).
Благодаря дядюшке Эдмунду, регулярно водившего мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Образцом послужил «Сельский концерт» Джорджоне и прогулки по берегам Сены. Все, взятое вместе, вызвало яростное неприятие у публики, которая посетила Салон. Золя стал глашатаем группы в прессе и ее ревностным защитником.
1893 г. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Копирование картин старых живописцев считалось обязательным для воспитания вкуса, отработки рисовальной манеры. Мане в растерянности.
Лишь один Делакруа подал тогда свой голос в защиту Мане. И натура и освещение – все одинаково фальшиво. Однако вскоре многие из его иллюзий рассеялись. В это время у Мане были теплые отношения с графом Альбером де Баллеруа. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов.
Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Казалось, вернулись времена скандалов 1863 – 1870 годов. Мане был признан главой этой группы. Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города.
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Эта картина, заставила многих художников широко раскрыть глаза и разинуть рты. Публика угрожала ей зонтиками. Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа.
В конце своего путешествия Эдуард больше всего на свете хочет вернуться во Францию. Провалив тесты, он не отчаивался и отправился в учебные плаванья при морской школе. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку». Примером является большое многофигурное полотно Мане «Музыка в Тюильри». В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. Первой была показана картина Мане «Завтрак на траве».
Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. 1873 год принес Мане впервые за последние 12 лет шумный успех: публика и критика единодушно одобрили картину За кружкой пива изображавшую гравера Белло за столиком в кафе Гербуа. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться.
Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Он и сам осмеливается сделать несколько штрихов на бумаге.
Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Мсье Мане весьма плохо встретил этот совет. Единственным интересующим его опытом был опыт, который ему давала работа. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Однако теперь Мане еще тверже стоял на ногах, еще больше был уверен в себе. Куда бы он ни пришел, люди мгновенно начинают подталкивать друг друга локтями.
Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. Под широким лбом выступал прямой, правильный нос. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии.
Но все же в мастерской Кутюра Мане проведет 6 лет. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Их образы символизируют муз. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана).
И тем не менее, ничто не прошло даром. Одну из них мы сейчас представим. Уже ранние работы Мане утверждают новые принципы выражения мира. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Родился в приличной семье, его отец занимал крупный чин в министерстве юстиций, а мать была дочкойфранцузского дипломата и консула. При этом на картине не изображено ни одного музыканта. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными.
Прерванные войной встречи живописцев – новаторов в кафе Гербуа постепенно возобновились. Любимая модель Эдуарда Мане – Викторина Меран – здесь единственный раз играла не чью-то роль – роль уличной певицы, купальщицы, а представляла саму себя. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Неприятие салоном картины было вполне обосновано: необычной была сама тема картины— реалистический и неприукрашенный портрет пьяницы, а не аллегория, порождённая воображением художника.
Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Мане извлек это чудесное из потока реальной жизни. Приподнятые уголки рта придавали ему насмешливое выражение.
Необычайное зрелище. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).
Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Более или менее сознательно – чаще менее, чем более, – Мане как бы добивался получить от этих мастеров право на собственное видение. Это подтверждают его исторические композиции, в частности картина Расстрел императора Максимилиана (1867). Однако высшего напряжения скандал вокруг Мане достиг в Салоне 1865 года. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. Его деятельность продолжили импрессионисты, которые решительно пошли вслед за ним, утверждая поэзию в прозе действительности.
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Эдуард потрясен. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
(Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Впрочем, связанный со всем этим вынужденный перерыв творчества был даже необходим: в это время в душе Мане незаметно формировались те внутренние силы, которые затем (к 1872 – 1873 годам) сразу изменят характер его искусства. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Эти взаимоотношения и пытались уловить и запечатлеть художники.
Сложные тона разлагались на чистые цвета солнечного спектра. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Флейтист пребывает наедине с самим собой – среда, его окружающая, неконкретна. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Кто еще столь негодующе и четко увековечил в живописи светское дно версальского Парижа. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в Фоли-Бержер», после которой его мастерство было признано официальнов Салоне 1882 года.
Её фигура изящная и живая, выполнена легкими прикосновениями кисти, а кожа отливает оттенками слоновой кости и служит контрастом темным, глухим одеждам мужчин. Огюст Мане женился 18 февраля 1831 года на Эжен-Дезире Фурнье. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека.
Его фигурка кажется взвешенной в неопределенном пространстве картины. Ренуар, подобно Моне, не любил возвышать голос в общих шумных дебатах.
Не так уж и мало. В этом проявляется неразрывная связь между людьми и окружающей их средой, которая всегда была присуща работам Гогена. Эта группа включала: Моне, Ренуарa, Писсаро, Сислея, Дега, Сезанна и Берту Моризо.
Обеспокоенная администрация решает перевесить Олимпию. В 1839 году Эдуард Мане был отдан в пансион аббата Пуалу, а в 1844-1848 годах учился в коллеже Роллен. Женщина держащая плод Искусствоведы отмечают, что «Женщина, держащая плод», вкупе с рядом других картин, написанных Гогеном в Полинезии, отличается яркой цветовой палитрой, нарочитой экзотической декоративностью и необыкновенной поэтичностью. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром.
Не в меньшей степени интересовал его и Энгр. Картины же этих художников, на первый взгляд, казались еще более враждебными традиции. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей.
Практически ничему новому, что интересовало Мане. Так подготавливался новый этап творческого развития Мане. Своим искусством Мане предвосхитил возникновение и стал одним из основоположников импрессионизма в конце 60-х гг. Кроме того, количество его защитников увеличивалось.
Нам как бы передается обостренность видения художника, обнаруживающего, наконец, то, что так давно его привлекало. Широкое пространство моря усеяно парусниками всевозможных размеров. Еще одна картина на эту же тему – Испанский балет.
Эта картина стала гвоздем выставки. У него была ритмичная исключительно элегантная походка. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны.
Это произведение также представляет обнаженную женскую натуру. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Критик Поль Манц, намекая на несерьезность намерений Мане, заявил, что: Когда мсье Мане был в веселом расположении духа, он написал Музыку в Тюильри, Испанский балет и Лолу из Валенсии это, так сказать картины, раскрывающие в нем обилие жизненных сил. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Он выставляет Поругание Христа стражей и свой шедевр – Олимпию. Рабство его возмущает. Юные воспитанники с Гавра и Гваделупы едва верят своим глазам.
«Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. Мане воздействовал своим авторитетом на многих молодых художников. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. В прессе благосклонно отозвался о Гитареро Т. Готье: Карамба.
Образованный, с тонким вкусом, Фурнье по-настоящему любит искусство. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
И, разумеется, он необыкновенно живописен. Через несколько дней воспитанникам разрешили сойти на берег и они начинают осмотр города. Но никто не станет возмущаться в Лувре.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Его отец, Огюст Мане, был шефом отделения в Министерстве юстиции. Тогда произойдет странное явление: каждый предмет станет на свое место, голова Олимпии выделится из фона с поразительной рельефностью, букет станет чудом блеска и свежести. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства.
Мане, помыслы которого заняты только официальным триумфом, воплощает для этой молодежи бунтарский дух. Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. Так в 1856 году Мане покидает ателье.
Завтрак на траве не был принят в официальный Салон 1863 года. И она разразилась. Предложение принято. Особое внимание деталям обстановки художник уделил в портрете Золя (1868, Лувр).
В нем уже не чувствовалось чужестранного налета – он становился новатором. Их встречи происходили более или менее регулярно с 1866 в кафе Гербуа, в квартале Батиньоль. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Постепенно вокруг него образуется группировка. Публика с утра до вечера валит в дверь, вытягивает шеи кверху, к Олимпии и ее коту. Более благоприятно были встречены написанные в 1860 году Гитареро, портрет родителей.
Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. Он понял, что такое полный свет, глядя на эти полотна, где даже черное светится. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой.
Если бы эти копии увидел Кутюр, он бы их ни в коем случае не одобрил. Это море, написанное в такой широкой манере, не имеет ничего общего с условными маринами. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). перешёл к пленэрной живописи.
В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Художник стремился быть «самим собой», «правдиво передавать свои впечатления». Бразильская милиция кажется комичной. Она была подписана новым именем – Мане. Еще в 1861 году он написал Музыку в Тюильри – свою первую сцену парижской жизни.
В картине «Аржантей» Мане делает фигуры женщины и мужчины крупными, яркими, словно подчёркивая, что для него мир людей их отношения и чувства самое существенное, а светящаяся стихия воздуха, важная для импрессионистов имеет вспомогательное значение. С их палитры практически ушёл чёрный цвет. В это время Мане был мускулистым человеком среднего роста. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне.
Весной 1859 года Мане впервые попытался выставиться в Салоне. У него были светлые глаза. Они были невелики, но отличались блеском и живостью.
Возможно, здесь сказалось желание как можно скорее расстаться коллежем. Бар воссоздан в мастерской живописца, а моделью послужила Сюзон – работница бара. По традиции Кутюр продолжал писать картины на тему античности и средневековья. за стенами мастерских есть столько живых вещей. И в «Олимпии», напоминающей «Венеру Урбинскую» Тициана, вновь был использован излюбленный приём Мане — сопоставление старого и нового. В 18 лет волосы уже поредели надо лбом, но появилась борода. Но он должен двигаться дальше.
Посетители хотят видеть только Венеру с котом. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Теперь он будет работать самостоятельно.
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Художнику хотелось восстановить традиции идущие от искусства XVI и XVII веков, с целью обновления современной живописи. Но это принесло ему одни оскорбления.
Две недели он не покидал корабля. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. Я сам не знаю, зачем я здесь. Пушкинский музей, Москва, Россия.
С ним хотят сблизиться. Чистые, глубокие краски тоже освободились от всего случайного, второстепенного. Он задумал и выполнил Олимпию в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. Его интересовал мир людей их отношений и чувств. Художник решительно ломает привычные жанровые и стилистические представления.
Реакция на это новшество со стороны посетителей и критиков была далеко не дружественной. При этом, Мане отказался от сюжетного начала и от литературности вообще, столь распространенной у художников в то время. Он приобрел здесь мастерство, ремесленную основу живописного искусства. Его привлекали такие картины Энгра, как Купальщицы Вальпинсона и особенно – портреты.
Мечтают о встрече. Одной из его любимых книг была Салоны Дидро. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Нам кажется, что мы слышим и видим этого бравого испанца в марсельской куртке и брюках.
Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, вот таким образом справедливо начать с Мане. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Мане добивается известности, хотя и скандальной. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой.
Оно побуждает его, в частности использовать для них в качестве натуры своих близких и друзей, черты которых, хотя и преображенные художником, всегда можно узнать и в Завтраке в мастерской (Леон Ленхоф и Руссен) и еще в большей мере – в Балконе, где сидящяя женщина – это Берта Моризо, стоящяя рядом с ней – скрипачка Дженни Клаус, а франт позади – художник Антуан Гийеме. После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. За Дюраном-Рюэлем последовали банкир Г. Гехт, Издатель Флобер, Золя Шарпанте и т. д. В траве медленно ползают насекомые, сверкающие, как драгоценные камни.
Следующими шагами Мане были новые картины «Завтрак на траве» (1863 год) и «Олимпия» (1863 год). Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Корни деревьев опутаны лианами, с веток спускаются орхидеи. В сопоставлении этих белых тонов заключается преодоление огромных трудностей.
Вскоре его работы признала вся Франция, он отличался от художников тем, что его плохое зрение позволило рисовать картины абсолютно невообразимыми цветами красок. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Золя, несомненно, сделал для Мане больше, чем кто-либо из его современников. Этот этюд отличался большой свежестью фактуры и сильным рисунком, от которого не отрекся бы сам Энгр (Мане питал к Энгру чувство живого восхищения). Эдуард рисует.
1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Спустя год ему ампутировали ногу и через несколько дней он умер в агонии от боли. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в доме N5 по улице Малых Августинцев.
История известности ихнастолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. Он не поддавался никаким влияниям, его индивидуальность четко обозначилась. Портрет мадам Мане за роялем, картина Чтение, портрет мадам Мане на голубой софе. Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать Олимпию. Это простая парижанка – немного грустная, умная, тонкая и безо всякой эротики. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.
В картине надо видеть не завтрак на траве, а пейзаж, целиком, в его крепости и в его тонкости, с его широкими и мощными первыми планами и с его глубинами такой изысканной легкости, в этих гибких черных тканях и в особенности в обаятельном силуэте женщины в рубашке, образующем в глубине восхитительное белое пятно среди зеленой листвы и, наконец, в этом широком просторе, в пленэре, в этом куске природы, переданном с такой простотой и заключается все очарование произведения. В 1872 году он показал 11 из них на выставке в Лондоне.
Юношу привлекла эта скандальная слава. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Копировал их и Мане и не только в Лувре. Негодование также вызвала служанка-негритянка.
12 февраля 1871 года Мане покинул Париж. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Эдуард был бы несправедлив, если бы не отвечал Кутюру признательностью. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных».
Молодая женщина сидит на парапете у ограды. Так началось противостояние Мане официальному искусству. Лишь к 1872 году Мане оправится от пережитых потрясений. Перед ними, в компании молодого человека, стоит кузина художника Жанна Маргарита. На ней изображены испанские танцоры в момент выступления.
Был скандал, как и со всеми последующими картинами Мане. Эти работы трудно назвать психологическими – скорее это портреты настроения. Интерес к передаче световоздушной среды, столь важный для импрессионистов имел для Мане второстепенное значение. Что обрел Мане в этом диалоге с великими мастерами.
Это было сразу отмечено, когда в 1872 году в Салоне появился Бой Кирседжа и Алабамы. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Чтобы наблюдать за дядей, Эдуард тут же оставляет свои игры. После «Олимпии» было написано еще немало известных картин. Его привлекали также Рафаэль, Джорджоне – художники чистой и светлой гармонии.
Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. У него было три сына: Эдуард, Гюстав и Эжен и он ожидал, что все трое последуют семейной традиции и будут готовиться к гражданской (юридической) карьере.
Гроза становилась реальной угрозой. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). В 1856-58 годах Мане приобретает известность как подающий надежды художник, его приглашают в различные салоны, где он знакомится с высшим кругом парижского общества.
Позднее ему предстояло перейти в качестве судьи в Парижский апелляционный суд. На переднем плане в кресле справа сидит отец художника Адольф.
Друг Сезанна Золя, напротив играл важную роль в группе. В зеркальном отражении видны витрина, сама барменша за стойкой в бар и один мужчина. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Многие впоследствии удивлялись, почему будущий новатор столь долго оставался в ателье мастера ложноклассических полотен.
Сложно сказать чей вклад в живопись был весомее, но сейчас Клод Моне является более популярным и узнаваемым художником, чем его друг. Стоит заметить, что как только Моне приехал в Париж из Гавра, он искал встречи и знакомства с Мане, Ренуаром, Базилем и другими уже именитыми импрессионистами на то время. Женщина, без малейшего намека на одежду – среди двух одетых мужчин. Но для европейца и немного художника город этот отмечен печатью неповторимого своеобразия.
Становление импрессионизма как течения в 70-е годы особенно сблизило главу Батиньольской группы с младшими коллегами. Юная барменша задумалась о чём-то своём, мыслями она далеко от места, где находилась. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Первые его работы одобрил Делакруа. Кроваво-красный ковер под ногами этой толпы воспринимается многозначительным намеком. Если в Завтраке на траве Мане еще не совсем последователен в этой тенденции, то в Олимпии и другом его раннем шедевре Флейтисте (1866, Лувр) окончательно торжествует плоскость понимания форм, а живописное единство достигается в них не подчинением всех элементов картины условному общему тону, а гармонизацией обобщенных цветовых пятен. Образ одной из женщин в полотне Балкон пронизан скрытой драмой отчужденности, тайным разладом с прозой окружающего, которые превращают ее из заурядной (подобно другим, находящимся рядом персонажам) в ранимую восприимчивую героиню. Надо было, что бы кто-нибудь подтолкнул его.
Пренебрежение к иллюзорной перспективе выражается и в отсутствии на картине теней. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Вот уже 6 лет, как он трудится в его ателье. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Вначале художник был склонен романтизировать действительность, (Олимпия, Флейтист).
Где это видано. Первым этапом развития его живописного таланта была картина Любитель абсента. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке». Флейтист будто выплывает из нежного, полного тихой вибрации серебристо-желтоватого фона. В этой картине поражает и игра красок. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро».
«Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее, это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. Здесь впервые были явлены миру признаки импрессионизма.
Это уже не был прежний Мане с его Гитарером или Уроком музыки. В картине продумана каждая деталь. Все же ему было разрешено отправиться в учебно-подготовительное плавание на паруснике Гавр и Гваделупа юнгой. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах.
пошло на капитуляцию столицы. Адресс Композиция картины оригинальна — верхний ракурс и отсутствие центра. Не случайно впоследствии (в 1857 году) Мане копировал Ладью Данте и в связи с этим посетил мастерскую Делакруа. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Стычки эти становились все более резкими.
Их признание имело значение. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против).
Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Но Мане отталкивало высокомерное презрение Энгра к своему веку. По масштабу трагического ощущения ее нельзя соотнести с изображенными событиями. Вскоре он начал ссориться с Кутюром. Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи. Имперский режим рухнул ранней осенью 1870 года, во Франции была объявлена республика, но военные действия шли с прежним размахом.
С картины Мане «Завтрак на траве» началась его постоянная борьба с ханжеством буржуазного общества. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Но мир вещей не заслоняет человека. Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Он хотел соразмерить с ними свою индивидуальность. Вместе с полосой неба, разделенной на облачную и безоблачную части, половину композиции занимает сама терраса, на которой видим массу ярких гладиолусов и настурций, причем разнообразие красок усиливается двумя слегка асимметрично расставленными флагами по обе стороны террасы. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. Художник здесь передает течение самой жизни и представляет нам близких ему людей. Строго говоря, уже в некоторых ранних своих работах (Музыка в Тюильри), хотя они были написаны в мастерской, Мане утверждает многие принципы импрессионизма.
В молодости он носил длинные волосы, часто откидывая их назад. В одной из последних картин художника — «Бар в Фоли-Бержер» — отразились и внимание к личности человека и эффектное построение композиции и тончайшая передача вибрации света и разных форм предметов. На улице ему смотрят вслед. Полковник Фурье не настаивал, но тут же повидался с мсье Дефоконпре и сказал ему, что готов оплатить из своего кармана уроки рисования, которые будут даны Эдуарду. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С.
Соответственно и техника Мане становится более подвижной, мазки различной формы передают вибрацию света и воздуха, мягко обволакивающего предметы и объединяющего их в целостную картину мира, живую и трепетную. Девушка совершенно спокойна и держится с достоинством. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров.
К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Но жюри отвергло его картину Любитель Абсента. Он угадал в портретах Энгра скепсис и иронию, скрытые под маской ледяного беспристрастия. Понять Кутюра – значит понять возможности официального искусства. Прямо там художник начинал работу над своим творением.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Она помещалась в нижнем этаже дома на улице Ласаль. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Боже, какое неприличие.
Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Весной 1848 года Эдуард Мане покинул коллеж. Перед нами спившийся бродяга, каких можно было встретить на улицах Парижа. Сюжеты драматические мало соответствовали его творческому темпераменту.
Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Какая тоска – длинные, бесконечно длинные дни, а теперь еще и дожди начались. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Мане тщательно изучает живопись итальянского Возрождения. Французские художники, Кабанель и Жан Леон Жером, активно изображали в угоду публике бездушную обнаженную натуру и она проходила на ура, а вот «Завтрак на траве» вызвал шквал негодования, хотя здесь нет активной, бьющей в глаза наглой сексуальности. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер.
Как он бренчит на своей гитаре, не жалея струн и распевая во все горло. Как во всех ателье, каждый делал ежемесячный взнос на мужскую или женскую натуру. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Именно вот таким образом импрессионизм не начинается с 1874 года. Сейчас «Музыка в Тюильри» находится в Лондоне.
Явился Кутюр, посмотрел, сделал невообразимую гримасу. Но в последний день карнавала, воспитанники, вместо того чтобы побывать в Рио, опять отправились на загородную прогулку и даже рискнули наведаться в девственные джунгли Тижука. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
Период ученичества Мане затянулся вот таким образом еще на 3-4 года, но теперь его наставниками стали крупнейшие художники Франции 19 столетия и великие мастера прошлых веков. Используя контраст, Мане удалось передать одиночество девушки и суету разноголосой толпы. Музей: Метрополитен, Нью-Йорк. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Мане Эдуард (Manet), французский художник. Ничто не бросалось в глаза. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки.
Она нарядно одета, нежную шею украшает бархотка с медальоном, а глубокий вырез синего бархатного платья – кружева. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя.
Напротив, они становятся еще ожесточеннее. Он даже уничтожил все свои академические работы, выполненные в 1855-1859 годах. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине.
Летом 1870 года Мане впервые пишет одну из своих картин на открытом воздухе (Сад) и в дальнейшем нередко работает на пленэре. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Это не устраивало Мане. Этот город чаровал и отталкивал Эдуарда. Впрочем, если претенденты обычно выказывают слабость к тем, кто может помочь их возвышению, то они сразу становятся сдержаннее, добившись предмета своих стремлений.
Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. В нем преломилась и преобразилась доверчивая трогательность детства, очарование женственности (ему вновь позировала Викторина Меран), вера в великую силу искусства, пусть даже такого незатейливого, как мелодия военной флейты. Однажды воскресным вечером он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Даже цвет в скупых пределах черного, белого и зеленого регистров становится тревожным. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Драматические события могли волновать Мане-человека, но не Мане-художника. Вместе с семьей в первых числах марта Мане перебрался в Аркашон.
Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе).