«Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4.
Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств.
Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки.
Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Вот до чего доползла змея клеветы. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.
Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников.
Какое-то ослепительное, непостижимое видение». Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света.
Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Рано лишился родителей и жил в большой бедности.
Не был принят художниками и «Вечер». Под влиянием Айвазовского и Фесслера возникло увлечение пейзажем. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости.
Но одна привязанность оставалась у него неизменной, целиком овладевшей им, — это страсть к рисованию. Ввысь устремились тополя. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Тем не менее с мальчика неведомо тянуло к рисованию, приходилось рисовать на разных старых клочках бумаги, как озорник обрисовывал стены и заборы, наподобие современных мальчишек рисующих граффити.
Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». – восклицал Репин.
Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. Он ввел в творчество яркие цвета, начал пользоваться приемом уплощения предметов, чтобы усилить глубину пространства картин, создал оригинальную декоративную систему. В том числе две с одним названием.
Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Полотна имели успех и Куинджи, поверив в свои силы, вскоре перестал посещать занятия в Императорской академии. Искусство Куинджи резко выделялось на фоне передвижнического реализма и академизма и было непонятно коллегам, вызывало недоумение.
Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Я совершенный дурак перед этой картиной. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. – Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка.
Цветовое решение утрачивает монотонность и строится на тончайших отношениях холодных сиреневатых, сероватых оттенках облаков, сгущающихся до лиловых пятен повозок и теплых желтовато-розоватых тонов, в которых написано небо у горизонта. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи создал сравнительно немного значительных живописных полотен. Туман, осталась незавершенной. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году.
Как мы знаем, этого не произошло. В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы. В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.
Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Куинджи же сам объяснял так:. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали.
Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя».
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Русский художник родился в 1842 году в Мариуполе в семье бедного грека-сапожника. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России. В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Любимый с деревенского детства. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников.
Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.
Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Берёзовая роща – символ России. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Куинджи, — писала французская критика, — бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща».
В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. Ах, как живо помню я его за этим процессом.
Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков.
Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Краски изменились чудовищно. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство. Родные, знакомые, хозяева, у которых он работал, знали об этом увлечении и хвалили рисунки мальчика. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны.
Художник много путешествовал. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Однако это звание было присвоено художнику не сразу. Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт.
Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
Выставка 1882 года была последней для художника. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг.
В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя.
В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Отец Куинджи был сапожником. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.
Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу.
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода.
Это был взрыв. Толпы людей часами простаивали у этого полотна. В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды.
Его мастерская была лабораторией исследователя. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым.
Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. У них не было детей, но было полное взаимопонимание. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. В Березовой роще художник созерцает красоту.
За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Менделеев собрал в своем физическом кабинете на университетском дворе художников-передвижников и испробовал прибор для измерения чувствительности глаза к тонким нюансам тонов, Куинджи побил рекорд чувствительности до идеальных точностей. Это имело большое значение в дальнейшей судьбе художника: вместе с этим званием Куинджи перешел из податного сословия в положение свободного художника и освободился от воинской повинности.
Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской. Петербург жил открытием выставки.
Стволы освещены розовым светом заходящего солнца, которое врывается в пейзаж сквозь просвет между деревьями. Рылов, К. Б. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Определяется и творческий метод художника.
О нем говорили, как о маге и чародее. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь».
Мальчику не удалось получить образования. Его просто-напросто не принимали в Академию. Тем более это относится к серии «гор». Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». На выставки с участием полотен живописца собирались огромные очереди посетителей, которые, проведя долгое время в созерцании, выходили из зала глубоко взволнованные и очарованные. В шестьдесят лет художник Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». Часто изображается художниками и всегда по разному. В 1892 году художник удостаивается звания профессора Академии художеств, а в 1894 году становится руководителем пейзажной мастерской.
А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта. Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям.
Вид на гору Демерджи. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова.
Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой. Яйла», «Горный склон. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Ученики любили и уважали Куинджи.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Мальчик с детства любил рисовать. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии.
А. И. Куинджи для ежегодных премий. Рассказывают, что однажды Д. И. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных.
и А. М. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. С приглушенным тоном синих и коричневатых оттенков эффектно контрастируют блистающая под светом луны изумрудная дорожка и холодноватая желтизна стен хаток. Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
Пейзаж нельзя было назвать удачей. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.
В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант.
Крым» и многое другое. Он любил людей не на словах, а на деле.
Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов.
Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты.
Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Отец Куинджи был сапожником. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.
Живописный эффект фосфорического горения белого одеяния Христа, скрасившегося бирюзовым цветом, на фоне темно-бурых теплого оттенка деревьев сообщает образу удивительно яркое впечатление. О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. «Березовая роща» – идеал природы.
Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Даже чуткий и дальновидный И. Н. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов.
Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года.
Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Они по-детски просты и естественны. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме».
Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6.
Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок.
Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы.
Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Успех картины превзошел все ожидания. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи.
Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. О ее цене осведомился морской офицер. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников.
Как пример: в 1868 году на академической выставке Куинджи выставил «Татарскую саклю в Крыму», за которую 15 сентября Совет Академии художников удостоил пейзажиста званием свободного художника. Восторгались картиной Менделеев и Тургенев.
В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека.
Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. При жизни художник не любил рассказывать о себе, вот таким образом о его детстве и юности известно очень немногое.
Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.
Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. Куинджи-пейзажист остается верен себе. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Его увлекал прежде всего световой эффект, его целью была передача впечатления от света он изучал законы сочетания дополнительных тонов для передачи силы света.
В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро».
Кавказ». Позже ему разрешили сдать экзамены по специальным предметам, чтобы претендовать на получение диплома. Вот таким образом он требовал, чтобы ученики на каждое занятие приносили этюды, которые они все вместе обсуждали. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе.
Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.
Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Художники искали новые пути развития. Неужели это художественное впечатление.
В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество, но, по всей видимости, он просто устал от шумихи, сопровождавшей каждую его выставку: ведь наряду с восторженными оценками и мнениями ему приходилось слышать и различные обвинения в свой адрес— вплоть до стремления к дешёвым эффектам и использования скрытой подсветки картин для придания им таинственного вида. В этих картинах преобладала социальная идея, стремление выразить свои гражданские чувства, вот таким образом они были написаны в тёмных мрачных цветах. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
Позже «Чумацкий тракт» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Для конца XIX века такое представление картины было уникальным и производило сильное впечатление.
Период молчания был занят интенсивной творческой работой. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Что это такое.
Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию.
Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны торжественно сияет, заливая таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной сон землю. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Пейзаж стал необратимо темнеть.
Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Наступили долгие годы молчания. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». Крым», «Морской берег. И характер художника ничуть не изменился.
«Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году.
Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.
Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича.
Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
Айвазовский был маринист. Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике.
Последняя была выставлена в Обществе поощрения художников, причем на выставке одного произведения — необычное для того времени явление. Импрессионистической эту картину назвать нельзя. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. В. М. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Богаевский, А. Борисов. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов и повозки на заднем плане сливаются в единый поток.
В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. В северной природе царят гармония и покой.
Вся культурная Россия знала Куинджи. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Рерих, А. А. «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович.
Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника.
Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать».
Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. В 1875 году Куинджи становится членом Товарищества передвижнических художественных выставок. Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству.
В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение.
В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Картина или действительность.
Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Неужели это художественное впечатление.
Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Он отказывается от выписанности, детализации, обобщает предмет, делая главным в композиции цветовое пятно. Архип Иванович учил живописи Н. К. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько».
Некоторые его персональные показы состояли всего из одной картины, но при этом производили просто потрясающий эффект и общественный резонанс. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Товарищество передвижников было для него во многом сдерживающим, ограничивающим его талант строгими рамками, вот таким образом разрыв с ним был делом времени. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. Друзья не понимали причин, волновались. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. В частности, Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе.
Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи.
Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. Затем Архип служил богатому зерноторговцу. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». На зрителей такая инсценировка подействовала безотказно: они входили в полутемный зал и, словно завороженные, останавливались перед манящим и магическим сиянием лунного света. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать.
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Впоследствии М. В. Нестеров вспоминал о произведенном картиной впечатлении: Абсолютно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой Украинской ночью Куинджи.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. Висели репродукции известных художников: в клубе сельском Васнецов "Иван -царевич на сером волке", у прораба по строительству в зале Репин "Иван грозный убивает своего сына", в столовой почему-то опять же репинская "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", у нас дома "Дети, бегущие от грозы"Маковского и в сельской библиотеке Куинджи "Березовая роща". В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».
Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. В картине нет ярких световых эффектов. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь.
Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения.
1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями.
В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист.
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. Картина, названная Осень. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств.
В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь».
Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Мир, полный неги, красоты и покоя. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу».
Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Русский писатель И. И. 3. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.
И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи.
Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).
Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. Она не понята была даже Крамским.
Работа занимала все дни, для занятий и встреч с друзьями-единомышленниками оставались лишь вечерние часы.
«Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. Он представил картины Татарская деревня при лунном освещении, Буря на Черном море, Исаакиевский собор при лунном освещении, за которые получил звание неклассного художника. Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Вот таким образом первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского – Адольфа Фесслера.
Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.
Рериха. Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека.
11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки.
Кажется, трудно найти в это время произведение, которое бы так уныло, так беспросветно отразило мрак российского бытия. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам».
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам.
Затем для картины — случай небывалый в России — была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно. Теперь он уже достаточно зарабатывал, чтобы создать жене обеспеченную жизнь в столице. С середины семидесятых годов художник от социальной темы переходит к пейзажу. Петровская, 82).
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью.
Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине». Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Конечно, это лишь одна из версий. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер.
У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. 20-21). А ведь именно они открыли начинающему автору дверь в мир большого искусства. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя». А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного.
В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Куинджи – Архип Иванович завещал все свои картины имения в Крыму и полумиллионный капитал. Современники рассказывали о нем следующее. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения.
Страдания художника были невыносимы. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Воздух обесцвечивает цвет. Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе.
Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Неужели это творчество.
Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику.
Но как ни многообразны были произведения последних лет, они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики. Пластические поиски Куинджи развивались параллельно: реализм сосуществовал с романтизмом, декоративизм с натурностью импрессионизм — рядом с экспрессивной пластикой. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». «Украинская ночь» – начало зрелости мастера.
Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. В итоге победа осталась за последним. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи.
В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».
По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Что же открывалось испытующему взору ценителей. В благородной тревоге И. Н. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».
Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Среди его учеников были Н. К.
В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества.
Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна он был первым вполне самобытным русским импрессионистом. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Архип стал сиротой.
Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение.
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. О художнике снова заговорили. В конце концов победа осталась за Куинджи. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.
В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Но реакция маститых художников была более чем сдержанной. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя.
Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже.
В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера.
В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Мастерство Куинджи в передаче лунного света — результат огромной работы художника, длительных поисков. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. С этой картиной, несмотря на свой возраст, художник был современным, шёл в ногу со временем.
В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Крамским – идеологом передовых русских художников. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно».
Я совершенный дурак перед этой картиной. Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». Это краткое перечисление его работ, в которых он философски осмысливает грандиозность окружающего мира.
В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской.
Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Затем Архип устроился ретушером у фотографа и это занятие долго оставалось главным источником его существования. Деньги шли на поощрение молодых талантов. Своему детищу – Обществу им. В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург.
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. По сути дела в пейзаже есть только две большие цветовые массы – написанное в сложнейших сочетаниях коричневых, синих, зеленоватых оттенков грозовое небо и переливающийся яркой зеленью луг. Даже нападки делали это имя еще более значительным.
Крым», «Крым. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Но то же очарование света.
В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу.