Иероним Босх (настоящее имя- Ерун Антонисон ван Акен) — нидерландский художник из города Хертогенбос, загадочный и необычный живописец, гений своего времени. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком.
Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Сам Бретон определял Босха как «совершенного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде.
В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Это увлечение длилось несколько десятилетий. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. В этот день в капелле Богоматери церкви Святого Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника», умершего скорее всего за несколько дней до этого. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.
В картине «Сладострастие» страсть предстает только как порок, в самой отталкивающей своей форме. Фламандский художник, Иероним Босх (настоящее имя Иеронимус ван Акен) родился в Голландии ок. О биографии Иеронима Босха известно немного, знаем лишь, что он родился примерно в 1460 г. в небольшом голландском городке Хертогенбос (находится в провинции Брабант на юге Голландии) и практически всю свою жизнь прожил в этом городе. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Почти всю свою жизнь он провел на родине – в городе Хертогенбос в Северном Брабанте.
На всех площадях давали праздничные представления. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Ерун ван Акен родился около 1453г.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Какую же символику на самом деле можно увидеть в творениях Босха.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Сатира – одна из сторон живописи Босха.
Якобы он состоял в Братстве Свободного Духа, членов которого называли также адамитами, — это секта, возникшая ещё в XIII столетии. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25картин и 8рисунков. 7 Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. По-видимому, Иеронимус — латинский вариант имени Ерун.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). На картине Слепые» движется цепь нищих слепцов. Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества.
На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Один человек ждет момента, когда можно будет бросить монету в тигель, чтобы по поверью «малое золото притянуло к себе большое». На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются.
Это было последнее произведение Босха. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однакоего манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что этогарантировало выгодную продажу картин. Здесь запечатлено великое разнообразие движений, без которых эта картина не состоялась бы. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишьзабавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которыемастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. ворчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т. д.
Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Сад земных наслаждений и самое загадочное из творений Босха. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Предположительно Босх прожил около 65 лет (около 1450 – 1516). Чертополох на картине – цветок и символ страдания одновременно.
К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо). Американская исследовательница, автор книги «Тайная ересь Босха», Линда Харрис считает, что художник обладал так называемым визионерским (пророческим) даром. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков.
Доски корабельного днища, годами мокшие в соленой воде, — вот самая лучшая, самая надежная основа для живописи. В 1486 году художник вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»), куда входили как люди духовного сана, так и миряне. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Встреча с Альпами превратилась в одно из самых сильных впечатлений художника. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (около 1450/60-1516), великий нидерландский художник. Нидерландцы не представляли себе, что последует за этим мирным договором и приняли весть о мире с великой радостью. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый.
В том числе знаменитый триптих, гениальный кошмар, Сад наслаждений (1510). Темой 171Искушения св. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня 8212 это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».
В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Его техника называется алла прима. Люди, напоминающие сову, ленивы и праздны избегают дневного света, так как они не хотят знать, понимать и любить сущее. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В основном ван Акены занимались выполнением различных заказов — стенными росписями, золочением деревянных скульптур изготовлением церковной утвари.
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Здесь Босх 8212 прямой предшественник Брейгеля. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Картина Несение Креста обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Сюжет религиозный. Для Брейгеля она полна символов. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Перевёрнутая воронка — мошенничество или ложную мудрость. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.
«Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).
Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Лишь 7 творений Босха подписаны. Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.
В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Mать происходила из семьи резчика по дереву. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Лишь семь творений Босха подписаны. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов.
Все здесь сплошь заполонено людьми. Профессиональные секреты начинались с выбора доски для будущей картины. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Ужас. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Он отклоняется назад, чтобы уравновесить тяжесть. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Кошмар. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Харрис упоминает о картине Джорджоне «Три философа», на которой сам автор изображён рядом с Леонардо да Винчи и Иеронимом Босхом. В нём виднеется фигура без одежды, лишь частично похожая на человека. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Время грозило ужасами близкого Апокалипсиса – искусство отображало эти ужасы. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней – ад реален.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Великий испанский писатель Лопе де Вега называлБосха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основамиморализирующей философии».
Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Лишь семь из них имеют подписи. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Но что все до души. Несмотря на свою любознательность и общительность, Босх никогда не выезжал дальше ближайших окрестностей своего селения. Творчество Босха загадочно. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Так же точно нужно схватить позу человека, несущего перед собой большую корзину. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх.
Отрезанная нога — символ ереси. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия 8212 изгнание Адама и Евы из Рая. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Творчество Иеронима Босха одновременно – новаторское и традиционное, наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны известной одному художнику.
Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Спорна центральная часть. Только природа остается чистой, бесконечной.
Его причудливые, нереальные и, что уж греха таить, пугающие сюжеты вдохновляли его современников и потомков для подражания. вХертогенбосе (Брабант). Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Босх – был личностью весьма интересной. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Возможно, они связаны каким-то дальним родством. Живопись Босха 8212 пророческая.
В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая – Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Тут чинят кровлю блинами, стригут свиней и выносят свет в корзинах. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители. Его удостоили звания дворцового живописца Карла У и он весьма гордился этим. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. 1505, Берлин, Государственные музеи).
Надо сказать, в различные времена взгляд людей на природу не был одинаков. Согласно документам, в 1480 году Иероним взял себе фамилию-псевдоним Босх. Так, картины Страшного Суда она соотносит с войнами и катаклизмами современной эпохи. В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. На картинах Босха в достаточном количестве встречаются сухие деревья и скелеты животных.
То же символизируют и чёрные птицы, которые часто присутствуют на полотнах художника. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Тожественный звон колоколов висел над городом. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков.
По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
Он родился в 1460 году, когда его родина еще не страдала от испанских захватчиков, а его семья была семьей состоятельных потомственных живописцев. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант.
Они заняты деятельностью напряженной, лихорадочной и бессмысленной. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Его техника называетсяалла прима. Здесь нет ничего от естественной чувственной любви, воспетой искусством Возрождения. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырёх главных городов герцогства Брабант. Иоанна. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
В пути он оставался наедине с природой. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
В этом смысле истоки творчества Босха совершенно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). В 1489 году Иерониму доверили роспись двух створок алтаря для капеллы братства, находящейся в соборе Святого Иоанна. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами.
Может, он хотел увидеть свет своего «родного» неведомого измерения. Герой картины – тощий, в разорванном платье и разных башмаках иссохший и словно расплюснутый по плоскости – представлен в странном остановившемся и все же продолжающемся движении. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор из которых изготавливались надгробия. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту идею не в состоянии никто. Для него она – источник красоты и познания.
По преданию, он первым написал портрет мадонны с младенцем. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы. Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца 8212 Иеронимус (или по-нидерландски 8212 Иероен) ван Акен. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Жаба считалась безусловно «дьявольским» животным и в алхимии символизировала серу, которая в религии ассоциируется с преисподней. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Лишь семь творений Босха подписаны. У него есть картины, где недалеко под виселицы бегают и играют дети.
Биография Иеронима Босха не слишком сложна и запутана. Глядя на полотна Босха, можно было бы предположить, что жизнь его была наполнена горестями и трагедиями.
Вот некая, напоминающая удода, с удочкой и на коньках. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Ключ — также символ познания.
Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. В «Семи смертных грехах» людей окружают фантасмагорические животные, чудовища, химеры, вурдалаки, упыри – здесь явно чувствуется влияние Босха.
Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн— это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. е. По углам прямоугольника — четыре малых круга, в которых представлены так называемые «последние вещи» — то, что ждет христианский мир при конце света: Смерть, Страшный Суд, Ад, Рай. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Босх всецело отдал себя в творчество.
Это Питеру запомнилось с детства. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Воин без штанов, зато в панцире, пытается головой прошибить кирпичную стену. Забавный человеческий муравейник становится зловещим.
Среди них — триптихи, фрагменты триптихов и, наконец, отдельные полотна. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Настоящее имя живописца — Ерун ван Акен. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Известный историк северного искусства Карл Ван Мандер отзывался о картинах Босха так: «8230удивительные и странные фантазии чаще неприятные, чем ужасные8230» – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы.
Все заняты подобными или еще более невероятными, никчемными делами. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Его техника называется алла прима. Его техника называется алла прима. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны – времени года, когда и миряне и духовенство склонны преступать моральные запреты.
Тут умирают с голоду, распластавшись между двумя хлебами, не зная, какой выбрать. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В самом центре большого круга — как бы в зрачке всевидящего ока — Христос Страстотерпец. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Нет на картинах и дат.
В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. Сам Бретон определял Босха как «совершенного визионера», отводяему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряеттворчество «живописца бессознательного». Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба. Братство проповедовало культ Девы Марии.
Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Присутствуют там ещё и герметичный сосуд и плавильный горн: одновременно символы чёрной магии и Сатаны, а также алхимических действ. Постепенно творчество Иеронима Босха распространилась далеко за пределы его родного города: к художнику обращались с заказами отовсюду, в том числе короли Франции и Испании. Ему поручали изображать преисподнюю — и он её изображал. Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. После него сохранилось около 25 картин и восемь рисунков. Любопытно, что у Босха стрела иногда воткнута в шляпу иногда протыкает тело персонажа, а иногда торчит из ануса полуголого человека последнее, вероятно, указывает на понятие «испорченности»).
Его кошмары реальны. Ее патроном, чье имя она носила, считался святой Лука. Значительное количество символов Босха являютсяалхимическими. Все корпорации, цеха и гильдии приняли участие в торжествах. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Псевдоним Босх происходит от сокращенного названия родного города мастера – Гертогенбос.
Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Лишь 7 творений Босха подписаны. Для Питера Брейгеля дорога к цели оказалась важнее, чем сама цель. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. Говорят, что он мог и обойтись без этого путешествия. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
А сзади него жизнь, покидаемая им. В Средневековье в ходу были так называемые бестиарии: каждое животное символизировало какую-либо сферу или понятие.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. «Взгляд Питера Брейгеля на людей до черствости объективен. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
А это не что иное как символы смерти. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Гильдия живописцев, как водится, воздвигла на улицах триумфальные арки.
(Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы 8212 это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, 8212 так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства 8212 с другой. А американский парапсихолог и уфолог Джордан Харде утверждает, что художник и сам был пришельцем, а все его картины изображают не что иное как космические путешествия по иным мирам Вселенной Кстати, по легенде, перед смертью Босх произнёс фразу: «Дайте свет». Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Что-то в этом, бесспорно, есть. Нет. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Творчество Босха загадочно. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант).
Так, впервые молодой ван Акен упоминается как «Jheronimus» в архивных документах за 1474 год. Есть и символика, которую можно трактовать в широком эзотерическом смысле. в боковом пределе) братства. Обучать искусству Иеронима Босха начали его дед и отец, профессиональные художники. Оставлять на них имя автора и издателя было очень опасно. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком.
Взгляд на творчество Босха в современности и в Средние Века имел весомые отличия. Далеко не всякая дубовая доска шла в дело. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
В работе «Правосудие» изображены пытки огнем и водой, колесование, дыба. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Иероним Босх – великий нидерландский художник.
в Хертогенбосе (Брабант). Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Третьи убеждены, что Босх был еретиком. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Влюблённые беззастенчиво предаются любовным утехам в водоёмах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. К тому времени, как Брейгель оказался в Антверпене, слава Питера Кука сияла в зените. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
Триптих складень Сад земных наслаждений О самом Иерониме Босхе почти ничего неизвестно. Действия персонажей бессмысленны, но сами движения переданы абсолютно точно. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить.
В соответствии со сведениями, сохранившимися о жизни художника в городском архиве, в 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. », который существует в двух версиях160— (в собраниях Прадо и Эскориала). Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». – так писал о ней Р. Б. Климов. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В этой ранней работе уже проявляется страсть автора к морализаторству.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму человек, распятый на арфе заяц, поймавший своего охотника бесы с мерзкими рожами, груды тел, – это ад Босха, где господствует хаос. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. Потомственный художник но ни одной работы художников этой династии неизвестно.
Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. На картине нидерландские пословицы стали изображениями. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой).
Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Так, лестница обозначает путь к познанию. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Человечество попадает в капканы грехопадений, расставленные им самим на пути к райскому блаженству – невозможно не вспомнить Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония» Благодаря мрачному правителю Испании Филиппу II (которого впоследствии французский историк Жюль Мишле, открывший Средние века Европе XIX столетия, назвал привидением, растворившимся в мрачных покоях королевского дворца – Эскориала) в Прадо находится лучшая в мире коллекция произведений нидерландского живописца.
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Что-то хитрое ироническое неслышно посмеивается в этой картине и кажется вам – это посмеивается сам Иероним Босх, глядя, как вы не можете оторваться от мира склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудовищ, в которых мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной. Рисунок Брейгеля «Алхимик» исполнен сарказма и иронии. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод – Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад.
Стрела — символ зла. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.
Люди уподобляются животным, животные – людям. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Художник сознательно показывает любовь как бы глазами ханжи-церковника и тут же издевается над ним. Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму человек, распятый на арфе заяц, поймавший своего охотника бесы с мерзкими рожами, груды тел, – это ад Босха, где господствует хаос. Ему предстояло совершить свой путь не так, как его совершает знаменитый маэстро, а, скорее, так, как испокон веку путешествуют по дорогам Европы странствующие подмастерья.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т. д. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Значительное количество символов Босха являются алхимическими.
Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. Детей в браке, по-видимому, не было. Jheronimus Bosch), Иероним Босх (1450-1516) — нидерландский художник, один изкрупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочныхживописцев в истории западного искусства. Иероним Босх (настоящее имя – Иерон ван Акен) – один из наиболее талантливых художников 15 века. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. После вступления в гильдию живописцев Питер Брейгель начал собираться в Италию. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.
Город пел и пил, ел до отвала и хохотал до упаду. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Это единство закономерно и естественно. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.
Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Столы на открытом воздухе были заставлены угощением, вино и пиво наливали прямо из бочек. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Также есть версия не менее популярная, чем о секс – культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба. Он является напоминанием о бренности мирской жизни, о неминуемой расплате и страшном суде. Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Голландский профессор истории и иконографии Эдмунд ван Хооссе предположил, что Босх предвидел контакт землян с инопланетянами (который, правда, ещё не состоялся). Фантасмагорический мир Босхавполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первомманифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший вего сознании. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Еще одна тайна связана с могилой художника.
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.
Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Крестьянин разбрасывает розы перед свиньями. Ни одна из этих работ не сохранилась. Может показаться, что Брейгель предает ее анафеме, как то делала церковь. Но, однако, отнюдь нет.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. А на что указывают изображения животных, которые у Босха встречаются в таком количестве. Впрочем, никаких подтверждений того, что художник действительно входил в эту секту, нет. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Но разве тут дело в св. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Ерун ван Акен родился около 1453г.
Анонимные гравюры Брейгеля появлялись довольно часто. Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Владея после женитьбы небольшим поместьем, он, по-видимому, проводил там немало времени.
Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». Всем троим живописцам приписывали провидческие способности. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. В кабинете алхимика господствует хаос и кипит лихорадочная деятельность. Некоторые считают, что творчество Дали – также отчасти плод воздействия картин Босха. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.
Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Разглядывать напечатанную по нему гравюру мучительно. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках— от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Меня зовут Лубберт Дас». Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Позже эта славная женщина подарила художнику сыновей, ставших тоже художниками.
Их лица нечеловечески уродливы и доподлинно реальны. Скелеты убивают живых и выкидывают из гробов мертвых. Скончался Босх в 1516 году. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Доска под картину может быть изготовлена только из дерева, срубленного зимой. Голландский прозаик Феликс Тиммерманс в своем беллетристическом романе «Питер Брейгель» сочинил ему весьма бурное, даже трагическое детство сироты, попадающего то работником к немилосердно-жестокому богатею, то в шайку нищих.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. В Антверпене устроили праздник. (Первые четыре из них принадлежали в свое время королю Испании Филиппу II. ) Легче всего могут быть интерпретированы 171Воз сена187 и 171Семь смертных грехов187. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. 5 По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже.
Некоторые животные с христианской точки зрения считались «нечистыми»: например свинья, лошадь, верблюд, заяц, аист. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто. 1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». Там сложились самые большие коллекции его полотен.
В 1478 году отец Иеронима скончался и сын унаследовал его художественную мастерскую. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.