Иероним Босх (настоящее имя- Ерун Антонисон ван Акен) — нидерландский художник из города Хертогенбос, загадочный и необычный живописец, гений своего времени. Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — удивительный и самобытный нидерландский живописец, творчество которого до сих пор не оставляет равнодушным никого, кто хотя бы вскользь с ним знаком.
На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька.
Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
«Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже.
Они лучше нас понимали ее символику: красный – страсть, зеленый – доброта, синий – земные удовольствия или обман, черные птицы – грех. Харрис упоминает о картине Джорджоне «Три философа», на которой сам автор изображён рядом с Леонардо да Винчи и Иеронимом Босхом. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания).
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Детей в браке, по-видимому, не было. Настоящее имя живописца — Ерун ван Акен.
Отрезанная нога — символ ереси. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Пылали костры инквизиции.
Некоторые считают, что творчество Дали – также отчасти плод воздействия картин Босха. И наиболее сложным. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты.
Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Иоанна.
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров».
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Жаба считалась безусловно «дьявольским» животным и в алхимии символизировала серу, которая в религии ассоциируется с преисподней. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников.
Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». Босх и реален и символичен. Ерун ван Акен родился около 1453г.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос – Den Bosch.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Дело вкуса, как далеко вы будете копать, всматриваясь в потемневшие от времени доски старого мастера. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Наследие Иеронимуса Босха Ван Акена, нидерландского художника рубежа XV-XVI веков — уникальное явление в истории европейского и мирового искусства. Перед странником лежит ненадежный мостик. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Жена происходила из состоятельной купеческой семьи и Босх приобрёл значительное влияние в городе. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Пассажиры фантастического корабля, плывущие в страну Глупляндию, олицетворяют человеческие пороки. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». На картинах Босха в достаточном количестве встречаются сухие деревья и скелеты животных.
Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.
А вверху картины, на облаке одиноко возвышается фигура Иисуса, которая сначала даже не заметна за суетой вокруг телеги, однако изображение Иисуса является настоящим центром этой картины. Безжалостность – вот что она значит для живописца. Это – кощунственная для церкви мысль. Сатира – одна из сторон живописи Босха.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Его техника называется алла прима.
Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. В 1977 году захоронение вскрыли археологи и выяснилось, что внутри пусто. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Ключ — также символ познания.
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери имел признание и много заказов.
В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. После него сохранилось около 25 картин и восемь рисунков. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Творчество Босха загадочно. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года).
Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. В нём виднеется фигура без одежды, лишь частично похожая на человека.
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом.
Согласно документам, в 1480 году Иероним взял себе фамилию-псевдоним Босх. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант.
В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. На картине, вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Лишь семь творений Босха подписаны. В чем только не обвиняли Босха, но так ли непредсказуемо его творчество и полно ли оно мистицизма, как его пытаются трактовать сейчас. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Нарушение определенного типа привычных связей, даже незначительное, должно было обладать большой силой воздействия на зрителя. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник.
Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырёх главных городов герцогства Брабант.
Ему поручали изображать преисподнюю — и он её изображал. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. У путника в руках палка, которой он готов защищаться от животного, которое ассоциируется с клеветой.
В Европе разразилась настоящая паника: люди запасались продовольствием, кто-то переселялся подальше в горы, а кто-то срочно спешил проматывать состояния. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Спорна центральная часть. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда.
1478 года), стали художниками. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Босх показывает ужас страданий и мук ада, пытаясь вызвать страх и отвращение у своих зрителей к греху и похотям человеческим. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти.
Так, картины Страшного Суда она соотносит с войнами и катаклизмами современной эпохи. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника.
В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Символы меняют значение в зависимости от контекста. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья». Ад изображен в правой части триптиха.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Еще одна тайна связана с могилой художника. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Перед вами – репродукция картины Босха. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Другой объелся до рвоты. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.
Иероним был с детства окружён художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту идею не в состоянии никто. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Самое важное, что вам нужно знать о достопочтенном мастере Босхе— это то, что о нём, собственно, почти ничего не известно. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов).
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Что же мы видим у Босха. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы.
А это не что иное как символы смерти. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.
Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок.
У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини – явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал.
Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Там, вероятно и родился около 1450 года. В преддверии эпохи Возрождения крушение сложившейся в течение тысячи лет Средневековья системы представлений о мироздании, рождение в муках нового миропорядка вызывало смятение и ужас в душах людей. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Его техника называется алла прима. Здесь ещё чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака.
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Картина Босха показывает корабль. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Картина Босха – не иллюстрация к ней. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан.
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Иероним Босх был современником великих мастеров итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, — однако творчество нидерландского художника совсем не затронуто влиянием итальянского искусства ни в области идейного содержания, ни в решении художественных задач. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
В другом алтарном триптихе Страшный суд ад изображенный на правой створке, скорее похож на колоссальную кухню. Третьи убеждены, что Босх был еретиком. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. На папском троне в конце XV века были такие одиозные личности, как распутник Иннокентий VIII, Александр VI Борджиа, устранявший неугодных ему людей с помощью яда. Босх – был личностью весьма интересной. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла.
Так, впервые молодой ван Акен упоминается как «Jheronimus» в архивных документах за 1474 год. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Другие видят в произведениях Босха различные символы, связанные с магией, астрологией, алхимией. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Оно не укладывается ни в рамки общей европейской традиции, ни в русло развития ранней нидерландской школы живописи. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Некоторые животные с христианской точки зрения считались «нечистыми»: например свинья, лошадь, верблюд, заяц, аист.
Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя.
Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках— от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Его техника называетсяалла прима.
Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. В 1486 году художник вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»), куда входили как люди духовного сана, так и миряне. Это увлечение длилось несколько десятилетий. С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Среди них — триптихи, фрагменты триптихов и, наконец, отдельные полотна.
Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются.
На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. В середине XVIв., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Вот, собственно и всё.
На заднем плане жираф, слон, мифические единороги пасутся на зеленой траве и пьют воду из чистейших источников, но по мере приближения к зрителю мы видим сову, которая выглядывает из розового источника жизни. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Что-то в этом, бесспорно, есть. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии».
Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Это уже безнравственность и блуд. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
«Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери.
Всем троим живописцам приписывали провидческие способности. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Он – живое обличение глупости и безбожия.
Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Его техника называется алла прима.
Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Какую же символику на самом деле можно увидеть в творениях Босха. Иоанна, бесследно исчезли. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами.
Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. То же символизируют и чёрные птицы, которые часто присутствуют на полотнах художника. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Вот таким образом одним из краеугольных камней остается вопрос, откуда столькодраматизма в живописи Иеронима Босха. Лишь 7 творений Босха подписаны.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком.
Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
Нет на картинах и дат. С этого времени художник получил возможность работать для себя самого, но ему доводилось выполнять и традиционные заказы. Но отшельник не смотрит на нее и тогда перед ним встает город бесов – это и есть Ад, куда хочет завлечь святого искусительница. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха – спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
В 1478 году отец Иеронима скончался и сын унаследовал его художественную мастерскую. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
В середине XVI века, спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. А на что указывают изображения животных, которые у Босха встречаются в таком количестве. Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей. Возможно, Босхом двигал коммерческий интерес: ему стали поручать оформление различных церемоний, росписи в храме и т. п.
Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Рядом сидит в кресле тучный монах.
Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Так, лестница обозначает путь к познанию. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью.
Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Стрела — символ зла.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Это было последнее произведение Босха. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Пастыри и паства совместно беспутствуют.
Меня зовут Лубберт Дас». Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Лишь семь из них имеют подписи. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. И даже Игорь Фёдорович, да.
В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Перевёрнутая воронка — мошенничество или ложную мудрость.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Mать происходила из семьи резчика по дереву.
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую.
Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. По Писанию они все еще закрыты. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри.
В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Ерун ван Акен родился около 1453г.
Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех.
Впрочем, никаких подтверждений того, что художник действительно входил в эту секту, нет. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Американская исследовательница, автор книги «Тайная ересь Босха», Линда Харрис считает, что художник обладал так называемым визионерским (пророческим) даром. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы».
Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. Есть и символика, которую можно трактовать в широком эзотерическом смысле. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.
Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.
Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т. д. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. В 1629 году Хертогенбос, город, в котором жил и умер Иероним Босх, был отвоеван у испанцев голландскими войсками принца Фредерика-Генриха. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М».
Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Внизу под ним буйствует Жадность. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Действие, однако, происходит на фоне прекрасного, величественного пейзажа, чье вечное спокойствие противопоставлено преходящим мирским страстям.
А американский парапсихолог и уфолог Джордан Харде утверждает, что художник и сам был пришельцем, а все его картины изображают не что иное как космические путешествия по иным мирам Вселенной Кстати, по легенде, перед смертью Босх произнёс фразу: «Дайте свет». Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Лишь семь творений Босха подписаны. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Достоверные факты скупы. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый.
Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Возможно, они связаны каким-то дальним родством. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос.
Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Фантастически безобразные черти деловито орудуют обыденными предметами вертелами, поварешками, сковородками, котелками и прочей хозяйственной утварью. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование.
В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Над ними сидит сова, как воплощенное зло.
Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Как и все истинные художники, в конце жизни Иероним Босх становится художником одной темы – темы осмысления происходящего и нравственных исканий. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. На черном фоне расположен под ним Ад.
Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св.
Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3.
Это было всего лишь производное от сокращённого наименования его родного города Херто-генбоса — Den Bosch. в боковом пределе) братства. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается. Ни одна из этих работ не сохранилась. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Лишь 7 творений Босха подписаны.
вХертогенбосе (Брабант). По-видимому, Иеронимус — латинский вариант имени Ерун. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
Скончался Босх в 1516 году. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Картина называется «Искушение святого Антония «. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Бог видит «. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. В архиве Хертогенбоса сохранилась запись о том, что в 1498 году лебедя для трапезы подарил Босх.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония.
Он напоминает гигантскую строительную площадку. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Может, он хотел увидеть свет своего «родного» неведомого измерения. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению.
Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха6. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям. Любопытно, что у Босха стрела иногда воткнута в шляпу иногда протыкает тело персонажа, а иногда торчит из ануса полуголого человека последнее, вероятно, указывает на понятие «испорченности»). Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
Братство проповедовало культ Девы Марии. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Как воссоединится душа с телом.
Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Ему противостоят мощные силы зла.
в Хертогенбосе (Брабант). Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Голландский профессор истории и иконографии Эдмунд ван Хооссе предположил, что Босх предвидел контакт землян с инопланетянами (который, правда, ещё не состоялся). Босх вырос в семье потомственных художников.