Беллини (Bellini), семья итальянских живописцев – основоположников искусства Возрождения в Венеции. Венецианская школа). С Джентиле Б. (около 1429 – похоронен 23. 2. 1507), сыном Якопо Б., связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины. Многочисленным «мадоннам» Джованни Б. («Мадонна с деревцами», 1487, Галерея Академии, Венеция «Мадонна», 1488, Академия Каррара, Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная созерцательность. Первые симптомы Проторенессанса заметны в нескольких «Мадоннах» Якопо (Ловере, гал.
«Мадонна» (1448, Милан, пина- котека Брера), с парапетом на первом плане и открытой книгой, еще не столь совершенна по композиции но «Распятый Христос» (Верона, Кастель Веккио), картина, построенная по строгим законам перспективы, уже свидетельствует о значительных изменениях. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты». Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе.
С именем Джентиле Беллини (около 1429 – 1507), сыном Б. Якопо, связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины (Процессия на площади Сан-Марко, 1496, Чудо святого креста, 1500, – обе в Галерее Академии, Венеция). Произведения Джованни Беллини отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем, насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, ясной, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и поэтичностью образов (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан Дзаккария, Венеция). 1450).
Беллини (Bellini), семья итальянских живописцев – основоположников искусства Возрождения в Венеции (см. 1455, Лондон, Британский музей и Париж, Лувр). Его монументальные многофигурные композиции с несколько сухим тщательным рисунком и светлым праздничным колоритом увлеченно повествуют об уличной жизни Венеции («Процессия на площади Сан-Марко», 1496, «Чудо святого креста», 1500, . «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. Эти новые поиски характерны и для двух знаменитых альбомов рисунков (ок.
Таким образом, можно сказать, что искусство Якопо Беллини и Антонио Виварини определяет собой рубеж в истории венецианского Возрождения — между концом «интернациональной готики» (первая треть XV в. ) и началом творчества Мантеньи в Падуе и Джованни Беллини в Венеции (ок. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. Глава семьи – Якопо Беллини (около 1400 – 1470/1471) при мягкой лиричности образов сохранял связь с готическими традициями (Мадонна с младенцем, 1448, Брера). В полных живых наблюдений рисунках Якопо Б. (зарисовки античных памятников, архитектурной фантазии, многофигурные сцены в альбомах рисунков – Британский музей, Лондон и Лувр, Париж) отражаются интерес к проблеме перспективы, влияние Андреа Мантеньи и Паоло Уччелло. В творчестве Джованни Беллини наряду с классической композицией ренессансной алтарной картины сформировался полный интереса к человеческой личности гуманистический портрет (портрет дожа Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон).
Джованни Беллини (около 1430 – 1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший мастер венецианского кватроченто, творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. В своих портретах Джентиле Б. педантически точно воспроизводит облик модели. Это Богоматерь, возвышающаяся на мраморном троне женщины старцы Себастьян, пронзенный стрелами младенцы на мозаичном полу. в Галлереи Академии, Венеция). Крупнейшим венецианским мастером кватроченто был второй сын Якопо – Джованни Б. (около 1430-29. 11. 1516), творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции.
Живопись главы семьи Якопо Б. (около 1400 – 1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готическими традициями («Мадонна с младенцем», 1448, Пинакотека Брера, Милан). В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная ренессансная композиция алтарной картины («Мадонна на троне в окружении святых»1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой человеческой личности гуманистический портрет (портрет дожа Л. Лоредана, около 1502, Национальная галерея, Лондон), Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве его ученики – Джорджоне и Тициан. Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно.
Нет картин знаменитого художника в Риме. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника. под воздействием Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина гармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями, в которых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый пейзаж («Преображение», 1480-85, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь «Аллегория», так называемая «Озёрная мадонна», 1490-е гг., Галерея Уффици, Флоренция «Пиршество богов», 1514, Национальная галерея, Вашингтон).
Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие влияние Мантеньи («Оплакивание Христа», около 1470, Пинакотека Брера, Милан), сменяются к концу 1470-х гг. В его рисунках, полных живых наблюдений (зарисовки античных памятников, архитектурные фантазии – Британский музей, Лувр), отразились интересы к проблемам перспективы, влияние А. Мантеньи и П. Уччелло. За перилами стоят апостолы Павел и Петр.