Поэтому история искусства Средневековья сохранила немного имен живописцев, скульпторов и архитекторов эпохи.
На средокрестии – дозорные, световые башни беффруа. В храме перед глазами средневекового человека развертывалось все христианское учение. Чуть позже появился готический стиль. 1412—1415), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. Встречаются изображения кентавров, львов, полуящер, полуптиц, химер, в которых отражаются «варварские» основы искусства Средневековья и олицетворяют силы дьявола.
Но в ряде этих сцен – в фигуре богомольца, мирно всхрапывающего под кафедрой проповедника под аккомпанемент великолепной гомилии (март) в городской улице в апрельский день, полной хозяек с корзинками и мальчишек с ветками в картине сенокоса, соединенной с июньским пикником на траве в развертывающейся майской в июльской реке, оживленной челнами, в декабрьской игре в снежки и т. д. и т. д. – оживает быт средневекового города с его работой и весельем. Основное выражение он получил в архитектуре. «бродячие люди»), в придворной рыцарской среде с 13-14 вв рождается светское отношение к миру Наряду с эпосом и рыцарским романом расцветает любовная лирика трубадуров – «альбы», «концоны», «баллады», проникнутые индивидуальным чувством.
На ее территории образуются ряд самостоятельных, но недолговечных варварских государств. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. Поиск и отбор источников по выбранной теме 2.
Альбом представляет собой неоценимый источник для изучения готического мастерства. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, прислушивается к пробуждению новой жизни. Вместе с тем, усиливается роль круглой скульптуры, т. к.
В начале XIII века церковные алтари украсил запрестольный образ, на фоне которого велись богослужения.
О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рампро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо – однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках. Им отмечены трактаты Альберта Дюрера и Никласа Хиллиарда. Все эти черты с особой яркостью проявлялись в украшенных миниатюрами манускриптах изготовленных по заказу владетельных семейств. Нереалистичное изображение Иисуса говорит отом, что средневековое искусство требует более широкого подхода.
Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям. Ставшие позднее известными фрагменты фресок из церкви св. В результате распада империи образовалось три государства: Германия, Франция, Италия.
Она была поставлена глубже «диалектической мыслью» XII в., чтобы с новой проникновенностью вернуться во фламандском искусстве. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол. Варвары поклонялись силам природы громную роль в их жизни играли магические обряды.
Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте). Там же находились усыпальницы знатных лиц. граничит с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой за независимость от феодальной зависимости. Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов. И так же, как в Италии, расцвету фламандской живописи способствовало важнейшее техническое нововведение – масляные краски.
Это касалось и жилых сооружений и храмовых, в особенности монастырских комплексов. Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни. Такими же оказываются портреты императора Карла IV и его сына Вацлава на алтарном образе, заказанном архиепископом Яном Очко (ок. романские художники – это простые ремесленники и каменотесы, плотники и гончары.
Аналогично жеманен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. духовного мира и с наибольшей выразительной силой показать её людям. Именно таким образом смысл человеческого творчества понимали те, кто жили прежде. Те, кто живут теперь, понимают, как правило, как-то иначе. 1412-15), который прямо продолжает «итальянизирующую» традицию парижской школы. По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре.
Эта нидерландская живопись в 1-й пол. Образцы-эталоны передавались от мастера к мастеру из поколения в поколение. Когда мрак уже опустился на всю Европу, свет еще долго не угасал на берегу Босфора. «Портретирование конкретного лица было ещё неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12. Г. с.
Само итальянское слово fresco означает свежий. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла. Стефана, – порождение его собственного художественного опыта, а не результат подражания образцам. Продольные нефы пересекает трансепт – поперечный неф, т. о. Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши.
Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. Это могли быть не только изображения донаторов и фрески, но и не дошедшие до нас станковые изображения. В 1430-х гг. статью в разделе История искусства).
(Архитектура и скульптура средних веков были Библией в камне. И естественно, что на этот свет было обращено всеобщее внимание. Несомненно, каждый день и каждый час «Улица живописцев» парижских XIV–XV вв. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч.
Повернувшись друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумья. Фрески, открытые в 1888 г. в церкви св. Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. Кактолько отношение взрослых кдетям поменялось изменились ипортреты детей, создаваемые взрослыми идля взрослых.
13 – нач. Он не был единственным. Именно этому факту многие приписывают реалистичный, лишенный подчеркнутого аристократизма стиль местного искусства. Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. Эта версия связана с тем, что в лицах начинает появляться определенная индивидуализация.
Цитаделью замка был донжон– прямоугольные или круглые 4-х ярусные башни с бойницами (нижний ярус – склад, 2-й – помещение для слуг, 3-й – покои хозяев, 4-й – рыцарский зал). Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. Готическаяскульптура сохраняет связь со стеной, с опорой. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. 1395, Лондон, Национальная галерея) и миниатюрах.
Именно эти выработанные правила иконописи унаследовала Русь с принятием христианства. Мы не знаем русских натюрмортов или пейзажей. В основе романского типа мышления лежало предпочтение духовного телесному, материальному и это сказалось на видении мира. 13 – 14 вв), Реймский собор (нач.
Далее, на западных кодексах мы убеждаемся, что в тогдашних мастерских письма (главным образом монастырских) над книгой совершалась новая, неведомая классической древности работа имевшая в виду синтез письма и живописи, где само письмо становится «живописным», где «картина» подчиняется инициалу как определяющей рамке и где творческие усилия положены на создание орнаментального убора текста и инициала интимно с ним связанного. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Острый кризис, начавшийся с 3 в н. э.
Это была доступная всем и каждому связь с Богом, ведь многие люди в то время были неграмотными, а значит, не могли читать тексты молитв и вообще любые церковные книги. Художник понимается как наследник божественной мудрости. была театром технически-художественных находок и событий. Под яркими отсветами, какими они наполняли храм, блекли и изменялись нежные цвета росписи. Но он использует выразительный контур и тонкую проработку деталей лица, что передает сходство без идеализации— которая была так свойственна итальянским образцам. Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена, портал церкви Шанмоль).
В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии. Но спокойное и несколько неподвижное искусство других известных школ Германии той же поры (Трира-Эхтернаха, Кельна) отодвигается в тень изумительным расцветом Рейхенау с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотою красочных комбинаций. Германии: сочетание готики и романской традиции (Фрейбургский собор (13-15 вв), стрельчатый Кельнский собор (13 -19 вв) – «пламенеющая» готика Италия: Миланский собор (кон. Иоанна в Мюнстере, в швейцарском кантоне Граубюндене (ныне в Цюрихском музее), расширили представление о художественном наследии каролингов.
Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок. Раскраска изображений условна. на стр.
Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует). Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага.
Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье). Paradis1450MusEe des Beaux Arts, LilleMICHELANGELO Buonarroti. Оно и понятно. Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков.
Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий». 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Правда, отдельные художники ища методов парировать убийственный для росписи эффект, повышают ее тональность до яркой и созвучной стеклам, они прочерчивают золотом («золото – единственная краска, не угашаемая синими и красными отсветами стекол») рамки, каймы, усики, вводят отдельные золотые детали: золотые посохи, вещи, пояса, запястья, туфли, ангельские крылья. Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены.
Индивидуальность оказывалсь для мастера полностью подчиненной тому нормативному идеалу, который соответствовал социальному положению3». Она была простой, тяжелой и очень прочной. Полуциркульные арки сменяются заостренными кверху стрельчатыми арочными проемами. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы (1412, Женева). Внутреннее убранство храмов было значительно богаче. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского».
Образцом романского стиля являются три храма на Рейне: соборы в Вормске, Шпейере и Майнце. Стефана. в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи.
Вопрос о соотношении святых даров с человеческими добродетелями был предметом дискуссии в первой половине 12 века в сочинениях Ансельма Кентерберийского, Ива Шартрского, Гонория Отенского, Руперта Двитцкого, Абеляра, Бернара Нлервосского и других философов и богословов 12 столетия. 171, рис- на стр. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания.
Далее работали над "доличным письмом", создавая пейзаж, одежду, повествовательные эпизоды. Характерна церковь в Жерминьи де Пре, освященная в 806 г., в плане она представляет квадрат с тремя абсидами – на восточной, южной и северной сторонах (рис. XV века. Tempera on wood.
Эти франко-фламандские мастера ассимилируют влияние итальянской (в первую очередь сиенской) живописи и во 2-й пол. Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок. Господствовавшей стала базиликальная форма. О кинематографе отчасти было сказано здесь.
«сырой»- живопись по сырой штукатурке, красками разведенными на воде) мозаики (живопись, выполненная путем вдавливания в штукатурку смальты – раскрашенное стекло, частик камней) – пример: «Добрый пастырь в райском саду» – мозаика в мавзолее Галлы Плацыдии, мозаика церкви Сан Витали (изображение Юстиниана и Феодоры) книжная миниатюра иконопись – икона Владимирской Богоматери византийского письма. XV века9.
Наконец, характерно его традиционное, несколько формальное благочестие, выраженное скороговоркой в одной фразе и резко отличающееся от обстоятельной, подробно обоснованной благочестивости Теофила. Пример совмещения обоих типов храмов – Софийский собор в Константинополе (6 в., Исидор и Анфимин), с большим куполом, опирающимся на подкуполья. В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413—1416) и миниатюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). 1371-75, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха). Средний неф шире и выше боковых. Средневековая живопись не знает перспективы, открывающей глубину картины.
Замки господствовали над округой как «град Божий», т. е. Влияние раннего итальянского треченто спорадически проявляется в живописи и миниатюре Северной Европы уже в 1-й трети XIV века, а деятельность Симоне Мартини, Маттео Джованнетти и других «авиньонцев» в 1340-е гг., где сложилась своя итало-провансальская школа, придает этому процессу итальянизации более широкое распространение.
Их произведения не лишены интереса. Химеры, горгулии на соборах – аллегории грехов человеческих и их греховных страстей. «), окруженный более низким (диаметром 29. и) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. Интерес в живописи направлен внутрь духа индивида, а человеческое тело теряет свое значение. Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты.
Императорские указы, так называемые ЫЬп сагоПш, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». В некоторых русских землях иконы писались на ткани, которую покрывали левкасом. Цвета стали значительно более насыщенными и яркими. «Портретирование конкретного лица было еще неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков.
218) была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе). В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в. ), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика. 1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Но остроконечная арка, в отличие от полукруглой, была неустойчивой. Период интернациональной готики явился переходным к живописи Проторенессанса.
Знание передавалось устно и в художественных образах, по сути, без подкрепления рукописным словом. Живописи Византии присущи локальные цвета, ритмические линии, выразительные контуры, плоскостные формы, фон золотой (божественный нетварный свет), большую роль играла символика композиции и цвета. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями.
Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Франция: Собор Парижской Богоматери (сер. Их граждане гордились своими завоеваниями. 1260-70.
Скажу честно – глядя на работы современных авторов, я не понимаю, как именно. Можно утверждать, что Византия уберегла мировую культуру2. Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии. Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи.
Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом.
Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Их принято обозначать обычно как Мастер 2 и Мастер 3. К восточной его части пристроена низкая четырехгранная с внешней стороны и многогранная изнутри абсида. 1370-80, Вена, Музей города). В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв.
Конец 9 и 10 вв – самый «темный» период в истории : набеги норманнов, сарацин, венгров, междоусобицы и распри. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Он получил название «готика». Благодаря этому колоссальному техническому прорыву спустя годы были созданы величайшие шедевры фресковой живописи, в том числе росписи Сикстинской капеллы в Ватикане кисти Микеланджело. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами.
Их утрата восполняется портретами в религиозных образах (например, «Уолтонский диптих» с портретом короля Ричарда II, ок. Такова роспись простенков сотканной из цветного стекла Sainte Chapelle и целого круга подражавших ей французских церквей. В жилище доминировала утилитарность.
И если для X в. Франция не может противопоставить ничего, что было бы ему равносильно, зато работа, вскрываемая памятниками следующего века (главным образом в фресках церкви Saint-Sauvin), открывает собою долгую и плодотворную эпоху в ее истории. Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север. Ни «грубые мужики», предмет его презрения, ни те менее, чем он, обласканные историей и судьбой соседи, которые имеют «синие ногти» и чей «рабочий день долог», не представляют серьезной проблемы для этого забавного искусства кануна Ренессанса. Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных.
По итальянской традиции фон золотой изображение профильное и погрудное. Однако в иконописи используется принцип обратной перспективы1. Их резиденции становятся сосредоточием лучших творческих сил. Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. Г. И.
Верхнюю часть занимало небо, нижнюю – земля, по правую руку Христа находился рай и праведники (добро), по левую – осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло). Так, например, движение умирающего св. На средокрестии возвышается башня. Возвышенное сочетается в них с житейским. Если в этот век последнее слово было сказано в направлении совершенства золотого фона (безмерно изощрен на Западе рецепт накладывания и полирования листочков подлинного золота на страницу, доныне производящую впечатление политой массивным золотом и дающую своеобразную золотую выпуклость), он был веком изумительных рецептов красок эмалевого эффекта, расцветивших нежные группы Жакмара дЭсден, живущие как бы в незаходящем солнечном свете. Изображенные им фигуры, особенно толпа, окружающая св. Слои мазков, нанесенные друг поверх друга, открывали доселе неизвестные возможности игры цвета.
bу Dodwell С. В. London, 1961. Почти везде фоном служат строения времен античности. худ., ок. Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными.
Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции. Средневековье стало началом для возрождения литературы. В центре композиции всегда изображалась фигура Христа.
Второй по художественному значению центр придворной культуры— Прага, столица Империи по решению Карла IV. Труд Теофила показывает, насколько высоко ценилась в 12 веке деятельность художника. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, то есть «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Их могли брать в дорогу купцы, артельщики, меняющие место работы и т. п. Среди всех мастеров миниатюр отдельного упоминания заслуживают братья Лимбург, жившие в начале XV века. Наибольшая часть средневековой литературы воплощалась в деревянных досках и только для более дорогих томов использовалось простое тиснение кожи.
произведении воссоздавался "божественный прообраз", "архетип". Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. Эт0 была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством.
Это волнение выражено в сложном движении корпуса, в вибрации драпировок одежд. Точной даты окончания Средневековья не существует.
Он получает важную роль в частной и государственной жизни. Художник должен был приспособить раннехристианские мотивы к новым условиям и выразить с наибольшей ясностью рассказываемую им историю. Но подлинная фреска – это всегда роспись поверх свежей, еще влажной штукатурки, служащей грунтом для слоя краски.
Возникло движение иконоборцев, развернувших острейшую борьбу против идолопоклонства. (дошли в оригиналах и копиях). Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Во 2-й пол.
Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок. Но, как пишет Виктор Гращенков, не следует рассматривать это время как «перерыв» в эволюции портретного жанра. Поздняя готика испытывала кризис и глубокую потребность в переменах, вот таким образом активно восприняла реализм треченто. Аахенская капелла (илл. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара.
Состав этот, содержащий мел и рыбий клей, назывался левкас. Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты. Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Подлинная страсть к своему искусству заслоняет от Теофила все остальные пути познания бога.
Тем не менее и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что византийское влияние следует абсолютно отождествлять с восточным, азиатским. Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала.
renaissance «возрождение»)– так назвали исследователи искусство этой эпохи. Готические собор стал важным общественным местом в городе, олицетворяющим «божественную вселенную».
здание имеет форму креста. на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж). Богатый декор рождает впечатление движения вверх. Отечественная же традиция зачастую склоняется к началу Нидерландской революции (1568 год). В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана.
XV века. Портрет быстро обособляется в самостоятельный жанр в условиях придворной культуры. Трактовка фигур примитивна. Это достигается с помощью ряда художественных приемов. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Средневековые надгробия (например, королевские в Сен-Дени), демонстрируют эволюцию: сначала фигуры покойных выполнялись с идеально условной трактовкой молодого лица в виде застылой маски, оживленной стандартной «готической улыбкой», безо всякого намека на портретное сходство.
Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. «Портретирование конкретного лица было еще неотделимо от портретирования сана», пишет Гращенков12. Возникла масляная живопись. Вариантом центрического сооружения является капелла св.
14 вв) – место коронование французских королей и символ национального объединения. Эта нидерландская живопись в 1-й пол. В готическом зодчестве она постепенно хиреет.
1267-1337). В целом Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. Т. О., в рамках официального мировоззрения «религиозного аскетизма» реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение Божие. Аскетизм христианской религии предполагал главенство духа над плотью, вот таким образом плоть человека была объявлена «сосудом греха», обнаженные фигуры изображать было запрещено, а главную цель художник видел в воплощении некой абстрагированной идеи – божественного предопределения мира. Пражские миниатюристы и художники также испытали итальянские влияния (например, Томмазо да Модена, возможно, работал в Карлштейне).
Мы не заблуждаемся насчет артистической ценности часовника, вышедшего из неизвестной парижской мастерской середины XV в., с изображениями месяцев, сохранившего 24 сцены «игр и работ XV в». В киевском соборе св. Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания. Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Характерно, что с натуры художники не писали. Помимо буквального смысла всякое изображение имело и иносказательное значение.
В восточной части – полукруглые выступы (апсиды), где размещается алтарь. До 1559Ярославль.
Это был Ян ван Эйк. Часто архитектуру этого периода называют мрачной.
В них вырабатываются своеобразные композиционные приемы, которые затем окажут влияние на построение образа в станковых портретах. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных районах Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы (например итальянское романское искусство испытало более сильное влияние византийских традиций). Это сознавали и западные люди того времени. «Уродливость» младенца вполне могла быть преднамеренной. Михаила в Фульде (илл. Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. в античном мире (восстание рабов, натиск варваров) вызвал крушение в 476 г Римской империи и рабовладельческого строя.
как наглядное выражение могущества феодального владыки. Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Сильно овосточенная Византия сохранила все же свою классическую основу и эта основа не переставала сквозить в творчестве западного художества, попавшего под порабощающее влияние Византии4. статуи отделяются от стены и помещаются в нишах на отдельных постаментах. Особо следует сказать об оформлении книг. Отсюда – внешняя броскость, приглядность изысканность их картин.
Работа в технике фрески, как правило, не предполагает исправлений и требует быстрого (до высыхания штукатурки) завершения произведения. Duomo-OrvietoBOUTS Dieric the Elder. Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства.
Внутри книги были полны рисунками или миниатюрами. Среди знаменитых работ художника Мадонна канцлера Ролена, Портрет четы Арнольфини. Средневековый портрет ребенка обычно создавался позаказу церкви. Популярна в городской среде поэзия вагантов (лат.
Речь идет об изобретении масляных красок. Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир. Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест».
X – XII вв) стал первым общеевропейским стилем. Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля. Существовали лицевые (иллюстративные) и толковые руководства, содержащие краткое описание предметов изображения и технические рекомендации. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода.
На сохранившихся образцах египетских тканей VI-VIII вв. Мастер-изограф писал лики, кисти рук, стопы ног. Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. Потому имена многих мастеров того времени, не дошли до нас – ведь сапожник не будет ставить свою подпись на каждой паре созданной им обуви.
Цель искусства, как цель своего сочинения, монах видит в служении и восхвалении бога. Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья. Их очень любопытно разглядывать. XV века.
Осуществляя указания Феофила, он верен его красочной гамме, его рецепту «телесной краски», закону «совершенного света» и «совершенной тени». Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Рукописные книги были настоящими произведениями искусства. Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям.
Он принес славу как братьям, так и их покровителю. В течение целого века (VII-IX вв. ) в Византии было запрещено изображать Бога и святых в человеческом облике, заменив знакомые образы символическими орнаментами и фигурами. Во-вторых, действие цветных стекол.
Далее поверхность доски покрывали специальным составом и затирали до идеальной гладкости. Романский собор являл собой символ твердыни человеческого духа в искусстве. Иконы, воспроизводимые таким образом (это не вполне копии, скорее тщательные повторения), назывались изводами. Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. Мозаики купола Аахенского собора говорят о высокой опенке наследства Византии и Равенны.
Не подлежит сомнению существование связей между некоторыми приморскими городами Европы и азиатскими торговыми портами, кроме того, мы имеем сведения о существовании крупных азиатских, преимущественно сирийских, колоний в разных городах Центральной Европы (напр., в Трире). Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему. Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете – П. Сорокин).
В 7 – 8 вв. Важным звеном в этом круговороте международных художественных связей стал Милан, где с 1378г. Это вдохновенное произведение Древней Руси и сегодня потрясает своим величием. Индивидуальное начало проскальзывало в каноне, стереотипе лишь изредка и то— едва уловимым намеком, условным обозначением. Т. О.
Более значительна церковь Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале 8 в. Эт0 небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя абсидами на восточной стороне. Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400-1420-е гг. Изобразительное искусство представлено в форме фресок (от ит.
Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Madonna and Child with Saints and Crucifixion. 1360г., как считается, Жираром Орлеанским (Лувр).
Не менее характерной чертой является субъективизм суждений об искусстве, выбор для зарисовок архитектурных деталей, сцен и фигур в соответствии с личным вкусом Виллара, о чем мастер несколько раз не преминул заявить. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). В 1420-30-е гг. Он не отступает от византийского типа облипающей одежды.
Софии в конхе (навершии) апсиды по канону помещено мозаичное изображение Богоматери. Марии в Мюльхаузене). 1365, где полуфигуры святых переданы в трехчетвертных поворотах). Репрезентативные и натуралистические тенденции проявляются во всех видах скульптуры (надгробия, донаторские, светские статуи) и следующий качественный скачок происходит в творчестве Клауса Слютера, голландца, работавшего в Дижоне (Филипп II Смелый и его жена Маргарита Фландрская, портал церкви Шанмоль).
Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы).
Стефана, ок. Искусство грубоватое и дикое («наивное»), но непосредственное и искреннее, т. к. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. В чём смысл этого занятия. Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале.
Во-первых, сведение к минимуму плоскости стены, вдобавок еще разбитой колоннами, колоннетками и орнаментальными фризами. Это объясняется рядом причин. Орнаментация напоминает произведения прикладного искусства этого периода, но часто встречаются также мотивы, заимствованные из искусства христианского Востока: пальметки, некоторые виды плетенки и т. д. К числу лучших памятников этого стиля принадлежат «Луксейский лекционарий» и «Геллонский сакраментарий» в Парижской Национальной библиотеке (оба около 780 г. ) и «Гомилии Григория Великого» в Ленинградской Публичной библиотеке (вторая четверть 8 в. ). Возникла масляная живопись. Например, скульптуры Марии и Елизаветы реймского собора. Живопись условно-плоскостная.
Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием. Эпоха Ренессанса принесла ссобой художественные инновации, однако неони послужили причиной того, что детей стали рисовать «лучше». Романская архитектура опиралась на достижения предшествующего периода (в частности, Каролингского Возрождения) и формировалась под сильным влиянием традиций античного, византийского или арабского искусства, отличаясь большим разнообразием форм.
по «римскому образцу». "Геллонский сакраментарий"В меровингских рукописях встречаются -изобразительные – мотивы – птицы вокруг райского дерева, Мария в восточной одежде, с крестом и кадилом в руках, распятие, летящие ангелы и т. д. Однако характерной их чертой остается подчинение задачам украшения текста. 169). На занавесях Св. Художественное убранство храма подчинялось строгой логике.
См. : Введение Додуэлла, с. XXIII-XLIV. ). Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда. Фрески пользовались огромной популярностью в Италии, как уже говорилось, во времена Джотто. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды.
Однако и здесь на всем был виден отпечаток романского стиля. Пз всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие. В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль. Фигура Богоматери украшала навершие (конху) алтаря – дома Бога.
Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток. Исследователями выдвинуто предположение (не доказанное), что возможно, в это время скульпторы начали использовать посмертные маски (например, для статуи французской королевы Изабеллы Арагонской, Козенца надгробие Филиппа Красивого, Сен-Дени, 1298—1307гг. ). На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства.
ВСредневековье все еще сильны художественные конвенции. Удивительное мастерство передачи всех оттенков человеческих переживаний сделало Джотто великим драматическим художником. Но к концу XIII века положение начинает меняться. В виде маленькой миниатюры всегда выполнялась и заглавная буква в каждой главе.
В число таких произведений входят работы братьев Лимбург (в первую очередь их Великолепный часослов, 1413-16) и миниаюры работы Мастера Бусико (1412, Женева). Ему завидовали, его старались похитить. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Мастерство художника, естественно, воспринимается Теофилом как дар божий. Раскрашивание иконы делилось на этапы. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи.
С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. В западной части – портал.
The Damned1499-1502. Во внутреннем убранстве собора скульптуры святых. Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания.
Многое роднит их друг с другом, каждый достаточно типичен для своего времени. Не говоря об Италии, в которой всякая художественная жизнь после VII, VIII века замерла почти всецело1 и которая для удовлетворения своих нужд постоянно прибегала к византийским мастерам, вся остальная Европа взирала на византийскую культуру, как на недосягаемый идеал. История византийской живописи со всеми ее колебаниями и временными подъемами есть история упадка, одичания и омертвения. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды.
Папский Авиньон, где работало много итальянских художников, стал центром, откуда итальянское влияние распространялось по всей готической эпохе (Каталония, Северная Франция, Англия, Чехия, Ю. Германия). Черезкакое-товремя люди стали считать, что только так иможно рисовать ребенка. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому.
Характерным видоммонументальной живописи на Руси стала фреска2. Иконописец писал не с натуры, а по образцу – прописи (см. В 1420-30-е гг. Художниками достигается эффект «живого присутствия», который впоследствии повлияет на нидерландских живописцев XV века. Такие же заостренные формы приобретают башни и крыши готических храмов.
Но это не так. Термин «романский» возник в 19 в., как обозначение искусства 10-12 вв, в котором постройки были преимущественно каменными, со сводчатыми перекрытиями, т. е. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый Богатейший часослов герцога Беррийского (около 1411-1416).
языческого жизнеподобия. Стефана при всей условности линий передано в какой-то мере с жизненной убедительностью.
В ряде случаев принимается падение Константинополя (1453 г. ) иногда – смерть "последнего рыцаря Европы" Карла Смелого (1477 г. ), подчас – открытие Колумбом Америки (1492 год). Характерно, что многие художники Средневековья не подписывали свои работы – это было для них обычным ремеслом, таким же, как производство булочек для пекаря. Во Фландрии были изобретены масляные краски. После того, как процесс написания иконы был завершен, ее живописное поле могли покрыть олифой.
Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными абсидами. Считалось, что олифа предохраняет красочное покрытие и подчеркивает выразительность цвета. Я нарисовал эти окна, так как они мне понравились больше других. Следя на протяжении XI–XV вв.
По-видимому, это решение портретной композиции возникло благодаря скульптуре. 1375, Лувр статуи Амьенского собора, 1373-75 статуи австрийских эрцгерцогов с южной башни Венского собора св.
С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые абсиды. Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей. Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Вормский собор – это храм-корабль с массивной башней. XIV века создают стиль «парижской школы», где соединены исконно французские черты итальянские заимствования и художественные традиции с севера— Фландрии, Брабанта, Голландии, Рейна и проч.
илл. В большем относительно числе их сохранила Италия. Амьенский и Страсбурский соборы – примеры «пламенеющей» готики. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир. Он первым из великих флорентийских мастеров снискал прижизненную славу, добившись почета и богатства. Временами, в некоторых местах, эта классическая основа проявлялась с особой яркостью. В Византии в архитектуре были выработаны новые формы: помимо базиликального типа храмов, возникли и крестово-купольные (с квадратом в основании, расчлененным внутренними столбами на нефы (3 или 5), полукруглыми выступами в восточной части храма – апсидами, внутренними сводами, опирающимися на столбы и поддерживающими барабан купола).
Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. Храмы приобретают более легкие, стремящиеся вверх очертания. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений. Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой.
Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. (дошли в оригиналах и копиях). Эта работа могла быть доверена помощникам изографа.
1365г., Вена, Соборный и епархиальный музей). Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Фигуры святых приземисты, мужиковаты, явно простонародного происхождения. С наступлением эпохи готики стиль мышления изменился.
«Изображение человека подчинялось представлениям средневекового представления и существенно отличалось от понимания личности в искусстве нового времени.
Тем не менее романский стиль (к. Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. Гробница представляет собой двухэтажное центрическое сооружение: нижний этаж в плане десятиугольный, с диаметром 13, 5 м верхний – круглый, несколько меньшего диаметра, так что над первым образуется наружный обход шириной 1, 2 м. Нижний этаж заключает внутри крестообразную в плане усыпальницу, перекрытую сводами, как и в мавзолее Галлы Плапидии. известные школы официального искусства. Такие иконы были легки и удобны в путешествиях.
худ., ок. Буквы, составленные отчасти из животных и растительных форм, ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым. Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 – 8 вв. ), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером.
Готическая скульптура органическая часть архитектуры. Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами. С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. 1371—1375, Прага, Национальная галерея, приписывается Мастеру Теодориха)10. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета.
Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. Тут старая традиция «идеальных портретов» монархов из готической соборной пластики преломляется по новому, благодаря натуралистической портретности лиц изображенных (император Карл IV и его жена, 1370-80, церковь св. Эти образы привлекают своей нравственной силой и в то же время жизненностью и простотой.
Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов. FrescoChapel of San-Brizio. Так, в рукописи «Геллонского сакраментария» распятие служит буквой «Т» фигура Марии составляет часть заглавной буквы «I». Ed.
Дерево, темпераКрещение ХристаНачало XVI в. Пинакотека, ВатиканИкона св. 167, 168). Два фактора в нем неблагоприятны для ее жизни.
Так, например, краска на иконах накладывается своеобразными пятнами (по-древнерусски – плавями), художник как будто избегает работы со светотенью, предпочитая обозначать объем всего лишь несколькими светлыми штрихами (оживками или движками). Ломбардцы внесли свежую натуралистическую струю в утонченный стиль франко-фламандской миниатюры нач. Связи с Италией и Византией, оживившиеся при Оттонах, воздействие искусства «Островов Океана» – с IX в. Рейн и частью Дунай стали дорогой странствований иров и англосаксов – все это объясняет расцвет живописи в Германии X в. Он не был длительным.
Девять оттенков серого – от жемчужного и серебристого до мышиного и темного «кротового» – можно насчитать на одеяниях, продернутых золотой нитью, амиктов-певцов в сцене погребения (того же часовника). Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры.
Драматизм и экспрессивность, напряженная духовная выразительность живописных образов, характерные для романской живописи (сцены Страшного суда, борьба между ангелами и дьяволом за человеческие души – распространенный сюжет храмовых росписей) оказывали огромное эмоциональное воздействие, отражая идею греховности мира идею искупления и спасения. 3 На тканях встречались самые разнообразные рисунки.
Не менее существен быстрый, стремительный и динамический стиль кратких пояснений Виллара. («Валаам и ангел», «Страшный суд»). Он в общем повторяет восточные иконографические схемы и типы. Сохранившиеся постройки весьма примитивны, например так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале. Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра).
Если в зрелую готику все фокусировалось вокруг собора, в XIV веке начинается распад данного соборного единства готического стиля, помимо монументальных форм развиваются камерные жанры (особенно книжная миниатюра). Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). В характеристике святых появляется человечность, мягкость. Но распространены они были и в других странах и в другие периоды. В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения.
По своим функциям она различалась по 2 видам: оборонительная (замки, города) и культовая (христианские храмы и монастыри). Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Для этого брали непрозрачную краску – темперу, растертую на яичном желтке и начинали создавать фон произведения. Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. Так как человек был сотворен «по образу и подобию Божьему» индивидуальный облик любого на земле был результатом случайного— и вот таким образом второстепенного отклонения от высшего идеала, вызванного первородным грехом.
Все они являются профильными и написаны под воздействием братьев Лимбург и Жана Малуэля. Исполнялись миниатюры яркими красками, полутона и тени отсутствовали. В их числе немного особняком стоит акварельный портрет Людовика II Анжуйского (неизв. Основными чертами романской архитектуры были толстые и прочные стены, господство полуциркульных арок и сводов, тяжеловесность пропорций как светских, так и культовых сооружений, особо следует отметить отсутствие купольных перекрытий.
Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными. Если внимательно всмотреться в последний, станет понятно, сколь значительно было мастерство Ян ван Эйка. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости.
В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Насредневековое понимание Христа повлиял образ гомункула, что дословно переводится как«человечек».
Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья.
Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора. В миниатюрах портреты имели донаторский характер, а также включались в какую-либо светскую сцену. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. Господство христианского спиритуализма – духовно-символического начала). Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее. Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий.
Часть мотивов носит классический, эллинистический характер, другая – определенно восточный. Если одаренность – ingenium – мыслью раннего средневековья часто связывалась с божественным вдохновением и расценивалась как непосредственная зависимость творчества художника от бога, то в 12 веке божественное участие в работе художника понимается косвенно, по аналогии человеческого творчества с божественным.
История русской иконописи сохранила мало имен изографов. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта. Но уже от оттоновской эпохи в Германии (X в. ) сохранились памятники более импозантные: не только малое искусство книжных миниатюр, но и большое искусство монументальных росписей.
Очень большое внимание уделялось свету и цвету. Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Last Judgment1537-41. То же самое прослеживалось и в живописи.
Ряд портретов франко-фламандско-бургундского круга был создан в 1400—1420-е гг. Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини».
Они – живописны и красочны. Примеры:SIGNORELLI Luca. Наступил романский период в истории искусства Западного Средневековья. Первый пример— портрет эрцгерцога Рудольфа IV Австрийского (ок.
В руках средневековых западноевропейских мастеров остались только секреты строительства арок и сводов, причем тяжесть сводов требовала возведения толстых и крепких стен мастера же, умевшие строить настоящие купольные перекрытия, к этому времени остались только в Византии. Миниатюры иллюминированных рукописей помогают сменить простое погрудное изображение на более сложную полуфигурную композицию (начало XV века). Идея творческой свободы (художник может рисовать людей так, какему вздумается) относительно нова. В Нидерландах XV века бурное развитие городов и культуры, а также то, что придворные художественные центры с их изысканностью утратили своё значение и мастера сосредоточились в городах, привело к активному развитию портретного жанра.
«Каролингский ренессанс» (франц. 220).
Любопытным примером светской сцены, содержащей портретное изображение заказчицы, является миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» художника Робине Тестара. Романский художник, хотя и живет в мире, где «сквозь царство порядка глядят глаза хаоса», является близким или далеким учеником восточных – сирийских и византийских – учителей, учеником их ученика, падеборнского монаха Феофила, более, чем он, далеким от традиций античности. Во 2-й пол. Затем пражская школа живописи распространила своё влияние на северо-запад (Вестфалия, Люксембург, Нидерланд, вплоть до Парижа, с особенной силой воздействуя на местные школы Южной Германии и Австрии— Нюрнберг, Мюнхен, Зальцбург, Вена, Тироль).