Обнаженная женщина на диване – типичный для классической живописи сюжет.
Если внимательно посмотреть на картины с обнажённым женским телом, мы заметим, что почти всегда одно колено прикрывает другое или они развёрнуты. Кстати, многие эти женщины с возрастом страдали ожирением и переставали представлять интерес для господина, становясь жертвой раба-евнуха, тихо и «гуманно» удушающего такую «изношенную» вещь во время сна.
Только через познание другой культуры возможно самопознание, а в конечном итоге – и совершенствование. Модильяни порой овладевали беспокойство, ужас, гнев. Грусть и одиночество рабыни сквозит и в глазах героини картины Поля Дезире Троильберта.
Его подруга Беатрис Хестингс говорила с резко выраженным английским акцентом: «Модильяни, не забывайте, что вы джентльмен, ваша мать – дама высшего общества» Эти слова действовали на Моди, как заклинание он долго сидел молча потом не выдержал и начал ломать стену расковырял штукатурку, пробовал вытащить кирпичи. Но эта «завеса» была больше похожа на театральную кулису, чем на откровение о настоящей жизни гарема. Он, несомненно, знал о нем, видел типажи лиц, наблюдал манеры, жесты, одеяния. Анна Андреевна рассказывала мне, как она в Париже познакомилась с молодым чрезвычайно скромным итальянским юношей, который попросил разрешения ее нарисовать.
Замыкание в собственном мире, каким бы «правильным» он ни казался, ведет к саморазрушению этого мира, только открытость для новых знаний, порой шокирующих и поражающих душу впечатлений, способна дать вдохновение и развивать культуру. Ее заказал друг художника – поэт Леопольда Зборовски и он же стал первым владельцем «Лежащей обнаженной». Но был ли гарем Раем для самих его обитательниц. В 1917 году в Париже прошла единственная персональная выставка Модильяни. Но в рисунке (хотя по манере он отличается от более поздних рисунков Модильяни) уже видны точность линий их легкость, поэтическая убедительность. Это было в 1911 году. Стражи порядка, увидев в окне галереи картину «Большая обнаженная», посчитали экспозицию непристойной.
И это не только про сцены сражений. На смену театрализованной манере изображать сцены из жизни гарема, пришла манера документальная, но она все равно была далека от реалистичности. В образе одного из искушений святого Антония, ушедшего в уединенную пещеру, на картине Д. Морелли предстают женщины гарема, выплывающие ужасающим для отшельника видением из-под грубой циновки. Ахматова еще не была Ахматовой, да и Модильяни еще не был Модильяни.
В 1712 году все работы Ван Мура были собраны в одну огромную публикацию «Коллекция сотни изображений различных народов Леванта», ставшую видной вехой в истории развития ориентализма как художественного направления. Чем достойнее изображается противник, тем выше ценится победа над ним. Но, милые дымы, мы все с огромным удовольствием любуемся вашими прекрасными ногами. Западное светское общество создавало свой «Восток», удобный для побега от привычного уклада жизни идеализированный, наполненный радостью жизни, утонченной роскошью, чувственностью и весельем. Но Зборовский сам был неудачником: молодой польский поэт приехал в Париж, мечтал о рейсе на волшебную Цитеру и оказался на мели – перед чашкой кофе в «Ротонде».
Денег у него не было он жил с женой в маленькой квартире Модильяни там часто работал. Некоторые открытия приносили корыстную пользу, другие – пробуждали политический или научный интерес, а третьи вызывали массу споров и недоумение. Его картину «Алжирские женщины» процитирует в стиле кубизма Пабло Пикассо, так, можно сказать, состоялся диалог эпох между двумя выдающимися мастерами живописи. Или он был рабством и драгоценной тюрьмой с золотом расшитыми шелками и деликатесами. В те времена, в XVIII веке пошла большая мода на «турецкие» маскарады – вот уж на них французские светские дамы могли от всей своей души показать роскошь изысканных тканей Востока, дорогие украшения, вычурные узоры декоративных модных вещиц, а так же насладиться удивительной игрой фантазии.
Модильяни был очень возбужден. Хотя некоторые изображения одалисок, созданные в первой половине XIX столетия, несколько суховаты и академичны, как например у Ф. Хайца, многие мастера создавали так же и образы, пронизанные восхищением перед экзотической красотой. Всего в серию входило несколько полотен с обнаженной натурой.
Конечно, нет уверенности говорить, что он видел гарем. В картине Ван Лоо «Женщины гарема и слуги-евнухи» изумрудные оттенки листвы деревьев и жемчужно-атласная палитра одеяний впечатляет своей легкостью, воздушностью настроения, художник воспевает праздную жизнь женщин в окружении прекрасной природы и богатейших дворцов.
Вот этот, если так можно сказать, "дефект" художники и пытаются скрыть, рисуя с натуры. Слово гарем имеет древнее доисламское происхождение, возможно, от аккадского языка и трактуется в дословных переводах как «потайное место», «охраняемая часть дома», «запретное место». В его картине «Новое развлечение в гареме» – воплощен сам размеренный созерцательный характер жизни гарема, неторопливое и праздное времяпровождение. В картине «Паша и его гарем» Франсойш Гарбриэль Ле Паулль любуется этими женщинами, с томными миндалевидными глазами, с изящностью плавных жестов.
И блеск оружия и манящий звон золота и завораживающее сияние самоцветов и, скажем словами Камоэнша, «жажда бури», влекло к новым горизонтам и открытиям. Для одних это воплощение дикости и безнравственности, для других повод посмеяться над «чуждым» и «отсталым», для третьих – просто отголосок арабских сказок, прекрасный, но чужой мир невиданной роскоши, некоторые же, наоборот, пытаются искать научные или ещё какие-либо объяснения, даже говорят о естественности подобного рода полигамных отношений. Не обошел он стороной и тему жизни гарема. Воспевал нагую красоту одалисок Доминик Энгр, художник, вошедший в историю искусства как создатель одного из привлекательнейших произведений направления ориентализма «Турецкую баню» (1863). Он никогда не бывал на Востоке, но постоянным источником его вдохновения служила восточная поэзия, литература, путевые заметки, а так же собственное неуёмное воображение.