17 марта 1856 года в Омске родился русский художник Михаил Александрович Врубель, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. В акварельной живописи и в гуаши Врубель пользовался красками лучших европейских фирм: Блокса, Лефрана и ряда немецких фирм. У живописи должна быть высокая миссия, считал Врубель.
Керамика дала возможность Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии. Технике живописи Врубеля свойственны некоторые особенности, на которых следует остановиться подробнее. Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные.
Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое. Знания Врубеля, приобретенные в Академии художеств, тщательное изучение произведений выдающихся живописцев прошлого – все это помогло художнику разработать свою собственную оригинальную технику живописи. Техника живописи акварелью, не позволяющая вносить значительные поправки в процессе работы, требовала от художника большой точности руки, верности глаза и надо отдать должное Врубелю – его акварельные портреты изумительны по совершенству своего исполнения. Декоративные работы Врубеля соединяли живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. В это же время Врубель работает в жанре портретной живописи, создавая картины для КонстантинаАрцыбушева (1897), Мамонтова (1897), Валерия Брюсова (1906), психиатра Федора иВалентина Усольцевых и других.
Выработанные Врубелем принципы стенной декоративной живописи позднее переносились им в станковые работы.
Если не работал, то думал о работе. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Но этот портрет не был бы врубелевским, если бы в образе Арцыбушева не чувствовалась внутренняя динамика, подобная скрученной пружине.
Врубель писал картины на темы pyc. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Вся цветовая композиция приведена в единство. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Сильное, грозное произведение. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».
Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Арцыбушева и С. И. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Возможно, это стало причиной того, что в 1902 году у Михаила Александровича проявились признаки душевной болезни.
Благодаря этому поверхность имеет благородный матовый тон. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Так, в 1995 году из Музея русского искусства в Ереване таинственно исчезла картина художника «Ангел с душой Тамары и Демон». Бледное лицо, запекшиеся, словно опаленные внутренним огнем, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки. В 1906 художник ослеп.
Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Особое влияние на картины художникаоказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М. Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». В его даровании раскрылись универсальные возможности. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. В 1884 году Врубель уходит из Академии. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби.
А. М. Прошение было удовлетворено157. Вот таким образом и в годы болезни Врубель продолжал творить, пока полностью не потерял зрение.
Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Эта большая акварель поразительна. Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Демон низринут в ущелье среди скал. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Омск. Главное завоевание Чистякова – методика «объемного рисунка».
музей русского искусства, Киев). Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В его даровании раскрылись универсальные возможности. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Как мы видим, старец не совсем обычный. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Он писал сестре: «Я до того. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Пан подобен лукавому лешему.
Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд».
Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.
Она подлинно монументальна. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Синими искрами загораются стекла пенсне.
Он «изменил» любимому раньше учителю Илье Ефимовичу Репину, яркому представителю передвижнического реализма и предпочел ему скромного академического преподавателя Павла Петровича Чистякова. Систематическое посещение Эрмитажа помогло Врубелю изучить искусство старых мастеров. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Реже художник пользовался плоскими кистями. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
Афанасий» и «Христос Спаситель». Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Он мечтал о величавом искусстве грандиозных мировых идей, образах-символах, выражающих драматическую жизнь человеческого духа. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Мы рекомендуем вам обратиться в петербургский Центр научной экспертизы им. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. В эти годы он вновь писал демонов. Шекспир, И. В. Гёте, М. Ю. Лермонтов).
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Федорова. Оценить картину Врубеля без опыта оценки и необходимого оборудования можно лишь условно.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Тщательное расследование ни к чему не привело и 22 года о картине не слышали.
Брюсова. Но он не мог целиком разделять их поиски «отрадного» в реальной действительности. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Иначе написан портрет Изабелы Врубель. Учился в Академии Художеств. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.
Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка. Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов изображенных им на своде, плотью и кровью. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. За надгробный памятник взялся скульптор Леонид Шервуд, но к 1913 году удалось лишь установить постамент из тёмного гранита. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Вся цветовая композиция приведена в единство. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.
Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына.
Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
всегда свой. ». Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Но на расстоянии штрихи скрадываются и перед нами не плоское белое пространство, а явственно ощутимая фактура снега, рыхлого, местами подтаявшего. Зрители часами простаивали у его холстов, удивляясь его образам и размышляя о жизни. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.
В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году.
Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Чистякова. С самого рождения мальчик болел и через два года умер. О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века.
"Содержание картины "Испания" (1894), возможно, навеяно оперой "Кармен", которую Врубель очень любил и считал "эпохой в музыке", – считает Н. А. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Любовь и ревность иногда мешают талантливым людям. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). На беду, под рукой был единственный и уже проданный холст «Моление о чаше», на котором художник и творил до поздней ночи, зарисовав всю картину образами красавицы-наездницы.
Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи. Это был Петербург 1896 года.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии.
В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. К началу 1890-х годов Врубель выработал свою неповторимую художественную манеру. В некоторой близости к этой картине – "Гадалка" (1895), произведение глубоко психологическое.
Больно, горько до слез. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. В 1889 году работа над фресками успешно окончена и Михаил едет в Москву. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Арцыбушева и С. И.
В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Сквозь безумие проглянул гений». Да ведь до них несколько верст. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве. После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Однако в 2017 году работа была обнаружена уже в России российскими спецслужбами. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Манера работы графитным карандашом у Врубеля чрезвычайно разнообразна. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась 20 июня 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Бороться с деформацией тона при такой «технике» – безнадежно». Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Святость навязана ему позднейшим сентиментализмом.
О портрете Арцыбушева говорит Н. В. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Мамонтова (оба – 1897).
Врубель целыми днями работал с большим напряжением. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
сказок и опер Н. А. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Талант Врубеля-декоратора проявился и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Она поражает разнообразием этнического состава.
Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. В. Прахова. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Так написан его знаменитый «Демон». Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. С самого рождения мальчик болел и через два года умер.
И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Тогда он переехал в Москву. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. На самом деле, работая над «Демоном» в процессе поисков композиционного решения углем на холсте, Врубель для изменения размера холста с боков подклеивал газеты, по которым и рисовал углем затем подшивал холст и удалял газеты.
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Удивительна наследственность Врубеля. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына.
Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу исполнявшую роль сестрички Гретель108.
Реализм родит глубину и всесторонность. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
Федорова. Возникла даже идея работать втроём— Врубелю, Коровину и В. Серову, — однако отношения с последним не сложились. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Среди наиболее значительных произведений портретного жанра, выполненных Врубелем в технике масляной живописи, выделяется изумительным мастерством исполнения и великолепно найденным колористическим решением «Испания». Форма не срисовывается, а конструируется путем последовательного выявления планов, первоначально самых общих, крупных, затем все более мелких, которыми она словно бы «гранится». Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В этом случае вы рискуете продать его произведение по сильно заниженной цене, а то и вовсе иметь дело с подделкой.
В качестве декораций художник выбрал российский лес. Вессель. А. Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы (1884-1889), причем в русле церковного искусства. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).
Он изображен с рогами и с ногами, которые мало того что густо покрыты шерстью, да ведь еще и заканчиваются копытами. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
Из русских художников Врубель особенно ценил И. К. Айвазовского и В. М. Васнецова. Может быть, в закладе. Однажды такое обещание он дал коллекционеру И. Терещенко по поводу завершенной картины «Моление о чаше». В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. После окончания академии Михаилу повезло. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Их изумлял сюжет «Демона сидящего» и «Демона поверженного», они обсуждали загадочную «Царевну-Лебедь», с восхищением рассматривали детали «Сирени» и «Жемчужины» и других известных картин автора. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии).
Вся меблировка два простых табурета и кровать. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). По мнению Н. А. Дмитриевой, лучшие произведения врубелевского московского периода пришлись на последние три-четыре года XIX века— благодаря Забеле и её увлечению Римским-Корсаковым113.
Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Род. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. не могли вырвать всего этого из сердец.
В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Кирилле», «Св. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Вершиной киевского периода явились эскизы к неосуществленным росписям Владимирского собора (1887, акварель и графитный карандаш, в большинстве своем в том же собрании).
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник.
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Интересно, что «Богоматерь с Младенцем» он писал с жены своего работодателя, профессора Прахова, будучи влюблённым в неё. Алпатов: "Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина "К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его "Пан" (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова "Царевна Лебедь" (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.
Форма лепится фактурным, четким пр своей форме мазком сразу, почти без повторных прописок. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день.
Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти). Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный. Тех миров, которые видели они, мы не видим. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. продолжение. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». У нас в Академии живут все еще традициями ложноклассического взгляда на Рафаэля.
Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Художник показал своего первого, так называемого "Демона (сидящего)" уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Мамонтова. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца – Демона. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Из-за службы отца семья часто переезжала. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Поиск своего пути в искусстве Михаил Александрович Врубель начал в Академии художеств. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. С ним происходило то, что часто бывает с людьми, оказавшимися на длительный срок за пределами родины: только тогда чувствуют всю силу ее притяжения. Все их копии – переделки Гамлета Вольтером. В нем поднимался богоборческий бунт.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». «. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В 1910 году художник скончался после многих лет страданий. Свадебное торжество проходило в Женеве.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
Рождается ощущение первозданности. Его символизм имел ярко выраженную литературную основу: «Фауст» Гете, «Пророк» Пушкина, «Демон» Лермонтова, сказки «Тысячи и одной ночи» – вот неполный список произведений, определявших темы врубелевских картин. Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал.
А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Так было и в иллюстрациях к Лермонтову — игра пятен различной степени светонасыщенности создавала иллюзию красочного ковра. Взгляни, например, на фигуру старика, несомого сыном, на фреске «Пожар в Борго», сколько простоты и силы, жизненной правды. Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях – его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдается с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии.
К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. мне было все это видеть. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». форма, которая создана природой вовек. ».
В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах.
С 1889 Врубель жил преимущественно в Москве. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Около полугода в 1884 — 1885 Врубель пробыл в Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто (XV в. ), связанных со средневековой традицией и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа».
Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Разные Энгры, де ла Круа, Давиды, Бруни, Басинни, бесчисленные граверы – все дети конца прошлого и начала нынешнего (века) давали нам искаженного Рафаэля.
Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 в. ), он в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) взамен утраченных тогда же он написал для этого храма и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил". Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел.
– У него мастерская рука. Через несколько дней он полностью ослеп155. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. Талант Михаила стал постепенно проявлять себя и в девятилетнем возрасте тот уже с легкостью по памяти писал копии полотен Микеланджело, увиденных в саратовской церквушке. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Но и не только это. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.
О популярности работ Врубеля можно судить и по похищенным полотнам. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Художник явил миру множество уникальных картин, создав целое направление в живописи. Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем.
Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающим, как мало совпадала с идеалом богоматери светская дама Эмилия Прахова. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Врубель провел в Венеции около полугода. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.
Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Они пишут акварелью натурщицу в обстановке "ренессанс". Он критически относился к современному искусству.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Искусствовед Н. М. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Отличная сохранность живописи Врубеля, в том числе и «Демона», на протяжении свыше полустолетия полностью опровергает не совсем точные высказывания Рыбникова. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. А глаза были материнские – карие. дают Богатые градации темного и светлого, очень точно найденные соотношения между ними. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Произведение удалось. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители и оттачивать пластические навыки21.
В портрете М. К. Олив (1890) художник ведет лепку и моделировку формы фигуры сложной системой чередующихся, параллельно нанесенных и нередко пересекающихся штрихов. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Он не прочь поиграть с заблудившимися путниками, но выйти из своих владений он всегда поможет. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Направление творческих поисков Врубеля в 1890-е годы во многом определяется близостью к Абрамцевскому кружку художников с его девизом «Истина в красоте», стремлением организовать собственный быт по законам христианской морали, красоты и искусства, культом национального. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась.
Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Фон только на этой картине реалистичен. Первое впечатление: сумасшедший. Федорова. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Поразительна пластическая лепка лица и рук. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Постоянные перегрузки, общественная критика и семейная трагедия (сын родился с дефектом, а затем умер в возрасте двух лет), привели к тому, что психическое здоровье художника пошатнулось. Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Выдающееся дарование Врубеля было замечено и в 1884 он получил приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций в Кирилловской церкви (XII в. ).
Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Сразу выражение его лица изменилось. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. В. Серов обратился к Совету Академии о выплате Врубелю пособия, которое бы позволяло покрывать больничные расходы, составлявшие 75 рублей зимой и 100 рублей летом. Как было его сохранить.
Точно рядом учился у природы с современным натуралистом Фортуни. Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками. Синими искрами загораются стекла пенсне. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Эта смелость могла иметь место лишь благодаря знаниям, перешедшим по традиции. А в образе Младенца есть сходство с их дочкой. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова. Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Однако слава пришла сквозь волну острой критики и непонимания. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг С. И. (1906), необычайно выразительный.
Несколько иным приемом пользуется Врубель при создании портрета Н. И. Забелы-Врубель (1900). Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Лишь спустя долгие годы некоторые критики отозвали свои негативные отзывы и изменили мнение о творчестве живописца. 17 марта 1856. Долгие годы жизни он провел в психиатрических больницах.
Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. В колорите картины – контрасты. Выходом стала командировка художника в Италию— в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.
Мазки красок наносились преимущественно круглой кистью. Врубель жениться на Е. Х. У его апостолов были живые прототипы. К этому же времени относятся интересные автопортреты. И все же он нетерпеливо ждал возвращения.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). В результате долгих усилий картину вновь вернули в Армению.
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).
Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Однако художник не смог сдержать свое обещание. Это вот, эти копны сена. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Работа не привела к улучшению. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Об этом свидетельствует его высказывание о Рафаэле: «Он глубоко реален. "Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.
Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. " Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название "Демон поверженный" (1902). Врачи констатировали, что он болен как человек, но как художник абсолютно здоров. В 1898 году Врубель отправился на Украину. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Мамонтова (оба – 1897). Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. В. Серов, высоко оценивший мастерство Врубеля, писал: «Врубель. Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием "Демон". Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В Академии Врубель занимался с исключительным трудолюбием. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Врубель следовал схеме довольно близко, пользуясь, по-видимому, миниатюрами старинных евангелий. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Представители рода Врубелей (от польск. занят работой, что чуть не вошел в Академии в пословицу. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.
В 5 лет Михаил начал рисовать. Из мрака этого Ада выводит художник свои образы». Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Савву похоронили на Байковой горе. Взволнованный Ковальский не стал продолжать этюд и отправился в Кирилловскую церковь повидаться со своими товарищами, которые работали над реставрацией фресок. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день.
Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Прахов решил, что Врубелю лучше работать над ними не в Киеве, а в Венеции, городе-музее, где перед глазами будет собор св. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Его вид совсем не вызывает страха. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность.
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. В отдельных частях портрета (узоры «а платье) зерно ткани лишь пролессировано тончайшим слоем краски. Он перекликается с опустошённостью души. Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон».
Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
Самой вероятной была версия кражи на заказ, так как похититель выставил окно рядом с картиной и не взял ничего, кроме нее.
Демон Врубеля – соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Это один из его несомненных шедевров.
Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил». Были дни, что Демон был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота.
Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Надежда играла роль сестры Гретель. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Экспрессивно-драматичны и портреты (К. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать.