Живопись Средних веков позволила развиваться многим видам искусств более позднего времени, которые продолжали веяния и основывались на достижениях средневековья. Муниципальное общеобразовательное учреждение 48Мировая художественная культура Живопись Средних веков Автор: Межетова МарияРуководитель: преподаватель МХК Зыкова О. М. Фреска позволяет создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. Одним из достижений живописи Средних веков является экслибрис. Живопись Средних веков Авторы : Корнеева Наталья, Гольская Екатерина, Эреджепова Гульсенем Руководитель: преподаватель истории Харенко С. И.
В Средние века не сущестовало живописи как таковой, она была неразрывно связана с другими видами изобразительного искусства. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов. Иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т. д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства). В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов.
Одним из достижений живописи Средних веков является экслибрис. Одним из достижений живописи Средних веков является экслибрис. Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств.
Экслибрис Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств. Текст слайда: Экслибрис Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств. После пятнадцатого века итальянская живопись Средневековья переживает настоящий расцвет. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов.
Живопись Средневековья Европы медленно приобретала глубину. Развитие русской средневековой живописи связано с такими ее разновидностями как монументальная и станковая. Живопись Средневековья, как и вся культура этого периода, представляет собой уникальный пласт, который можно исследовать веками. Поэтому история искусства Средневековья сохранила немного имен живописцев, скульпторов и архитекторов эпохи.
Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты.
Мы не знаем русских натюрмортов или пейзажей. Tempera on wood. Римляне называли их варварами. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи. Орнаментация напоминает произведения прикладного искусства этого периода, но часто встречаются также мотивы, заимствованные из искусства христианского Востока: пальметки, некоторые виды плетенки и т. д. К числу лучших памятников этого стиля принадлежат «Луксейский лекционарий» и «Геллонский сакраментарий» в Парижской Национальной библиотеке (оба около 780 г. ) и «Гомилии Григория Великого» в Ленинградской Публичной библиотеке (вторая четверть 8 в. ).
В искусстве преобладали черты наивно-фантастического понимания действительности, особенно ярко проявившиеся в орнаментике. Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными абсидами. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509--1511 г. г. ), среди которых безусловный шедевр мастера -- фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Новый статус церкви потребовал создания больших храмов. Когда появился термин «романское искусство», под готикой стали понимать произведения архитектуры, скульптуры и живописи середины XII—XV вв., которые отличались от предшествующих ярко выраженным своеобразием.
Работа в технике фрески, как правило, не предполагает исправлений и требует быстрого (до высыхания штукатурки) завершения произведения.
Готическим первоначально именовали все средневековое искусство. Но распространены они были и в других странах и в другие периоды. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. И единственный человек закрывающий вам путь к свободе это вы. Михаила в Фульде (илл.
Варвары поклонялись силам природы громную роль в их жизни играли магические обряды. Отсюда – внешняя броскость, приглядность изысканность их картин.
Их могли брать в дорогу купцы, артельщики, меняющие место работы и т. п. Ее лицо печально и задумчиво, а на руках Марии охваченный ужасом младенец Христос. FrescoChapel of San-Brizio.
Фигура Богоматери украшала навершие (конху) алтаря – дома Бога. В XII в. первенство стало переходить к новым хозяйственным и культурным центрам — городам.
Рукописи помещали в оклады из слоновой кости или благородных металлов со вставками из драгоценных камней. Он в общем повторяет восточные иконографические схемы и типы. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными.
Идеи христианства распространялись в форме текста. В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Начало иконографических систем относят на связь с религиозным культом. Она была поставлена глубже «диалектической мыслью» XII в., чтобы с новой проникновенностью вернуться во фламандском искусстве. Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста.
". на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж). Во-вторых, действие цветных стекол.
Возглавлял строительство главный мастер, опытный и искусный архитектор. Зодчие готических соборов были смелыми экспериментаторами. Книга стала считаться сокровищем и широким массам редко была доступной. Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему.
В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Среди преобладающих сюжетов в византийской живописи можно выделить распятую на кресте фигуру – символ страданий, фигуру женщины с раскинутыми руками – символ матери, фигуру с нимбом – символ святости, фигуру ангела с крыльями – символ чистоты и непорочности. Стефана при всей условности линий передано в какой-то мере с жизненной убедительностью. Имелся ли для него реальный прототип.
Они умели подметить и передать выразительную позу, характерный жест, занимательно рассказать о событии. Сюжет. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. 1260-70.
Это было граничит с той особой ролью, какую играла в жизни средневекового общества церковь. Искусство классическое строится на мимезисе, подражании природе. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены.
Само «мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим». Мы не заблуждаемся насчет артистической ценности часовника, вышедшего из неизвестной парижской мастерской середины XV в., с изображениями месяцев, сохранившего 24 сцены «игр и работ XV в». Она была простой, тяжелой и очень прочной. В предшествующих его «Мадоннах» образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью -- взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя.
Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья. В некоторых русских землях иконы писались на ткани, которую покрывали левкасом. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см.
Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. Господствовавшей стала базиликальная форма. Миниатюра). Но спокойное и несколько неподвижное искусство других известных школ Германии той же поры (Трира-Эхтернаха, Кельна) отодвигается в тень изумительным расцветом Рейхенау с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотою красочных комбинаций.
Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции. Христианство явилось качественно новой религией. "Какой храм Ему построю, когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его.
Далее поверхность доски покрывали специальным составом и затирали до идеальной гладкости. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства. Это был Ян ван Эйк.
Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство.
167, 168). 171, рис- на стр. Необходимо учитывать, что сам семантический термин "живопись" является словом русского языка. Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. Вторая главная черта христианского искусства – символичность. Главные жанры скульптуры— портрет исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных).
Краски на его полотнах создают ту игру света и тени, которой так не хватало многим его предшественникам для передачи реальности. Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья. На них изображены сцены сева, жатвы или охоты, приуроченные к тому или иному сезону. Ян ван Эйк был великолепным портретистом.
В строительном деле вот таким образом произошла настоящая революция. была театром технически-художественных находок и событий. Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Но в целом создание франкского зодчего тяжелее и массивнее византийского храма. Во Фландрии были изобретены масляные краски.
Эти свободные итальянские города становились очень могущественными.
Ему завидовали, его старались похитить. Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей.
Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Скульптура. Duomo-OrvietoBOUTS Dieric the Elder. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены.
Само итальянское слово "fresco" означает "свежий". Каждый из этих стилей в свою очередь подразделяется на отдельные периоды. И чем раньше вы распознаете этот дар (проклятие) тем в большей опасности окажетесь. Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте).
Не подлежит сомнению существование связей между некоторыми приморскими городами Европы и азиатскими торговыми портами, кроме того, мы имеем сведения о существовании крупных азиатских, преимущественно сирийских, колоний в разных городах Центральной Европы (напр., в Трире). Церковь вышла из подполья.
Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Для готики характерны стрельчатые, устремленные вверх арки. Итальянские гуманисты считали его порождением готов, в начале V в. разграбивших Рим. Вот таким образом трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры.
Культовые постройки преобладали среди каменной архитектуры эпохи Каролингов (так называют династию франкских королей, виднейшим представителем которой был Карл Великий). Скульптурные изображения помещали и на порталах по сторонам поперечного нефа. Следя на протяжении XI–XV вв. "Часослов" обязан своей славой превосходным миниатюрам, созданным для него братьями Лимбургами. Период развития культуры и искусства Западной Европы со времени падения Западной Римской империи (V в. ) до начала эпохи Возрождения (XV в. ) впервые был назван «средним веком» итальянскими писателями-гуманистами.
В эпоху готики художники уже пытаются придать модели реалистические черты. Она явилась синтезом совместного творчества индийских и персидских мастеров. Земное существование, которое в соответствии с христианской религией ничтожно по сравнению с загробной жизнью, не может стать предметом изображения, достойным внимания в искусстве. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа.
И человек мог обезопасить себя с помощью жертвоприношений. Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора.
Само итальянское слово fresco означает свежий. Отдернут занавес и перед нами небеса. Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3.
Она наиболее ярко воплотила новые представления об окружающем мире. Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье). Девять оттенков серого – от жемчужного и серебристого до мышиного и темного «кротового» – можно насчитать на одеяниях, продернутых золотой нитью, амиктов-певцов в сцене погребения (того же часовника). Перед ними будущее. Вырабатывается иная система пластического языка, выразительных приемов.
произведении воссоздавался "божественный прообраз", "архетип". Осуществляя указания Феофила, он верен его красочной гамме, его рецепту «телесной краски», закону «совершенного света» и «совершенной тени».
Тем не менее и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что византийское влияние следует абсолютно отождествлять с восточным, азиатским. Двумя знаменитыми мастерами по металлу были Роже из Гельмар-схаузена, германец известный своими бронзовыми изделиями и французский эмальер Годфруа де Клер. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью и линия цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла. Мастер-изограф писал лики, кисти рук, стопы ног. Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат О живописи 1436 г. ). Архитектура является зримой летописью веков.
В Италии оно было не столь сильным. К восточной его части пристроена низкая четырехгранная с внешней стороны и многогранная изнутри абсида. С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые абсиды. Правда, отдельные художники ища методов парировать убийственный для росписи эффект, повышают ее тональность до яркой и созвучной стеклам, они прочерчивают золотом («золото – единственная краска, не угашаемая синими и красными отсветами стекол») рамки, каймы, усики, вводят отдельные золотые детали: золотые посохи, вещи, пояса, запястья, туфли, ангельские крылья.
языческого жизнеподобия. Оно и понятно. Художественное убранство храма подчинялось строгой логике. Считалось, что олифа предохраняет красочное покрытие и подчеркивает выразительность цвета.
И это не метафора.
Живопись в Средние века была представлена книжными миниатюрами, фресками (роспись по стене), мозаикой, витражами и иконографией. Искусство Средневековья ирреально, трансцендентно в своей основе.
Один из самых популярных жанров живописи. Более значительна церковь Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале 8 в. Эт0 небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя абсидами на восточной стороне. Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест». Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль.
В 1430-х гг. Образцом для нее послужила церковь Сан-Витале в Равенне, откуда были привезены установленные в капелле мраморные колонны. Удивительное мастерство передачи всех оттенков человеческих переживаний сделало Джотто великим драматическим художником. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир.
Далее, на западных кодексах мы убеждаемся, что в тогдашних мастерских письма (главным образом монастырских) над книгой совершалась новая, неведомая классической древности работа имевшая в виду синтез письма и живописи, где само письмо становится «живописным», где «картина» подчиняется инициалу как определяющей рамке и где творческие усилия положены на создание орнаментального убора текста и инициала интимно с ним связанного. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Но в ряде этих сцен – в фигуре богомольца, мирно всхрапывающего под кафедрой проповедника под аккомпанемент великолепной гомилии (март) в городской улице в апрельский день, полной хозяек с корзинками и мальчишек с ветками в картине сенокоса, соединенной с июньским пикником на траве в развертывающейся майской в июльской реке, оживленной челнами, в декабрьской игре в снежки и т. д. и т. д. – оживает быт средневекового города с его работой и весельем.
Их очень любопытно разглядывать. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. илл. Он не был единственным.
Литература также стала возрождаться. Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям. Так, в рукописи «Геллонского сакраментария» распятие служит буквой «Т» фигура Марии составляет часть заглавной буквы «I».
Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен.
Художник умер в возрасте тридцати семи лет в 1520 г. Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Поэты и ученые участвовали в крестовых походах с целью изучения новых форм литературного письма. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева. The Damned1499-1502. Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Его делали из кожи теленка или ягненка.
Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. В течение целого века (VII-IX вв. ) в Византии было запрещено изображать Бога и святых в человеческом облике, заменив знакомые образы символическими орнаментами и фигурами. В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии.
Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов. Фольклор получил особенно широкое развитие в искусстве внеевропейских народов. Средневековое искусство -- особая ступень в мировом художественном развитии.
Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. В среде горожан рождалось свободомыслие и критическое отношение к феодальному строю.
А чтобы немного понять о том, к чему призвано, к примеру, такое явление, как живопись, я думаю, уместно взять два примера. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение -- «Сикстинскую Мадонну» (1513 г. ), символ материнства и самоотречения. Льстивыми речами и грубыми словами вас заставят работать творчески.
На сохранившихся образцах египетских тканей VI-VIII вв. FrescoCappella-Sistina, VaticanВпрочем, так было не всегда – но только начиная примерно с XIII в. До этого времени западноевропейская живопись была почти ровно такой же (BERLINGHIERI Bonaventura. Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. В киевском соборе св. История русской иконописи сохранила мало имен изографов.
Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши. Миниатюрная живопись распространена также на востоке. Но средневековое искусство выражало это зашифрование, своим значительно более условным (хотя, разумеется, все искусство условно), чем в предыдущую эпоху, языком.
Почти везде фоном служат строения времен античности. Часть мотивов носит классический, эллинистический характер, другая – определенно восточный. Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. По снегу облаков неслышной поступью к нам приближается, плывет прекрасная Дева.
Города боролись с феодалами за свою независимость. Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. Здесь были библиотеки, хранившие рукописи, школы, где обучались грамоте. Last Judgment1537-41.
Исследования найденных там предметов быта и изделий прикладного характера выявили прекрасные образцы живописных изображений. Возникло движение иконоборцев, развернувших острейшую борьбу против идолопоклонства.
Эт0 была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. На смену телесному античному герою приходит человек одухотворенный.
Мозаики купола Аахенского собора говорят о высокой опенке наследства Византии и Равенны. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшающей средневековые храмы. Например рисовать, лепить или складывать слова в витиеватые фразы. Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии.
Раскрашивание иконы делилось на этапы. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века. Византия же, при всей своей слабости, продолжала быть, в сравнении с остальной Европой и самым культурным и самым цельным государственным организмом. Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество -- повышенный духовный контакт со Зрителем.
Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Spiritus Sane tus). Там же находились усыпальницы знатных лиц.
В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Она не просто превращает пространство в плоское ирреальное, а передает смысл видения божественного мира – великого и беспредельного. Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу.
статью в разделе История искусства). Алтарной части церкви предшествовал поперечный неф. В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок. Устанавливалась обязательность соблюдения правил иконографии. Прототип Мадонны.
Декоративное искусство. Это достигается с помощью ряда художественных приемов. Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса, во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг. ). Книги тщательно переписывались и иллюстрировались монахами.
169). Основным видом искусства в эпоху готики оставалась архитектура. В эпоху Средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям.
И если писать темперой и создавать фрески надо было быстро, не вдаваясь в мелкие детали, то масляные краски можно было накладывать слой за слоем, добиваясь удивительных живописных эффектов. Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. В 313 г. христианство было официально признано и стало государственной религией империи.
В России в это время писал иконы Андрей Рублёв. "Непостижима сущность и неисповедимы пути Его" (Новый Завет). Средневековое изобразительное искусство: русское и западноевропейское. По своим внешним признакам они различаются достаточно сильно:В русской живописи до XVIII столетия почти абсолютно не было описательности. Мастера того времени чаще стали обращаться к наследию прошлого, знали работы византийских художников, были наблюдательны. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. Изображенные им фигуры, особенно толпа, окружающая св.
Так говорил апостол христианства Марк Минуций Феликс в 180-х гг. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». 3 На тканях встречались самые разнообразные рисунки.
Пусть и в другом мире, оно обещало райское блаженство для праведников и бедняков. Буквы, составленные отчасти из животных и растительных форм, ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым. Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 – 8 вв. ), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером. Paradis1450MusEe des Beaux Arts, LilleMICHELANGELO Buonarroti. Как создавался образ мадонны. В готическом зодчестве она постепенно хиреет. Петра).
Такие иконы были легки и удобны в путешествиях. Иконография (от др. - греч. Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». И если для X в. Франция не может противопоставить ничего, что было бы ему равносильно, зато работа, вскрываемая памятниками следующего века (главным образом в фресках церкви Saint-Sauvin), открывает собою долгую и плодотворную эпоху в ее истории.
Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Эти столетия заняло в общественной жизни небывалое до того положение. Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. Бог – творец и мироздание – его творение, его произведение, в котором существует мир "горний", божественный и мир "дольний", материальный.
Хотя рисунки на бумаге и относятся к графике, применение различных техник рисования красками иногда стирает различия между живописью и графикой. Он стал основателем итальянской школы живописи, предложив совершенно новый способ изображения пространства. Однако главная работа мастера – Гентский алтарь, состоящий из 24 картин и изображающий более двухсот фигур. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания).
Написанное слово ценилось за то, что ему присуща неизменность, роднящая его с вечностью. Также книги писались на деревянных досках и просто на коже.
Поиск и отбор источников по выбранной теме 2. Потолок стали покрывать синим цветом и усеивать его золотыми звездами – эффект, любимый итальянской готикой. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла.
Это вдохновенное произведение Древней Руси и сегодня потрясает своим величием. Его герои из плоти и крови твердо стоят на земле, но при этом как бы способны двигаться и существовать в своем природном или архитектурном окружении и пространстве с некоторым намеком на глубину. Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания. «Каролингский ренессанс» (франц. Но уже от оттоновской эпохи в Германии (X в. ) сохранились памятники более импозантные: не только малое искусство книжных миниатюр, но и большое искусство монументальных росписей.
Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. 218) была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе). Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий».
В оформлении книг, помимо сложного орнамента, часто использовали мотивы христианского искусства – венки, кресты, фигурки ангелов и птиц. Представьте, что у Вас есть некая суперспособность. Однако в иконописи используется принцип обратной перспективы1.
Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет – изображение самого художника, написанное им самим. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). Два фактора в нем неблагоприятны для ее жизни. Иллюстрация дает только бесцветную фотографию с часовника его школы и лишь усилием воображения можно представить нежную белокурую раскраску мягких локонов ангела, рдеющий как лепестки роз румянец щек и мягко-фисташковую зелень ризы на фоне снежно-белой альбы. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210).
Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов. Связи с Италией и Византией, оживившиеся при Оттонах, воздействие искусства «Островов Океана» – с IX в. Рейн и частью Дунай стали дорогой странствований иров и англосаксов – все это объясняет расцвет живописи в Германии X в. Он не был длительным. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. То же самое прослеживалось и в живописи. Особенности картины. Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе развивали различные специфические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека) изготовленной в середине XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции.
Его отмечала специальная ниша — апсида. Дерево, темпераКрещение ХристаНачало XVI в. Пинакотека, ВатиканИкона св. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно 1155 годом.
Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены.
Историки искусства пытаются классифицировать средневековое искусство по историческим периодам и преобладающим стилям, однако все эти классификации носят условный характер. Важным аспектом средневековой культуры была книга. В целом Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия.
До 1559Ярославль. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. А между ними – человек, созданный Им по образу и духу своему. Появление натурализма. Вот таким образом стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. Вариантом центрического сооружения является капелла св. Да и кстати, работа это чей то бизнес и он не ваш, а того кто платит. Самым известным примером романского текстильного произведения является вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя».
на стр. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных. Так из доктрин христианства рождается идеал, противоположный идеалу античности. Если внимательно всмотреться в последний, станет понятно, сколь значительно было мастерство Ян ван Эйка. Иконописец писал не с натуры, а по образцу – прописи (см.
С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Понятие "средние века" возникло в Италии в XV- XVI столетиях. Несомненно, каждый день и каждый час «Улица живописцев» парижских XIV–XV вв. Нельзя сказать при этом, что живопись оставалась в стороне. Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. Ни «грубые мужики», предмет его презрения, ни те менее, чем он, обласканные историей и судьбой соседи, которые имеют «синие ногти» и чей «рабочий день долог», не представляют серьезной проблемы для этого забавного искусства кануна Ренессанса.
Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. Их покровителем и заказчиком был выдающийся коллекционер и ценитель произведений искусства той эпохи герцог Жан Беррийский, младший брат французского короля Карла V. Его имя прославила книга, вошедшая в историю под названием Великолепный часослов герцога Беррийского. В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий. Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей.
Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее.
В романскую эпоху ведущую роль в художественном творчестве играла архитектура. Иконы, воспроизводимые таким образом (это не вполне копии, скорее тщательные повторения), назывались изводами. Историческая живопись – жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником. в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи.
А это фу-фу-фу и нельзя. Эта работа могла быть доверена помощникам изографа.
Огромную роль в становлении культуры после падения Римской империи играли монастыри. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). К XI в. обширное каменное строительство развернулось по всей Европе.
Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства.
Образцы-эталоны передавались от мастера к мастеру из поколения в поколение. Поиск и отбор источников по выбранной теме 2. Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север. Монументальная живопись, украшавшая стены храмов, дворцовых палат, богатых домов существовала в России в виде мозаик и фресок. Ставшие позднее известными фрагменты фресок из церкви св.
Миниатюра (от лат. Если в этот век последнее слово было сказано в направлении совершенства золотого фона (безмерно изощрен на Западе рецепт накладывания и полирования листочков подлинного золота на страницу, доныне производящую впечатление политой массивным золотом и дающую своеобразную золотую выпуклость), он был веком изумительных рецептов красок эмалевого эффекта, расцветивших нежные группы Жакмара дЭсден, живущие как бы в незаходящем солнечном свете. Все эти черты с особой яркостью проявлялись в украшенных миниатюрами манускриптах изготовленных по заказу владетельных семейств. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы.
Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции французские соборы были ограблены во время Французской революции. Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда.
Развитие в России собственной художественной школы и наследование европейских академических знаний в области искусства, развило область применения русского слова "живопись", вписав его в образовательную терминологию и литературный язык. Так, например, краска на иконах накладывается своеобразными пятнами (по-древнерусски – плавями), художник как будто избегает работы со светотенью, предпочитая обозначать объем всего лишь несколькими светлыми штрихами (оживками или движками). Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана.
Скульптура (лат. В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Он не отступает от византийского типа облипающей одежды.
Аахенская капелла, считавшаяся в те времена чудом строительного искусства, вызвала ряд подражаний. Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура.
Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рампро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо – однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках. Генезис христианского храма таков: сначала христиане собирались в подземных коридорах (катакомбах) затем в частных домах для совместных трапез и молитв потом появились "церковные дома". Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля -- так называемой «Дамы в покрывале» («La Donna Velata», 1516, галерея Питти). В чём смысл этого занятия. Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами.
В Западной Европе церкви имели вытянутую среднюю часть. Внутри здания стройные пропорции античного центрического сооружения нарушены потолком, разделяющим гробницу на два низких помещения. И пробуете применить ваше творческое жало на том или ином поприще. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы. Рисунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.
Лишь в картине Рафаэля «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителя и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Характерным видоммонументальной живописи на Руси стала фреска2. Именно эти выработанные правила иконописи унаследовала Русь с принятием христианства. Можно утверждать, что Византия уберегла мировую культуру2. Высохшая фреска не шелушилась и не осыпалась, сохраняя на долгие века первозданную красоту и яркость красок. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр) и вот таким образом они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов.
Христианский бог – глубочайшая тайна и нет никаких возможностей разгадать ее. Но это не так. В то время бумага была редкостью, ее успешно заменял пергамент. Madonna and Child with Saints and Crucifixion.
Вся культура и искусство Средневековья – суть актуальность и торжество духа. Появляются абсолютно новые типы зданий, неизвестные раннее – ратуша, рынок, биржа и прочее.
Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. 1267-1337).
Более разнообразными стали и темы изображений. Сикста) в Пьяченце. О значительном усложнении форм монастырской базилики можно судить по гравюре 1612 года, воспроизводящей рисунки сгоревшей рукописи И в. Здссь изображена начатая в 790 г. церковь Сен Рикье – трехнефная базилика с двумя трансептами. Фрески, открытые в 1888 г. в церкви св. Что интересно – к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему.
Скажу честно – глядя на работы современных авторов, я не понимаю, как именно. Совсем иное в новой религии. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Стали приобретать самостоятельное значение и другие виды искусства, в первую очередь скульптура.
С другой стороны, по мнению современного российского искусствоведа Ц. Г.
Так, например, движение умирающего св. известные школы официального искусства. Временами, в некоторых местах, эта классическая основа проявлялась с особой яркостью. Бумага была большой редкостью, вот таким образом заменялась пергаментом, сделанным из кожи ягненка или теленка.
Состав этот, содержащий мел и рыбий клей, назывался левкас. Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. Их граждане гордились своими завоеваниями.
Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". Пз всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие.
Часто ее прятали под замком. Он получил название «готика». На занавесях Св.
Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. В большем относительно числе их сохранила Италия. Она хорошо сохранилась. Достаточно максимально четко и в срок, а главное качественно выполнять суть заказа.
Не одно столетие, до покупки Сикстинской мадонны для Дрезденской галереи, в 1754 году курфюрстом Саксонии, мать и сын смотрели на деревянное распятие, по древней итальянской традиции установленное напротив алтаря церкви в Пьяченце Святой Сикст (многие исследователи считают, что здесь перед нами портрет заказчика картины Папы Юлия II, которому не суждено было увидеть прекрасное творение Рафаэля оконченным) и Святая Варвара приветствуют их. Это могло привести к обрушению здания. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток. Трактовка фигур примитивна. В 7 – 8 вв.
Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни. Произведения этой школы, экспонирующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Внутреннее пространство восьмиугольника весьма искусно соединено с внешним шестнадцатиугольником.
Чуть позже появился готический стиль. Существовали лицевые (иллюстративные) и толковые руководства, содержащие краткое описание предметов изображения и технические рекомендации. Их произведения не лишены интереса.
Сохранившиеся постройки весьма примитивны, например так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале. Венчающие части колонн — капители — украшались сюжетными скульптурными изображениями. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи.
Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. renaissance «возрождение»)– так назвали исследователи искусство этой эпохи.
«), окруженный более низким (диаметром 29. и) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы.
Художественно-выразительные средства скульптуры— построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Самые ранние из дошедших до нас — статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран.
Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Насколько известно, первоначальные христиане не видели необходимости в строительстве храмов. Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений. Книги в раннем средневековье были редкостью. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов.
Картина мученической смерти Христа во искупление грехов человечества. В средневековой литературе появился новый жанр – романтическая проза. Здесь, как и в Италии, как и на Рейне, в Западной Германии, многочисленные учебники XIII–XIV вв. – de arte illuminandi – иногда за отсутствием памятников свидетель большого научно-технического и художественного опыта западного живописца, опыта, который он впитал из восточных и византийских рецептов и обогатил собственным наблюдением. В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в. ), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика.
Они подчеркивали легкость и устремленность готической архитектуры ввысь. 220). Именно в Средневековье зародилось ощущение масштабности роли человека во Вселенной, столь отличное от привычного образа букашки, чья судьба полностью находится во власти грозного бога.
Впоследствии так стали называть искусство эпохи в целом. Они – живописны и красочны. Примеры:SIGNORELLI Luca. Они были доступнее и ближе к человеку. Высшее создание готики — величественный городской собор.
О кинематографе отчасти было сказано здесь. Иоанна в Мюнстере, в швейцарском кантоне Граубюндене (ныне в Цюрихском музее), расширили представление о художественном наследии каролингов. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах).
Возможно, это вызвано необходимостью облегчить узнавание изображённого персонажа или сцены, но скорее всего это было вызвано необходимостью согласовать изображение с теологическими утверждениями.
Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. Готическая скульптура по сравнению с романской больше похожа на круглую статую. Строители, трудившиеся над созданием грандиозного здания, объединялись в особую организацию — ложу, в которую входили каменщики, плотники, скульпторы и стеклодувы изготовлявшие цветные стекла для витражей.
Он предстал огромным и динамичным. Однако главная работа мастера — "Гентский алтарь", состоящий из 24 картин и изображающий более двухсот фигур. Речь идет об изобретении масляных красок. Ту же проблему приходилось решать и мастерам остальной Европы, в разное время испытывавшим мощное влияние итальянского искусства. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями.
"Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Аахенская капелла (илл.
Императорские указы, так называемые ЫЬп сагоПш, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: вторая половина XIII--XIV в. -- Проторенессанс (предвозрождение) и Треченто XV в. -- раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV--первая треть XVI в. --Высокий Ренессанс (реже в науке употребляется термин Чинквеченто). Общепринятой считается следующая периодизация: кельтское искусство, раннехристианское искусство искусство периода переселения народов, византийское искусство, дороманское искусство, романское искусство и готическое искусство. Под яркими отсветами, какими они наполняли храм, блекли и изменялись нежные цвета росписи. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество.
И естественно, что на этот свет было обращено всеобщее внимание. Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г. ). Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала.
Когда мрак уже опустился на всю Европу, свет еще долго не угасал на берегу Босфора. Он изображал людей цельных, гармоничных, фоном служили красивые пейзажи или величественная архитектура. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. Средневековье стало началом для возрождения литературы. Раскраска изображений условна. Романский художник, хотя и живет в мире, где «сквозь царство порядка глядят глаза хаоса», является близким или далеким учеником восточных – сирийских и византийских – учителей, учеником их ученика, падеборнского монаха Феофила, более, чем он, далеким от традиций античности. Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир.
Софии в конхе (навершии) апсиды по канону помещено мозаичное изображение Богоматери. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Благодаря его полотнам масляные краски стали пользоваться популярностью и в XV веке распространились за пределы Фландрии – в Германию, Францию и затем в Италию.
Во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела. Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3.
Языческие храмы были закрыты. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Стефана.
Пра-романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. Далее работали над "доличным письмом", создавая пейзаж, одежду, повествовательные эпизоды.
Цвета стали значительно более насыщенными и яркими. Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует). Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины.
Характерно, что с натуры художники не писали. С расцветом живописи Средневековья пришло понимание того, что написание художественных полотен – это удел тех, кто по-настоящему умеет и любит данное ремесло. В отличие от своих предшественников, художники VIII—IX вв.
И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.