После пятнадцатого века итальянская живопись Средневековья переживает настоящий расцвет. Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств. Живопись Средних веков позволила развиваться многим видам искусств более позднего времени, которые продолжали веяния и основывались на достижениях средневековья. Экслибрис Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств.
Развитие русской средневековой живописи связано с такими ее разновидностями как монументальная и станковая. Поэтому история искусства Средневековья сохранила немного имен живописцев, скульпторов и архитекторов эпохи. Живопись Средневековья Европы медленно приобретала глубину. Иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т. д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).
Живопись Средневековья, как и вся культура этого периода, представляет собой уникальный пласт, который можно исследовать веками. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов.
Стефана. Растительное масло, подмешанное к красящим веществам, придавало новые свойства составу. В основном популярностью пользовался орнамент, где и проявлялся уже упомянутый «звериный» стиль.
Такие иконы были легки и удобны в путешествиях. (Раздавленных клопов — П. Краснов)Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». 220). Такие же заостренные формы приобретают башни и крыши готических храмов.
Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. Устанавливалась обязательность соблюдения правил иконографии. Первыероманы появились во Фр.
Вероятно, они использовались для исторических хроник и эльфийского искусства, а потому многие из них (как, например, герб Финвэ) могли быть созданы посмертно. Само итальянское слово "fresco" означает "свежий". Иногда изобретение масляных красок приписывают именно ему. Синий цвет считался также символомверности. Не подлежит сомнению существование связей между некоторыми приморскими городами Европы и азиатскими торговыми портами, кроме того, мы имеем сведения о существовании крупных азиатских, преимущественно сирийских, колоний в разных городах Центральной Европы (напр., в Трире). Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений.
Она явилась синтезом совместного творчества индийских и персидских мастеров. Поиск и отбор источников по выбранной теме 2. Четыре стрелы – князь, от шести до восьми – король или владыка. Last Judgment1537-41.
Романский художник, хотя и живет в мире, где «сквозь царство порядка глядят глаза хаоса», является близким или далеким учеником восточных – сирийских и византийских – учителей, учеником их ученика, падеборнского монаха Феофила, более, чем он, далеким от традиций античности. Однако, зачем Тинголу, ненавидящему многих нолдор, следовать такой традиции. Раскраска изображений условна.
Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. 1267-1337). Их граждане гордились своими завоеваниями.
Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Он получил название «готика». Однако в иконописи используется принцип обратной перспективы1. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд. Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными.
На них изображены сцены сева, жатвы или охоты, приуроченные к тому или иному сезону. Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Но уже от оттоновской эпохи в Германии (X в. ) сохранились памятники более импозантные: не только малое искусство книжных миниатюр, но и большое искусство монументальных росписей. известные школы официального искусства. Так, в рукописи «Геллонского сакраментария» распятие служит буквой «Т» фигура Марии составляет часть заглавной буквы «I».
Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. То же самое прослеживалось и в живописи. Они – живописны и красочны. Примеры:SIGNORELLI Luca. Религиозное мышление сформировало всё средневековое искусство.
Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Во Фландрии были изобретены масляные краски. а в водах Сены плескались обнаженные девы изображая морских сирен. Если же штукатурка уже переставала быть влажной, писать по ней не имело смысла.
Когда мрак уже опустился на всю Европу, свет еще долго не угасал на берегу Босфора. Стоящая неподалеку от моря на пустынном и открытом берегу, она своей монументальностью производит впечатление суровое и сильное.
Раны прижигали каленым железом или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. FrescoChapel of San-Brizio. Картины не писали – их «малевали», а это слово полностью отражает отношение к данному виду искусства в тот временной промежуток. Впрочем, были ли эльфы тогда столь развиты – вопрос спорный. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится ибо скользко.
Ему завидовали, его старались похитить. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Их произведения не лишены интереса. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Фрески и миниатюры XI-XII вв., выражая примат духовного над материальным, проложили путь для дальнейшего развития художественных направлений. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в. ) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.
Самый выдающийся памятник изобразительного искусства данного направления и каролингской миниатюры в целом — Утрехтская псалтырь (названа так по месту хранения — в университетской библиотеке в Утрехте). В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов.
Стали возводиться каменные христианские храмы. Его делали из кожи теленка или ягненка. Чуть позже появился готический стиль.
Однако до появления и того и другого живопись все равно существовала. Под яркими отсветами, какими они наполняли храм, блекли и изменялись нежные цвета росписи. The Damned1499-1502.
Рукописные книги были настоящими произведениями искусства. (Архитектура и скульптура средних веков были Библией в камне. Особо следует сказать об оформлении книг. Скульптура (лат. В виде маленькой миниатюры всегда выполнялась и заглавная буква в каждой главе.
Несмотря на то что первые преобразования начались еще в тринадцатом веке, единый «международный» стиль у художников Средневековья выработался лишь к концу четырнадцатого столетия. Но спокойное и несколько неподвижное искусство других известных школ Германии той же поры (Трира-Эхтернаха, Кельна) отодвигается в тень изумительным расцветом Рейхенау с характерной для него силой творческого замысла, самобытной гармонией композиции, твердостью рисунка и красотою красочных комбинаций. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями. Характерным видоммонументальной живописи на Руси стала фреска2. О светских сооружениях некоторое представление дает перестроенная из дворца короля Рампро I (848) церковь Санта Мария де Наранко близ Овьедо – однонефное помещение, перекрытое цилиндрическим сводом на подпружных арках.
Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов. Такое искусство скорее обращено к родному античному прошлому, чем к средневековому христианскому будущему. Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3.
Теперь художник мог работать размеренно, уделяя должное внимание всем деталям. 1260-70. Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Правда иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. Возможно, геральдика служила в первую очередь тем, чем для нас является государственным флаг – символом, внушающим гордость и чувство причастности к большему, но лишь во вторую очередь определительным знаком. Принцип «подражания натуре» был чужд эстетической природе Средних Веков.
167, 168). на стр.
Считалось, что олифа предохраняет красочное покрытие и подчеркивает выразительность цвета. Тем не менее романский стиль (к.
Знание передавалось устно и в художественных образах, по сути, без подкрепления рукописным словом. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое. Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия — до половины. Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Вариантом центрического сооружения является капелла св. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным и еле-еле отмыли. Русские послы при дворе французского короля Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц и более — безобразно частоЕсли в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну.
Фрески, открытые в 1888 г. в церкви св. человеческого лица». Убедительная достоверность изображаемого достигается с помощью объемности форм и умелого использования света и тени. Возможно, это вызвано необходимостью облегчить узнавание изображённого персонажа или сцены, но скорее всего это было вызвано необходимостью согласовать изображение с теологическими утверждениями. На страже незыблемости установленных правил стояло государство, не допуская никакого либерализма в богословской среде. 169). Это «зеркало», по представлениям древних, должно было отражать духовный мир человека с помощью особых символов – данными символами и являлись картины. Характерно, что с натуры художники не писали.
Ни «грубые мужики», предмет его презрения, ни те менее, чем он, обласканные историей и судьбой соседи, которые имеют «синие ногти» и чей «рабочий день долог», не представляют серьезной проблемы для этого забавного искусства кануна Ренессанса. В большем относительно числе их сохранила Италия. витражи нах-ся в соборахШартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа (Сен-Шапель).
Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Стефана при всей условности линий передано в какой-то мере с жизненной убедительностью. вопросы:кто достоин любви – учтивый простолюдинили бесславный барон. Герб должен был читаться и на расстоянии, создавался по строгим правилам (на профессиональном, но всеобще известном языке), с определённым набором символов и цветов.
все больше места в изоб. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. Главными объектами изображения в миниатюрах школы Ады (другие названия — школа аббатисы Ады, школа рукописи Ады, школа Годескалька, школа Карла Великого) стали евангелисты. Здесь уже не может быть и речи о преобладании декоративных начал. Это прямоугольный, почти квадратный зал, несколько вытянутый с юга на север.
Duomo-OrvietoBOUTS Dieric the Elder. Поиск и отбор источников по выбранной теме 2. «родник» из серии 8 гобеленов, вытканных на одноименной мануфактуре при королевском дворе в 17-ом веке Экслибрис Эпоха средневековья завершалась и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств.
Тем не менее и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что византийское влияние следует абсолютно отождествлять с восточным, азиатским. Но в ряде этих сцен – в фигуре богомольца, мирно всхрапывающего под кафедрой проповедника под аккомпанемент великолепной гомилии (март) в городской улице в апрельский день, полной хозяек с корзинками и мальчишек с ветками в картине сенокоса, соединенной с июньским пикником на траве в развертывающейся майской в июльской реке, оживленной челнами, в декабрьской игре в снежки и т. д. и т. д. – оживает быт средневекового города с его работой и весельем. Взирая на собор, средневековый человек мог как бы читать святое Писание в изображенных там образах. Его тело покрылось гнойниками.
Раскрашивание иконы делилось на этапы. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Финрод. В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Романские скульптуры и живописные изображения отличает схематизм, отсутствие портретного сходства и пропорций тел, живописные изображения лишены перспективы, более важное всегда изображалось более крупным. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают. Императорские указы, так называемые ЫЬп сагоПш, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг».
Так вот, пригласил как то этого посла погостит пару дней в своем дворце один из тогдашних монархов франции, естественно, что посол отказать не мог и «с удовольствием» согласился. Вся персидская делегация сославшись на «неотложные государственные дела» в срочном порядке ретировалась в первый же вечер, после того как высокопоставленный посол увидел свою опочивальню с «шевелящимся» от живности матрасом. В России в это время писал иконы Андрей Рублёв. С юга и севера к залу примыкают очень низкие маленькие полукруглые абсиды. Художественно-выразительные средства скульптуры— построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.
Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных. Мастер-изограф писал лики, кисти рук, стопы ног. Е. он. А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком — для дезинфекции. Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше.
Ну и немного от себя как то очень давно, еще в свои школьные годы попалась мне книга (точного названия я сейчас не воспроизведу) в которой описывались воспоминания посла Персии о его поездках по той средневековой «посвященной» европе. На сохранившихся образцах египетских тканей VI-VIII вв. Одним из наиболее старых сохранившихся меровингских зданий является баптистерий в Пуатье).
В 1430-х гг. Но распространены они были и в других странах и в другие периоды. Масляные краски, таким образом, открыли мастерам целый новый, неизведанный мир. В целом Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. Вся жизнь рассматривается только как короткий отрезок, полный опасностей для человеческой души.
Я не устану при этом защищать Средние века, которые вовсе не были (не считая первых столетий) Тёмным временем, ведь это имя – не более чем штамп эпохи Просвещения. Она была простой, тяжелой и очень прочной.
С наступлением эпохи готики стиль мышления изменился. Последнее вообще характерно для эстетических представлений раннего средневековья. на севере Франции план базилики усложнился: вместо Т-образной формы она приняла крестообразную форму, так как трансепт, примыкавший ранее к восточному концу продольного помещения, передвинулся теперь ближе к середине (монастырская базилика в Сен Дени и первоначальная церковь в Жюмьеж). Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты.
Живопись выражала те же библейские темы в линии и свете – П. Сорокин). Варвары поклонялись силам природы громную роль в их жизни играли магические обряды. Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. –песня, в кот. Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды.
Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Французский Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Он принес славу как братьям, так и их покровителю. Внутри книги были полны рисунками или миниатюрами. статью в разделе История искусства). Слово «фреска» – итальянское, оно переводится как «свежий».
Верхнюю часть занимало небо, нижнюю – земля, по правую руку Христа находился рай и праведники (добро), по левую – осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло). Как и Итальянское, Северное Возрождение означает новый этап развития европейской культуры, более высокий, чем в средние века. рыцарский куртуазныйроман. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Произошло это благодаря переменам в обществе, роль религии уменьшалась, а «светскости», наоборот, росла.
Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Она была поставлена глубже «диалектической мыслью» XII в., чтобы с новой проникновенностью вернуться во фламандском искусстве.
Трактовка фигур примитивна. Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Девять оттенков серого – от жемчужного и серебристого до мышиного и темного «кротового» – можно насчитать на одеяниях, продернутых золотой нитью, амиктов-певцов в сцене погребения (того же часовника). До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Несомненно, каждый день и каждый час «Улица живописцев» парижских XIV–XV вв.
Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини». Далее работали над "доличным письмом", создавая пейзаж, одежду, повествовательные эпизоды. Ян ван Эйк был великолепным портретистом. Исполнялись миниатюры яркими красками, полутона и тени отсутствовали. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами. Французский Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об изобретении масляных красок. Введение Выбор темы был обусловлен моим личным к ней интересом, а также желанием показать особенности средневековой живописи, не всегда заметные на фоне достижений других изобразительных искусств средневековьяЦели: познакомиться с особенностями живописи Средних вековЗадачи: 1.
Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Хотя юбки использовались также и с другой целью — чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох. Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью — венгерский историк Иштван Рат-Вег в «Комедии книги» приводит виды молитв из молитвенника под названием:«Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям», в число которых входит «Молитва при отправлении естественных потребностей». Культура проникла в широкие слои общества глубже, чем в древнем мире, в искусстве сильнее ощущались, народные представления и ярко выражала себя живая струя мифологического по характеру реализма, непохожего на античный. Фелагунд владел чрезвычайно своеобразным гербом, отличным от других эльфийских.
Существовали лицевые (иллюстративные) и толковые руководства, содержащие краткое описание предметов изображения и технические рекомендации. Более значительна церковь Сан Джорджо в Вальполичелла (близ Вероны), построенная, вероятно, в начале 8 в. Эт0 небольшая трехнефная базилика без трансепта, с тремя абсидами на восточной стороне. в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться абсолютно новый стиль живописи. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода.
Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. государств германских племен произошло их обращение в христианство. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Живопись Средневековья еще в романский период обогатилась новым приемом.
Пз всех многочисленных памятников каролингской живописи уцелели лишь немногие. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Дерево, темпераКрещение ХристаНачало XVI в. Пинакотека, ВатиканИкона св. Это касалось и жилых сооружений и храмовых, в особенности монастырских комплексов. Следя на протяжении XI–XV вв. X – XII вв) стал первым общеевропейским стилем.
К тому же работа над фреской часто требует коллективного труда. И если для X в. Франция не может противопоставить ничего, что было бы ему равносильно, зато работа, вскрываемая памятниками следующего века (главным образом в фресках церкви Saint-Sauvin), открывает собою долгую и плодотворную эпоху в ее истории. На них изображены сцены сева, жатвы или охоты, приуроченные к тому или иному сезону.
Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. поднимаются уже соц. Ещё одно объяснение я вижу в том, что традиция знамён происходит из общего, но очень примитивного (возможно даже устного) источника и лишь по случайности развилась в две независимые, но идентичные традиции. Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи. Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). В данных рамках естественнее и цельнее будут строки, какие мы посвятили живописи французского средневековья, дольше сохранявшей своеобразный характер эпохи. Романский стиль, появившийся вслед за этим, доминировал в искусстве Средневековья на протяжении трех веков подряд.
Обычным было параллельное изображение сцен Старого и Нового заветов. Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Софии в конхе (навершии) апсиды по канону помещено мозаичное изображение Богоматери. Это достигается с помощью ряда художественных приемов. В ранний период истории франкского государства, при так называемых Меровингах (франкские короли считали себя потомками легендарного вождя Меровея), еще не исчезли пережитки родового быта и первобытной военной демократии. Также книги писались на деревянных досках и просто на коже. Сохранившиеся постройки весьма примитивны, например так называемый «лангобардский храмик» в Чивидале.
Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. произведении воссоздавался "божественный прообраз", "архетип".
Главное место в нем отводилось не живописи, но архитектуре. Вероятно, эти правила возникли ещё в дни пробуждения, так как идентичны у нолдор и у синдар. Таким декоративным приемом создавалась иллюзия трех этажей. Единообразное христианское пениепостепенно вводилось во всех странахЗ. Длятого чтобы написать мотет, комп.
Работа в технике фрески, как правило, не предполагает исправлений и требует быстрого (до высыхания штукатурки) завершения произведения. Средневековая живопись (книжная миниатюра, монументальнаяживопись, витражное искусство). Храмы приобретают более легкие, стремящиеся вверх очертания. Книги тщательно переписывались и иллюстрировались монахами.
Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. Период интернациональной готики явился переходным к живописи Проторенессанса. В них хранились особенно почитаемые реликвии и совершались богослужения. Здание сложено из кирпича и мелкого бутового камня с обильным применением раствора.
Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. Романский собор являл собой символ твердыни человеческого духа в искусстве. Если необходимо было показать отрицательных героев (того же Иуду), то их писали в профиль. Их могли брать в дорогу купцы, артельщики, меняющие место работы и т. п. Среди знаменитых работ художника «Мадонна канцлера Ролена», «Портрет четы Арнольфини».
«), окруженный более низким (диаметром 29. и) шестнадцатиугольником, а не восьмиугольником, как в Сан Витале. Очень большое внимание уделялось свету и цвету. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского».
Наиболее известнымэпич. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». Итальянская культура оказала большое влияние на искусство Средневековья в целом. "Геллонский сакраментарий"В меровингских рукописях встречаются -изобразительные – мотивы – птицы вокруг райского дерева, Мария в восточной одежде, с крестом и кадилом в руках, распятие, летящие ангелы и т. д. Однако характерной их чертой остается подчинение задачам украшения текста. Само итальянское слово fresco означает свежий. Связи с Италией и Византией, оживившиеся при Оттонах, воздействие искусства «Островов Океана» – с IX в. Рейн и частью Дунай стали дорогой странствований иров и англосаксов – все это объясняет расцвет живописи в Германии X в. Он не был длительным.
Как и в Италии, здесь происходит открытие мира и человека в искусстве, человек становится высшей ценностью в искусстве. Madonna and Child with Saints and Crucifixion. Толкин предоставил подробное описание гербов в раннем Легендариуме.
Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Перед зрителем плоскостное развертывание композиции и единственное зримое движение – восходящее, устремленное к небу.
Первым образцом является портрет Иоанна II Доброго, написанный ок. Михаила в Фульде (илл. Правда, отдельные художники ища методов парировать убийственный для росписи эффект, повышают ее тональность до яркой и созвучной стеклам, они прочерчивают золотом («золото – единственная краска, не угашаемая синими и красными отсветами стекол») рамки, каймы, усики, вводят отдельные золотые детали: золотые посохи, вещи, пояса, запястья, туфли, ангельские крылья. Во Франции величайшимпамятником той эпохи яв-ся «Песнь оРоланде» (идеальном рыцаре, патриоте иправдолюбце, защитнике христиан отневерных). Особенно в хирургии. Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток, «киянка», удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями.
Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Средневековая Литература: и ее особенности. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Вожди варварских племен стремились приобщиться к этому величию.
Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за свое несоответствие нормам идеальной классической формы, культура — примитивной, доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви. Основоположником нового течения в живописи во Фландрии считается Робер Кампен. 3 На тканях встречались самые разнообразные рисунки.
Иконы, воспроизводимые таким образом (это не вполне копии, скорее тщательные повторения), назывались изводами. Иоанна в Мюнстере, в швейцарском кантоне Граубюндене (ныне в Цюрихском музее), расширили представление о художественном наследии каролингов. Мозаики купола Аахенского собора говорят о высокой опенке наследства Византии и Равенны.
Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Большая часть памятников искусства этого периода и стиля создавалась во Франции. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. Оно и понятно.
На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Известно, однако, что существовала монументальная живопись и светского содержания. Главные жанры скульптуры— портрет исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. Стиль французского придворного портрета складывался под их влиянием.
Такое, как ни странно, случается. Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. В готическом зодчестве она постепенно хиреет. Иконопись была главным видом искусства в раннем Средневековье. Никогда ранеецвет и свет не играли такой символическойроли.
218) была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе). Картины представляли собой своего рода схему, передающую суть, но не нюансы. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
Paradis1450MusEe des Beaux Arts, LilleMICHELANGELO Buonarroti. Излюбленные темы их песен –пирушки, легкий флирт ироническиесетования на свою тяжкую долю («Вофранцузской стороне»). Отсюда – внешняя броскость, приглядность изысканность их картин. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк.
Кроме этого символа, Финрод использовал брошь изображающую корону из золотых цветов. Зыбкие, как будто вибрирующие контуры делают фигуры удивительно живыми и динамичными. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. На занавесях Св. В романскую эпоху в Италии господствовала архитектура, преимущественно из камня и дерева.
В романской фреске средневековье создало лучшее, что было в его силах, в смысле искусства монументальной росписи. Живопись занимала особое место в русской средневековой жизни. 171, рис- на стр. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Это объясняется рядом причин. Так, например, краска на иконах накладывается своеобразными пятнами (по-древнерусски – плавями), художник как будто избегает работы со светотенью, предпочитая обозначать объем всего лишь несколькими светлыми штрихами (оживками или движками).
Фреска – картина, написанная исключительно поверх сырой свежей штукатурки. Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой. Живопись Средних веков позволила развиваться многим видам искусств более позднего времени, которые продолжали веяния и основывались на достижениях средневековья. Tempera on wood. Ограничения по форме относятся к его оригиналу, который не всегда был удобен вне двора например, на войне стяг эффективней щита. ) Статус владельца определялся количеством стрел, направленных из центра герба к его границам. В готику активно развивается круглая монументальная пластика.
Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Мастера, работавшие таким образом, были вынуждены трудиться очень быстро, мало того их работа затягивалась на определенное время, так как важно было успеть «закрасить» еще не высохший слой. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, на него наложили отпечаток традиции языческой культуры (античной и варварской), народные обычаи, устная поэзия, задорный и хлёсткий юмор народных карнавалов.
Иконы доносили до простых обывателей, что не могла донести бумага. Характерной особенностью иконописи стала деформация туловища – это делалось для того, чтобы оказать большее эмоциональное впечатление на зрителей. печах, затем резали всоответствии с подготовленным рисункоми набирали на спец. О кинематографе отчасти было сказано здесь. Аахенская капелла, считавшаяся в те времена чудом строительного искусства, вызвала ряд подражаний.
Тем не менее и несмотря на многие восточные (сасанидские, позже и арабские) мотивы, которые проникли в европейское искусство, нельзя сказать, что византийское влияние следует совершенно отождествлять с восточным, азиатским. Далее, на западных кодексах мы убеждаемся, что в тогдашних мастерских письма (главным образом монастырских) над книгой совершалась новая, неведомая классической древности работа имевшая в виду синтез письма и живописи, где само письмо становится «живописным», где «картина» подчиняется инициалу как определяющей рамке и где творческие усилия положены на создание орнаментального убора текста и инициала интимно с ним связанного.
Поскольку в христианских храмах, в отличие от античных языческих, богослужение ведется внутри храма, то строители много внимания уделяли как внутреннему оформлению стен, так и храмовой утвари. Например, на парадной лестнице дворца или замка. История русской иконописи сохранила мало имен изографов. Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье (департамент Нижней Луары), начатая постройкой в 819 г., представляла собой трехнефную крестовую базилику на столбах с тремя восточными абсидами. И естественно, что на этот свет было обращено всеобщее внимание. Они трудились под покровительством герцог Жана Беррийского, приходившегося младшим братом королю Франции, Карлу V. Одной из самых знаменитых работ художников стал «Великолепный часослов герцога Беррийского». илл.
Нельзя сказать при этом, что живопись оставалась в стороне. Средневековые вши даже активно участвовали в политике — в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно. Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым).
Перспективы на картинах византийских художников также обнаружиться нельзя. Он роль «канализации» и выполнял. Их очень любопытно разглядывать. Он не отступает от византийского типа облипающей одежды. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. В некоторых русских землях иконы писались на ткани, которую покрывали левкасом.
Мы не заблуждаемся насчет артистической ценности часовника, вышедшего из неизвестной парижской мастерской середины XV в., с изображениями месяцев, сохранившего 24 сцены «игр и работ XV в». В то время бумага была редкостью, ее успешно заменял пергамент. Там же находились усыпальницы знатных лиц. Арфа и факел (а не лук и колчан, как трактуют рисунок некоторые) относятся к легенде о том, что именно Финрод первым встретил людей, пришедших в Белерианд. Европейская геральдика служила общедоступной семиотикой – т. е. Мы не знаем русских натюрмортов или пейзажей.
Книга стала считаться сокровищем и широким массам редко была доступной. Осуществляя указания Феофила, он верен его красочной гамме, его рецепту «телесной краски», закону «совершенного света» и «совершенной тени». Начало иконографических систем относят на связь с религиозным культом. На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства.
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Если внимательно всмотреться в последний, станет понятно, сколь значительно было мастерство Ян ван Эйка. Каждый из этих стилей в свою очередь подразделяется на отдельные периоды. Изображенные им фигуры, особенно толпа, окружающая св. Эт0 была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством.
Именно эти выработанные правила иконописи унаследовала Русь с принятием христианства. В киевском соборе св. Средневековое изобразительное искусство: русское и западноевропейское. По своим внешним признакам они различаются достаточно сильно:В русской живописи до XVIII столетия почти абсолютно не было описательности.
При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Можно утверждать, что Византия уберегла мировую культуру2. Он не соблюдает симметрии ик, к тому же использует очень земные цвета. Это был Ян ван Эйк. Введение Выбор темы был обусловлен моим личным к ней интересом, а также желанием показать особенности средневековой живописи, не всегда заметные на фоне достижений других изобразительных искусств средневековья Цели: познакомиться с особенностями живописи Средних веков Задачи: 1.
Это значит — получи огненный штырь в задницу — и свободен. была театром технически-художественных находок и событий. Драматизм и экспрессивность, напряженная духовная выразительность живописных образов, характерные для романской живописи (сцены Страшного суда, борьба между ангелами и дьяволом за человеческие души – распространенный сюжет храмовых росписей) оказывали огромное эмоциональное воздействие, отражая идею греховности мира идею искупления и спасения. Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Впрочем, возможно и обратное.
Эти картины, вернее иконы, считались своеобразной проповедью, которая поучает без слов. Во-вторых, не стоит забывать о необычайной дальнозоркости эльфов. Ставшие позднее известными фрагменты фресок из церкви св. Их обложка делалась из дерева, обтягивалась кожей и, особенно у церковных книг, оформлялась золотой и серебряной чеканкой, драгоценными камнями. Часто архитектуру этого периода называют мрачной.
Иллюстрация дает только бесцветную фотографию с часовника его школы и лишь усилием воображения можно представить нежную белокурую раскраску мягких локонов ангела, рдеющий как лепестки роз румянец щек и мягко-фисташковую зелень ризы на фоне снежно-белой альбы. Часто ее прятали под замком. Ее исполнял один певец смногоголосным инструментальнымсопровождением. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. renaissance «возрождение»)– так назвали исследователи искусство этой эпохи.
Однако и здесь на всем был виден отпечаток романского стиля. Литература также стала возрождаться.
Аналогично жеманнен и изыскан каллиграфически стилизованный женский портрет из Вашингтона. Так, например, движение умирающего св. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет. После того, как французский король Людовик IX (ХIII в. ) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись. ». Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы. Образцы-эталоны передавались от мастера к мастеру из поколения в поколение.
«Каролингский ренессанс» (франц. В центре композиции всегда изображалась фигура Христа. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый Богатейший часослов герцога Беррийского (около 1411-1416). Все герба восстановлены на основе описания и не могут считаться правдоподобными. Изучение источников, отбор текстового и иллюстративного материала 3. Художественное убранство храма подчинялось строгой логике.
Состав этот, содержащий мел и рыбий клей, назывался левкас. В эпоху Средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Цвета стали значительно более насыщенными и яркими. Далее поверхность доски покрывали специальным составом и затирали до идеальной гладкости. Средневековая живопись не знает перспективы, открывающей глубину картины.
Каждый из них был подчиненным — вассалом своего непосредственного патрона — сюзерена. Не совсем ясно, были ли это благородные семьи, гильдии или политические фракции. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Буквы, составленные отчасти из животных и растительных форм, ярко расцвечены, красным, зеленым и желтым. Каменные рельефы, украшающие меровингские саркофаги (из которых наиболее известен саркофаг в Муассаке, 7 – 8 вв. ), также отличаются плоским орнаментально-декоративным характером.
ис-ве начинает занимать тема распятия, смерти и воскресения Христа. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Возникло движение иконоборцев, развернувших острейшую борьбу против идолопоклонства. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны — этологические корни налицо) — значило высказывать свое расположение. Иконография (от др. - греч. Но при этом готическая скульптура – неотъемлемая часть ансамбля собора, она – часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. Миниатюры реймсской школы выполнены в графической манере с использованием коричневой туши.
В этом отношении особенно интересен происходящий из гипогея в Пуатье рельеф (конец 7 в. ), на котором изображены два стоящих по сторонам пилястры полуобнаженных христианских мученика. Автор миниатюр придает значение даже самым мелким деталям. Я всё же считаю, что герб эльфийского владыки не подразумевал военного использования. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов. Миниатюрная живопись распространена также на востоке.
В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре. Господствовавшей стала базиликальная форма.
Так, один древний писатель сообщает, что самый план церкви должен был напоминать собой «животворящий крест». В течение целого века (VII-IX вв. ) в Византии было запрещено изображать Бога и святых в человеческом облике, заменив знакомые образы символическими орнаментами и фигурами. Художник создал напоенные светом и воздухом словно вибрирующие пейзажи. Эта работа могла быть доверена помощникам изографа.
В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных районах Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы (например итальянское романское искусство испытало более сильное влияние византийских традиций). Романская скульптура еще иногда и доныне сохраняет следы раскраски, которая некогда ее оживляла. Фигура Богоматери украшала навершие (конху) алтаря – дома Бога. В конце 8 в. была возведена восточная ее часть, в конце – обширный атрий строительство продольного трехнефного, лишенного трансепта корпуса продолжалось до конца 12 столетия.
Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья. Иконописец писал не с натуры, а по образцу – прописи (см. Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью.
Чего стоят одни только тщательно прописанные складки одежды. В храме перед глазами средневекового человека развертывалось все христианское учение. Ведущей идеей в живописи в Византии в Средние века была идея о мире как о зеркале. Допускаю, что такая брошь могла быть связана со знаменем Финарфина.
Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета. Если в этот век последнее слово было сказано в направлении совершенства золотого фона (безмерно изощрен на Западе рецепт накладывания и полирования листочков подлинного золота на страницу, доныне производящую впечатление политой массивным золотом и дающую своеобразную золотую выпуклость), он был веком изумительных рецептов красок эмалевого эффекта, расцветивших нежные группы Жакмара дЭсден, живущие как бы в незаходящем солнечном свете. Аахенская капелла (илл. Его считали учителем многие выдающиеся художники, в том числе и Леонардо да Винчи.
Они словно «приобрели вес», но при этом стали плоскостными. Средневековый художник был скорее ремесленником (как плотник или кузнец), чем «Творцом», человеком, освоившим труд создания графических изображений. Но художественный статуарий начиная от эпохи Возрождения до эпохи Клингера и остается бесцветным. Два фактора в нем неблагоприятны для ее жизни. Миниатюра (от лат.
Как уже указывалось, книжные миниатюры имели те же черты, что и романские настенные изображения: схематизм, полное или частичное отсутствие перспективы, выделение размерами главного героя миниатюры. Финвэ, один из старших и древнейших королей, владел гербом с шестнадцатью стрелами. Скажу честно – глядя на работы современных авторов, я не понимаю, как именно. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей, появились окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол. Полуциркульные арки сменяются заостренными кверху стрельчатыми арочными проемами.
Обход во втором этаже первоначально имел арки на консолях и колонны, может быть, также и статуи (общепризнанной реконструкции до сих пор не существует). Временами, в некоторых местах, эта классическая основа проявлялась с особой яркостью.
Садитесь поближе к огню и не стесняйтесь спросить о том, что желаете узнать. Фольклор получил особенно широкое развитие в искусстве внеевропейских народов. К этому надо еще прибавить, что культурное значение Рима, кроме узко церковных вопросов, утратилось с момента его политического падения. Средневековье стало началом для возрождения литературы. Архитектура романского стиля считалась мрачной, витражи были призваны «оживить» ее. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. Ответ пришел очень скоро — по запахуЕсли в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными.
Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. языческого жизнеподобия. Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи некоторые новые специфические черты.
В средневековой литературе появился новый жанр – романтическая проза. Эти школы развились уже под несомненным и непосредственным влиянием Византии. Туалет в «продвинутом» Европейском замке — все вываливается под окнаС приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. В романских церквах можно видеть рельефы, статуи, а также фрески и мозаики, покрывавшие стены, столбы и потолки предметы богослужения изготавливались из драгоценных металлов и камней и нередко украшались чеканкой, эмалями. Благодаря этому колоссальному техническому прорыву спустя годы были созданы величайшие шедевры фресковой живописи, в том числе росписи Сикстинской капеллы в Ватикане кисти Микеланджело. Почти везде фоном служат строения времен античности.
Чаще всего они изображали сюжеты из жития святых, гораздо реже – быт простых людей. Народнаясмеховая к-ра преобразилась в сатиру ипородила новый жанр – фарс (грубыйкомизм с присущим ему издевательством). Тринадцатый век стал периодом расцвета готического стиля. Он не был единственным. к примеру портрет самого герцога, сохранившийся в копии (Лувр): непропорциональная вытянутость фигуры, маленькая голова, манерный жест рук, отсутствие пространственной глубины, плоскость силуэта.
Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины – ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы).
Но это не так. Популярныйжанр – фаблио (во Фр. ), шванк (Герм. ). И все же Аахенская капелла имеет свой непосредственный образец в Италии – церковь Сан Витале в Равенне. Романская архитектура опиралась на достижения предшествующего периода (в частности, Каролингского Возрождения) и формировалась под сильным влиянием традиций античного, византийского или арабского искусства, отличаясь большим разнообразием форм. До 1559Ярославль.
Он в общем повторяет восточные иконографические схемы и типы. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Это вдохновенное произведение Древней Руси и сегодня потрясает своим величием. Все эти герба относятся к одному из двенадцати домов.
Внутреннее убранство храмов было значительно богаче. Несмотря на политическую раздробленность Европы, представлявшей пеструю и быстро меняющуюся мозаику народов и государств, на разные пути культур разных народов, были и объединяющие начала, основными из которых были: память о римском наследстве (римское право, в основных своих формах распространенное по всей территории Европы, римские города, традиции городской жизни), христианская религия, латинский язык, ставший основой романских языков и являвшийся важной составной частью германских языков, общие процессы искусства. С наступлением готического периода живопись в Италии вышла на первый план. Явление это должно было получить особую силу в связи с такими политическими событиями, как брак Оттона II с византийской царевной Теофано (927) или как занятие германцами Южной Италии и Сицилии, насквозь проникнутыми византийской культурой. Углы баптистерия поддерживаются выступающими грубыми пилястрами.
Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Его герои из плоти и крови твердо стоят на земле, но при этом как бы способны двигаться и существовать в своем природном или архитектурном окружении и пространстве с некоторым намеком на глубину.
Он принес славу как братьям, так и их покровителю. В чём смысл этого занятия. Во-вторых, действие цветных стекол. Люди изображенные Джотто, настолько реалистичны, что кажутся живыми – до него такого никому не удавалось. Здоров. Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным последствиям привести не могло. Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание. Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию — «зло должно выйти наружу». У истоков кровавого поверья стояли монахи — «отворители крови». С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Орнаментация напоминает произведения прикладного искусства этого периода, но часто встречаются также мотивы, заимствованные из искусства христианского Востока: пальметки, некоторые виды плетенки и т. д. К числу лучших памятников этого стиля принадлежат «Луксейский лекционарий» и «Геллонский сакраментарий» в Парижской Национальной библиотеке (оба около 780 г. ) и «Гомилии Григория Великого» в Ленинградской Публичной библиотеке (вторая четверть 8 в. ).
В 7 – 8 вв.