О картине «Девочка с персиками» Серов говорил Игорю Грабарю: «Писал я больше месяца измучил ее, бедную, до-смерти, очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров. Картины Серова это всегда яркое и точное воспроизведение сути от мастера портретной живописи, творивших в XIX веке. В картинах «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» Серов дал образцы реалистической живописи: два портрета, два лица типично русских, простых, полных молодых сил и здоровья.
Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. Работа над ними была начата по приглашению А. И. Избран действительным членом венского Сецессиона. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини.
Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Выходит из ТПХВ. за этюд с натуры». «Какой молодец Антон. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога.
Живет с матерью в Мюнхене. "Девочка с персиками". 1888. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Гиршман, помогая найти постановку фигуры, поворот головы – Серов старался по возможности освободить заказчицу портрета от утомительного позирования. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин.
Принимал участие в организации сатирического журн. Довольно скандальная история произошла на торгах Bukowskis в 2007 году, когда на продажу выставили поддельную картину «На площади», выдав ее за полотно Серова. Репин писал о Серове: «Он не терпел в себе и в других ни малейшего избитого места: ни в движениях, ни в разговоре, ни в живописи, ни в сочинении, ни в позах своих портретов». Репин был его наставником с 9 лет. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Ведь этакое создание. Самому художнику в это время было 23 года.
Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Участие в Международной художественной выставке в Риме, поездка в Рим, затем в Париж, Флоренцию, Лондон. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». Мамонтовыми.
Он рос и воспитывался в среде людей, живших художественными и музыкальными интересами. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.
Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. Он дает правдивый образ великого преобразователя. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Таковы лучшие рисунки к басням: «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Обоз», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Тришкин кафтан», «Ворона», «Лев и Волк» и другие.
Отдельные портреты темперой, как, например, Г. Л. Гиршман (1907), Серов выполнял на незагрунтованной, а только проклеенной тонким слоем столярного клея поверхности среднезернистого, довольно плотного холста. Работа над полотном шла три месяца. В отдельных случаях Серов не ограничивался эскизом в карандаше, а выполнял его гуашью или темперой в цвете (эскиз к портрету Г. Л. Гиршман). Симонович в письме на родину.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Строгий А. Н.
а творил образ человека, раскрывая его внутреннее содержание». Карсавиной и А. П. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками. Рождение сына Михаила. 1897. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Лесков (1894, ГТГ). Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
В 1903 был избран действительным членом Академии художеств, к-рую покинул в 1905 в знак протеста против расстрела людей 9 янв. Недолгое время он занимался в Рисовальной школе Н. И. Мурашко в Киеве, а 15-ти лет поступил вольнослушателем живописного отделения Академии художеств, закончив его в 1888 году. После выставки В. В. Стасов просил Серова написать портреты В. Шварца и А. Бычкова, но художник выбрал другое предложение: по заказу П. М. Третьякова был написан портрет Н. С. Лескова. В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива.
1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Орловой напоминают рисование цветом. Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Серов писал И. С. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. и жанром («Заросший пруд.
Работая темперой, художник большей частью пользовался холстом фабричного изготовления, покрытым полугипсовым грунтом, на нем были исполнены портреты А. П. Ленского и А. И. Южина, Иды Рубинштейн (1910) и другие. Детская тема играет важную роль в творчестве художника. В угоду новым исканиям Серов отказывается от спокойной, плавной линии, предметы обстановки вкомпанованы в картину отдельными частями (стул, стол, рамы картины). В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20.
О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. Сколько любви и чувства изящного.
Особым почетом в семье пользовались музыканты и композиторы так называемой «Могучей кучки» (Мусоргский, Бородин и др. ). Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Ее организовали разночинцы. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника.
Так рождались тонкие творения мастера. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Вот таким образом меня и обвиняют, будто мои портреты иногда смахивают на карикатуры».
Одним из самых достоверных образов А. П. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.
Родился сын Георгий. Бенуа вынужден был признать, что «он весь захвачен личностями героев». Поездка в Берлин и Париж. 1910.
В пастельном портрете жены художника А. Н. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Надо кипеть, – говорил он.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. В портрете Г. Л. Гиршман каждый предмет живет и сам человек становится красивым предметом. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Серова. Произошло это спустя пять лет после поступления.
Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. На нем были исполнены портреты Д. В. Стасова (1908), Е. П. Олив (1909)и И. А. Морозова (1910). 18 февраля вместе с В. Д. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила.
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. Знакомство с К. А.
В эскизах Серова И. Э. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Стиль: реализм, неоклассицизм. И. Репина, дочь художника) (1892) и другие.
Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Это позволит не только установить подлинность полотна, но и узнать о нем новую информацию.
Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С.
И. Э. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. Театр был частью жизни Серова.
Талант, да и выдержка чертовские, – отмечал Репин успехи Серова на этих "воскресеньях", – Антон, да еще Врубель – вот тоже таланты. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Бенуа – А. К.
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Рождение сына Георгия. 1895.
Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. «Надо знать ремесло, рукомесло. И. Э.
Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. А где можно было брать основной материал. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
В портрете Гиршман мастерство Серова проявилось с исключительным блеском. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Помимо часто применяемых среднезернистых холстов, художник употреблял и мелкозернистые, плотные холсты. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых.
Он слышал выстрелы, видел убитых. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Фигура приобрела неестественность и угловатость. В зависимости от избранного художником типа грунта по этой же рецептуре, заменяя гипс мелом, можно приготовить клеемеловой грунт вместо гипсового. Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. Всякие отступления от реализма в творчестве Серова являются случайными, эпизодическими моментами.
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
Он приехал в Терноки к своему другу В. В. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Длительность работы над тем или иным портретом у него зависело во многом от знания модели.
Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Таманьо» (1891), «Н. Он искал мучительно. Еще двадцатилетним юношей он писал: «Нравится мне тоже, что он не стоит за западное пошлое, бессодержательное направление искусства и громит его». Задачи, поставленные Серовым, принципиально те же, что и в произведениях Репина этих лет, например «Стрекоза» (В. Серов искал для своих зарисовок подходящие уголки природы, например ель для вороны из басни «Ворона и Лисица», кочки для басни «Волк и Журавль».
Отталкиваясь от достижений Репина, Серов продолжал и развивал его традиции. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана.
В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. В начале XX века Серов был из тех немногих, которые держали знамя реалистического искусства. В 1911-м он рисует К. С. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Машков и др. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Гиршман и О. К. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал.
о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. С первых же штрихов кистью, когда еще ничего не было вырисовано, позирующий со всем своим характером уже просвечивал, как казалось, сквозь какой-то туман: еще несколько мазков и этот еще только намеченный первый облик поражал зрителя. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Он изобразил своих старших сыновей. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах.
Матэ. Героями этого портрета стали сыновья художника, Юра (слева) и Саша (справа), которых он изобразил на веранде дачи неподалеку от берега Финского залива. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Грабарь. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
В некоторых случаях, в особенности когда художнику приходилось писать портрет с незнакомой модели, он прежде, чем начать работать на холсте, делал с модели эскиз-рисунок в карандаше так, например им были исполнены эскизы к портретам М. Н. Ермоловой и Иды Рубинштейн. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Вместе с В. Д. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства.
При этом сама картина относилась к жанру постимпрессионизма, для которого, как правило, совсем не характерна реалистичность. 1905. и Ю. С. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге.
Коровиным. Хотя Серов и находился в дружеских отношениях с художниками объединения «Мир искусства» известными своеобразными иллюстраторами старины, главным образом дворянского быта и культуры XVIII века, но его подход, его отношение к исторической иллюстрации было принципиально иным. В пейзажах Серов стремился показать характер русской природы, самой обычной и простой. уч-ще живописи, ваяния и зодчества.
Поездка в Рим и Париж. Дягилева, И. Э. «Он сказал: Глаза те же. Если портретируемый принадлежал к близким знакомым художнику, с которыми он имел возможность постоянно встреться, наблюдать и изучать свою будущую модель, узнавать свойства ее характера, ее духовный строй и так далее, то Серов писал портрет быстро, в течение нескольких сеансов. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти.
Серов приготовлял как клеемеловые, так и полугипсовые грунты. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Знакомство с А. Н. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея).
В портретах Серова – не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной эстетической форме. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Встречается с Л. Н. Серов стал широко известен как художник, рисовальщик иллюстратор, театральный художник.
Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Бакста, С. П. Как и в творчестве его современников, Джона Сингер Сарджента и Андерса Зорна импрессионизм не был догматичным, но происходил от учения Халса и Веласкеса настолько же насколько и от современной теории. На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Так началась целая серия портретов императорской семьи. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А.
С. Мамонтова), а в 1888 году вторую свою значительную картину — «Девушка, освещенная солнцем» (М. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины.
Они воплотились в серии работ на античную тему, где художник стремился соединить натурные наблюдения с образами прошлых эпох. Для нового поколения художников был характерен поворот от изображения «язв общества» к запечатлению гармонии. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Так, например, работая над портретами членов семьи Юсуповых в их подмосковном имении «Архангельское», художник написал портрет младшего сына в 18 дней, портрет самого Юсупова – в 24 дня, а портрет княгини Юсуповой пастелью – в 7 дней. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено.
Портрет O. K. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Щербатовой (1911, ГТГ).
Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. Был написан портрет императора Николая II. Ефимовым и Н. Я.
Серов словно пытается проникнуть в тайну, как в детях начинает проступать личность взрослого человека и оказывается прозорлив. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе.
Переезд с матерью в Париж. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В 1895 – 1897 преподавала Моск. Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой известный как «Девочка с персиками» (1887) и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем».
Если другие портретисты поступали иначе, стремились сократить сеансы для сбережения своих сил и терпения модели, то Серов не щадил ни себя, ни ее для воплощения своего портретного замысла». Редко кто из специалистов в какой бы то ни было области согласился бы не только исправлять уже сделанную вещь, но и уничтожать ее, чтобы сделать другую лучше. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Серов изучал материалы о Петре, литературу, посещал лекции историка Ключевского.
В то же время для картины «Девушка, освещенная солнцем» художнику и модели пришлось работать в течение 90 сеансов. Вот в чем особый метод Серова. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. Поездка в Париж.
В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Серова «Юдифь». Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Н. Ермолова», 1905 «Ф.
Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. Чаще всего он выдерживал коричневую гамму тонов или черно-серую. Грабарем к лучшим произведениям Серова.
Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М. Антокольский, И. Е. Репин. Серов в своих исторических зарисовках не отказывается от правдивой индивидуальной характеристики героев, а ведь в иллюстрациях типичных представителей «Мира искусства» отказ от конкретных, правдивых социальных характеристик образов исторических личностей был принципом, творческой установкой. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13.
Портреты Г. Л. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
Что сталось с этими чудесными рисунками, которые висели приколотые булавками к обоям. » 20. И. Е. Крылова и др. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13.
Левитана. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации.
Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Серов стремился к тому, чтобы его искусство «мужик понимал, а не барин». Коровина (1894), Николая II (1900), К. П. Победоносцева (1902), С. Ю. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. в зеркале у края холста).
В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Художник М. Курилко пишет: «Валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натурой. Среди них и портрет учителя – И. Е. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера.
В своих исторических картинах Серов развивал и сохранял традиции реалистической живописи. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов.
Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва) – художник. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Выдающийся мастер портретной живописи Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) с 8-летнего возраста учился под непосредственным руководством И. Репина.
Серов внимательно изучал зверей их повадки. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». Работая над своими знаменитыми картинами «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками», автор стремился максимально передать жизнь в ее чувственном проявлении.
Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Официальное оформление выхода из Академии художеств. Переезд с матерью в Киев. 1878. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим.
Художник избрал точку зрения снизу вверх, словно изображенный находится на сцене, слегка возвышаясь над зрителем. Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы.
И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Возвращение в Москву. Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Поленовым и М. А. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Знакомство с семьей Мамонтовых.
Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. Портрет Е. П. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. 1902 год— Была завершена работа над портретом З. Н. Юсуповой её сын, Ф. Ф. Юсупов, писал: «терпеливое отношение моей матери увенчалось успехом и сам художник был удовлетворен своим произведением. Большой художественный интерес представляют его иллюстрации к басням Крылова. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей). Хрупкой женственности Е. С. Здесь, как писал Д. В.
Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. До конца жизни Серов продолжал учиться. Готовый раствор охлаждался в течение суток, после чего разогревался и в теплом виде смешивался с 300 г гипса, 350 см3 воды, 10 см3 глицерина. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. Так, над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнцем» – Серов работал в течение почти 90 сеансов. Парадоксально, что и встреча Одиссея с Навзикаей происходит под жемчужно-серым холодным небом Финского залива6.
Каждая из работ 1911 года самоценна. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Он прошел превосходную школу. А в сами портретах художник стал использовать широкий мазок. Поездка с Л. С. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Легко сказать, но трудно поверить. В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил1415. Смерть отца. 1872.
Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же).
В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. С самого возникновения антрепризы С. П.
Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. Переход к одному цвету помог ему добиться невероятной красоты цветового слоя картины. Родился в семье композитора и музыкального критика А. Н.
Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Возвращение в Россию. Бенуа. Поездка в Мюнхен и Голландию. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11.
Конец XVII и XVIII век». Шаляпина (1905) и др. историческим композициям Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту (1900), Петр 1 (1907) и др. иллюстрациям к басням И. А. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался.
Он был слишком правдив». В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку.
На таком холсте с очень крупным зерном и саржевым характером плетения нитей был выполнен портрет М. Н. Ермоловой (1905), но большинство портретов маслом художник предпочитал писать на различного вида грунтованных холстах фабричного изготовления, преимущественно покрытых масляным грунтом. Гиршман в интерьере ее будуара. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30.
Павловой (оба – ГТГ). Поездка в Германию. 1903. Это замечательное качество Серова поучительно не только для молодых художников, но и для некоторых больших советских мастеров. Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27. Им также был издан журнал «Музыка и театр». В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия.
Репина в Париже и в Москве. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия.
Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности».
Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). За 46 лет яркой и выразительной творческой жизни художник создал около двухсот великолепных неповторимых творений. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Шаляпина (1907, ГЦТМ). В эти годы его яркие разноцветные полотна сменились картинами одного тона.
Он концентрировался на том, чтобы максимально разработать каждый оттенок и каждый полутон, получить наилучшее сочетание белых и темных тонов, благодаря чему добился исключительной выразительности того или иного цвета. Таковы, например, портреты Г. Н. Федотовой (1905), М. Н. Ермоловой (1905), Г. Л. Гиршман (1907). Начало его работы на полотне поражало всегда своей смелостью. Бакстом в Грецию и на Крит.
Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Да и глядит-то она куда.
Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходство. Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Поездка с женой в Италию. 1905.
«Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Затем он отходил от мольберта, сравнивал работу с натурой и опять принимался за дело, пока ему снова не требовалось взять что-то нужное у модели. А. Коровин» (1891), «Ф. Мая. 1876. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени.
А обращённый к человеку Юра станет актёром и режиссером. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Но близость не значит схожесть. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
Серов создал яркие образы (типы) людей исторически неповторимых, людей своего времени — деятелей культуры, буржуа, чиновников и др. - Автор многочисленных портретов, Серов никогда не повторялся, он всегда искал нового живописного выражения образа человека и всегда находил это выражение. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Картины, этюды, наброски шестнадцатилетнего юноши были еще не совсем оформившимися, но уже здесь он проявляет себя зрелым и даровитым рисовальщиком. Некая топорность, чрезмерная яркость, грубые и смелые мазки кисти – все эти черты присутствовали и в работе Серова. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И.
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Портреты певца Таманьо и художника И. Левитана были также выполнены в несколько сеансов. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд".
Портреты П. П. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Картины известного портретиста подделывались неоднократно.
Коровина. 1892. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове.
«Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. Впрочем, число сеансов напрямую зависело от того, насколько хорошо художник знал модель. Витте (1904), Ф. И. «Не каждый день бывают такие находки. В 1900-е гг. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа.
Рождение сына Антона. 1902. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. «Октябрь» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Серый день» (1897), «Полосканье белья» (1901) и другие пейзажи насыщены большим настроением и чувством. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Как же хватало на это сил у него и терпения у модели. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. Помимо холста, художник пользовался плотным желтовато-коричневатым древесным картоном, покрытым тонким слоем клеемелового грунта. Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Из более поздних портретов Серова выделяется портрет О. К. Орловой. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Над этими иллюстрациями художник проработал пятнадцать лет, начиная с 1895 года. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Домотканово, 1888, ГТГ). Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна.
Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове.
Вопрос нерешаемый. Он независимо от литературного образа создавал свой собственный мир животных. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. И. Е.
От ранних работ – Девочка с персиками (1887), Девушка, освещенная. солнцем (1888), будто бы сотканных из солнца и воздуха, – Серов перешел к психологичным, выразительным портретам К. А. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова. Чему так завидовали многие художники конца 19 века. С. П.
Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. мастерство Серова-портретиста достигла апогея. За границу уехала Валентина Семеновна, но сына она с собой не взяла, оставила его в России. Пастернак. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи.
Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Учился главным образом у П. П.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Домотканово», 1888 «Октябрь. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Здесь налицо влияние тех исканий, которые порождали так называемый стиль модерн.
Я только высмотрел, подметил. Занавес (фонд М. Л. Получает звание академика живописи. 1899. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
Таков портрет К. Д. Совсем портретчиком становлюсь. Уходя, он сказал: Благодарю вас за глаза. » – рассказывала М. Я.
Обучение в гимназии К. И. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов.
Дягилева (1909). Орловой. Яркий, но короткий жизненный путь Валентина Александровича Серова, всемирно признанного мастера портретной живописи и представителя российского реалистического искусства, с раннего детства был связан с творчеством. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.
Позднее, когда в среде художественной интеллигенции слово «реалист» стало почти бранным словом, Серов не стеснялся говорить: «Я извините за выражение, все-таки реалист». Я. Симанович). Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона.
«А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Чистякова. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности.
Крылова». Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие.
Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. Симонович-Ефимовой. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Серов писал: «.
Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). Как он рисует.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Если первые слои наносились клеемеловой массой, а последние – клеегипсовой, то получался полугипсовый грунт. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Серовский метод работы был жесток.
Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. Знакомство с Г. Л. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики.
Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. По сведениям, полученным у Н. П. Ульянова, Серов для грунтовки своих холстов употреблял массу, состоявшую из раствора французского кроличьего клея, приготовленного из 55 г сухого клея и 700 см воды (Клей, вывариваемый из обезжиренных кроличьих шкурок, освобожденных от волоса). Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л.
Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни.
Среди них были и приближенные императора. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. "Октябрь.
С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. В доме Серовых всегда было шумно и весело. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. Покидая Академию, Серов писал Антокольскому: «Могу работать, как сам хочу, вверяя себя только Репину и Чистякову». Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. По одной из версий, Иду Рубинштейн – танцовщицу, прославившуюся выступлениями в балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» – Серов также писал для афиши «Русских сезонов». В. О.
Становится преподавателем МУЖВЗ. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга.
Любопытно, что двенадцатилетняя Вера Мамонтова согласилась неделям позировать для картины «Девочка с персиками» только в обмен на ежедневное катание на лошадях с Валентином Александровичем. Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н.
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Он пишет их так, как если бы случайно увидел погружёнными в мысли и мечты. В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Дервизом. 1885.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Получилось неспокойное, как бы нервное композиционное построение. Таковы «А.
И. Репина, дочь художника) (1884) или более позднее его произведение «Осенний букет» (В. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов.
Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками». Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. заменялся кодексом. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Выразительный образ экстравагантной О. К. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. («Н. Репина (1901, ГРМ).
Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Серов выбирает традиционный жанр парадного портрета, когда модель изображается со всеми атрибутами величия и переосмысливает его. Остроуховым, М. С.
Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Я у них учусь» 7. часто девяносто сеансов.
Мамонтова в 1895 году. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Больше всего Серов любил работать над портретами. 8-я периодическая выставка МОЛХ, на которой за "Девочку с персиками" Серов получил единственную премию, присуждавшуюся за портрет. 1889. Разница в характерах сказывалась и на подходе к работе: если Коровин заканчивал картины очень быстро, то Валентин Александрович мог уделить одному полотну несколько месяцев.
Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. Мамонтовым.
Трубниковой (1865-1927). Бакста. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой». Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17.
Избран членом ТПХВ. Но весной он заболел и Валентина Семеновна сочла, что для здоровья сына им необходимо переселиться на юг. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Написанная темперой работа «Петр I» (1907) — лучшее произведение Серова на эту тему. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. – В Египет. » 29.
Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге.
Серов был страстным любителем животных. Женитьба на О. Ф. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Портрет И. И.
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Боткина, Л. С. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. 1890 год— начал давать частные уроки рисования: с конца предыдущего года— Володе фон Мекк— сыну В. К. фон Мекк, затем дочери титулярного советника Надежде Трембовельской.
Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Так как творческая деятельность Серова началась рано (даже в Академию художеств он был зачислен в 16 лет), уже в 80-х годах девятнадцатого века молодой человек перешел от созерцания красоты и нежности к остроте передачи натуры. Серов подолгу всматривался в модель, выискивая то, что ему было нужно для создания задуманного образа, для передачи внутреннего содержания портретируемого, его индивидуальности, а после этого поворачивался к мольберту и в течение 10 – 15 минут работал над холстом, не глядя на сидящего перед ним человека.
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Шаляпин. Ее сын, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов передал портрет в музей дОрсэ в Париже.
Вскоре Серов покидает академию. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. В день освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы, был в Университете, где строились баррикады и на похоронах Баумана. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. Серов — не импрессионист и не «мирискуссник»: он продолжатель лучших реалистических традиций передвижников и в первую очередь традиции Репина. Позирующие Серову видели, как он кроит, примеряет, шьет и по нескольку раз бросает.
Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Становится членом "Мира искусства". Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве.
Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Домотканово". 1896.
Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей». Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5.
Мать будущего художника также была известной личностью. Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками».
Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Поездка в Париж. 1907. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы.
Жупел, в к-ром рисовал полит, карикатуры. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. К тому времени художник был увлечен эстетикой Древнего. В своих рисунках Серов награждает зверей собственной характеристикой художника. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв.
Начало систематических занятий с И. Е. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Гиршман. 1908.
Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Рождение сына Александра. 1894. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова.
Судя по восторженным отзывам современников, Серову удалось воплотить в них суровую монументальность древней цивилизации. Петр I Портрет Г. Л. Репиным. Иным методом работал Серов в эти годы над многосеансными портретами. Поездка в Вену и Италию с И. С. Рождение дочери Натальи. 1909. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд.
Симонович-Ефимова. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П. Это случилось в 1871 году. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Мазини» (1890), «К.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах.
На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. В феврале родилась дочь Ольга. В 1887 году Серов создает свой первый шедевр портрет-картину «Девочка с персиками» (В. И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности.
Он понял несовершенство своего метода работы и необходимость внесения в него корректив. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке».
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).