Несмотря на уникальность и мировое признание, в раннем творчестве Айвазовского чувствуется влияние первых русских пейзажистов, основоположников жанра – С. Щедрина и М. Воробьева, чьи редкие морские пейзажи совмещали классическую технику академической живописи со свежими идеями романтизма.
Кавелин, когда сказал, что «говорить о философии серьезно теперь так же смешно, как носить напудренный парик», был более прозорлив, чем сам мог предполагать. Среди произведений советского периода особую группу составляют картины пейзажистов Крыма. Время у Айвазовского лишено и намека на присущую ему в романтизме сакральность. Начиная с XVII века изображение моря заняло большое место в европейской живописи. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Берковский, когда замысел оборачивается против автора. В церемонии открытия памятника принимала участие праправнучка художника Ирина Касацкая. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда.
Не менее 10 раз изображал на своих картинах гору Арарат. Дискредитировав романтическое «несчастное сознание», уничтожив рефлексию, человек перерубил тем самым все коммуникативные связи своего «Я», с одной стороны, с мирозданием, с другой – с собственной душой. Особенно широкое развитие маринистическая живопись получила в Голландии, Англии и Франции. Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян. Большое значение Айвазовский придавал рисункам, сделанным с натуры.
Позднее он свободно перерабатывал их и часто они служили ему только первым толчком для выполнения творческих замыслов. В сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника.
И это характерно для всего периода увлечения Айвазовского романтическими тенденциями. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. Айвазовский никогда не перегружал холст краской. Крамской).
Эта тема привлекла художника еще в молодые годы. Происходит дискредитация романтического индивидуализма, но, что важно подчеркнуть индивидуализма рефлексирующего то есть именно рефлексия отбрасывается индивидуализм же остается во всеоружии качеств и свойств, требуемых утилитарным веком. И там и здесь налицо строгая архитектоника построения и там и здесь пространство картин предельно приближено к зрителю, развернуто на него, как бы предлагая: «приходите и владейте нами» – и не оставляя места никаким романтическим «здесь» и «там». Но искусство – область созидания непреходящих арт-ценностей.
Айвазовский отличался быстрым письмом, не писал с натуры, а следовал грёзам воображения. Орловского, О. А.
Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Над собой смеетесь» воспринималась как адресованная в зрительный зал. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus – римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный.
В 1850 году он пишет знаменитую картину «Девятый вал», находящуюся сейчас в Государственном Русском музее. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак и от страха вскричали. Или «Чернело что-то. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок.
Лишь в последние годы старался следовать реалистическому направлению. Творческий стиль Айвазовского получил признание еще при жизни художника. Этот «разноцветный мед» органично переплавился в нем из него выросла его художественная личность. Господствующим стилистическим направлением в живописи в I половины XIX в. стал романтизм. Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением.
Нельзя забывать, что в творчестве художника весьма заметную роль играет иносказательность. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность.
Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на людей, судорожно цепляющихся за обломки мачт погибшего корабля. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. Художник расписал фресками феодосийскую церковь Сурб-Саркис (св. Уже став признанным мастером и много путешествуя по Европе, наслаждаясь и изучая ее культуру, он признался: «Я, как пчела, собираю мед из цветника».
В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус идя по морю. Иванов. Поручение академии было с успехом выполнено. Издревле для русского народа морская стихия была синонимом свободы. До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. все, что.
Айвазовский работал исключительно в мастерской по памяти. Жизнь Айвазовского была поглощена огромным творческим трудом. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции", 1880, Картинная галерея Армении, Ереван).
Если здесь и уместно понятие иронии, то только над незадачливым художником, создавшим помимо своей воли картину-оксюморон, к которой вполне можно отнести, как, впрочем и к любой другой картине Айвазовского, характеристику, данную своим работам Энгром, слегка перефразировав ее: «гигантская пейзажная миниатюра». Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько точное воспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно придаются главному действующему лицу и отражают отношения автора к действительности. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь это Я, не бойтесь. Значительное внимание морскому пейзажу уделяли М. Н. Воробьев и С. Ф. Щедрин.
«Гайвазовский человек с талантом. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный. «Морские симфонии Айвазовского», раздел, открывающий выставку, вбирает в себя пейзажи, представляющие море от рассвета до заката и от штиля к урагану, то есть все состояния водных стихий, своеобразную морскую антологию. Описание картины. Его отец Константин и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян).
Сообразно с этим Айвазовский, как и подобает «порядочному человеку», «не делает сцен», не оставляя ничего кричащего и неблагозвучного, никаких диссонансов единый плавный, укачивающий ритм пронизывает насквозь все его полотна, одной своей монотонностью подавляя в зародыше любую неожиданную, а значит, неприличную демонстрацию. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавая силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых. Испанский художник Франсиско Гойя (1746 — 1828) стал свидетелем Наполеоновских войн, опустошивших и разоривших Испанию. господствующими».
Цитированное стихотворение Пастернака называется, кстати, «Волны». С увлечением он рисует поколение победителей, героических «детей 1812 года» в военных мундирах, ополченских фуражках и походных плащах. Будучи современником А. С. Пушкина, Кипренский создал целую галерею образов, входящих в близкое окружение поэта: П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева.
В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях». 17 июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина Гайвазовского и его жены родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Семнадцать музеев страны, частные коллекции участвуют в выставке. а сами стали быть на всем Архипелаге. С 25 на 26 неприятельский военный.
Живопись романтиков выбирала в герои не великих деятелей эпохи, а целые народы, представителей простых сословий, ставших активными творцами истории. Эжен Делакруа (1798 —1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. Вакенродера композитор Иосиф Берлингер «внутренний мир свой ценил превыше всего и таил и скрывал его от других». «Авторы и не думали играть, а с ними играли игра шла против них и они бывали биты».
Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга". Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского (1783–1852), поэта, чьи полные меланхолии, народных мотивов и мистических образов произведения (баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г. ) стали образцами стиля новой литературы.
Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Для романтиков характерен интерес к истории. Что хотим и что можем увидеть в нем. Не избегли его влияния Суриков, Саврасов, Шишкин, Врубель, Боголюбов.
Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё». Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии. Принял К. И. Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли. Лунный свет словно пронизывает напоенный влагой воздух.
В 1804–1818 гг. Стасов) и коллеги по искусству (глава художников-передвижников И. Н. Низкая линия горизонта, уходящая вдаль армада боевых кораблей, клубы пушечного дыма, затянувшие небо, — все это создает ощущение напряженной динамики битвы (приложение 5).
Она мерцает едва уловимым миражем. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. Видовая точность соединяется здесь с классицистской рациональностью композиционных планов («Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835). Граф Орлов возглавляющий флот писал тогда о победе Екатерине II: «Неприятельский флот мы атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили: а сами стали быть во всём архипелаге господствующими». Тяжело // Шли тучи.
И. К. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1823 г. ), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма.
В это же время Айвазовский страстно влюбляется в англичанку Юлию Гревс, жениться на ней. Восторженное восприятие всего, что появлялось в мастерской молодого мариниста уже в начале его пути, в годы учебы в Академии художеств, затем времени пенсионерства в Италии (1840-1844), обласканность и поддержка художника не только русским царским двором, но и заинтересованность его завораживающими маринами европейских королевских семей и широкого круга любителей искусства в Неаполе, Риме, Мюнхене, Берлине, Париже делали имя русского художника известным и даже модным в Европе. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин. Нынешняя выставка – первая масштабная экспозиция художника в Третьяковской галерее.
Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма – творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840). сюжета. Эта галерея может считаться одной из очень редких: мы не знаем в Европе ни одного мариниста, деятельность которого представила бы такую цельность, разнообразие и богатство. В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы.
Иван Константинович Айвазовский был истинным «певцом» моря. Одна из лучших его работ – портрет сына Арсения. Смогут ли устоять люди.
Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Так что же мы, люди другой эпохи, такой отдаленной от ушедших столетий, ждем от Айвазовского сегодня. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией.
Мотив «увеличения облачности» как способ интимизации европейского пейзажа от Лоррена до Констебля уже не раз рассматривался в искусствознании. Его творческий путь – это непрерывный процесс совершенствования живописного мастерства. Великая французская революция и последовавшие за ней захватнические походы Наполеона, жестокие политические репрессии и казни, бесконечные смены правительств и революционный взрыв 1830 г. с особой остротой поставили вопрос о роли народа и личности в истории.
Много раз об Айвазовском писал Стасов. После Чесменского боя адмирал Г. А. Спиридов докладывал Адмиралтейству: «Честь Всероссийскому флоту. Пространство сжимается, съеживается, приобретает камерный, комнатный характер.
Не находя идеала в современном мире, он обращается к прошлому, возводит на пьедестал благородных рыцарей Средневековья. Знаменательно также, что художник испытывал потребность представить, как мог бы выглядеть мир в момент разделения начал и в состоянии, близком к безначальному хаосу – картины «Хаос» («Сотворение мира), «Всемирный потоп». Пораженный стихией, я сохраняю память об этом многие годы.
Школа состоять имеет под управлением профессора императорской Академии художеств, приобретшего известность в означенных родах живописи, который имеет звание директора школы. Написанный с натуры, он выражает миропонимание художника через непосредственно изображенный вид, реально существующий пейзажный мотив, хотя и с некоторой идеализацией использованием мотивов и тем романтической направленности. Тем более интересны те редкие случаи, когда у Айвазовского появляется одинокий герой на берегу моря, как в картине «Морской берег» (1840, ГТГ), мотив, генетически восходящий к традиционному для романтического пейзажа образу героя-созерцателя. «Обаяние лунной южной ночи, нега ясного заката, ужас, нагоняемый на душу бурей или ураганом, — вот те чувства, которые вдохновляют меня, когда я пишу картину», — утверждал художник.
Колорит картины яркий, отражает всю остроту эмоций. Не каждому мастеру выпадает такая счастливая доля. инстинктами» видел «истинно художественный темперамент и только чрезвычайно жаль, – продолжал он, – что русское общество и русская художественная критика не сумели поддержать этот темперамент, но дали, наоборот, волю развернуться недостойным инстинктам этого художника».
И наоборот, волны Айвазовского столь же осязаемо материальны и, главное, столь же не страшны, как и шишкинская «лесная глушь». Однако девятый вал – последний, по морским поверьям, порыв шторма. Этот род разнообразия обеспечивался многообразием сюжетного репертуара, поставляемого опять-таки самим героем изображения: ведь море может быть безмятежным, неопасно-великолепным с берега, опасно-величественным в собственной безбрежности, бурным, грозным, страшным и при этом по-разному отражающим состояние неба: ночным, утренним, пышно-красочным, монотонно-мглистым и т. д. В видах морской стихии природа являет образ эклектического вкуса, она может принимать формы барокко, классицизма, рококо, романтизма, оставаясь сама собой, то есть сохраняя при этом «реалистическое правдоподобие». Перед нами противоречивая личность, в характере которой соединились внешняя бравада и воинская удаль лихих гусар, чувство долга и душевное благородство, дух весельчака и сосредоточенность глубоко мыслящего человека.
Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному изображению чувств и переживаний человека. Любимыми выразительными средствами романтической живописи стали: яркий, насыщенный колорит, контрастное освещение, эмоциональность манеры, мазка, фактуры. Эти картины он дарил армянским церквям Феодосии. А дар обобщенного видения был у него врожденным. Айвазовский любил и знал парусные суда.
XIX в. классицизм был вытеснен из репертуара пьесами романтической направленности. Бравурно – катастрофический Девятый вал (1850, Русский музей, Петербург), где достигнуто впечатление «безбрежного» морского пространства, может служить итогом его раннего периода. Современникам Айвазовского не просто было ответить на вопрос, каким состояниям стихий на полотнах мариниста они отдают предпочтение. Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 — 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Величайшим мастером романтической живописи был Карл Павлович Брюллов (1799–1852).
Романтический портрет стал настоящим призванием художника. В его лучах всегда стихает клокочущая ярость волн. Его считают первым писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, т. е. того течения, которое сейчас принято именовать «критическим реализмом». Аукционные дома и поныне «брендят» Айвазовским – и весьма успешно. Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» — «Братство прерафаэлитов») — объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля.
и все стремясь к совершенствованию». Чужое мнение принимается во внимание как повод высказать свое, которое и почитается истинным. Я приходил в ужас от бури и погибал в волнах, выбиваясь их них без надежды спасения. Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета.
Все творчество Айвазовского пронизано поэзией и очень музыкально. Более половины его работ – это виды штормового моря. Она явилась не только синтезом его творчества за предшествующее десятилетие, но и самым ярким произведением романтического направления в русской живописи26. Я всю жизнь тружусь и работаю, не позволяя себе отдыхать. Айвазовский всего на десять лет моложе Брюллова студентом Академии художеств он видел выставку «Последнего дня Помпеи» в Петербурге и посещал собрания, где мог видеть и слушать знаменитого маэстро а последний шедевр Айвазовского создан в год основания «Мира искусства».
кроме того, Черноморский флот несколько раз в году заходит в Феодосию. Изысканный художник начала ХХ века, умный и острый критик А. Н.
Писал картины на библейские и исторические темы. Общность содержания картин этого цикла очевидна. Архитектура фонтана создана на основе фонтана в Константинополе.
Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия— полонизированная форма армянской фамилии Айвазян)8911121314. Наиболее частый среди них – «Хождение по водам». Наследие Н. В. Гоголя многообразно. Отзыв Пушкина о своем портрете вполне характеризует творческую манеру Кипренского, в которой портретное сходство, правдивость сочетались с некоторой романтической идеализацией изображаемого персонажа: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс.
Его опера «Русалка», в основу которой был положен пушкинский сюжет, знаменовала рождение нового жанра – народно-бытовой психологической драмы. И. Е. В 1864-м в состоянии вдохновения, не отходя от холста в течение девяти часов, он создал новый вариант картины «Сотворение мира» (ГРМ) и продолжал обращаться к этому евангельскому сюжету еще несколько раз, вплоть до 1894 года. В созданных маринах (их, по собственному признанию художника было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы.
Рассвело не разом. Быть может, наиболее сближаются с поэтическими и музыкальными строками картины с изображением лунных ночей.
Все три выполнены беглым штрихом, передающим схему композиции. Юлия родила Айвазовскому четыре дочери. О песчаный берег только что разбилась волна. В картине великолепно передана пластическая красота разбушевавшегося моря.
Белый грунт холста являлся для него светящейся основой, которая дает прозрачность положенным на него слоям краски. Эжен Делакруа (1798 – 1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. галерея). Что это ядро суть, большой нужды нет, важно само его наличие информация о нем. Воду никто так хорошо здесь не пишет. Композиционным стержнем произведения служит центральная вздыбившаяся волна с белоснежной пеной на гребне, насквозь пронизанная солнечным светом (приложение 4). Вот таким образом задача художника, как формулирует ее представитель «хорошего общества» К. Д.
Айвазовскому присвоили почетное звание «Художник Главного морского штаба» и он в качестве художника-хроникера принимал участие в ряде военно-морских походов, оставив нам живописную летопись главных сражений и побед российского флота как исторических, так и своего времени.
Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Он писал как замечательные по красоте парадные портреты («Всадница» 1832 г. портрет графини Ю. П. Самойловой 1839 г. ), так и камерные, отличающиеся тонким психологизмом (портрет А. Н. Струговщикова 1841 г. Автопортрет 1848 г. ). Щедрина, А. О. По содержательности к этому разделу примыкают картины, погружающие зрителя в тайны творения мира («Плененный тайной мироздания»).
Благодаря ему у армянской молодежи резко усилился интерес к живописи. Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи». Последний завершен в 1897 году, за два года до смерти художника.
В автобиографических заметках И. К. Айвазовский так излагает свой художественный принцип: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью. Дедушку художника звали Григор Айвазян, бабушку – Ашхен. Одно из наиболее эмоциональных и в то же время «немногословных» полотен в собрании галереи — картина «Буря на Северном море» (1865). Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: Остановись.
Подобному наблюдателю – ценителю возвышенного требуется такого рода ужас, как описывал Ермолов, спасение от коего «в десяти шагах». Сейчас фонтан носит имя Айвазовского. Саркиса), где он был когда-то крещён и впоследствии похоронен. Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» – «Братство прерафаэлитов») – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. В эти трудные годы Гойя был вместе со своим народом. Их отличает, как мы сказали бы сегодня, минимализм приемов. Считается, что истоки романтизма Айвазовского являет картина Карла Брюллова, показанная в Академии художеств в 1834 году – «Последний день Помпеи». Подобно тому как море, тонущее в туманной мгле, то есть пребывающее в безвидности, – это лишь преходящее его состояние, готовое вдруг преобразиться в услаждающее взор или преисполненное «торжественной красы» зрелище. На картине изображено раннее утро после бурной ночи.
Айвазовского влекла эта тема и он несколько раз возвращался к ней. Вот это неприметное в природе становится теперь предметом художественного внимания. Не случайно фраза городничего в финальной сцене: «Над кем смеетесь. В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину "Радуга" (приложение 3). Холмы, перелески, склоны в «Лесных далях» (1884, ГТГ) перетекают друг в друга, валами друг на друга накатываются, «зыблются», по выражению Боткина, как волны у Айвазовского. Его принцип – поэзия, рождающаяся из прозы из опыта повседневного общения с природой.
Картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. Творчество И. К. В последнее десятилетие он пишет ряд огромных картин изображающих бурное море: "Обвал скалы" (1883), "Волна" (1889), "Буря на Азовском море" (1895), "От штиля к урагану" (1895) и другие. Это и колоритные зарисовки быта малоросских помещиков в повестях «Миргород» и наполненные фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки» и мистичные «Петербургские повести» в которых гротеск, фантастика («Нос») сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни задавленного жизнью «маленького человека» («Шинель»). Оно возносит послушный ему талант над исторически преходящей приверженностью реализма неказистой «прозе жизни» и вместе с тем наделяет способностью этими завораживающими обещаниями непредсказуемых метаморфоз возбуждать платежеспособную восприимчивость и таким образом обеспечить себе непреходящий успех. Так как и то и другое – только вещи в «меблированных комнатах Вселенной», знаки, удостоверяющие незыблемость мирового порядка.
Цветом же, подчеркивается и созерцательность настроения картин художника: «Вид Константинополя при лунном освещении» 1846 г. и др. Спаси меня. Айвазовского отличалось огромным разнообразием форм изображения ночного пейзажа. Произведения тех лет сопровождали подписи: «Я видел это. », «Нельзя стерпеть». Картина «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру.
Репин причислял Айвазовского к художникам «эллинского духа», «эллинского миросозерцания». Сравнивая скорость работы Айвазовского и количество выпускаемых им в свет картин с писательской «производительностью» Александра Дюма, Ф. М. // Их тьма. Айвазовский – самый известный отечественный маринист.
Одна из картин Айвазовского была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Хотя представление о «правде жизни» как насущной заботе искусства исповедуемое реализмом середины века, не миновало и пейзаж. В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы.
В свое время он служил при Главном морском штабе и бюст его установлен по инициативе Кронштадского Морского собрания. Может быть, вот таким образом на голос Айвазовского в искусстве в равной степени откликались и «национальное достояние» Англии, художник-маринист Уильям Тёрнер, который посвятил марине (Марина — от marin (фр. ) — морской. А писатель Ф. М. Но есть другой Айвазовский, оставивший нам картину «Черное море», о которой художник Иван Крамской написал с неподдельным восхищением: «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Замечательны и женские портреты художника.
Мир Айвазовского – это, собственно интерьер или используя точное выражение Флобера, «меблированные комнаты Вселенной». Он умел быть очень разным в зависимости от задач, что решались на пространстве листа. Принципиально не подписывая и не датируя свои картины, художник лишний раз напоминал, что он является лишь соавтором вечной природы. Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Несколько раз в течение года он мог из Феодосии отправиться в Петербург, Москву, Одессу, Харьков, Киев. Высшим достижением ампирной архитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси (1775–1849).
В 1835 г. Н. В. Гоголь закончил комедию «Ревизор», сюжет которой был подсказан ему А. С. Пушкиным. Такие полотна дают иную меру восприятия искусства мастера, понимание того, что в нем равно жило восхищение пленительной земной красотой и настойчивое желание приблизиться к тайнам миротворения. Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека.
Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Он не должен «нарушать условий и форм, принятых хорошим обществом» (Гончаров). Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё».
Блестит и переливается серебром вода на прибрежных камнях. Гайвазовский работает скоро, но хорошо, он исключительно занимается морскими видами и так как в этом роде нет здесь художников, то его заславили и захвалили», – писал родным из Рима А. А. Она рассказывает о грозном натиске стихии, с которым всю ночь боролся экипаж погибшего судна. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Горавскому: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника». Трудно объяснить, почему Айвазовский вдруг обратился к библейским сюжетам, заинтересовался метафизическими вопросами.
Кульминацией его романтических настроений стала знаменитая картина «Девятый вал» (1850, ГРМ), своеобразная срединная точка его творчества. Обе эти картины представляют собой расцвет романтизма в русской живописи. Айвазовскому свойственны эксперименты с «романтически» яркой палитрой, световыми и цветовыми эффектами, прозрачность воды необыкновенная. Автором памятника является заслуженный художник России Владимир Горевой. Герой Айвазовского не таков. Не раз он обращался к библейским сюжетам сотворения мира и потопа, к евангельским и античным мотивам – как и у Дж.
Этот поздний стиль мастера – нечто вроде поэзии без эпитетов, приближающейся к порогу невыразимости и о чем сложены знаменитые строчки: «Нельзя не впасть к концу, как в ересь, // В неслыханную простоту». Активность жизни Айвазовского была удивительна. Оригинально колористическое и композиционное решение картины. Родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. М. И. Глинка считается основателем русской классической музыки. Открытие памятника в городе-крепости Кронштадте было приурочено к 190-летию живописца.
// Светало, но не рассвело». Часто художники России посвящали свои произведения подлинным героям древней Руси, подвиги которых воодушевляли к написанию исторических полотен. Они оказываются созвучными убеждению Айвазовского: «Художник, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам». За два года до смерти Айвазовский создал одно из самых совершенных своих творений — картину «Среди волн». Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого.
Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Как правило, Айвазовский не употреблял тонированных холстов.
В свое время герой В. Г. Знаменитый маринист оставил поистине огромное наследие. Вселенская катастрофа в небе и на Земле предстает в огромном полотне «Всемирный потоп» (1864, ГРМ). Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. В таком состоянии она подобна, так сказать, Золушке до ее волшебного преображения. Работы Айвазовского до сих пор пользуется огромной популярностью.
Айвазовский писал картины на темы из армянской истории, а также на библейские темы. X. Хант). Айвазовский стремится передать эти чувства в картине Девятый вал. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Если же мелькнет в разрывах свет, то он не мечется, как у французов, здесь и там по облачным массам, динамизируя и дематериализуя их, он окрашивает небо с методичной последовательностью, как бутафорский задник, не давая взгляду вырваться во вне и возвращая его на тот же пятачок. Здесь все просто и мудро: величие творения и контрастом с этой безграничной, первичной мощью на линии горизонта видна крохотная, едва различимая точка корабля — единственный след человеческого присутствия на картине. Серия рисунков и акварелей из морского вояжа 1845 года входит в альбом великого князя Константина Николаевича, впервые представляемый зрителям на выставке.
Если в молодости его больше интересовала безмятежная тишина моря, залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны, то позднее он обращается к изображению могучей, разбушевавшейся стихии, предвещающей грандиозные катастрофы. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей. Пушкиным. Он проектировал целыми ансамблями. Причины, побудившие его к этому, носили сугубо материальный характер.
Берк рассуждает так: «. Работы, выставленные в годы учебы, возбудили всеобщий интерес. К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826 – 1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет». По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Как писал о творчестве мариниста советский искусствовед А. Федоров – Давыдов: «Айвазовский, при наличии романтической приподнятости и декоративном размахе, довольно таки поверхностен».
В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.
Айвазовский умело ввел повествовательный элемент в произведение. Ему принадлежит знаменитый портрет А. С. Пушкина — «питомца чистых муз» исполненный творческого порыва и вдохновения. // Их много. Может быть, этим пренебрежением натурой и объясняется необыкновенная быстрота его работы. «Я, как пчела, сосу мед из цветника, чтобы принести благодарную дань царю и матушке России. » Прежде всего художника влекли «приморские места и произведения известных художников по части морской живописи».
Кипренского, тонко понимавший природу творчества. У главного фасада дома И. К. Айвазовского установлен бронзовый памятник.
Такой международный интернациональный успех его творчества видится не случайным. В основу творчества Айвазовского положена идея безграничности природы. Были, правда исключения. Сама личность Данте, великого итальянского поэта эпохи Возрождения интерес его к красоте природы, к многообразию форм и красок окружающего мира, так убедительно отразившийся в бессмертной поэме «Божественная комедия», по-видимому импонировали мироощущению И. К. Айвазовского и это вдохновило его на создание картины столь необычного содержания.
С началом Крымской войны художник организовал в Севастополе выставку своих батальных картин. Картина "Радуга" была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского. Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) («Гумно», «На пашне. Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов.
Картины Айвазовского глубоко содержательны, эмоционально насыщенны. Картины Девятый вал (1850, Русский музей), Черное море (1881, Третьяковская галерея) и Среди волн (1898, Галерея Айвазовского, Феодосия) являются результатом многих предварительных поисков определенного образа морской стихии. Художник всюду накладывает на бушующую поверхность успокаивающие пятна солнечного света. Время формировало иные восприятия и понимание прекрасного. Нет и не может быть никаких точных, «аптекарских» рецептов для проникновения в сущность его мастерства. Однако это постоянство не вызывает ни привыкания, ни раздражения, ни скуки.
Художники Терлемезян, Суреньян, Махокян, Башинджагян пользовались советами Айвазовского. В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды. Композиционно и сюжетно эти картины очень просты.
Плавными линиями на фоне сине-голубого неба вырисовываются горы со снежными вершинами. Достоевский сравнивал преувеличенную эффектность пейзажей художника и скорость с которой он производил на свет свои «закаты» и «восходы» с писательской производительностью А. Дюма. Среди них такие как «Осада Севастополя», «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя».
То есть попросту сделаться брендом. В 19 столетии морская стихия влекла к себе художников многих стран. И до слез обидно, что красота эта исчезает бесследно.
Смогут ли устоять люди. В нем вырабатывается определенный характер творческого поведения, включающий «игру на публику» : Айвазовский работал в мастерской в присутствии публики гастрольные турне по разным странам: Айвазовский устраивал выставки в крупнейших городах Европы, награжден орденом Почетного легиона, по заказу турецкого султана исполнял картины для дворца в Константинополе, задумал цикл картин об открытии Колумбом Америки и совершил поездку в Новый Свет. Некоторые из акварелей по легкости и смелости руки можно поставить рядом с блистательными зарисовками К. П. Не всегда, разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением. Стоит обратить внимание на трактовку Айвазовским неба.
Существовало и другое толкование этого термина. Интересно также творчество скульпторов И. П. Витали (бюст Пушкина, 1837 г. ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора), П. К. Клодта («Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге, конный памятник Николаю I, установленный на площади перед Исаакиевским собором). Каждая из марин выражала более всего его неизменную и, как определял позже Александр Бенуа, «сладострастную» любовь к морю. Луч солнца, пробившись сквозь облака, как бы тонет в морской пучине.
Честолюбие, вспомним Берка, – аффект, относящийся к общению и герой этого времени, что уже было показано применительно к «Морскому берегу» Айвазовского, не переносит одиночества. Не раз Айвазовский перед восхищенными поклонниками или учениками выступал своеобразным «мастером живописного экспромта», создавая картину в течение полутора-двух часов. Описание картины. Равно как ей была чужда «эстетика эффектов», поэзия «бурь, страстей и порывов». Мир непредсказуем и полон сюрпризов – как непредсказуемо и своенравно художническое «Я».
Будучи создателем русской маринистической живописи, И. К. Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )», сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Ноктюрны художника оставляют чувство покоя, гармонии, полного единения с миром природы. Достоевский выделял среди других картину Айвазовского «Буря под Евпаторией» (1861, Государственный музей-заповедник Царское Село), отмечая, что «в его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре». Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Весна», «Утро помещицы»), художник и педагог.
Картина «Девятый вал» написана Айвазовским в 1850 году, хранится в Государственном Русском музее Санкт Петербурга. Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюллов уехал в Италию. Бенуа.
Важной вехой в этом процессе было творчество Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека.
Брюллов принимает Айвазовского в «братство» Брюллова, Глинки и Кукольника. Изображен момент боя двух головных кораблей — русского и турецкого. Существенный вклад в развитие романтического пейзажа внес И. К.
Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок. Феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Это были в основном изображения прибрежных городов.
Он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии.
Айвазовский – даже в какой – то степени поэт моря, как он сам себя называл: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью». По-разному воспринимались они художественным сообществом и критикой. «Чесменский бой» – это важнейший эпизод русско-турецкой войны 1768-74 гг. Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека.
Зачем ты усомнился. Солнце – лучший друг мореплавателя. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Оно было высказано Третьяковым в письме другому художнику, А. Г.
Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию15. Она жаловалась на Айвазовского царю, не давала общаться с дочерями. К. П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его жизнь полностью захватила весь XIX век. Со многим он не соглашался в его творчестве. Вот эта постоянная готовность привести в действие весь диапазон «прекрасностей» составляет непреходящее свойство изображаемого объекта, каковым является море и только оно одно. 28 августа 1833 г. он приехал в Петербург.
Пейзаж в этот период понимается как портрет данной местности. Вернемся вновь к Берку. Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев.
Она мерцает едва уловимым миражем. Подобные сеансы не всегда вызывали одобрение окружающих, но в таком открытом импровизационном подходе к творчеству выражались абсолютная уверенность художника в своем профессиональном деле и безмерная любовь к нему. Брюллов был выдающимся портретистом. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Вдали от берега на рейде изображены корабли с убранными парусами, стоящие на якорях.
Писал Глинка и романсы. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Его искусство независимо от эволюционных рубрик (реализм импрессионизм, постимпрессионизм, символизм), отмечающих основные художественные эпохи в XIX веке. А еще и потому, что о его мастерстве ходили легенды.
К. А. Так парадоксы критики Дидро сменяет во второй половине XIX века тяжеловесная рассудительность Боткина и Кавелина, мысль которых дрейфует среди эстетических проблем с той же невозмутимой деловитостью, что и корабль среди айсбергов и торосов в «Ледяных горах» Айвазовского (1870, Феодосийская худ. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Но через несколько лет, когда Айвазовский выставил свое грандиозное полотно «Черное море» (1881, ГТГ), Крамской, в потрясении рассматривая это произведение, произнес библейские слова: «Дух Божий, носящийся над бездною. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».
В основу сюжета картины «Бой в Хиосском проливе» (1848) положен эпизод исторического сражения между русской и турецкой эскадрами, состоявшегося 24 июня 1770 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Написанную тогда картину «Хаос.
Художник никогда не снисходил до подробностей, он высоко парит над буквальной правдой». Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши», написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Развитие национальной темы в музыке продолжил младший современник Глинки Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869).
Столь же активны его поездки по Европе. Бывая в монастыре на острове Святого Лазаря в Венеции, Айвазовский останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который приезжал туда для изучения армянского языка. Ведь море все время меняется и того, каким оно было минуту назад, уже никогда не будет. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва. Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым.
Да и сама жестикуляция, взывающие жесты (к кому. Несомненный интерес в этом отношении представляет работа 1894 года «Кавказские горы с моря».
На его постаменте лаконичная надпись: "Феодосия – Айвазовскому". В две недели Айвазовский решил всё дело. Кавелин, – отображать подобные представления «с возможною приблизительностью». У него остался единственный выход – общество.
Она мерцает едва уловимым миражем. Мастерство картины Среди волн – плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Кроме того, он усматривал в живописной стихии Айвазовского столь высоко ценимую им «живую форму», без которой он не мыслил проявления творческого духа. В конце 70-х русская эскадра заперла турецкий флот в Чесменской бухте и практически уничтожила его.
«Никто из художников в России не находился на такой высоте, чтоб заинтересоваться трагедией мироздания, мощью и красотой стихийных явлений». Впервые в составе выставки полно и разносторонне представляется графическое наследие Айвазовского. Из всех наблюдаемых в земных условиях «природ» лишь море представляет природу, творящую оптические иллюзии видимого так, как творит их художник-художник на поверхности холста. В 1854 году художник пишет огромную картину «Осада (бомбардирование) Севастополя» и дарит её севастопольскому музею.
Хаос Айвазовского удостоился чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Имя Ивана Константиновича Айвазовского -- одно из самых популярных в русском искусстве. Им немыслим счет. Его герои находятся во власти судьбы, рока.
Дистанция между миром художника (и зрителя) и миром картины сломана – в результате те же структурные элементы (скалы, корабли и т. д. ), приобретая относительно больший, чем у французов, масштаб, начинают казаться абсолютно игрушечными, лилипутскими. Ему было подарено судьбой более шестидесяти лет полноценной творческой жизни. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Писатель, поэт стали заметными фигурами в обществе. ".
Если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Романтические черты творчества Айвазовского особенно ярко проявились в картине «Девятый вал», написанной в 1850 году. «Мой адрес— всегда в Феодосии», сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову25.
Навстречу им поднимается очередная волна, которая является центром композиции картины. Работал в Крыму, Италии, посетил также Францию, Англию и ряд других стран.
Просто каждый – это отдельная комната в его Вселенной-квартире и, отправляясь путешествовать по разным широтам, герой – alter ego художника совершает попросту, если использовать название раннеромантического романа Ксавье де Местра, «Путешествие по моей комнате». Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга.
Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение Н. В. Гоголя «Мертвые души», названное самим писателем поэмой. Иван Айвазовский (настоящее имя — Ованес Айвазян), происходивший из семьи разорившегося армянского купца, вырос в культурном разноцветье, во многоязычной Феодосии, где жили армяне, татары, русские, турки, греки. Мастерство Айвазовского росло чрезвычайно быстро.
Благородная ложь послужила во спасенье и ребёнок был пощажен. Так, например, в начале 1860-х годов в одной из рецензий, напечатанных в «Санкт-Петербургских ведомостях» и посвященной обзору Всемирной выставки в Лондоне, где принимали участие и русские художники, Стасов писал: «Русские ландшафты заслуживают более места, чем мы можем отвести им. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Красочный слой на картинах Айвазовского нанесен с тонким расчетом и большим артистизмом.
И все же его попросили высказаться на сей счет. В молодости он часто пользовался рисунками для композиции картин без всяких изменений.
Уверенность в том, что они его совершат, вызывается в зрителе эмоционально – колоритом произведения. Я видел выставку Айвазовского – отличный художник». По мнению искусствоведа Бенуа, в работах И. К. А слава «гражданина мира», равно как «географические фанфаронады» («от Перми до Тавриды, // От финских хладных стен до пламенной Колхиды») непременно должны были сопутствовать и действительно сопутствовали при всех дворах чрезвычайному и полномочному представителю стихии, занимающей большую часть планеты.
Другой выдающейся победе русского флота в той же войне посвящена картина «Чесменский бой» (приложение 6). Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. Это, как тогда говорили, «порядочный человек», человек хорошего тона. Юлия Гревс – дочь петербургского врача, гувернантка.
Причины, побудившие его к этому, носили сугубо материальный характер. Школа состоит под властью и покровительством императорской Академии художеств. Не менее прославленным портретистом был Василий Андреевич Тропинин (1776–1857), сын крепостного крестьянина, сам он освободился от крепостной зависимости в возрасте 45 лет. Айвазовского в большей степени проявились романтические черты – изображение внутреннего мира, Айвазовский как никто другой из русских изучил «душу» моря, с его стихийностью, неспокойствием. Большинство зрителей привычно воспринимают Ивана Айвазовского как основоположника маринизма в России, автора «Девятого вала».
Его можно поставить наряду с лучшими европейскими маринистами. ДЕТСТВО Ваня родился и жил в доме, увитом виноградом, у самого моря, на окраине Феодосии. Картины Айвазовского копировали начинающие А. Саврасов, И. Шишкин, А. Куинджи. Школа разделяется на два отделения: 1) приготовительное, 2) художественное. Его упрекали в повторяемости и излишней красочности сюжетов. Мудрые люди говорили, что человек никогда не устанет смотреть на воду и огонь.
Здесь он прожил долгую и счастливую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. В школу приглашаются ученики всех свободных и даже из. Иначе как романтическими нельзя назвать и ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841). Они славились легкостью стихосложения и мелодии на любую заданную тему. Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы.
Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848), значение творчества которого выходит далеко за пределы узколитературоведческих вопросов. О том же напоминал своему молодому другу его покровитель и доброжелатель А. Р. Художника захватывали грандиозность волновавшей его тайны возникновения Вселенной и восторг от великолепия космоса.
Не менее известным произведением является картина Айвазовского – «Среди волн» – написанная в 1898 году. Живописные полотна Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), К. Д. Фридриха (Германия), С. Ф. Щедрина, О. А. Кипренского и И. К. Айвазовского (Россия) — лучшее, что создано в эпоху романтизма. Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник».
Среди волн как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины Черное море: если в одном случае изображено взволнованное море, в другом – уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии. Мастерство картины "Среди волн" – плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Необычным было не только ее наименование, но и тематическое содержание. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Помимо него представителями романтизма были поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский.
Учился в петербургской Академии художеств у М. Н. Воробьева (1833–1839). Особенно много работ, органично включенных в различные архитектурные ансамбли, было создано скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским (Колесница Славы на Триумфальной арке Росси, скульптурные группы у Горного института Воронихина и пр. ). Слова в этом языке не претендуют на воплощение сути, они схватывают признаки, факты и явления, поневоле случайные и передают их «с возможною приблизительностью».
Здесь есть блестящие сцены знаменитого Айвазовского иногда называемого русским Тернером. Айвазовского смело можно назвать «человеком мира». Картина Среди волн" написана именно таким методом.
Картина Радуга была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского. Его картина «Последний день Помпеи» стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Обращаясь к библейским сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии, он создал свой особенный и неповторимый стиль, полный мистики искренности и простоты. Очень часто они создают впечатление большой законченности его картин, написанных на самом деле очень широко, свободно и просто, но всегда с расчетом на такие завершающие живопись детали.
Его останавливала причудливая исключительность полотен художника. И. К. Айвазовский – уроженец Феодосии. Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814). «Создает музыку народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем», – считал М. И. Глинка.
Зритель, подобно этому крошечному кораблю, теряет себя в безграничном пространстве. Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым. Дальнейшее развитие литературы было граничит с укреплением позиций реализма.
Конец сороковых и первая половина пятидесятых годов XIX века ознаменовались рядом крупных для художника событий, оказавших решающее влияние на дальнейшее развитие его творчества и на судьбу самой Феодосии: женитьба в 1848 году, постройка в Феодосии художественной мастерской (школы живописи в Крыму), первые археологические раскопки в Феодосии в 1853 году26. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Основа романтики Айвазовского – это великая вера человека, пылинки вселенной, в природу и жизнь, неизбывная вера в родной народ, который в политических штормах XIX столетия упорно боролся за самоутверждение. Таковы его полотна «Свежий кавалер», «Сватовство майора».
Группа таких произведений – ноктюрнов – составляет отдельный раздел выставки. Идейная основа их творчества, конечно, очень отличается от романтизма Жуковского. Но с основателями «киммерийского» пейзажа их по-прежнему роднит преданность главной теме — природе Крыма, Черному морю. Первой художественно осмысленной разработкой этого принципа стала картина Саврасова 1871 года «Грачи прилетели», показанная на Первой передвижной выставке. В 20–30-х гг. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением абсолютно новым в русской живописи семидесятых годов. Маэстрия его живописи равно увлекает и простодушного зрителя и искушенного специалиста.
Каждый образ олицетворял собой героический характер нации и был подсказан художнику самой жизнью, свидетельствами очевидцев и непосредственных участников восстания. От тех прежних великолепностей в лучшем произведении Айвазовского «Среди волн» остается лишь грандиозный формат (284х429 см). Он христианин. Айвазовский всегда писал «из головы», позже даже без эскизов, реальность была лишь начальным импульсом для работы, его марины сродни музыкальной импровизации. Однажды апробированные сюжеты возникают вновь и вновь, подчас спустя десятилетия. Он же сказал: иди.
Берег моря» (1885). Айвазовский передает силу морской стихии с необыкновенным темпераментом. Врубеля и неоднозначное, но аналитически емкое – А. Н.
Пожар перекинулся на другие турецкие суда дело довершили русские корабельные пушки. Картина Чесменский бой (1848) представляет собой произведение жанра исторической батальной живописи. Но что дают нам эти знания, когда мы смотрим на картину «Среди волн» (1898), которую Айвазовский написал в возрасте 82 лет. Неповторимо небо, запечатленное художником в таких работах, как «Морской вид при луне» (1878), «Ночь на Черном море» (1879), «Лунная ночь.
Он впитал эти самые разные оттенки народных традиций и позже в его работах засветятся краски «восточной сказки» о море и зазвучит эхо древнегреческой эпической героики. Ему повезло в жизни и с друзьями и в искусстве и в личной жизни. Готовясь отметить 200-летие со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), которое случится ровно через год – 29 июля 2017 года, Третьяковская галерея открыла выставку произведений этого замечательного мастера – художника на все времена. Ге, М. А. Благодаря ему у армянской молодежи резко усилился интерес к живописи. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки на много десятилетий вперед.
«Между Феодосией и Петербургом» и «Весь мир ему был мал» – разделы, представляющие не просто географию поездок Айвазовского, а широту впечатлений, которые легли в основу его полотен. На свои средства и по собственному проекту построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского (здание музея взорвали отступающие из Крыма советские войска в 1941 году мемориал также был утрачен).
Во время Крымской войны (1853-1856) художник ездил в осажденный Севастополь, устраивал для защитников города выставку и уже на склоне лет написал картину-воспоминание «Малахов курган» (1893, ФКГА), сделав на обороте надпись: «Место, где смертельно былъраненъ Корниловъ». В середине 1860-х годов П. М. Известнейшее произведение этого периода – картина «Девятый вал» (1850). В тоже время отношение к успеху известного мариниста среди его же современников было неоднозначным.
Испытал особое влияние французской марины классицизма. Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Он как – то подметил, что фигуры на картине Айвазовского освещены солнцем с двух сторон.
Первая его картина, выполненная еще в стенах Академии, так и называлась «Этюд воздуха над морем».
Папа Григорий XVI приобрел для Ватикана картину Айвазовского «Хаос», при том что в музее Ватикана хранятся только признанные мировые шедевры. В письмах, записях, он также не выходит, так сказать, на «диалог с вечностью». В ней преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Русский флот потерял тогда 11 человек, когда турки – 10 тысяч. Появлению такового послужило назначение Айвазовского в 1844 году «живописцем Главного морского штаба».
Вода кажется прозрачной, она как будто светится изнутри, вбирая в себя клокочущую ярость волн, а значит, давая хрупкую надежду на спасение. Его метод работы способствовал этому. Зрелым мастерством отмечена картина «Море» (1864). Айвазовский оказал влияние на русских пейзажистов. Так, емкие, меткие оксюмороны, которыми описывали в конце XVIII века возвышенное («приятный ужас» Аддисона, «страшная краса» Державина), Боткин заменяет «эфирной, поражающей поэзией» – выражением столь же рыхлым по смыслу, сколь и трескучим.
Часто он становится свидетелем жестоких кровопролитий и войн, трагических судеб целых народов.
флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили. Пейзажи Айвазовского неравноценны по мастерству исполнения. И. Н. Таким образом, конкретизируя сказанное вначале из того крайне противоречивого конгломерата идей и духовных посылок, на котором возрос романтизм, Айвазовский (а вместе с ним и эпоха) извлекает те, что романтизмом в его развитии были отброшены, реанимирует их, подрывая романтизм в самых сущностных его аспектах. Близкий конец испытания предвещает и начинающийся день. И. К.
На картине изображён турецкий корабль в момент взрыва так эффектно, будто бы это иллюминация турецкие моряки пытаются спастись на обломках корабля (в этом видны академические истоки живописи художника) Айвазовский вводит холодный свет луны, как контраст огненному зареву шлюпка с корабля «камикадзе» приближается к флагману русского флота. В этом произведении художник сумел создать романтически приподнятый и предельно проникновенный образ моря (приложение 2). Имеются три варианта эскиза к последней его картине "Взрыв корабля".
Петр сказал ему в ответ: Господи. То есть насчет способности Айвазовского выгодным образом опустошать счета заинтересованных лиц. Развитие скульптуры тесно граничит с развитием архитектуры. В сюжетном и композиционном отношении она близка к знаменитой картине «Девятый вал», однако отличается от нее сдержанным цветовым решением. Создавал полотна на темы армянской культуры ("Посещение Дж. Построенная не по хронологии, а по тематическим разделам, экспозиция акцентирует внимание на наиболее значимых произведениях и позволяет увидеть Айвазовского не только как автора «дивной прелести штиля – гладкой зеркальной сонной стихии», но и как мастера больших значительных тем. Тропинин является создателем одного из прижизненных портретов А. С. Пушкина (1827 г. ).
С удовлетворением и гордостью он писал из Парижа в 1842 году, что «здесь хорошо приняли меня лучшие художники Гюден и прочие». Но у Айвазовского этот персонаж оказывается показательным образом сдвинут вбок, как бы освобождая место для зрителя приглашая его войти в картину, встать рядом и вместе полюбоваться возвышенным зрелищем – этот композиционный сдвиг присутствует даже в такой вещи, как «Утро на море» (1849, Павловск, музей-дворец) – откровенном парафразе фридриховских «Периодов жизни» (ок. 1835, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Работа над ней протекала у него быстро и легко. Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей. Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее». Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега.
Картина «Радуга» Айвазовского представляет собой новый этап не только в творчестве художника, но и в жанре русского морского пейзажа. И будто вырастают из темной, почти черной глубины моря таинственные силуэты скал. Крошечные размеры человеческих фигур несопоставимы с грандиозными масштабами гор и лесов, безбрежностью морской глади или неба. В древности считалось, что в идущих волнах самой сильной является девятая волна.
Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Сотворение мира» он подарил папе римскому Григорию XVI. Заказывая как-то картину одному из художников, П. М.
Интересно, что на картине «Араратская долина», как и на некоторых других работах, художник расписался на армянском языке. Вдохновение они черпали в рыцарских романах Средневековья, старинных легендах в переложении современных поэтов-романтиков, поэзии Данте, драматургии Шекспира. Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее». Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» – своей мечты и идеала. 15 сентября 2007 года в пригороде Санкт-Петербурга Кронштадте на Макаровской набережной был установлен бюст художника (приложение 9). Над морем нависло тяжелое свинцовое небо в грозовых тучах. Иван Крамской называл И. К. Айвазовский восторженно писал победы русских моряков.
В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину Радуга. Штиль» 1843 г. и др. Отдельно необходимо сказать о Феодосийской картинной галерее имени И. К.
Не случайно В. А. Жуковским была переведена «Одиссея» Гомера. Третьяков писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть – это дело художника. » Нельзя точнее выразить кредо русского реализма применительно к пейзажу. Русская пейзажная живопись почти не соприкасалась с традицией «мятежного» романтизма.
Его эпоха постоянно тянулась к интеллектуальному наследию XVIII века и ей очень кстати пришлось бы разъяснение Стерна о локковом «Опыте о человеческом разуме» : «Книга эта, сэр, посвящена истории того, что происходит в человеческом уме и если вы скажете о названной книге только это и ничего больше, поверьте, вы будете в метафизических кругах далеко не последним человеком». От красоты захватывало дух. Человек не сдается, человек победит – в этом девизе художника отразились народный оптимизм и жизнестойкость. Брюллова, кумира Айвазовского. Более половины его работ – это виды штормового моря.
Но, как бы то ни было, к евангельскому сюжету «Хождение по водам» он обращался с верным постоянством и в разные годы сделал шесть вариантов картины. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств).
Наследие его огромно. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Картину художник исполнил за 11 дней. Ночные марины Айвазовского исполнены поэтическим томлением. А это, в свою очередь, предполагает наиболее ценным абсолютно иное качество человеческой натуры, которое и сделало героя Айвазовского (и зрителя его картин) героем эпохи.
Но здесь как раз и заключено важное противоречие. На этом необычном фоне художник изображает маленькую фигурку монаха, оказавшегося один на один с величественной Природой. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Венецианова привлекало изображение деревенской жизни. Самый известный маринист -- Иван Константинович Айвазовский.
Через его мастерскую прошли многие ученики. 17 (29)июля1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна»7. Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский (1782–1836). Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых выразительных средств в музыке.
Тип такого художника-виртуоза сформирован романтической эпохой (Паганини, Лист или тот же Брюллов). Свою третью поездку в Константинополь И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. Айвазовский интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, руководил раскопками более 90 курганов (часть найденных в них предметов хранится в Эрмитаже). Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Ребёнок этот был отец мой. Не одно поколение исследователей всматривается, «препарирует» глазом и использует самые современные инструментальные методы, чтобы проникнуть в «тайну» работы живописца, понять особенность его красочных соединений, создающих прозрачность волны, глубину морской бездны.
Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Они шумят в миноре». Глинки, в Италии он еще застал знаменитых неаполитанских импровизаторов.
Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». С одобрением отозвался о них Пушкин, встреча с которым на одной из академических выставок произвела неизгладимое впечатление на молодого художника.
«В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Несколько необычным для его творчества является полотно «Данте и художник» (1893). О нем с восторгом и благоговением говорили как художники, так и писатели.
Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. В 1893 году, спустя почти 40 лет после окончания Крымской войны, Айвазовский пишет картину «Малахов курган»— дань памяти героям обороны Севастополя. Так, создавая Михайловский дворец (ныне Русский музей), Росси организовал площадь перед дворцом, наметив эскизы фасадов, выходящих на площадь домов, спроектировал новые улицы, связавшие дворцовый комплекс с окружающей городской застройкой, Невским проспектом и пр.
И здесь же Коровин приводит слова Врубеля: «Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту». И все же в поздних его произведениях – «Черное море», «Среди волн» – есть нечто, незаметно отдаляющее их от всего, создававшегося прежде. Любил путешествовать, но с 1845 работал преимущественно в родном городе. Айвазовский. Персональная выставка большого мастера собирает произведения из многих коллекций, где картины живут своей жизнью.
В статьях, посвященных творчеству Пушкина, Белинский подчеркивал, что Пушкин был первым поэтом, увидевшим красоты природы не в роскошных пейзажах Италии, а в скромных ландшафтах родной страны. О пейзаже Шишкин говорил, что это самый молодой вид живописи. Свойственная позитивизму усредненность жизненных представлений вкупе с установкой, что «художественное творчество не должно иметь иной задачи, кроме верного воспроизведения фактов и явлений, вызывающих те или другие представления», собственно и объясняют разительное сходство марин Айвазовского с шишкинскими лесными далями имея в виду и одноименную картину и творчество в целом. В его графических изображениях покоряют точность рисунка изысканность линии, в сепиях и акварелях – спокойное благородство тона. Наиболее яркой интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Созданию этого монументального полотна он посвятил двадцать лет (1837–1857 гг. ) В процессе работы над картиной было создано огромное количество набросков и эскизов имеющих самостоятельную художественную ценность. Сам же художник в конце жизни, отвечая журналисту Н. Н.
Лазареву, компас, большой глобус звездного неба и макеты знаменитых парусников, среди них «Двенадцать Апостолов». РОД АЙВАЗОВСКИХ Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворг) и Рипсиме Гайвазовских. Общий колорит полотна полон торжествующего оптимизма.
Айвазовский Иван Константинович (Ivan Aivazovsky), русский художник. "Среди волн" как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины "Черное море": если в одном случае изображено взволнованное море, в другом – уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии. И, когда вошли они в лодку, ветер утих (Мф 14: 24–32). – как ему заблагорассудится». Восторг налицо, но очевидна и абсолютно иная его природа.
Вольная стихия природы в ней выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Иван Константинович Айвазовский (1817 — 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Впоследствии была написан картина «Посещение Байроном мхитаристов».
От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Совсем по другому складывалась судьба другого великого живописца эпохи Александра Андреевича Иванова (1806–1858). Статьи в русских газетах и журналах конца 1830-х годов (их автором, как правило, был издатель «Художественной газеты» Нестор Кукольник) полны восторженных похвал первым самостоятельным шагам ученика Академии художеств Ивана Гайвазовского. В судьбе Ивана Константиновича значительную роль сыграли вполне конкретные человеческие связи и покровители.
В настоящее время коллекция произведений художника насчитывает 417 единиц хранения. Айвазовского в Феодосии. Он был затоплен в Севастопольской бухте 26 сентября 1855 года. Человек стал самодостаточен, замкнулся в собственном довольстве, о чем Кавелин прямо и говорит: «Вы требуете и абсолютно справедливо, чтобы он (актер) выражал не свои личные чувства, до которых вам нет никакого дела, а точно, правдиво воспроизвел на сцене ту роль, которую он взялся представить». В общем-то, Иван Айвазовский быстро сходился с людьми, у него был золотой характер, остроумен, красив, везунчик по жизни.
На полотне запечатлен драматический момент. Среди большого числа земных ландшафтов, выполненных Айвазовским, выделяются своими бравурными панорамическими эффектами циклы картин, навеянные впечатлениями от путешествий по Украине и Кавказу (1850-60-е гг. ). Парижский гамен неистово размахивает пистолетами. Маринизм. Природу пытаются увидеть и запечатлеть в том облике, который в силу своей привычности, стертости не запоминается из-за отсутствия в нем того, что называется «видом». Популярность этой картины сравнивают с популярностью произведения Брюллова «Последний день Помпеи».
Исполненные в разные годы, они являются свидетельством глубочайшего восхищения прославленного мариниста доблестью русских моряков. Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. В силу чего, например, Айвазовский умудрился завоевать такой завидный непреходящий успех. Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте).
2. В этом неоднократно упрекали Айвазовского и маститые критики (В. В. Здесь подмечено важное предромантическое качество искусства Берне – стремление экстраполировать свое «Я» на окружающий мир. Зрительная память сохраняла на долгое время самое главное, существенное, очищенное от случайных, ненужных деталей представление о поразивших художника впечатлениях и он смело переносил их на полотно.
Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей. Это весьма симптоматично. Возникает ситуация, которую применительно к романтизму описывает Н. Я. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Действительно, в мире очень скоро воцарился человек, верный завету Конта: «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель», гордый победитель природы, достойный наследник века Просвещения.
Такова картина «Зима» (1895). В этом смысле то, что обычно у Айвазовского называют штампом, шаблоном – все эти лодки, снасти, скалы, замки, – можно рассматривать как элементы такого языка, своего рода художественное арго.
Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика. Пейзаж в силу того, что выражает современное мирочувствие не иначе как в диалоге с натурой, а не с жизнью, увиденной сквозь газетные и журнальные столбцы, сохранял в контексте художественных представлений второй половины XIX века память о живописи как отрасли пластических искусств или о том, что, как выразился впоследствии Врубель, «форма – главнейшее содержание пластики». Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. В возникновении мелодии или стиха непосредственно перед слушателями привлекала видимая легкость рождения законченного произведения, когда артист в собранности напряжения «чувствовал приближение Бога». Критика дружно отмечала разрыв с классической традицией и сочла такую трактовку евангельского сюжета явно неприличной. «Братство прерафаэлитов», просуществовавшее менее 10 лет, стало одним из самых ярких событий в художественной жизни середины XIX в. Оно оказало огромное влияние на изобразительное искусство вплоть до середины XX столетия. Значительный вклад в создание образов романтического героя внёс русский портретист Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836).
Начиная с ранних итальянских лет, его поездки были связаны с жаждой познания. Третьяков, увлеченный живописью Айвазовского, обращался к художнику с просьбой: «дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант». Академизм присутствует в картине.
Спешить такому путешественнику некуда. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громадную волну – девятый вал, – готовую обрушиться на группу людей ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля. Среди именитых знакомых Айвазовского Пушкин, Крылов, Жуковский.
Это сын мой. Иначе показал радугу Айвазовский. На них изображен бурный прибой в зимний ветреный день. Взгляд зрителя скачет с предмета на предмет, ни на чем особенно не останавливаясь, это взгляд наблюдающий, оценивающий, но не созерцающий. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью.
В рамках этой «комнатной» эстетики вполне понятно странное на первый взгляд сочетание «эффекта присутствия», фрагментарности и жесткой выстроенности его пейзажей. В сюжете картины гребень девятого вала поднимается грозно над людьми, пытающимися спастись на обломках корабля. — Ред. ) Айвазовского восхищенные стихи и турецкие султаны и папа Римский, наградивший художника золотой медалью за картину «Хаос», на что шуткой отозвался Гоголь: «Пришел ты, меленький человек с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане». Эти произведения – вершина живописного мастерства Айвазовского. Я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей».
В маринистике Айвазовского манифестируется предустановленное романтизмом тождество темы (предмета изображения) и метода (способа сотворения зримого подобия этого предмета). Он хорошо владел многими способами наложения краски на полотно. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры. Чегодаев.
Очень ярко это отразилось в одной из ранних батальных картин "Чесменский бой", написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению. Работа над ней протекала у него быстро и легко. По Рейну через Швейцарию он едет в Голландию, «где мне было очень интересно по моей части, затем в Лондон, где видел все замечательное». Искусство твое высоко и могущественно, так как тебя вдохновляет Гений".
В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения – здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). Нельзя забывать, что в творчестве художника весьма заметную роль играет иносказательность. Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе.